Как мы написали песню для «Пятёрочки», которую все ищут

Привет! Я Дима Яковлев, руководитель Cubic Music, ведущего музыкального сервиса легальной фоновой музыки. Это как Spotify и Apple Music, но только для бизнеса.

Мы создаём музыку для общественных пространств, торговых и развлекательных центров, супермаркетов, магазинов, кафе и ресторанов — да в принципе для любых помещений, где музыка используется в коммерческих целях.

Как мы написали песню для «Пятёрочки», которую все ищут

Федеральная торговая сеть продовольственных магазинов «Пятёрочка», которая входит в X5 Retail Group, — один из наших клиентов. В магазинах часто играет песня, которую однажды написал наш композитор, и вот уже несколько лет её пытаются зашазамить посетители сети. А мы даже не могли себе представить, что трек станет настолько популярным.

Как мы написали песню для «Пятёрочки», которую все ищут

Один пост в ВК с вопросом про название песни и ее авторство набрал больше 28 тысяч просмотров.

Ищу песню, спасибо «Пятёрочке» за это, ибо только там ее и слышала, аж целых два раза. Помню только повторяющиеся: I'm sorry и I do what I believe in. Тянущаяся такая песня, исполняет мужик. Помогите, пожалуйста. Хочется и дома погрустить, а не несколько минут копаться в лимонах, лишь бы дослушать.

В нашем кейсе мы хотим рассказать о том, что такое фоновая музыка для бизнеса. И почему Shazam не всегда может найти музыку из супермаркетов и других мест, где вы совершаете покупки или проводите свободное время.

Помогите, кто знает: в магазине «Пятёрочка» играет красивая песня, слова: I'm sorry… Мужчина поет. Пробовала шазамить, но не определил песню. Говорят, у них своя какая-то музыка не определяется. Можно поискать только ее в интернете. Может, кто-то искал и нашел?

Вокруг нас музыка

Музыка в городе сопровождает нас повсюду: в магазинах, кафе и ресторанах, торговых центрах, в парках и на заправках. Где-то нам приятно ее слышать, а иногда музыка сильно раздражает, и негатив может повлиять на наше отношение к бренду. А возможно, конкретно мы просто не целевая аудитория данного места.

Вспомнился мем, который отлично отображает существующую проблему.

Как мы написали песню для «Пятёрочки», которую все ищут

Например, у меня есть любимые места с точки зрения музыкального сопровождения, куда я специально готов ехать на другой конец города вместо похода в магазин за углом. Нравится универмаг «Цветной» за атмосферу и музыку, хотя это и не наш клиент, люблю бывать в ТРЦ «Океания» (это как раз наш клиент), в гастробистро «Техникум», баре «Коробок», в «КМ20». Я чувствую себя там очень комфортно, как будто каждая деталь продумана до мелочей.

Все это неспроста, так как есть такое понятие, как музыкальный маркетинг, которому бизнес уделяет все больше внимания и тратит на это немалые деньги, хотя и не всегда оправданно.

Особенно в связи с пандемией владельцы бизнесов начали больше задумываться над тем, как создать более комфортную среду для посетителей. Мы это видим по запросам от потенциальных клиентов.

И если раньше многие предприниматели относились к музыке без должного внимания, то сегодня стали понимать, что даже такой элемент атмосферы может влиять на результаты бизнеса.

Как появился неуловимый хит из «Пятёрочки»

Мы начали работать с «Пятёрочкой» примерно с 2017 года. Задачу, которую нужно было решить, мы частично сформулировали так:

Музыка не должна отвлекать клиента от покупок и размывать внимание, нести большую нагрузку, быть заметной; она должна создавать приятную атмосферу и хорошее настроение у гостей, скрывать шум от холодильного оборудования, звука перемещения тележек, создавать впечатление наполненности эфира, так как главное в супермаркете — это все же не музыка, а акционные ролики, которые помогают с дополнительными продажами.

Один из вариантов легального музыкального контента, который мы считаем наиболее интересным, качественным и финансово выгодным, — авторская музыка. То есть это та музыка, которую для нашего сервиса пишут композиторы — с ними мы сотрудничаем напрямую, их песни не найти в Shazam или его аналогах. Каждый месяц мы отправляем композиторам ТЗ на создание новой музыки. Часть этого ТЗ может выглядеть вот так:

… инструментальный хип-хоп, lo-fi hip-hop. Легкие, ненавязчивые композиции с приятным грувом. Постараться добиться именно «лоу-фай» звучания, с приглушенными ударными и «теплыми» инструментальными партиями. Аккуратнее с саксофоном…

В результате единоразово выходит несколько часов музыки с десятками треков. С этим материалом можно работать дальше и создавать плейлисты в соответствии с индивидуальными запросами наших клиентов. Несколько лет назад так произошло и с «Пятёрочкой», для решения задачи которой мы составили плейлист.

В какой-то момент в наших почтовых ящиках, ЛС соцсетей и тикетах в саппорте начали появляться запросы о поиске одного из треков плейлиста, у которого в народе даже появилось свое название «I am sorry». Нам стало интересно — начали копать и выяснили, что его ищут тысячи!

Сначала мы подумали, что дело рук конкурентов, что всё неспроста и что-то здесь нечисто. Потом успокоились и просто начали наблюдать, как наш «хит» выходит на первые строчки поисковых запросов о музыке в супермаркетах, «чтобы дома послушать и погрустить».

Песню написал один из наших композиторов где-то в 2015 году, и уже через пару месяцев она попала в плейлисты сервиса. До весны 2017 года эта композиция — как и любой наш трек — играла у разных клиентов. Но как только песня зазвучала в «Пятёрочке», она сразу же привлекла к себе внимание.

Если честно, у нашей команды до сих нет понимания, почему эта музыка так понравилась посетителям «Пятёрочки». Но вот что мы находим в сети:

А кто-то даже записывает трек на диктофон :-)

И песню всё ещё продолжают искать...

Как мы написали песню для «Пятёрочки», которую все ищут

Почему нельзя включить обычное радио или поставить плейлист из ВКонтакте?

Каждая российская или зарубежная музыкальная композиция защищена авторскими правами. Если музыка используется в бизнесе, в коммерческих целях, то нужно платить отчисления по авторским и смежным правам. Делать это можно разными способами. За нарушение прав компания может получить штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей (ст. 1301 ГК РФ).

Именно с необходимостью соблюдать авторские права связано то, что бизнес не может просто так пользоваться привычными обычному пользователю стриминговыми сервисами, пускай и с оформленной подпиской — нельзя взять и запустить свой любимый плейлист с флешки или включить музыку с радио.

К тому же та музыка, которая нравится собственнику или менеджеру зала, может не устроить посетителей, а радио транслирует рекламу чужих брендов. Вряд ли собственник/арендатор помещения захочет, чтобы на его территории кто-то рекламировался бесплатно.

Решение проблемы — использовать музыку легально и доверять специалистам с хорошей музыкальной экспертизой. В России есть несколько музыкальных операторов, включая нас, которые оказывают услуги по подбору и дистрибуции музыки для бизнеса.
Между собой операторы отличаются объёмом предоставляемого сервиса, а именно: набором источников музыкального контента, его качеством, ценой и дополнительными возможностями — например, подбором и установкой звукового оборудования или IT-инфраструктуры для управления музыкальным потоком.

Конечно, всё можно делать самостоятельно: выбирать музыкальный контент, заниматься отчислениями по авторским правам и другими сопутствующими вопросами.

Только обходится это компаниям намного дороже, тратится уйму времени и может сказаться на качестве музыкального сопровождения — вряд ли в каждом кафе или торговом центре есть свой музыкальный редактор, который с учётом специфики бизнеса и аудитории посетителей составит подходящий плейлист.

Однако лицензия на контент, которая решает задачу и сокращает расходы, интересна бизнесам всегда.

Как можно легально работать с фоновой музыкой?

1. Использовать общедоступные популярные треки с ежемесячными авторскими вознаграждениями

Всё ещё самый популярный способ в России, но очень дорогой и неудобный.

Примеры такой музыки можно послушать здесь, здесь и тут. Осторожно, эти плейлисты только для демонстрации — использовать Spotify внутри бизнесов нельзя, его правила это запрещают.

Так как музыкальное произведение защищено авторскими и смежными правами, есть организации, которые следят за тем, чтобы их не нарушали. В нашей стране это Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Это организации, которые аккредитованы государством. Они представляют интересы тех, кто трек написал (авторов музыки и слов) и тех, кто трек исполнил (музыкантов и певцов).

Чтобы легально использовать популярную музыку, бизнесу нужно ежемесячно подавать отчётность и делать выплаты в РАО и ВОИС в соответствии со ставками. Их сумма зависит от числа проигрываемых композиций, площади и количества помещений, а также их территориального расположения. Если торговый центр находится в городе-миллионнике, выплаты будут выше.

Отчет включает большое количество информации, которую нужно подготовить, но основное в нем — это название трека, имя артиста, автора слов и музыки, лейбл. И так по каждой композиции. Даже если трек играл всего один раз в течение месяца, нужно заплатить за весь месяц использования.

Пример отчёта
Пример отчёта

Эти отчисления официальны, на сайтах организаций есть механика расчёта. В зависимости от разных коэффициентов, перечисленных выше, иногда выплаты становятся очень большими — сумма отчислений может доходить до миллионов рублей в месяц.

Что еще важно, недавно РАО и ВОИС изменили ставки, в основном изменения коснулись крупных объектов. Для одного из наших клиентов выплаты выросли почти в 15 раз. Часто наша команда ведёт переговоры с обществами по каждому клиенту, иногда получается сохранить ставки на прежнем уровне.

Несмотря на это, многие компании, в основном крупные игроки, привыкли к данному варианту. Им проще заплатить, чем что-то поменять в своих процессах.

Компании могут самостоятельно выбирать композиции для музыкального сопровождения своих пространств, договариваться с лейблами, заключать договоры с РАО и ВОИС и ежемесячно делать отчеты и отчисления, а могут полностью или частично работать через музыкальных операторов.

2. Использовать музыкальный контент без выплат: он разный и его много

В этом случае не нужно платить в РАО и ВОИС. В отличие от первого варианта, где компания может делать всё самостоятельно или через сервисы, использование такого формата возможно только с помощью музыкальных сервисов.

  • Лицензионная музыка международных лейблов с уже выкупленными правами

Музыкальный оператор выкупает (берет в аренду) права у международных лейблов. У каждого сервиса свой набор лейблов, с которыми они сотрудничают. Компании освобождаются от головной боли с отчётами и другой бюрократией, а еще этот формат для компаний дешевле минимум на 50%. При этом музыка качественнее и интереснее.

  • Музыка российских и иностранных композиторов с выкупленными правами

Выгоднее на 80-90%, чем общедоступные треки. Cubic Music работает с пулом российских музыкантов напрямую — заказывает у них создание фоновой музыки для решения маркетинговых задач клиентов.

Повторимся, мы не знаем, как песня из «Пятёрочки» внезапно стала популярной. Ясно одно — как показывает наш кейс, авторская музыка нравится посетителям не меньше, чем мировые хиты :-)

3333
69 комментариев

Дмитрий, Ну и где песня-то? 🤔 В Пятерочку идти слушать? Ваш хит прошел мимо нас... и в этой статье 🧐

34
Ответить

Совсем скоро мы станем лейблом, и вы сможете послушать эту песню в Spotify, Яндекс.Музыке и других стриминговых платформах :-)
Добавляйте статью в избранное — мы оставим ссылки в комментариях, когда все будет готово. Stay tuned!

8
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

да, большое упущение

1
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить