Как из одного бензовоза появилась компания с 12 направлениями бизнеса и сетью АЗС на 100+ заправок

В 90-е предприниматель из Татарстана купил бензовоз, который конкуренты не раз закидывали кирпичами. К тому же случился дефолт, поэтому покупатели не всегда могли оплачивать топливо. И всё же из ИП с одним бензовозом появилась сеть заправок IRBIS с собственными нефтебазами и лабораториями. Как удалось пробиться в суровые 90-е и выйти на новый уровень — читайте в статье.

Как из одного бензовоза появилась компания с 12 направлениями бизнеса и сетью АЗС на 100+ заправок

Привет! На связи группа компаний IRBIS — мы работаем на рынке нефтепродуктов с 1998 года. В составе организации 12 направлений бизнеса, одно из них — сеть АЗС под брендом IRBIS, которая представлена в 11 регионах России. В статье расскажем о пяти ценностях, которые помогли компании пройти путь от АЗС по франшизе до крупнейшей частной сети, которая сама стала франчайзером.

Ценность 1. Качество

Идея открыть нефтебизнес появилась у Рината Назиповича Гаптельхакова в 90-х. Вот как он сам рассказывает эту историю:

«После окончания энергетического института я работал теплотехником на КМПО. Это было начало 90-х, а вы сами знаете, какие были тогда времена, на одну зарплату не проживешь. Приходилось подрабатывать ремонтом кондиционеров, установкой металлических дверей. Помню, как возил их на стареньком запорожце. И получилось так, что устанавливал дверь знакомому, он и предложил перейти в компанию „Акос“, где работал. Дело было в 1994 году. Предложили возглавить новое бензиновое направление. Я согласился.

Тогда, чтобы заниматься розничной продажей топлива, требовалась лицензия, а выдавал ее в Татарстане единственный монополист — „Татнефтепродукт“. Получить лицензию у них было очень сложно, ведь им не нужны были конкуренты, даже список документов, необходимых для получения лицензии, был тайной за семью печатями. Но мне удалось одному из первых в республике получить этот документ».

В 1998 году Ринат Назипович Гаптельхаков организовал юридическое лицо, собственную фирму, где был единственным сотрудником и директором в одном лице. Тогда же он купил первый бензовоз, который и стал отправной точкой для будущей компании IRBIS. Когда случился дефолт, приходилось работать по бартеру. Один из клиентов оплатил топливо землей, на которой позже построили АЗС.

Основатель вкладывал в развитие бизнеса все заработанные деньги. Благодаря этому компания росла, как и количество бензовозов. Появилась новая проблема — нехватка сотрудников. Шеф начал собирать команду: одни искали клиентов, другие сопровождали транспорт с топливом, третьи вели учет и бухгалтерию.

Основатель ГК IRBIS Ринат Назипович Гаптельхаков слева и генеральный директор ГК IRBIS Ирек Хасбиуллович Валиев справа 
Основатель ГК IRBIS Ринат Назипович Гаптельхаков слева и генеральный директор ГК IRBIS Ирек Хасбиуллович Валиев справа 

Совместная работа привела бизнес, который работал по схеме «купи-продай», к открытию первой АЗС на трассе М7. Станция появилась в 2001 году и отличалась от других АЗС того времени. У основателя было понимание, что человек, который находится в пути, как правило, один раз в день заправляется, а каждые 2–3 часа хочет перекусить и отдохнуть. Именно поэтому Ринат Назипович строил первую станцию с большой инфраструктурой и широким перечнем услуг. Постепенно АЗС обрастала отелем, парковкой, магазином, чтобы водители могли не только заправить авто, но и отдохнуть.

Первая АЗС была расположена на трассе М7 на объездной г. Казань
Первая АЗС была расположена на трассе М7 на объездной г. Казань

Никто не знал, будет ли удачной новая концепция в плане финансов, но шеф верил в нее и повторял своей команде: «Не гонитесь за большими деньгами, работайте честно и качественно». Эти слова стали негласным лозунгом компании.

В 2001-м была открыта первая АЗС под брендом «ТранзитСити». Название было выбрано неслучайно: «ТранзитСити» — это городок для транзитников, где любой человек в пути может закрыть свои потребности и получить необходимый сервис.

С 2003 года компания начала работать по франшизе нефтяной компании. Так проще было выжить среди конкурентов и при этом открывать новые станции. Топливо приходилось возить с разных нефтебаз, поэтому контролировать качество бензина было сложно. Основатель понимал, что без хорошего топлива у бизнеса не будет будущего, а уверенность в качестве бензина зависела от полного контроля его закупки и доставки с НПЗ на АЗС.

У компании уже были бензовозы, но не хватало нефтебазы. Первую купили в 2006 году. Она снабжала быстрорастущую сеть заправочных станций и стала стоянкой для бензовозов. Через два года получилось купить еще три АЗС и нефтебазу на 16 тысяч тонн топлива. Благодаря собственной инфраструктуре компания получила уверенность в том, что топливо на АЗС будет соответствовать высоким стандартам.

После покупки нефтебаз бизнес начал расти, открывались новые заправочные комплексы   
После покупки нефтебаз бизнес начал расти, открывались новые заправочные комплексы   

Ценность 2. Инновационность

Под франшизами крупных федеральных брендов компания выросла до 13 АЗС к 2013 году. Но нестабильность условий сотрудничества, ограничения возможностей по реализации идей и улучшению бизнеса сковывали развитие. Было принято решение отказаться от франшиз и развивать сеть АЗС под собственным именем.

На создание бренда ушел год, а в название компании был заложен глубокий смысл. Для клиента IRBIS — это полная защита. Попадая на территорию IRBIS, вы всегда будете в безопасности и комфорте. Для конкурентов — завоеватель новых территорий с честной конкуренцией, для партнеров — надежность и выстраивание долгосрочных отношений.

Большие изменения в компании произошли благодаря изучению опыта европейских компаний, развивающих придорожный сервис, и знакомству в Германии с владельцем сети автокомплексов Карлом Хайнцем Шнайдером. Компания переняла многое из опыта Карла Хайнца: изменились генеральные планы заправочных комплексов, для удобства водителей были разграничены легковые и грузовые потоки автомобилей, расширились зоны отдыха и питания, появились дополнительные виды услуг, например, грузовые шиномонтажи, паркинги и т.д. Теперь водители могли купить всё, что понадобится им в дороге: от антифриза и еды до предметов первой необходимости вроде минимального медицинского набора и сменной одежды.

Владелец Rasthof Herbolzheim рассказал, как работают АЗС в Германии и чем они удобны для водителей 
Владелец Rasthof Herbolzheim рассказал, как работают АЗС в Германии и чем они удобны для водителей 

Команда IRBIS посетила не только Германию, но еще и Люксембург и другие страны, где перенимала опыт сотрудников и изучала решения на заправках. Сейчас у IRBIS есть заправки с детскими и спортивными площадками, беседками, где водители и пассажиры могут отдохнуть после дороги. Появились АЗК с душевыми, постирочными и парикмахерскими. Список объектов продолжает расти, по запросам водителей в некоторых регионах на новых станциях появятся молельни.

В крытых беседках могут отдохнуть водители и пассажиры — для этого необязательно покупать кофе на АЗС или заправлять машину 
В крытых беседках могут отдохнуть водители и пассажиры — для этого необязательно покупать кофе на АЗС или заправлять машину 

Ценность 3. Открытость

Любой водитель может оставить предложение по улучшению сервиса на заправке IRBIS или честно рассказать о том, чем остался недоволен. Сеть меняется и улучшается на основе пожеланий клиентов.

Также Ринат Назипович регулярно посещает АЗС IRBIS. Он запросто подсаживается к дальнобойщикам во время обеда, расспрашивает, чего им не хватает на заправках. Водители не всегда понимают, почему человек со стороны задает так много вопросов, и только в конце беседы узнают, что обедали с владельцем компании. После таких бесед у шефа появилось много контактов дальнобойщиков, которые до сих пор могут написать ему свои предложения.

Так у компании появилась собственная кулинария и пищевые цеха, откуда свежие блюда и полуфабрикаты поступают на заправки и придорожные кафе. У компании татарские корни, поэтому клиенты АЗС могут попробовать не только классические, но и национальные блюда: эчпочмаки и традиционный элеш с курицей.

Элеш — это известное блюдо татарской кухни. Он напоминает горшочек из сдобного теста, в котором запекается сочная курица с картофелем и луком
Элеш — это известное блюдо татарской кухни. Он напоминает горшочек из сдобного теста, в котором запекается сочная курица с картофелем и луком

При заключении договоров с подрядчиками сотрудники компании всегда посещают заводы, чтобы убедиться в качестве продуктов и производства. Например, на заправках IRBIS используют профессиональные «суперавтоматические» кофемашины немецкого производителя WMF и швейцарских производителей Thermoplan и Franke. Эти машины работают только на натуральном молоке и лучшем зерне класса Specialty.

Ценность 4. Внимательное отношение к людям

Сеть АЗС IRBIS охватывает клиентов всех возрастов, ведь многие водители путешествуют с семьями. На станциях есть пеленальные комнаты, а для детей постарше — тематические раскраски с талисманом компании, ирбисенком. Также посетители с детьми могут получить 50% скидку на горячий шоколад для ребенка.

IRBIS выпускает развивающие раскраски, которые помогают ребенку проще перенести дорогу 
IRBIS выпускает развивающие раскраски, которые помогают ребенку проще перенести дорогу 

Компания участвует в экологических программах. На всех объектах сети пластик, картон и деревянные паллеты собирают и отправляют на переработку. Также на АЗС IRBIS установлены контейнеры для ПЭТ, чтобы водители не возили с собой пустые бутылки из-под напитков и незамерзайки, а пластик не оказался на общей свалке.

Люди, которые живут недалеко от заправок, привозят пакеты с ПЭТ-отходами, чтобы внести свой вклад в сохранение экологии
Люди, которые живут недалеко от заправок, привозят пакеты с ПЭТ-отходами, чтобы внести свой вклад в сохранение экологии

IRBIS поддерживает клиентов в осознанном потреблении, на любую заправку можно прийти со своей термокружкой и получить скидку на кофе. На всех станциях установлены бесконтактные смесители. Такое решение не только сокращает расход воды, но и более гигиенично для посетителей.

Ценность 5. Команда

Сегодня IRBIS — это 12 направлений бизнеса, который объединяет более миллиона клиентов, и компания продолжает расти. В конце 2024 года открылась первая АЗС в Москве, а в целом на дорогах страны можно встретить 100+ АЗС бренда. Также компания занимается оптовыми поставками ГСМ, перевозкой нефтепродуктов и бункеровкой судов. У бренда есть собственные лаборатории и нефтебазы, сеть кафе и пищевое производство. Введены топливные карты для юридических лиц, доступен франчайзинг для владельцев заправок.

В компании — более 2800 человек, некоторые работают с первых лет и стали соучредителями бизнеса. Например, один сотрудник начинал охранником передвижной АЗС в 1999 году и дорос до регионального управляющего. Второй прошел путь от оператора до директора транспортной компании. Похожих историй много. В IRBIS ценят людей и поддерживают инициативность.

Например, главный бухгалтер IRBIS предложила продавать на АЗС тюльпаны перед 8 Марта, а компания реализовала эту идею 

Мы уверены, что четкая система ценностей и сплоченная команда единомышленников — это основа, которая помогает развивать бизнес даже на таком сложном рынке, как топливный. Благодаря такому подходу можно быть успешными, конкурируя с ВИНК, что само по себе очень сложная задача.

А как вы считаете, какие принципы и ценности важны для успешного развития компании? Пишите в комментариях.

2626
22
11
12 комментариев

Думаю, качество важнее всего, потому что у меня часто были ситуации, когда после одного продукта мнение о фирме портилось и не спасала ни реклама, ни скидка

1

Екатерина, здравствуйте! Полностью с Вами согласны, так как второго шанса произвести хорошее впечатление о компании может и не быть.

Классная статья, с интересом прочитала. На мой взгляд - порядочность ключевое.

1

Юлианна, добрый день! 😊 Спасибо за обратную связь, согласны с Вами, что это важный принцип для успешного развития компании.

А что такое ВИНК? просто всю статью про конкуренцию ни слова, а в конце как-то внезапно выпало

1

Наталья, добрый день! 😊 ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания) — крупнейшие национальные корпорации, деятельность которых включает все производственные процессы в нефтяной отрасли: от добычи до продажи нефтепродуктов.

Видно, что компания действительно заботится о своих клиентах и находит новые пути для улучшения сервиса.

1