Экономический самоанализ. Компания перешла с Моего склада на 1С и узнала, сколько тратит и зарабатывает на самом деле
Многие компании на старте работы используют Мой склад. Потом бизнес растет, сервис перестает справляться, но уходить на 1С страшно. Знакомо? В этой статье расскажу про сложности и плюсы такой миграции на примере российского бренда одежды Try on dress.
1С или Мой склад. Что лучше?
Правильный ответ один: смотря для чего.
Обе системы решают схожие по своей сути задачи. Обе подходят для управления торговлей, автоматизации склада и производства. При этом нельзя сказать, что они равноценны и взаимозаменяемы. Между ними лежит огромная разница в адаптивности, функциональности и возможностях масштабирования.
Сервис Мой склад, хоть и заявлен как ERP-система, по факту — набор готовых инструментов/подключаемых программ для разных задач. Там можно управлять небольшим бизнесом в сфере торговли, складом или очень простым и маленьким производством. Продукт хорош для быстрого старта, ведь его легко настроить и использовать, но на стадии роста, вероятнее всего, перестанет справляться.
Основные ограничения Моего склада:
- Фокус на торговле. Это неудобно для компаний, которые совмещают несколько отраслей и направлений работы.
- Слабый производственный блок. Набор инструментов для планирования и учета операций минимален.
- Типовая отчетность. Есть основные стандартные отчеты, но их практически нельзя настроить «под себя», а базовых метрик не всегда хватает.
- Жесткие настройки. Внедрить дополнительные функции и адаптировать под узкие задачи сервис не получится.
В случае Try on dress, когда бизнес вырос, нехватка ресурсов Моего склада стала ощутима сразу. Потому что надо было управлять не только одной розничной точкой и онлайн-магазином, а еще доставкой, складами и производством.
Что не устраивало в Моем складе:
- Многие рутинные процессы нельзя автоматизировать. Когда количество заказов и объемы продаж кратно выросли, ручной труд стал отнимать слишком много времени.
- В производстве невозможно понять составляющие себестоимости. Это значит, выше продажи — больше необязательных сопутствующих издержек.
- Неочевидное ценообразование.
- Нет полноценных инструментов для планирования продаж и оценки их эффективности.
Результат всего этого — работа «на ощупь» и упущенная выгода. Поэтому компания решила перейти на 1С. Плюсы этого ПО, которые могут стать вашими аргументами за аналогичное решение:
- Комплексный функционал. В одной программе есть инструменты для учета, управления финансами, производственными процессами, кадрами.
- Адаптивность. Можно настроить под конкретные задачи, плюс есть внешние обработки, расширения и модули, которые добавляют нужные опции.
- Информативная аналитика. Гибкие настройки помогают вывести больше метрик в отчеты.
- Долгосрочная актуальность. Есть ресурс для работы с растущими объемами данных и более сложными отчетами.
- Ценовая политика. Стартовые расходы на 1С выше, но ее система лицензирования более гибкая. Плюс есть возможность управлять несколькими юрлицами в одной программе.
Сравнение функционала 1С и Моего склада здесь отсутствует. Потому что в этом нет смысла
Кажется логичным сопоставить параметры программ, чтобы понять, чем одна лучше другой. Если исходить из сравнения подобного с подобным, ближе всего к Моему складу конфигурация 1С: Управление торговлей. И мои коллеги даже сделали обзорный материал и сводную таблицу на эту тему. Но если задача не ограничивается автоматизацией интернет-магазина, а в долгосрочных планах — несколько розничных точек? Получается, нужна более сложная конфигурация.
Возвращаясь к кейсу Try on dress, основные требования к новому ПО были такими:
- В одной программе можно вести всю операционку и управленческий учет;
- Есть полноценный производственный блок с глубокой детализацией, чтобы видеть реальную себестоимость товара;
- Гибкие настройки для управления продажами, чтобы можно было ставить KPI и планы продаж по каналам сбыта и сотрудникам;
- Отчеты можно доработать под собственные метрики;
- Можно автоматизировать сборку и доставку интернет-заказов.
В этом случае мы остановились на 1С: Комплексная автоматизация (КА). Она максимально отвечала запросам клиента по функциональности, а еще у нее есть ресурсы для дальнейшего масштабирования бизнеса.
Вывод очевидный: решать, какую 1С выбрать вместо Моего склада нужно с учетом отраслевой специфики, перспектив роста бизнеса и с помощью профессионалов. Эксперты из компании-франчайзи подберут оптимальную конфигурацию.
Только помните, что 1С — более сложная программа, чем Мой склад. Начиная от интерфейса, заканчивая инструментами. У сотрудников не получится работать в ней без предварительного обучения. Этот факт может раздражать персонал и даже провоцировать саботаж. Как избежать такой ситуации, рассказывал тут.
Трудности ждут, но вы/мы готовы
При миграции с одной учетной системы на другую возникают так называемые методические сложности. Звучит неприятно, и не безосновательно. Их масштабы влияют на сроки реализации проекта и его итоговую стоимость.
Хорошая новость в том, что разбираться с этими трудностями будет интегратор 1С. Компания-заказчик со своей стороны может только содействовать.
Итак, почему переход с Моего склада на 1С бывает долгим, сложным и дорогим?
Первая сложность, которая ждет всех — создание архитектуры бизнеса. Фактически нужно заново строить все бизнес-процессы. Поэтому работа начинается с их обследования, чтобы понять, как перенести их из Моего склада и эффективно организовать в 1С. В некоторых случаях может понадобиться дополнительный функционал, которого в типовой 1С нет, и будут нужны доработки. Это важно учитывать еще на старте, чтобы потом не переделывать.
Например, для решения бизнес-задач Try on dress в типовой 1С: КА кое-чего не хватало. Поскольку мы провели предпроектное обследование, то знали об этом. В итоге ТЗ и план-график проекта учитывали дополнительные трудозатраты на создание этих интеграций и отчетов.
Вторая сложность связана с данными. В Моем складе структура части документов отличается от 1С. Придется приводить их в соответствие, что может стать отдельным и весьма объемным блоком работы.
У Try on dress, чтобы провести миграцию данных, потребовалось сформировать новый справочник номенклатуры. Просто перенести существующий было нельзя, потому что:
- В Моем складе нет характеристик товаров: цвета, размера и т.п. В 1С:КА, напротив, у всей номенклатуры есть характеристики и даже фото.
- Исходный справочник был плохо структурирован и содержал много дублей. Могло быть пять пальто с одним артикулом или одинаковым наименованием.
В данном случае мы ускорили долгоиграющий процесс за счет синхронизации 1С:КА и админки сайта интернет магазина.
Третья проблема возникает при переносе незавершенных производств, когда миграция с одной системы в другую выполняется поэтапно.
Во-первых, блок производства в любой 1С, где он есть, содержит значительно больше инструментов, чем в Моем складе. Плюс отличия в формате данных. Соответственно, нужно приводить в соответствие операционные документы и заново настраивать производственный учет.
Во-вторых, приходится вести параллельную работу в двух системах, синхронизировать процессы и контролировать остатки. Здесь общей тактики нет, все зависит от ситуации в конкретной компании. У Try on dress новые производственные задания проходили сразу в 1С:КА, но незавершенное производство заканчивали в Моем складе.
Чтобы отразить их в новой учетной системе:
- Настроили обмен данными с 1С и ежедневно переносили туда все операции по складу, оприходования, списания и т.п. Дополнительно сверяли материалы.
- Сделали справочник соответствий и упорядочили объемные и разноформатные данные по заказам на производство.
Ради чего всё это? Результаты и выводы
Отказ от Моего склада и переход на 1С часто воспринимается как вынужденный шаг. Многие компании не могут на него решиться, потому что:
- Нужно купить и внедрить другое ПО;
- Практически с нуля организовать все бизнес-процессы в новой учетной системе;
- Успевать работать и зарабатывать, пока выполняется переход.
Миграция с одной учетной системы на другую это непросто, особенно если есть производство. Поэтому важно доверить ее грамотному и адекватному подрядчику. Тогда на его плечи ляжет основной пул задач и заморочек. Вам останется только содействовать, контролировать и в итоге получить желаемый результат.
Проект Try on dress шел 9 месяцев. Что мы делали все это время? Моделировали полный цикл бизнес-процессов, дорабатывали типовую 1С:КА, тестировали систему, переносили данные и обучали пользователей.
Стоило ли оно того? Да.
— После перехода с Моего склада на 1С:КА мы получили прозрачную аналитику и данные о процессах, которые раньше были недоступны. Например, аналитический отчет по товару, конкретные цифры по скорости продаж, оборачиваемости. Они помогают оценивать эффективность работы и принимать правильные управленческие решения. В Моем складе такие сведения получить нельзя, поэтому мы даже не можем сравнить то, как работаем сейчас, с тем, что было раньше,
С момента внедрения прошло почти 2 года, по Моему складу в компании никто не скучает.
Если вы давно думаете о том, чтобы тоже перейти на 1С, но не знаете, с чего начать, записывайтесь на бесплатную консультацию.