Рынок букридеров а-ля Kindle не спасет цветная электронная бумага — и вот почему

2020 год с его ковидлокризисом, кажется, окончательно уничтожит интерес среднестатистического потребителя к электронным гаджетам. Этот интерес и без того угасал в течение последнего десятилетия, но теперь людям стало вообще не до железок.

Даже новые айфоны уже мало кого возбуждают. Что, Apple перенесла презентацию «двеннадцаток» на месяц? И их, айфонов, будет не три, а сразу четыре? Господи, ну и фиг с ней (с Apple) и с ними (с новыми айфонам)… Примерно такие настроения лично я фиксирую и в интернете, и у друзей-знакомых, да и в собственной голове тоже.

С остальными железками все еще хуже. Понятно, что их покупали, покупают и будут покупать. Но как-то все эти гаджеты перестали… впечатлять, что ли. Стали обыденностью, обычным средством для решения каких-то задач. То есть задачи стали важнее средства для их решения.

И в 2020 году ничего интересного лично для меня на окологаджетном рынке не произошло — кроме одного события. Дело в том, что я много лет являюсь фанатом электронных книжек, то есть девайсов для чтения. Так, я сменил уже четыре ридера Amazon Kindle — с устройств этой породы я литературу и читаю.

Рынок букридеров а-ля Kindle не спасет цветная электронная бумага — и вот почему

Ниже я расскажу как раз об этом событии из «мира букридеров», которое совершенно неожиданно для меня случилось именно в 2020. И, возможно, оно этот рынок… ну не перевернет, конечно, но — точно оживит. Потому что ничего радикального нового с читалками не происходило лет эдак пять-семь — с тех пор, как в них массово появилась подсветка.

Далее производители разве что полубесполезные рюшечки-плюшечки добавляли, а вот чего-либо принципиально нового не предлагали от слова «совсем». Теперь — да, таки предложили.

Начну я сильно издалека — и сперва коротенько опишу, что эти букридеры и их рынок собой представляет.

Что такое ридер и зачем он нужен, когда есть айфоны и айпады?

Читалка — это планшетоподобное устройство с особым экраном. Экраны для ридеров сегодня выпускает всего одна компания — E Ink. Раньше у нее были конкуренты. Но затем кто-то ушел с этого рынка — например, LG и Qualcomm.

А кто-то — например, SiPix — был поглощен E Ink, пытавшийся собрать как можно больше технологий под своим зонтом. Теперь E Ink на рынке экранов для читалок единолично и царствует.

Преимуществ у экранов E Ink несколько. Во-первых, они выглядят точь-в-точь как бумага и поэтому не так сильно раздражают глаза, как дисплеи планшетов и смартфонов. В секту свидетелей тотальной безвредности E Ink я не вхожу, но могу заявить, что конкретно в моем случае глаза от многочасового чтения с айфона устают, а с Kindle — нет, не устают. Особенно если читаю в транспорте, где текст перед глазами дёргается и прыгает.

Во-вторых, экраны E Ink кушают мало энергии, так что ридер в среднем работает без подзарядки три-четыре недели, а иногда и дольше.

В-третьих, отдельное устройство для чтения удобно тем, что ты с него только и исключительно читаешь — и тебе ничего не мешает. Ни мессенджеры, ни звонки, ни браузерные уведомления. Только ты и книжка. Точка.

В этом есть свой дзен, и поэтому лично для меня ридер для чтения предпочтительнее, чем тот же смартфон (плюс еще и для глаз читалка приятнее).

Рынок букридеров а-ля Kindle не спасет цветная электронная бумага — и вот почему

Когда появились ридеры и почему их теперь покупают гораздо хуже, чем раньше

Первым ридером с экраном E Ink стал Sony Librie в 2004 году. У него был монохромный дисплей с поддержкой нескольких градаций серого — и до сих пор практически все читалки оснащаются именно «черно-белыми» экранами.

Затем, в 2007 году, на арену вышла Amazon, которая до сих пор лидирует на этом рынке в масштабах мира. За Amazon последовали и другие игроки — Pocketbook, Barnes & Noble, Kobo и так далее.

Некоторые производители изначально продавали и продают ридеры едва ли не ниже себестоимости, а деньги делают на продажах контента. Это прежде всего Amazon и прочие американские компании.

<p><i>Sony Librie</i></p>

Sony Librie

Однако в Россию американцы свои устройства изначально не поставляли и не поставляют до сих пор. Поэтому у нас сложилась своя атмосфера. Бум на ридеры начался году в 2009, а к 2013 объем российского рынка достиг примерно миллиона устройств в год. Это весьма внушительная цифра, если помнить, что ридер — устройство не первой необходимости, и вообще не все понимают, зачем оно нужно.

На рынке ридеров в РФ «играли» десятков пять брендов от мала до велика — включая все эти локальные зонтичные марки, предлагавшие все подряд, от внешних аккумуляторов до цифровых фоторамок. Ну и ридеры заодно.

Затем спрос резко начал падать: читалка — это не новый айфон, ее каждый год менять бессмысленно и бесполезно. А народ в массе своей в ридеры наигрался. Ну и в итоге все пришло примерно к 200 тысячам продаваемых устройств в год.

Что, впрочем, выглядит достаточно впечатляюще: тот же рынок автомобильных навигаторов, зародившийся в РФ одновременно с рынком ридеров, вообще исчез, смартфоны уничтожили эти самые автонавигаторы. А вот с читалками смартфонам окончательно расправиться не удалось — выше я писал, почему.

Что до количества брендов российского рынка ридеров, то оно к 2020 году уменьшилось раз в десять, с пяти десятков примерно до полудюжины (выжили, как водится, сильнейшие, а поставщики китайского шлака отправились к праотцам).

При этом делать деньги на контенте и продавать ридеры по себестоимости никто в России не спешит: сами железки у игроков российского рынка раза в полтора-два дороже, чем Kindle с похожими характеристиками в США. Но такова уж специфика нашего рынка, тут ничего не попишешь.

Что же случилось с ридерами в 2020?

Ну а теперь, собственно, о событии — том самом, о котором я говорил вначале и которое, возможно, оживит слегка заплесневевший рынок книгочиталок. Если коротко: ридеры в 2020 году стали цветными.

В течение многих лет, с момента появления ридеров как класса устройств, бумагоподобные дисплеи были исключительно монохромными. Да, в свое время Qualcommпотратила около миллиарда долларов на цветные бумагоподобные экраны Mirasol, а партнеры Qualcomm даже выпустили ряд моделей читалок с такими дисплеями.

Однако это был фактически экспериментальный проект, и до реальных продаж дело толком не дошло.

<i>Прототип ридера с экраном Qualcomm Mirasol</i>
Прототип ридера с экраном Qualcomm Mirasol

В середине десятых были цветные экраны и у E Ink, однако все тоже закончилось фактически ничем. Почему? E Ink (да и Qualcomm тоже) не продукт для «конечников» производит, а компоненты. И эти компоненты должны заинтересовывать производителей устройств. А они, прямо скажем, на тот момент (в середине десятых) отнеслись к цветным бумагоподобным экранам настороженно.

Пойди объясни слесарю Васе из Мурманска (официанту Джону из Оклахомы, водителю Лю с окраины Пекина) все прелести технологии E Ink. Вася-Джон-Лю видал у шефа дорогой iPad, а у коллеги по рабочему месту — дешевый планшет Samsung. И у них яркие, сочные, прекрасные ЖК-экраны — только ютубчик на них и смотреть!

Между тем цветные экраны E Ink мало того что блеклые (а-ля цветная печать на газетной бумаге), так и вообще для видео не подходят из-за низкой скорости обновления картинки… Плюс стоили дофига — цветной ридер оказывался дороже хорошего планшета.

К чему это я: первые продукты с цветными экранами E Ink — они были не для всех и каждого. Среднестатистическому человеку проще было купить планшет, который а) ярче и б) еще и дешевле.

Вот абсолютно реальный пример. Цветной ридер Pocketbook 801 ColorLux 2013 года продавался в Европе и в России. Но партии были мизерными, а цены очень высокими. Цветные дисплеи просто в силу новизны технологии и небольших объемов производства стоили гораздо дороже монохромных.

Ну и, как следствие, читалка с возможностью отображения цветной картинки получалась едва ли не золотой.

Pocketbook 801 ColorLux в 2013 году стоил порядка 10 тысяч рублей, в то время, как обычный ридер — 5 тысяч. Хороший планшет с куда более ярким и цветастым экраном тогда можно было купить тоже тысяч за 5. А за 10 — так и вовсе крутую модель.

<i>Pocketbook 801 Color Lux</i>
Pocketbook 801 Color Lux

Лично у меня после всего этого печального цирка сложилось впечатление, что электронные ридеры навсегда останутся монохромными. Однако в 2020 году случилось неожиданное.

В продаже опять, уже во второй раз в истории и впервые с 2013 года, появились ридеры с цветными экранами E Ink. Причем стоят они примерно столько же — ну ок, на тысячу-другую дороже — сколько и аналогичные модели с монохромными экранами.

Впечатления от цветного ридера

Первым цветным ридером нового поколения стал Pocketbook 633 Color. Я его не без труда добыл — интересно все же, черт подери! И провел с ним честные две недели — по 2-3 часа чтения ежедневно. Экран здесь нового типа: в 801-м был E Ink Triton 2, в 633 – E Ink Kaleido.

Если не вдаваться в малоинтересные подробности, то грандиозной визуальной разницы между ними нет. Что там смешная по меркам смартфонов и планшетов палитра в 4 096 цветов, что там.

Но мне было крайне интересно понять: а оно вообще как, дает какие-то реальные осязаемые преимущества? Или это очередной эксперимент непонятно для кого и ради чего?

Наблюдения у меня родились следующие.

1. Если читать обычные книжки («черные буквы на белом фоне»), то особой разницы между цветным и нецветными ридерами нет. При этом фон у E Ink Kaleido чуточку темнее, чем у монохромных дисплеев. Не радикально, нет, но – темнее. Впрочем, ощущается это только при сравнении лоб в лоб.

Рынок букридеров а-ля Kindle не спасет цветная электронная бумага — и вот почему

2. Изображение на E Ink Kaleido напоминает печать на газетной бумаге. Другими словами, цветопередача тут специфическая, не такая, как в случае смартфонов и планшетов. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что, покупая Pocketbook 633 Color и иже с ним, вы покупаете именно ридер с цветным экраном E Ink, а не, например, iPad с IPS-экраном.

То есть у вас будет девайс с автономкой в месяц, который не бликует на солнце и который выглядит как бумага, однако картинка будет именно такой – не сочной, не яркой, не цветастой. Другими словами, да, это цветной экран, но — другой цветной экран. Вовсе не такой, как IPS или там OLED.

Рынок букридеров а-ля Kindle не спасет цветная электронная бумага — и вот почему

3. Как я уже говорил, в секту свидетелей тотальной безвредности E Ink я не вхожу, но конкретно в моем случае глаза от чтения со смартфона или планшета устают (конечно, если читать часами напролёт), а с ридера — совершенно нет.

Вот и при чтении с Pocketbook 633 Color они тоже не устают, но при этом появляется возможность с комфортом изучать, например, комиксы. Которые на монохромном дисплее E Ink моего Kindle выглядят совершенно неудобоваримо.

4. Важно понимать, что цветная картинка на E Ink Kaleido получается довольно рыхлой — просто в силу конструкции этого экрана. Он состоит из монохромного дисплея E Ink Carta и специального RGB-фильтра, который формирует один цветной пиксель из четырех монохромных.

Получается, что черные части картинки отображается с плотностью 300 ppi, а вот цветные — 100 ppi. Насколько это раздражает и мешает? Мне лично особо не мешает, так как завышенных ожиданий у меня не было изначально. Тут, мне кажется, важнее просто понимать, какая часть картинки какого цвета, а не ловить кайф от сочности оттенка.

Рынок букридеров а-ля Kindle не спасет цветная электронная бумага — и вот почему

5. В темноте E Ink Kaleido требует более мощной подсветки, чем монохромный E Ink, поэтому подозреваю, что без подзарядки тот же Pocketbook 633 Color будет работать чуть меньше, чем аналоги с таким же железом, но с черно-белыми экранами. Чуть — это на неделю меньше. Впрочем, при ярком освещении (а уж тем более на солнце) подсветка не нужна вовсе.

Рынок букридеров а-ля Kindle не спасет цветная электронная бумага — и вот почему

6. Самое, пожалуй, важное — для какого контента подходят ридеры с E Ink Kaleido в целом и Pocketbook 633 Color в частности? Этот вопрос довольно сложный.

Все дело в том, что пока в природе существуют только 6-дюймовые (читай — классические) ридеры с цветными дисплеями. Такой диагонали достаточно для некоторых комиксов, для детских книжек, где обычно куча картинок и надписи большими шрифтами, может, для каких-то отдельных сканов документов с крупными буквами и цифрами. Вот, посмотрите сами:

Но для тех же электронных учебников и большинства документов – увы и ах. Нужен экран побольше, просто физически. Например, 8-, а лучше — 10-дюймовый. Есть основания полагать, что такие ридеры со временем появятся. И именно они и раскроют преимущества E Ink Kaleido на 100%. Пока же они не раскрыты.

Не раскрыты на 100%, но, судя по комментам в официальном инстаграме Pocketbook, некоторые берут 633 Color для чтения детских книг – и в целом довольны.

Сам я, повторюсь, прочитал на этом ридере несколько комиксов. Да, иногда нужно масштабировать картинки мультитачем, что несколько раздражает. Но это иногда, а примерно в 80% случаев и так все различимо.

Ну и что дальше-то?

Мне кажется, что добавление цвета — шаг правильный, верный. Нужно же ридерам с E Ink куда-то развиваться, а то они много лет тупо топтались на месте. И вот наконец-то они пошли во вполне очевидном направлении.

Причем на этот раз пошли грамотно — технологии за годы подешевели, и теперь двукратной разницы в цене между цветными и монохромными читалками нет. Разница исчисляется ровно тысячей рублей. Pocketbook 633 Color стоит 16 тысяч, а его практически полный аналог с монохромным экраном Pocketbook 632 Plus – 15.

А когда свой цветной ридер выпустит Amazon (очень его жду!), то и вовсе можно будет рассчитывать тысяч на 10. С другой стороны, Amazon — он тот еще тормоз. Например, регулировку цветовой температуры подсветки реализовал года на два позже, чем все остальные. Так что не факт, что цветной Kindle выйдет скоро.

И тем не менее лично я не верю, что все ридеры в течение пары лет станут цветными, а рынок таких устройств вырастет драматическими темпами. Скорее, появление цвета в лучшем случае позволит рынку не сжаться в очередной раз.

И еще я думаю, что таких цветных моделей будет процентов 10, а вот подавляющее большинство останется монохромным. Ну просто цвет в читалках — это штука специфическая, и нужна она далеко не всем. Просто из-за своих непривычных среднестатистическому пользователю визуальных свойств.

Однако отрадно, что теперь те, кому цвет в читалках все же необходим, имеют возможность читать с E Ink-устройства, а не со смартфона или там планшета. Ведь, согласно моим личным ощущениям, это действительно куда комфортнее для зрения. И мессенджеры не мешают.

P. S. Я специально не акцентировал внимание на возможностях Pocketbook 633 Color — все желающие могут сами почитать о нем на сайте производителя. Меня куда больше волновали не цифры характеристик и не второстепенные опции, а ощущения от E Ink Kaleido, которым я, собственно, этот пост и посвятил.

167167
345 комментариев

Комментарий недоступен

36
Ответить

Пункт исключения: "нищеброд из России"

146
Ответить

Исключение в том, что в РФ реклама неактуальна, трюк старый и известный. 
Работает один раз на устройство/аккаунт

9
Ответить

Около 8 лет назад купил себе киндл 4 с рекламой. Реклама выключалась установкой джеилбрэйка. И ни в какую поддержку писать не надо было =) И до сих пор работает

8
Ответить

Лайфхак x2: в Америке принято дарить Киндлы, затем они в большом количестве попадают на Ебэй. Можно без труда купить в состоянии, неотличимом от нового, за полцены, если не меньше.

2
Ответить

Спасибо, любопытно! 

2
Ответить

Kindle с рекламой по идее официально не доставят в Россию, покупать придется у перекупов. Трюк с поддержкой работает, но не всегда: случались отказы.

Ответить