ChatGPT против Школьника. Кто справляется с сочинением лучше?

Я программист в крупной IT-компании. На работе использую ChatGPT, с помощью нейросети отлаживаю код и разбираю техническую документацию.

Моя дочь в этом году сдает ЕГЭ по русскому языку, и я подумал: раз бот хорошо справляется с кодом, почему бы не проверить его на заданиях из экзамена? Стало интересно, насколько хорошо он сможет сдать ЕГЭ.

Взял вариант из открытого банка заданий, прорешал его с ChatGPT. Результаты меня удивили.

Почему chat gpt ошибается и как ему помочь

Я выбрал вариант с сайта "Решу ЕГЭ". Решал через Telegram-бота. Так удобнее — бот всегда под рукой в телефоне, не нужно открывать браузер и включать VPN. Загружал задания в ИИ без инструкции и какой-либо дополнительной информации.

ИИ набрал 12 баллов из 100. Для получения аттестата, насколько я помню, требуется 24 балла.

ChatGPT против Школьника. Кто справляется с сочинением лучше?

Я попробовал еще один способ: решать задания с новым промтом — «ты учитель русского, тебе нужно решить задания, опираясь на свой опыт и знания».

В этот раз нейросеть набрала 17 баллов из 100. Это лучше прошлого результата, но все равно не хватит для аттестата.

ChatGPT против Школьника. Кто справляется с сочинением лучше?

Кажется, я понял в чем проблема: без точного описания задачи ИИ дает неверные ответы. Попробую объяснять нейросети, что ей предстоит сделать.

Учим ChatGPT сдавать тесты из ЕГЭ по русскому

Теперь перед каждым заданием я буду скармливать нейросети теорию.

Как нейросеть работает с текстом

Начал я с простых заданий на понимание текста. ChatGPT сразу показал хорошие результаты: находил пропущенные слова, разбирался в значениях из контекста и отличал правду от лжи. Бот действовал последовательно - сначала анализировал предложение, потом подбирал подходящие варианты и проверял их по тексту.

Проблемы начались с заданиями на термины. Бот не смог отличить эпитет от метафоры. С типами речи тоже возникли сложности - ChatGPT не всегда понимал, где описание, а где рассуждение. Стили текста определял наугад.

Тогда я попросил ChatGPT проанализировать свои ошибки и составить для себя промпты. Нейросеть для каждого задания создала отдельный алгоритм с примерами и проверочными вопросами. После такого самообучения результаты заметно улучшились.

Вот какие промпты нейросеть составила для каждого задания

Задание 3

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt: Прочитать текст полностью.Внимательно ознакомиться с содержанием, чтобы понять общий стиль, тему и цель текста.Определить стиль текста.Сравнить текст с основными стилями:Научный: строгая структура, термины, объективность.Официально-деловой: канцеляризмы, шаблонные фразы, четкость.Публицистический: эмоциональность, убеждающий тон, обращения к аудитории.Художественный: образы, эмоциональная насыщенность, выразительность.Разговорный: простая лексика, экспрессивность, сниженный тон.Проанализировать лексику текста.Определить тип слов:Нейтральная: слова без эмоциональной окраски (например, "день", "книга").Разговорная: просторечия, эмоционально окрашенные слова ("болтать", "кушать").Книжная: термины, высокопарные слова ("достоверность", "актуализировать").Идентифицировать средства выразительности.Найти и назвать использованные приёмы:Эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения и т.д.Повторы, риторические вопросы, параллелизм.Определить цель текста.Для чего он написан: информировать, убеждать, выражать эмоции или развлекать.Соотнести элементы текста со стилем.Убедиться, что лексика, средства выразительности и структура соответствуют предполагаемому стилю. Проверить себя

Задание 22

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитать текст целиком.Ознакомиться с контекстом, чтобы понять общий смысл текста и выявить возможные элементы выразительности.Внимательно изучить указанный фрагмент текста.Определить ключевые слова или фразы, которые содержат средство выразительности.Определить группу средств выразительности.Решить, относится ли выразительный элемент к:Лексическим (эпитет, метафора, сравнение, метонимия и т. д.).Синтаксическим (инверсия, анафора, градация, парцелляция и т. д.).Выявить конкретное средство выразительности.Сравнить фрагмент текста с определением каждого средства:Если это эпитет, проверить, передает ли слово авторскую оценку (например, "легкокрылая радость").Если это метафора, искать скрытое сравнение (например, "улыбка осветила лицо").Если это сравнение, найти оператор или явное сопоставление (например, "снег белый, как сахар").Если это метонимия, проверить замену одного понятия другим по смежности (например, "читал Пушкина").Если это гипербола или литота, определить преувеличение или преуменьшение (например, "шире океана" или "короткий, как мгновение").Проанализировать синтаксис текста.Если наблюдается необычный порядок слов, это инверсия.Если слова расположены в порядке усиления или ослабления значения — градация.Если есть сочетание несочетаемого — оксюморон (например, "живой труп").Использовать метод исключения.Исключить средства выразительности, которые не подходят под описание.Проверить, какие варианты представлены в задании, и оставить верный.Проверить себя

Задание 23

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитать текст целиком.Ознакомиться с содержанием текста, уделяя внимание фактам, датам, именам, событиям и другим деталям.Изучить список утверждений.Прочитать все утверждения, которые нужно проверить на соответствие тексту.Проанализировать каждое утверждение по отдельности.Определить ключевые слова или фразы в утверждении.Сопоставить эти ключевые слова с информацией в тексте.Определить статус утверждения.Если факт полностью совпадает с текстом:Подтвердить его как правдивый факт.Если факт противоречит тексту или содержит искажение:Определить его как ложный факт.Если факт вообще не упоминается в тексте:Указать, что факт не упоминался.Проверить точность формулировки утверждения.Обратить внимание на малейшие расхождения:Например, изменения в числах, датах, именах, последовательности событий.Подготовить обоснованный вывод для каждого утверждения.Указать, почему утверждение верное, ложное или не упоминается:Ссылаться на конкретные части текста или отсутствие информации.Повторить процесс для всех утверждений.Проверить себя

Задание 24

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитай текст внимательно, определи основной тип речи:Повествование: текст показывает развитие событий, включает много глаголов действия, событийная последовательность.Описание: текст передаёт статичную картину, перечисляя признаки или характеристики, много прилагательных и причастий.Рассуждение: текст доказывает или обсуждает точку зрения, включает тезисы, аргументы, союзы и вводные слова.Определи, где в тексте присутствуют причины и следствия. Используй шкалу времени и логику:Что произошло раньше, а что позже?Что является причиной, а что — следствием?Проверь правильность связи с помощью союза «потому что».Сопоставь предложенные факты с текстомПроверь себя

Задание 25

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитай текст и выдели слово, значение которого нужно определить.Определи, в каком значении используется слово:Прямое значение — слово описывает то, что оно обозначает буквально.Переносное значение — слово используется образно, описывает что-то через свойства, не присущие ему буквально.Определи, к какой лексической группе относится слово:Синонимы — слова с близким значением. Выдели контекстные синонимы, если они есть.Антонимы — слова с противоположным значением. Проверь, есть ли контекстные антонимы.Фразеологизмы — устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально.Историзмы — слова, обозначающие явления или предметы, которые уже исчезли из жизни.Архаизмы — устаревшие слова, которые сейчас имеют современные аналоги.Разговорные или просторечные слова — выдели, если слово относится к этим стилистическим пластам.Термины — слова, используемые для обозначения понятий в конкретной науке или сфере.Объясни значение слова и его использование в тексте, указав, в каком значении оно употребляется и к какой группе относится

Задание 26

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитай текст и определи, каким образом связаны соседние предложения.Проверь, используются ли лексические средства:Лексический повтор — одно и то же слово в одинаковой форме.Формы слова — разные формы одного и того же слова.Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем.Синонимы — слова с похожим значением.Антонимы — слова с противоположным значением.Слова одной тематической группы — слова, которые можно объединить одним термином.Проверь синтаксические средства:Союзы — соединяют предложения, позволяя их объединить.Местоимения — заменяют слова из предыдущего предложения. Укажи разряд местоимения.Наречия — указывают на связь, место или причину.Частицы — могут быть использованы для акцента или противопоставления.Укажи средство, которое связывает предложения, и поясни, как оно работает в данном тексте.

Как ИИ запоминает ударения

Дальше я проверил, как ChatGPT справляется с заданиями на знание правил русского языка.

С похожими по звучанию словами бот справился правильно. Например, легко отличал "дружеский" от "дружественный", "целый" от "целостный".

А вот с ударениями вышла загвоздка. ChatGPT часто ошибался даже в простых словах из школьной программы. Пришлось загрузить в него список слов с ударениями из справочника ЕГЭ. После этого он перестал ошибаться.

Самые большие проблемы возникли с образованием форм слов. Бот неправильно склонял числительные и прилагательные.

Тут ИИ решил исправить «полтораста» на «полторыста». А правильный ответ — заменить «сторожи» на «сторожа»  
Тут ИИ решил исправить «полтораста» на «полторыста». А правильный ответ — заменить «сторожи» на «сторожа»  

Для исправления этих ошибок я составил для бота таблицу с правильными формами слов. Расписал, как образуются степени сравнения, как склоняются числительные. После такой подготовки ChatGPT решал задания верно.

Вот какие промпты нейросеть составила для каждого задания

Задание 4

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитай предложенные слова.Определи, в какой части слова должно находиться ударение. Если слово вызывает сомнения, обратись к орфоэпическому словарю.Укажи слово с правильным ударением, объяснив, почему оно нормативное.Проверь себя

Задание 7

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитай предложенное словосочетание или предложение, обратив внимание на выделенное слово.Определи тип ошибки:Ошибка в склонении числительных: проверь, правильно ли изменены обе части числительного (например, шестьюдесятью вместо шестьюдесяти).Ошибка в степенях сравнения: убедись, что используется только один способ образования сравнительной или превосходной степени (например, теплее вместо более теплее).Ошибка в формах существительных (например, вишен вместо вишень).Исправь ошибку, сохранив лексическое и грамматическое значение исходного словосочетания

ChatGPT справляется с грамматикой?

С лексическими нормами бот справлялся неплохо. Он находил ошибки в устойчивых выражениях - например, видел, что "играть значение" неправильно, нужно "играть роль".

Но в задании с грамматическими ошибками ChatGPT часто терялся. Бот не замечает ошибки в предложениях. Для него нормально выглядят фразы:

  • "Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа" (правильно: "Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа")
  • "Благодаря случая я встретил друга" (правильно: "Благодаря случаю я встретил друга")
  • "Мы пришли в парк и любование цветами" (правильно: "Мы пришли в парк и любовались цветами")

После моих инструкций ChatGPT стал лучше находить ошибки. Он начал проверять каждое предложение по четкому алгоритму и правильно определял тип ошибки.

Вот какие промпты нейросеть составила для каждого задания

Задание 6

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитай предложение внимательно.Определи тип ошибки:Плеоназм (смысловая избыточность): лишнее слово добавляет повторяющееся значение (например, неожиданный сюрприз). Найди и исключи избыточное слово.Ошибка в синониме: проверь, подходит ли слово по смыслу и контексту. Если нет, замени его на подходящее (например, знакомое имя заменить на известное имя).Ошибка в лексической сочетаемости: проверь, правильно ли слова сочетаются друг с другом (например, заменить играть значение на иметь значение).Ошибка во фразеологизме: проверь, правильно ли используется устойчивое выражение. Если фразеологизм изменён, замени его на правильный.Исправь предложение, заменив или исключив неверное слово.

Задание 8

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:При проверке деепричастных оборотов убедись, что действие, выраженное деепричастием, относится к подлежащему главного предложения.В предложениях с однородными членами проверь:Одинаковы ли грамматические формы у членов рядаПравильность союзной связиЛогическую соотнесенность понятийВ предложениях с причастным оборотом проверь:Согласование причастия с определяемым словомПорядок словОтсутствие избыточных словПри анализе несогласованных приложений помни:Название произведения в кавычках не склоняетсяПриложение должно стоять в том же падеже, что и определяемое словоПри проверке падежного управления обрати внимание на:Предлоги (по окончании, по приезде)Управление глаголовПравильность падежных форм зависимых слов

Понимает ли бот, когда писать слова слитно/раздельно

Задания на правильность написания слов ChatGPT решает по-разному.

Бот хорошо справляется с простыми правилами. Гласные в корне он проставил правильно, приставки тоже не вызвали проблем.

Задания, где нужно во всех словах одного ряда вставить пропущенную букву бот решил правильно 
Задания, где нужно во всех словах одного ряда вставить пропущенную букву бот решил правильно 

Но дальше начались сложности.

ИИ пишет наугад там, где нужно знать много правил русского языка, ему сложно понять, когда писать «не» слитно, а когда — раздельно:

  • "Не_законченная работа" или "незаконченная работа"
  • "Не_большой" или "небольшой"

После моих инструкций бот начал решать задания гораздо лучше.

Вот какие промпты нейросеть составила для каждого задания

Задание 10

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитать задание и варианты слов.Ознакомиться с предложенными словами и их приставками.Определить тип приставок.Проверить, относятся ли приставки к неизменяемым: по-, под-, подо-, об-, обо-, от-, ото-, за-, со-, на-, над-, надо-, до-, про-, пред-, предо-, пере-, с-, о-.Рассмотреть приставки на з/с: без-, бес-, раз-, рас-, рос-, роз-, из-, ис-, воз-, вос-, вз-, вс-, низ-, нис-, чрез-, через-, чрес-, черес-.Приставки при–/пре–: определить значение и выбор между ними.Проверить написание приставок.Убедиться, что приставка не теряет своего значения при изменении формы слова. Например, в числительных: сорок — сорока; шестьдесят — шестидесяти; семьсот — семи.Проверить Ы/И после приставок.Убедиться, что после русских приставок на согласную пишется Ы (кроме -меж-, -сверх- и взимать) и не теряется смысл слова.После русских приставок, оканчивающихся на согласную, пишется «Ы» вместо «И» в соответствии с произношением («безынициативный», «предыюньский», «безыдейный», «предыстория»)Для иностранных приставок проверка не применяется.Проверить разделительный Ъ и Ь.Определить, нужно ли писать Ъ перед йотированной гласной (е, ё, ю, я) — подъезд, но подыграть.Для слов с двумя корнями, первый из которых — числительное, определить наличие Ъ: двухэтажный, но двухъярусный.Проверить случаи использования Ь перед е, ё, ю, я внутри или на конце корня перед окончанием: дьяк, вьюга, вулкан.Выбрать правильное слово.Убедиться, что приставка сохранена правильно и не нарушает лексические нормы.Обосновать выбор.

Задание 11

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Определите правильное написание суффикса в следующих словах. Обоснуйте свой выбор, опираясь на правила написания суффиксов существительных:Если гласный в суффиксе выпадает при склонении, пишите -ЕК, если сохраняется — -ИК.Пример: листочек — листочка (гласный выпадает, пишем -ЕК); столик — столика (гласный сохраняется, пишем -ИК).Если слово образовано от существительного на -ИН(а), пишите -ИНК, в остальных случаях — -ЕНК.Пример: горошинка (горошина, пишем -ИНК); вишенка (пишем -ЕНК).В существительных мужского рода и среднего рода с ударением после суффикса пишите -ЕЦ, в женском роде или при ударении до суффикса — -ИЦ.Пример: боец (мужской род, пишем -ЕЦ); владелица (женский род, пишем -ИЦ).Уменьшительно-ласкательный суффикс -ЕЧК пишется в большинстве случаев, а -ИЧК — если слово образовано от существительного с суффиксом -ИЦ.Пример: лестничка (лестница, пишем -ИЧК); троечка (пишем -ЕЧК).Для обозначения профессий и рода деятельности: после согласных т, д, с, з, ж пишите -ЧИК, после остальных — -ЩИК.Пример: перевозчик (пишем -ЧИК); банщик (пишем -ЩИК).Для существительных с уменьшительным значением:-УШК / -ЮШК пишутся в женском роде или одушевлённых существительных мужского рода.-ЫШК — в существительных среднего рода.Пример: бабушка (пишем -УШК); перышко (пишем -ЫШК).

Задание 12

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитать задание и предложенные глаголы.Ознакомиться с каждым из предложенных слов и их формами.Определить тип глагола по спряжению.I спряжение: глаголы, которые не заканчиваются на -ИТЬ.Примеры: писать, бегать, читать. Формы спряжения будут оканчиваться на Е, У, Ю.II спряжение: глаголы, которые заканчиваются на -ИТЬ.Примеры: говорить, видеть, терпеть. Формы спряжения будут оканчиваться на И, А, Я.Исключения и сложные случаи.Исключения для I спряжения:Глаголы: брить, стелить, зиждиться, забиться (окончания на Е, У, Ю).Исключения для II спряжения:Глаголы: гнать, дышать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, держать, смотреть, вертеть, зависеть (окончания на И, А, Я).Сложные случаи:Для глаголов типа выкаченный определить по контексту, какой вид (совершенный или несовершенный) требуется:выкаченный (из таза вода) — перед НН пишется А.выкаченная (во двор бочка) — перед НН пишется Е.Инфинитив и причастие:Спряжение инфинитива определяется видом действия:забивающий — от забивать (несовершенный вид).забивший — от забить (совершенный вид).Проверить окончание в формах глаголов.Убедиться, что выбранные формы соответствуют правилам спряжения и типу глагола.Выбрать правильное слово.Убедиться, что буквы в суффиксах соответствуют грамматическим и морфологическим нормам.Обосновать выбор.

Задание 13

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитать задание и выделить ключевые слова.Определить части речи слов, с которыми нужно правильно написать частицы НЕ и НИ.Определить условия для раздельного написания НЕ:Противопоставление с союзом А: когда слова противоположны по значению.Пример: не друг, а враг.Рядом стоят слова отнюдь, далеко, вовсе: эти слова забирают НЕ от остальных частей речи.Пример: отнюдь не смело.Обороты со словами нисколько, ничуть, нимало, никак, никому, никогда: эти слова также оттягивают НЕ.Пример: никак не использованный.Краткие причастия: когда они входят в оборот.Пример: работа не выполнена, в доме не убраноОпределить условия для слитного написания НЕ:Глаголы и деепричастия, которые не употребляются без НЕ:Пример: ненавидел (не пишется раздельно).Неопределенные местоимения (некто, нечто, некогда):Пример: некто.Частица нежели:Пример: нежели.Союз несмотря на то что:Пример: несмотря на то что.Проверить написание НИ:НИ используется перед словами, начинающимися с [н] или [с] и не употребляется с неопределенными местоимениями и частицами.Пример: никогда не решу, нисколько не устал.Выбрать правильное написание НЕ или НИ для предложенных слов.Убедиться, что написание соответствует правилам.Обосновать выбор.

Задание 15

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитайте задание и предложение, чтобы понять контекст и определить слова, требующие проверки написания.Для каждого слова на месте пропуска:Определите, является ли оно причастием, прилагательным, существительным или наречием.Если слово причастие, выполните следующие шаги:Установите вид исходного глагола (совершенный или несовершенный).Проверьте наличие приставки (кроме не-).Уточните, есть ли зависимые слова.Проверьте суффикс: если это причастие с суффиксом -ова-, -ева-, -ирова-, пишите -НН-.Если слово прилагательное, учитывайте следующее:Отымённые прилагательные:Если основа на -н, добавляется ещё одна Н (например, длинный).При суффиксах -енн-, -онн- всегда пишется -НН- (например, искусственный).В прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин- пишется -Н, кроме исключений: стеклянный, деревянный, оловянный.Отглагольные прилагательные:Если образованы от глаголов несовершенного вида и нет зависимых слов или приставок, пишется -Н(например, крашеный).Если слово наречие, обратите внимание на его происхождение:Если наречие образовано от прилагательного или причастия, то количество Н сохраняется из исходного слова.Примеры:От прилагательного длинный → наречие длинно (две Н).От причастия засеянный → наречие засеяно (две Н).Наречия на -о, образованные от полных причастий, пишутся с НН.Если причастие пишется с НН, то наречие тоже сохраняет НН.Примеры:Испуганный (причастие) → испуганно (наречие).Простуженный (причастие) → простуженно (наречие).Для кратких форм:В кратких причастиях пишется -Н, даже если в полной форме было -НН- (например, засеян).В кратких прилагательных сохраняется то же количество Н, что и в полной форме (например, длинна от длинная).Проверьте слова на соответствие правилам и исключениям:Например, такие исключения, как желанный, негаданный, пишутся с двумя НН.Для кратких форм таких слов, как масленый, уточните значение (например, масленый блин — с одной Н, масляный двигатель — с двумя НН).Убедитесь, что выбранное написание соответствует грамматическим и морфологическим нормам, и запишите правильные ответы.

Верно ли нейросеть расставляет запятые

В простых случаях бот работал уверенно.

В предложении, где запятая нужна одна, ChatGPT еще как-то ориентировался 
В предложении, где запятая нужна одна, ChatGPT еще как-то ориентировался 

С обращениями тоже справлялся - видел, где нужно выделить "дорогой друг" или "уважаемые коллеги".

Сложнее стало с причастными и деепричастными оборотами. ChatGPT путался в их границах, иногда пропускал запятые или ставил лишние. Особенно часто ошибался, когда оборот стоял в середине предложения.

  • Как ответил бот:

Строители Воскресенского собора на Истре, повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме (здесь у него нет запятой) возвели в Подмосковье отличающийся особой красотой и оригинальностью памятник архитектуры XVII столетия.

  • Как правильно:

Строители Воскресенского собора на Истре, повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме, возвели в Подмосковье отличающийся особой красотой и оригинальностью памятник архитектуры XVII столетия.

После подготовки ChatGPT стал делать меньше ошибок. Он научился видеть структуру предложения и правильно расставлять знаки.

Вот какие промпты нейросеть составила для каждого задания

Задание 16

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитай предложение внимательно:Определить его структуру: выделить грамматические основы и союз, соединяющий их.Определи грамматические основы:Найти две грамматические основы в предложении. Это обычно подлежащее и сказуемое.Например, в предложении «В пять утра взошло солнце и отец отправился на рыбалку», основы — «в пять утра» и «отец отправился на рыбалку».Проверь наличие общего второстепенного члена:Определить, есть ли общий второстепенный член между основами. Общий второстепенный член (например, обстоятельства времени, места, причины) отменяет запятую.Например, в предложении «В пять утра взошло солнце и отец отправился на рыбалку», если бы было «в пять утра» — общий второстепенный член, запятая не ставится.Проверь наличие однородных членов:Задай вопросы к каждой части предложения, чтобы проверить, являются ли они однородными (одного типа: существительные, глаголы, прилагательные и т.д.).Например, в предложении «Отец, а затем и сын отправились на рыбалку»:Вопросы: Кто отправился на рыбалку? — отец и сын. Однородные члены, запятая ставится.Проверь, что соединяют союзы «и»:Убедись, что союз «и» соединяет однородные части (например, глаголы, прилагательные или существительные одного рода).В предложении «В пять утра отец отправился на рыбалку и купил удочку» союз «и» соединяет только однородные части: отправился и купил.Для конструкций с союзами «не то … не то»:Проверь, соединяет ли союз два однородных члена или две грамматические основы.Если союз соединяет однородные члены, запятая ставится между ними.Если союз «и» находится за пределами конструкции с «не то», оцени его как часть сложносочинённого предложения.Для случаев с общим второстепенным членом:Если общий член относится только к одной части предложения, дальнейший союз требует проверки на соединение двух грамматических основ. В таком случае запятая ставится.Для предложений с двумя союзами подряд:Всегда проверяй, имеют ли части, соединяемые союзами, разные грамматические основы. Если основы разные и общего второстепенного члена нет, запятая ставится.Выбери правильное количество запятых

Задание 17

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt:Прочитать предложение внимательно:Определить, где находится причастие или деепричастие.Определить, какое слово является главным в обороте.Определить положение главного слова:Если главное слово является личным местоимением (она, он, мы, они), независимо от его положения в предложении, запятые нужно ставить:Пример: Отремонтированная на заводе она /моя машина/.Она, /отремонтированная на заводе/.Если главное слово не является личным местоимением, определяйте его расположение:Пример: отремонтированная на заводе /машина/.Машина, /отремонтированная на заводе/.Обособление деепричастных оборотов:Деепричастные обороты обособляются всегда, независимо от их расположения в предложении.Пример: Бегая по парку, /я видел/ много детей./Бегая/ по парку, я видел много детей.Проверить однородность оборотов:Причастные и деепричастные обороты могут быть однородными, если они зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос:Пример: /Встретив его/, она подошла /и/ начала говорить.Запятая ставится перед союзом и при обособлении однородных оборотов:Встретив его, /она подошла/, и /начала говорить/.Постановка запятых:Определите, ставятся ли запятые перед оборотом, между оборотами (если они однородны) или после оборота (если оборот стоит перед главным словом).Обосновать выбор:

Задание 18

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt: Прочитать предложение внимательно:Определить все слова в предложении, чтобы правильно выделить обращения и вводные слова.Идентифицировать обращения:Обращения — это слова или словосочетания, называющие того, к кому адресовано сообщение.Проверить, можно ли к слову задать вопрос (например, Кто это? или К чему это относится?).Разделить обращение запятыми с двух сторон:Пример: Галочка, ты ща умрешь!Внимание: обращения могут быть не только именами собственными, но и существительными, местоимениями или наречиями, обозначающими персонажей или лица в тексте.Определить вводные слова:Вводные слова выражают отношение говорящего к информации или добавляют новую информацию.Эти слова не являются членами предложения и их нельзя исключить из предложения без изменения смысла.Проверить роль слова в предложении:Если оно придает оценочную значимость, выражает сомнение, уверенность или относится к речи автора — это вводное слово.Пример: Кстати, сегодня был последний день подачи документов.Вводные слова могут быть наречиями, частицами, междометиями или даже союзами, но не являются членами предложения:Пример: Однако — союз или вводное слово?«Однако» как союз соединяет части предложений, «Сегодня на улице холодно, однако я не мерзну».«Однако» как вводное слово добавляет дополнительную оценку: «На улице сегодня холодно, однако я не мерзну».Провери сложные случаи:Некоторые слова могут быть и вводными, и служебными (союзами или частицами). Например, «однако» или «весьма».Определить их роль:Если слово соединяет части предложения или выполняет другую служебную функцию — это не вводное слово.Если добавляет оценку, сомнение, подтверждение или иное мнение автора — это вводное слово.Поставить запятые:Разделить обращения запятыми с двух сторон.Поставить запятые вокруг вводных слов, если они выделены дополнительной информацией или оценочной значимостью.Обосновать выбор:

Задание 19

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt: Прочитать предложение внимательно:Определить его структуру: выделить главную и придаточную часть.Определить грамматические основы:Главная часть — основа главного предложения.Придаточная часть — основа подчиненного предложения, которая зависит от главной.Поставить запятую между частями:Между главной и придаточной частью ставится запятая.Пример: Мы смотрели на дом, (где прошло мое детство).Проверить наличие однородных придаточных:Придаточные могут быть однородными, если они зависят от одного и того же слова в главной части, отвечают на один и тот же вопрос и соединены одиночным союзом «и».Пример: Это дом, (в котором я провел детство) и (в который до сих пор вспоминаю теплым словом).Определить тонкости:Запятая не ставится перед союзом в сложноподчиненном предложении.Запятая ставится на стыке скобок (между главной и придаточной частью).Обосновать выбор:

Задание 20

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt: Прочитать предложение внимательно:Определить структуру предложения и связки между частями: сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) или бессоюзное сложное (БСП).Идентифицировать грамматические основы:Найти основные части предложений и союзы, если они есть.В ССП — две независимые грамматические основы соединяются союзами: и, но, а.В СПП — одна часть зависит от другой и соединена союзами что, когда, потому что, если и т.д.В БСП — две основы соединяются только интонацией или перечислением: и, а, но.Обособление союзов и придаточных:Для ССП: Запятая ставится перед союзами (например, и, но), соединяющими две основы.Пример: Я посмотрел в окно, и когда обратил внимание на газон, взгляд мой зацепился за растущий цветок.Для БСП: Придаточное не соединено союзами и зависит от главного предложения.Пример: Кошка бежала, собака стояла.Для сложных предложений с различными видами связи:Если между частями предложения встречается стык союзов (например, и и когда), запятая ставится, чтобы разделить части.Пример: Я посмотрел в окно, и, когда обратил внимание на газон, взгляд мой зацепился за растущий цветок.Определить наличие стыка союзов:Если союз и входит в состав придаточного, запятая не ставится между придаточным и главным предложением.Пример: Я посмотрел в окно, и когда обратил внимание на газон, ТАК взгляд мой зацепился за растущий цветок.Обосновать выбор запятых:Пояснить, почему используется запятая между частями предложения или нет.В БСП запятая нужна между частями, чтобы показать независимость частей и их интонационное разделение.Проверить особенности конструкции

Задание 21

Алгоритм, по которому надо действовать chat gpt: Прочитать предложение внимательно:Определить структуру предложения: есть ли сложносочиненные (ССП), сложноподчиненные (СПП) или бессоюзные сложные (БСП) части.Определить использование двоеточия:После обобщающего слова (перед ОЧП):Например: На газоне росли цветы: тюльпаны, лилии, розы.Перед прямой речью:Пример: Ян сказал: "Дай мне проверить твое сочинение".В бессоюзных сложных предложениях (БСП):Пример: Я купил молоко: кефира не было.Определить использование тире:Между грамматическими основами в БСП:Пример: Назвался груздем – полезай в кузов.Между подлежащим и сказуемым:Пример: Лондон – столица Великобритании.Между определяемым словом и приложением:Пример: Мы приехали в Москву – столицу нашей родины.Между прямой речью и словами автора:Пример: "Всем привет!" – закричал Юлиан.В неполных предложениях:Пример: В саду цвели розы, во дворе – лилии.Определить использование запятой:Между грамматическими основами в ССП:Пример: Ударила молния, и начался дождь.Между грамматическими основами в СПП:Пример: Я пошел домой, так как начался дождь.Между грамматическими основами в БСП:Пример: Собака бежала за велосипедом, кошка сидела на месте.Между ОЧП (однородными членами предложения):Пример: На столе лежали ложки, вилки, ножи.Между причастным оборотом и определяемым словом:Пример: На столе стояла лампа, освещающая стол.При деепричастиях и деепричастных оборотах:Пример: Запомнив всю информацию, я отправился на ЕГЭ.При приложениях:Пример: Андрей, препод по биологии, вел занятие 7 часов.При уточнениях:Пример: Я прочитал это в Умном справочнике, в разделе про пунктуацию.При обращениях:Пример: Саня, когда ты вернешь долг?.При вводных словах:Пример: Таким образом, это конец статьи.Проверить на наличие однородных членов:Определить, если части в предложении объединены и отвечают на один и тот же вопрос. Если да, запятая не ставится:Пример: Собака бежала за велосипедом, кошка сидела на месте (однородные части).Обосновать выбор запятых

Как ChatGPT пишет сочинение

В последнем задании экзамена нужно написать сочинение, опираясь на текст.

За сочинение ставят баллы по критериям, но в самом задании их нет. Без подготовки даже человек его не напишет на максимальный балл, ведь он не знает, как будут оценивать задание.

Как над выстроить текст сочинения
Как над выстроить текст сочинения

В одном запросе к боту сложно получить хорошее сочинение, нейросеть пишет все части сразу и путается.

Поэтому, сначала генерируем общий план, а потом пишем промпт для каждой из его частей.

Общий план

Составлю план сочинения-рассуждения по проблеме "В чём проявляется героизм на войне?" на основе предложенного текста.I. ВступлениеОбозначение проблемы текста: проявление героизма в военных условияхАктуальность темы: важность понимания истинного героизма на войнеII. Основная частьПозиция автора:Героизм на войне проявляется не только в отсутствии страха, но и в способности преодолеть его ради выполнения боевой задачиКомментарий к позиции автора: Первый пример-иллюстрация:Поведение Сани Малешкина, который, несмотря на опасность, выбежал перед самоходкой и повёл её в бойПояснение: герой думал не о собственной безопасности, а о выполнении приказаВторой пример-иллюстрация:Преображение Щербака, который сначала испугался, но затем, вдохновлённый примером командира, преодолел свой страхПояснение: героизм может проявляться постепенно, через преодоление себяСмысловая связь между примерами:Оба примера показывают, как в экстремальной ситуации люди способны преодолеть страх ради общей целиСобственная позиция и её обоснованиеСогласие с авторомАргументация на основе читательского/исторического опытаIII. ЗаключениеОбобщение мыслей о сущности героизма на войнеПодчёркивание важности морального выбора в экстремальных ситуациях

Всегда надо начинать с общего плана, благодаря ему нейросеть выполняет все условия задания.

Вот какие промпты нейросеть составила для каждой части сочинения

Введение

Напиши вступительную часть сочинения по тексту, учитывая следующие требования:Формулировка проблемы:Найди главное противоречие или конфликт в текстеСформулируй проблему в виде вопросаИспользуй речевые конструкции: 'автор размышляет над проблемой...', 'центральной проблемой текста является...', 'текст заставляет задуматься о...'Структура вступления:Начни с указания автора и источника текстаВ 2-3 предложениях подведи к формулировке проблемыЗаверши четким вопросом, отражающим суть проблемыРечевое оформление:Используй разнообразные синтаксические конструкцииИзбегай речевых повторовСоблюдай логику изложенияИспользуй средства связи между предложениямиГрамотность:Проверь орфографиюСоблюдай пунктуационные нормыСледи за грамматической правильностью

Основная часть

Напиши основную часть сочинения, следуя структуре:Комментарий к проблеме (первый абзац):Приведи первый пример-иллюстрацию из текстаПрокомментируй его связь с проблемойИспользуй маркеры: 'Так, автор показывает...', 'В подтверждение своей мысли автор приводит...'Продолжение комментария (второй абзац):Приведи второй пример-иллюстрацию из текстаОбъясни его значимостьПокажи связь между примерамиИспользуй фразы: 'Кроме того...', 'Данный пример дополняет...', 'В развитие мысли автор...'Позиция автора (третий абзац):Сформулируй авторскую позицию чётко и конкретноПодкрепи цитатой из текста (если возможно)Используй конструкции: 'Позиция автора однозначна...', 'Автор убеждён...'Собственная позиция (четвертый абзац):Выскажи своё мнениеОбоснуй егоПриведи дополнительный аргумент из жизненного опыта или литературыТребования к оформлению:Используй разнообразные средства связи между абзацамиСоблюдай логику рассужденияИзбегай речевых повторовСледи за грамматикой и пунктуациейПридерживайся этических норм

Заключение

Напиши заключительную часть сочинения по следующим требованиям:Структура заключения:Сделай вывод из всех предыдущих рассужденийВернись к проблеме, обозначенной во вступленииПодытожь свою позициюСтилистическое оформление:Используй одну из конструкций для связи с основной частью: 'Таким образом...', 'Подводя итог...', 'В заключение хочется отметить...'Избегай новых мыслей и аргументовЗаверши сочинение эмоционально окрашенным предложением или риторическим вопросомТребования к содержанию:Обобщи все сказанное вышеПокажи актуальность проблемыСохрани связь с авторской позициейТехнические параметры:Объем: 3-4 предложенияСоблюди грамматические и пунктуационные нормыИзбегай речевых повторов

Если действовать по алгоритму:

  • Загружаем промт для вступления → получаем первую часть
  • Загружаем промт для основной части → получаем вторую часть
  • Загружаем промт для заключения → получаем финал
  • Соединяем три части в полный текст

То в конце получим логичное сочинение с нужной структурой. Проверил, опираясь на схему выше, вроде все пункты раскрыты.

Во введении бот нашел проблему и обосновал ее актуальность. 
Во введении бот нашел проблему и обосновал ее актуальность. 
В основной части бот написал комментарий к проблеме, привел два примера-иллюстрации из текста, раскрыл позицию автору и личное отношение к ней. 
В основной части бот написал комментарий к проблеме, привел два примера-иллюстрации из текста, раскрыл позицию автору и личное отношение к ней. 
В заключении бот прописал общий вывод текста, где еще раз подтверждается позиция автора. 
В заключении бот прописал общий вывод текста, где еще раз подтверждается позиция автора. 

Результаты

ChatGPT хорошо:

  • Находит значения слов из контекста
  • Видит правильные ударения из словаря
  • Пишет связный текст по плану

Но нейросеть:

  • Путает грамматические ошибки в предложениях
  • Неправильно ставит знаки препинания
  • Теряется в сложных правилах правописания

Бот решил тот же вариант ЕГЭ заново и набрал максимум баллов. В прошлый раз были ошибки, а теперь ИИ справился со всеми заданиями.

Четкие инструкции перед каждым заданием помогли ему понять, что от него требуется. В итоге - 100 баллов из 100.

На первом скрине бот решал без инструкции, на втором — с подробным промтом. 
На первом скрине бот решал без инструкции, на втором — с подробным промтом. 

Все промты я писал через Telegram-бота из этого канала. Так удобнее — бот всегда под рукой в телефоне, не нужно открывать браузер и включать VPN.

ChatGPT хорошо решает задания, если точно знает правила. Он пишет грамотное сочинение по шагам, но путается в сложных случаях тестовой части:

Сейчас ИИ может написать ЕГЭ на 100 баллов, но только если дать ему точные инструкции для каждого задания. Без подготовки он набирает всего 12-17 баллов из 100. Как школьник — без репетитора далеко не уедет.

1414
22
11
11
11
реклама
разместить
12 комментариев

текст в сочинении очень душный, интересно, за такое и правда дадут максимальный балл?

2

Да и сам текст ппц "актуальненько"

1

Да. В сочинении есть минимальное количество слов, чтобы его нагнать, нужно использовать раздутые конструкции

писала егэ 11 лет назад, но ладошки вспотели просто от прочтения заголовка

2

Давно уже говорят, что ChatGPT все может решить, если загрузить всю информацию, которая нужна для верного ответа. Это получается, если и экзамены таким способом можно решить, то в них нет теперь смысла) Потому что все знают сейчас о GPT

ну устройствами на экзаменах пользоваться запрещено, поэтому нейросетей на самом экзамене быть не должно

Крутая работа проделана! И это проблема) Кажется, что должно быть проще, иначе большАя часть профита от использования ЧатГПТ теряется. Тем не менее, статья отличная, и вдохновила меня на то, чтобы разобраться с промптами, который ЧатГПТ пишет сам себе.