реклама
разместить

Как открыть ИП и не потерять время и деньги

В этой статье расскажу свой опыт открытия ИП в 2024 году, после которого я уже помог нескольким друзьям и знакомым быстро и без “шишек” открыть свое ИП.

Больше 3-х лет я был самозанятым, но мой доход и уровень клиентов вырос, и переход на ИП стал для меня естественным процессом.

Отмечу опыт моих коллег - руководителей маркетинговых агентств, да и бизнес в целом на данный момент неохотно работает с подрядчиками самозанятыми, так как не все процессы еще отлажены.

Те, кто уже пробовал работать с самозанятыми исполнителями, знают, что есть нюансы в оформлении договора, но если все правильно сделать и правильно подписывать акты - проблем не будет. Как это сделать, можно узнать в Консоль Про, большинство моих знакомых работают с самозанятыми именно через этот сервис.

Как открыть ИП и не потерять время и деньги

Что нужно сделать для открытия ИП:

1. Выбрать налоговый режим

2. Подобрать ОКВЭДы по вашей деятельности

3. Подать заявление в налоговую

4. Открыть расчетный счет (необязательно), но если вы работаете с юр. лицами, то очень желательно

5. Подключить ЭДО (тоже необязательно, но крайне желательно)

Дальше расскажу подробно по каждому пункту.

1. Режим налогообложения

Если сейчас вы самозанятый, то сначала нужно закрыть самозанятость (онлайн в пару кликов) и уже потом подавать заявку на открытие ИП.

Почему это важно:

Быть ИП на НПД (налог на проф доход) можно, но часто невыгодно в плане налогов, а если не закрыть самозанятость, то ИП будет только на НПД, а не УСН например, как нужно было в моем случае.

Описывать разные налоговые режимы подробно не буду, если коротко, то:

  • в большинстве случаев подходит УСН 6% от дохода

  • УСН доходы минус расходы целесообразно в случаях, когда расходы составляют очень большой процент от доходов, и это можно подтвердить документально

  • патент хорош, но очень ограничен круг ОКВЭДов и в разных регионах они разные, т.е патент сужает виды деятельности ИП, но если ваш вид под него подходит, то это более выгодный вариант.

А что с налогами, ИП же платит больше, чем самозанятый?

Если сейчас вы самозанятый и работаете с юр лицами, соответственно платите 6% от дохода, то переход на ИП УСН 6% для вас не потребует доп расходов.

Обязательные страховые взносы за год в 2025 году для ИП состоят из двух частей:

  • фиксированная 53 658 рублей
  • · +1% от дохода свыше 300 000 рублей


На все страховые взносы можно уменьшить налог, для вас не будет разницы в платежах, как самозанятый и как ИП на УСН 6% и при этом у ИП копятся стаж и индивидуальные пенсионные коэффициенты.

Разницы в платежах как самозанятый и как ИП не будет только в том случае, если ваш годовой доход 1 013 210 рублей или больше, именно при такой сумме можно полностью уменьшить налог УСН на все страховые взносы.

Подробная табличка ниже:

Как открыть ИП и не потерять время и деньги

Вывод: если в среднем у вас 85 тыс. руб. в месяц дохода или больше, можно смело переходить на ИП УСН, в плане налога дополнительных затрат не будет, но будут другие. О них ниже.

2. ОКВЭД

Подобрать ОКВЭД вам помогут сотрудники банка или налоговой. Тут есть смысл вникнуть, если вы хотите работать с патентом.

3 и 4. Подача заявления на открытие ИП

Изучив этот вопрос, выбрал для себя самый быстрый вариант - автооткрытие ИП через банк. При таком варианте сам банк за меня подает заявку на открытие ИП в налоговую.

Чем хорош этот способ:

  • Не нужно платить госпошлину за открытие ИП (700 руб.)

  • Не нужно подавать разные заявки на расчетный счет и на открытие ИП

  • Не нужно самому взаимодействовать с налоговой

Что учитывал при выборе банка:

  • Отзывы друзей предпринимателей о своих расчетных счетах

  • Скорость работы и наличие удобного мобильного приложения

  • Скорость и качество поддержки

  • Бесплатный тариф с нужным мне лимитом на вывод средств

В итоге лучшим вариантом оказался Точка банк. В этой статье еще много буду его хвалить, это не реклама, ниже расскажу продукты банка, которые не подошли, а также про свой второй расчетный счет в другом банке, и зачем он нужен.

Как все прошло с открытием ИП:

  • подал заявку на сайте Точка банк,
  • встретился с их представителем,
  • получил открытое ИП и расчетный счет, а также консультацию по всем моим вопросам коих было много.
  • открытие ИП происходит примерно в течение 3-х дней.

ИП уже открыто и это стоило пары часов времени и 0 рублей.

Звучит рекламно, но рекомендую искренне, да и реферальная программа Точки дает неактуальные мне плюшки в виде возможности без комиссии пополнить свой счет. Хотя в 2024 была Черная пятница в Точке и по реферальной программе дарили 10 тыс. бонусов за одного приглашенного, которые потом я променял на сертификат в Ozon, это был очень приятный подарок, но сейчас такого нет.

5. ЭДО

После того как зарегистрировано ИП и открыт счет, следует подумать о том, как вы будете вести бухгалтерию:

  • самостоятельно
  • онлайн сервисы ведения бухгалтерии
  • офлайн бухгалтер

Для себя выбрал онлайн, тк количество контрагентов небольшое, и нет сотрудников в штате.

На тот момент я не до конца понимал, что такое ЭДО, КЭП, МЧД и тп.)

Если по простому:

ЭДО - это альтернатива бумажного ведения бухгалтерии, при которой не нужно хранить кипу договоров, актов, счетов со всеми контрагентами, все хранится в электронном виде.

КЭП - это квалифицированная электронная подпись, без которой невозможно ведение ЭДО, поэтому первым шагом нужно сделать КЭП.

МЧД позволяет другому сервису за вас передавать данные в налоговую.

Как открыть ИП и не потерять время и деньги

КЭП можно сделать почти в любом отделении налоговой в вашем городе, для этого нужно будет приобрести USB-токен, который также часто продается в самой налоговой.

Приходим в налоговую с документами, говорим нужно сделать КЭП, приобретаем у них USB-токен (необязательно в налоговой, можно купить и в других магазинах), я взял Рутокен.

USB-токен - это первые расходы на ИП, сумма примерно 2,5 тыс. руб.

После того как USB-токен получен, нужно установить его на рабочий компьютер, с которого будете подписывать эл документы. Важно, что он закрепится именно за одним устройством.

Инструкция с налоговой, как установить нужное ПО тут.

Среди ПО есть Крипто про, которое дается на 3 месяца бесплатно, после чего нужно будет купить бессрочную лицензию, лучше сразу поставить напоминалку за 3 дня до окончания лицензии, процесс его покупки немного специфичен и лицензию пришлют только на следующий рабочий день после оплаты.

Когда КЭП получен и настроен, можно начинать работать по ЭДО, но сначала выбрать через какой сервис это делать. Есть 2 крупных игрока Сбис и Диадок. Главные их преимущества, что у них есть роуминг со всеми известными операторами ЭДО.

Выбрал Диадок потому что:

  • можно купить пакет документов на год, а не на месяц, и тратить их как удобно

  • у Контур Диадок целая экосистема, помимо ЭДО еще много продуктов, которыми удобно пользоваться бизнесу, ниже о них тоже расскажу.

Вторые расходы на ИП это покупка Диадок на год 2640 рублей.

Ведение учета

Дальше был вопрос, как вести бухгалтерию и документы. Очень важно автоматизировать выставление счетов и актов клиентам, потому что помнить, кому и в какую дату отправлять счета и акты просто нереально.

Как открыть ИП и не потерять время и деньги

А также вопрос оплаты налогов и обязательных отчислений. Если по налогам могла сначала справлялась бухгалтерия Точки банка, которую я выбрал как онлайн бухгалтерию, то по счетам и актам, там было неудобно, поскольку роуминг Точка банк ограничен.

В итоге от бухгалтерии Точки отказался. И выбрал Контур Эльба, она специально для таких задач и создана, и что очень приятно на 1 год для новых ИП она абсолютно бесплатна с неограниченным функционалом. Перешел на нее и очень доволен.

При выборе сервиса для ведения онлайн бухгалтерии важно, чтобы была возможность консультироваться с поддержкой. Часто возникают вопросы и ситуации, о которых заранее вы просто не могли знать, и тут вариант или покупать платную консультацию у профильных спецов или воспользоваться поддержкой сервиса, где уже ведете бухгалтерию.

По всем моим вопросам - налоги, расчеты с клиентами и другие - я всегда получал развернутые ответы, как в Точка банке, так и в поддержке Контур Эльба.

Если у вас запланирован небольшой штат сотрудников, в Эльбе также можно посчитать зарплату, налоги и подготовить нужную отчётность.

Зачем я открыл второй расчетный счет

В Точка банк есть нюанс с бесплатным тарифом, если вы перешли на любой из платных тарифов назад на бесплатный вернуться нельзя. Но в моем случае мне не хватало лимита 150К в месяц на вывод средств, при этом я не хотел на данном этапе переходить на платное обслуживание.

Проанализировал предложения разных банков и рекомендации коллег, выбрал расчетный счет в Контур Банке. В нем 2 плюса:

  • Он легко интегрируется в Эльбу и соответственно налог сразу считается по приходам на два счета

  • Бесплатный тариф позволяет переводить 100 тыс. руб. ежемесячно

Итого с двух счетов бесплатный лимит вышел 250К в месяц, при этом все, что сверху остается в Точка банке удобно тратить с помощью карты. В Точка автоматом все деньги на расчетном счету привязаны к обычной карте, никаких доп действий делать не нужно.

Чтобы комплаенс проверки по вашим операциям не вызывали вопросов, при переводе денег на свой счет указывайте в комментариях к платежу “Перевод на свой счет в другом банке”.

Это важно

Почему еще удобно иметь несколько расчетных счетов.

При технических проблемах в одном из банков, вы можете остаться без доступа к деньгам на 1 день, в целом не критично, но бывают ситуации, когда деньги нужны прямо сейчас. Имея счет в нескольких банках, вы не подвержены таким рискам, тем более налоговый кодекс никак не ограничивает индивидуальных предпринимателей в количестве расчетных счетов.

Контур банком пользуюсь для расчетов только с одним клиентом, все переводы доходят в этот же день, поддержка тоже работает отлично.

Описанные бесплатные тарифы Точка и Контур банков подходят тем, у кого прибыль в месяц составляет до 350 тыс. руб, если у вас больше, то в Точка банк нужно перейти на нужный тариф, исходя из необходимой вам суммы вывода средств.

Обещал рассказать про экосистему Контур, продукты, которыми пользуюсь для бизнеса:

  • Контур Диадок для ЭДО

  • Контур Толк для проведения видеозвонков с клиентами

  • Контур Банк - как второй расчетный счет

  • Контур Эльба для ведения бухгалтерии и выставления актов и счетов

Вообще сервисов в Контур более 50, под разные задачи, но другие пока не пробовал.

В этой статье рассказываю только свой личный опыт, наверняка есть продукты других брендов, которые также дают отличный сервис и опыт. Я не претендую на звание эксперта по налогам и бухгалтерии, это не моя сфера деятельности (хотя образование профильное налоги и экономика), уже 9 лет я занимаюсь маркетингом. У меня небольшая команда, с которой мы выстраиваем грамотный performance-маркетинг для наших клиентов.

Про свой бизнес я веду блоги, можно почитать и посмотреть:

Делитесь своим опытом открытия ИП в комментариях к этой статье. А также задавайте вопросы по описанным сервисам, буду рад помочь.

реклама
разместить
Начать дискуссию
Как стать ИП и не платить страховые взносы
Как стать ИП и не платить страховые взносы
55
реклама
разместить
Онлайн-бухгалтерия в банке: почему вашему бизнесу не подойдёт такое решение и где искать альтернативу
*когда понял, что тебе что-то недоговаривали*

Никакого хейта, только факт: далеко не все предприниматели понимают, что из себя представляет онлайн-бухгалтерия в банке. За красивым интерфейсом скрываются ограничения, о которых в рекламе не говорят. Разбираемся, какие именно, и что с этим делать.

44
Допрос на Мексиканско-Американской границе 🇲🇽🇺🇸👮

Продолжаю историю, как я лечила зубы в Мексике. Если не читали предыдущую статью, обязательно прочитайте.

11
У нас очередная победа в суде! Налоговый адвокат доказал, что ИП-управляющий — не директор и сохранил компании несколько миллионов рублей
У нас очередная победа в суде! Налоговый адвокат доказал, что ИП-управляющий — не директор и сохранил компании несколько миллионов рублей
Какая информация в соц. сетях может спровоцировать налоговую? (+кейс)

Сразу скажу, что этот пост касается тех предпринимателей, которые не совсем законно ведут свою деятельность.
Многие это делают еще и несознательно, и как раз поэтому я решила сделать пост, чтобы заставить задуматься и поменять стратегию пока не поздно.


Какая информация в соц. сетях может спровоцировать налоговую? (+кейс)
22
Как грамотно начать свое дело в сфере онлайн-бизнеса и выстроить добрые отношения с налоговой
Сервис "БИЗНЕС-МОРЕ", МФЦ для онлайн-бизнеса.
11
Можно ли решить финансовые вопросы с плохой кредитной историей? Индивидуальный подход от НКК

С начала 2025 года в России резко вырос спрос на микрозаймы. Согласно исследованию Банки.ру, количество заявок на микрозаймы многократно превысило заявки на традиционные потребительские кредиты. Причиной этого стали повышенные банковские ставки и ужесточение требований к заёмщикам. В таких условиях многим людям стало сложно получать финансирование…

Пять мифов про ИП
Пять мифов про ИП
11
Сервис бесплатной регистрации ИП и ООО продлили
Регистрировать ООО с одним учредителем и ИП 
11
реклама
разместить
Регистрация ИП — это проще, чем вы думаете!

Зачем стоять в очередях, если можно сделать всё онлайн за 3-5 дней!

Сохранили транспортной компании 20 миллионов налогов и спасли от банкротства. Кейс клиента.

Как-то раз, под новый год, обратилась небольшая транспортная компания. На повестке стоял вопрос по «уточнению» обязательств по НДС (читайте – вымогательство)

11
Бухгалтерия без боли: 5 российских no-code решений, которые экономят время и нервы

Российские no-code платформы — как идеальный бухгалтер: знают наши законы, работают быстро, не просят зарплату и никогда не устают. Чтобы предпринимателям, стартаперам и всем, кто занимается финансовой рутиной, легче жилось, описали здесь 5 топовых решений для работы с цифрами.

Бухгалтерия без боли: 5 российских no-code решений, которые экономят время и нервы
55
22
[]