Codenrock Stories #1: о поиске себя в IT, хакатоне в церкви и важности бизнес-составляющей на питче проекта

Codenrock – это платформа для IT-мероприятий с 10К+ сообществом разработчиков. Для формирования культуры технических конкурсов в России и создания IT-комьюнити мы запускаем проект Сodenrock Stories, в рамках которого будем проводить интервью с коллегами из индустрии, чтобы делиться с вами лайфхаками, историями успехов и ошибок.

В первом выпуске мы поговорили с Михаилом Кузнецовым, участником хакатона Tele2 Solutions Days, о развитии в IT, хакатоне в Италии и что делать, если участники команды отваливаются во время работы над проектом.

<i>На фото Миша Кузнецов стоит первым с правого края</i>
На фото Миша Кузнецов стоит первым с правого края

— Миша, расскажи о себе. Как ты понял, что хочешь работать в IT-индустрии и как ты к этому шел? Чем сейчас занимаешься?

— В конце 11 класса я решил сдавать физику и информатику. После сдачи экзаменов поступил в вышку (НИУ ВШЭ – прим. Codenrock) на инженерный факультет. И где-то на третьем курсе я пришёл на работу в Accenture, это IT-консалтинг, где до сих пор работаю. Но на четвёртом курсе я понял, что занимаюсь не совсем тем, что мне нравится. Точнее, что мне ещё предстоит узнать, что мне нравится. И после того, как закончил диплом, я ещё на год уехал в Италию учиться программировать под iOS. Это была программа, которая развивала тебя совершенно с разных сторон. Нас учили больше не как программистов, а именно девелоперов – преподаватели рассказывали много интересных вещей, которые были связаны не только с кодингом. Сейчас я вернулся и продолжаю работать в Accenture аналитиком. Хотя понятие аналитика очень растяжимо: я могу работать с консолью, могу работать с виртуальными машинами параллельно.

— А что за программа была в Италии? Как ты о ней узнал и как ты туда попал?

—Это был июль прошлого года. У меня закончилась учёба, и я начал искать себе программы. Мне хотелось чего-то интересного и нестандартного. Во время поиска я нашёл программу Apple в Tinkoff журнале. Cначала не поверил, что могу туда поступить. Подал документы, съездил написал экзамен … прошёл! У меня была возможность взять ещё один год на работе, чтобы поучиться – и я уехал.

— Расскажи про свой опыт участия в хакатонах. Сколько посетил? Или это был первый?

— У меня было всего 2 хакатона. Мой самый первый хакатон был в Италии, где мы вместе с Лёшой (участник команды Михаила на хакатоне Tele2 Solutions Days – прим. Codenrock) были в одной команде. Тогда мы презентовывали свой проект для итальянских железных дорог Trenitalia. И наша команда, кстати, выиграла. В первый день у меня было постоянное желание закончить и не продолжать (смеётся), потому что я понимаю, сколько сил может быть на это потрачено. Но в итоге, если ты перебарываешь себя и остаёшься, то это заслуживает того времени, которое тратишь.

— В Италии это был офлайн-хакатон?

— Да. Это было очень странно, потому что мы сидели в огромной церкви эпохи классицизма – над тобой алтари, золото, лепнина, свечи, а ты сидишь за обычным пластиковым столом. У меня это был ещё первый опыт работы в команде на английском языке. Это было просто… Мозги реально вылетали, потому что было сложно переключаться на другой язык. Но в итоге у нас всё получилось очень здорово, так как у меня была классная команда: крутой дизайнер и хороший бэкендер Лёша.

— Они были из твоей школы?

— Мы вместе учились, да. Я пришел на хакатон и встретил Лёшу. Мы нашли себе ещё одного парня в команду. В итоге нас было четверо, но четвертый человек оказался балластом и ничего не сделал. Втроем мы очень круто поработали и придумали приложение, которое понравилось Trenitalia.

— Оно пошло потом в работу?

— Насколько я знаю нет, но какие-то, из наших идей, реализованных в этом приложении, они взяли.Чем больше мы с ними общались, тем более конкретное ТЗ они нам давали, прям супер конкретное. И мы представили приложение на основе их наработок – то, что они хотели видеть.

— И что тебе по сравнению кажется лучше: прошлый хакатон, где у тебя было почти полное ТЗ, или Tele2 Solutions Days, где был полёт фантазии?

— Не важно, дали тебе конкретное ТЗ или у тебя просто полёт фантазии. Главное – команда, с которой ты работаешь. Сейчас у нас был не полный полёт фантазии, у нас была попытка придумать что-то, чтобы оно работало. Нам не хватило больше того, что от нас ждали какие-то бизнес-предложения – а мы придумали техническое предложение.

— Если сравнивать онлайн- и офлайн-хакатон, что тебе больше понравилось?

— Конечно же, офлайн. Офлайн гораздо проще по общению.

— А с другими участниками команды на Tele2 Solutions Days вы работали удаленно или встречались на время хакатона?

— Мы все удалённо работали, так как живем в разных городах. Это было сложно, потому что у нас вообще отрубилось два человека из четырёх. То есть мы всё с Лёшей делали вдвоём. Он делал код, а я пытался сделать так, чтобы у нас была презентация и дизайн-решение более-менее. И в итоге оказалось, что это самая слабая часть этой работы.

<i>Участие в онлайн-хакатоне Tele2 Solutions Days</i>
Участие в онлайн-хакатоне Tele2 Solutions Days

— Почему у вас отвалились участники?

— У них были какие-то дела. А один из них был просто не готов участвовать в хакатонах. Он, когда услышал, что нужно участвовать ночью, сказал «ночью я обычно сплю» и отключился. Мы посмеялись, конечно, над этим. Потом очень взгрустнули, что нас было четверо, а стало двое. Должна быть какая-то культура, человек должен всё-таки решиться потратить своё время – 36 часов, 48 часов – чтобы прям не отвлекаясь над чем-то работать. Не все готовы так сделать, далеко не все…

— Какой совет ты можешь дать командам, у которых отваливаются участники?

— Я думаю, что основной момент здесь в том, чтобы понять, какие функции выполняли эти участники и как ты можешь их заменить. И сделать минимальный необходимый вариант по этим участникам: то есть если отвалился дизайнер, то ты говоришь «окей, у меня отвалился дизайнер, значит мне нужен максимально простой дизайн». И если ты не обладаешь экспертизой в этом вопросе ни в коем случае не нужно стараться проявить себя во всем, особенно, в чем ты не разбираешься. Сделай простой дизайн и объясни жюри, что у тебя нет дизайнера.

— Расскажи о своей мотивации участия в хакатоне Tele2 Solutions Days?

— Во-первых, у меня был успешный опыт. А во-вторых, я сейчас не работаю как iOS-разработчик, и мне захотелось попрограммировать под iOS. И ещё я думал, что мы сейчас тут заработаем, но не получилось.

— Ты, получается, тимлид команды. Как распределял роли? Как организационная работа строилась?

— Мне кажется, было иногда сложно… На самом первом хакатоне в Италии у нас была сложность в том, чтобы договориться и привести всё к общему знаменателю на английском. Тут такой проблемы не было. Поэтому моя задача как тимлида была просто в том, чтобы мы успевали по дедлайнам. Если остаётся где-то час, то ты говоришь «ребята, давайте покажем то, что у нас сейчас есть, и приведём это к логическому завершению, а потом можно работать дальше”. Наверное, как тимлид я не совсем успешно с этим справлялся, потому что не так часто получается с этим работать.

— Поделись своими общими впечатлениями от хакатона, узнал ли ты что-то новое для себя? Прокачал какие-то скиллы?

— Мне очень нравится презентовывать. Наверное, я не совсем ожидал, что хакатон в России будет настолько про бизнес, что даже когда у тебя нет технического решения, но есть бизнес часть, ты можешь вытащить. Вот это, наверное, моя вина, что я не знал об этом. Мне понравилось снова работать со Swift и когда эксперты давали фидбэк.

— Расскажи про свои планы на будущее?

— Я бы хотел поработать iOS-разработчиком. Но это прям на короткой дистанции.

— Планируешь ли ты ещё участвовать в хакатонах? Может, зарегистрировался уже?

— На данный момент мы никуда не регистрировались. Но я планирую чуть попозже ☺

<i>Михаил Кузнецов</i>
Михаил Кузнецов

Если ты хочешь стать нашим героем или есть волнующая тебя тема для следующего интервью, пиши в телеграм

Следить за всеми новостями, конкурсами, онлайн-мероприятиями и хакатонами можно в Telegram, VK, Facebook.

77