"Фокус-группа заказчика: секрет успеха или главная ловушка IT-проекта"
Иногда мне кажется, что управление проектами – это как отправиться в экспедицию на Амазонку, только вместо пираний, ядовитых насекомых и джунглей, помешать могут жесткие дедлайны и фокус-группы заказчика, соревнующиеся со здравым смыслом. Команде предстоит преодолеть километры непроходимых зарослей, болота и одному рандому известные препятствия, поэтому она состоит из лучших экспертов в своем деле. Их снаряжение — лучшее из того, что можно приобрести на рынке. В общем, команда разработки — само олицетворение эффективности. А команда заказчика — это туристы, которых предстоит вести с собой, и только им известно, куда именно необходимо добраться всей экспедиции, ведь у них есть карта, по которой все будут ориентироваться. Но вот проблема: карта нарисована на салфетке, а её автор победил в номинации «10 способов испортить жизнь разработчику». Именно это происходит, когда в фокус-группу заказчика попадают люди без необходимой технической экспертизы.
В моей практике был случай, когда дорогущий проект практически застрял из-за того, что фокус-группа заказчика состояла из людей, чьи представления об IT-разработке были примерно такими же, как у среднестатистического пользователя социальных сетей. Вместо того чтобы двигаться к цели, команда разработчиков тонула в объяснениях базовых принципов работы системы, тратя драгоценное время и увеличивая себестоимость разработки. Проще говоря, это становилось напрасной тратой денег компании.
Представьте себе: ваш первый созвон с командой заказчика. В своих мечтах вы ожидали увидеть пусть не экспертов, но хотя бы сотрудников, отдаленно понимающих, о чем будет идти речь, чтобы обсуждать детали проекта, а не устраивать образовательный вебинар "Для тех, кто только начал". Но на созвоне вы встречаете... коллекционеров пробок от винных бутылок. Они практически не соприкасались с миром IT, и даже словосочетание «архитектура ПО» у них вызывает легкий скачок давления. Зато в отчетах и служебных записках, а также на бесконечных совещаниях они как никто другой сильны! Понимаете, о чём я?
Такая связь с фокус-группой напоминает игру в Морской бой, только вместо «мимо» чаще звучит «в вас не попали, но задели морально!». Обратная связь добирается с такой скоростью, будто её передает ползучая черепаха по канатной дороге. Нужную информацию приходится буквально тянуть клещами и когда наконец удается её получить в подходящем виде, это подобно извлечению зуба мудрости без анестезии: больно, долго (читай- дорого), но всё же это уже что-то. Самое смешное (или нет) то, что всё время, потраченное командой в просветительских целях, идет в зачет разработки и никак не влияет на перенос дедлайна. Сроки намертво скреплены печатями в договоре, разве что кровью генеральных директоров не окроплены, поэтому укладывайтесь, дорогие разработчки, как хотите.
Ситуация комична до абсурда: как объяснять условия игры в бадминтон, когда у слушателей в руках шахматные фигуры, дама червей и карта от Монополии? «API?» — в глазах фокус-группы отражается столько же понимания, сколько у белого листа бумаги шансов стать гепардом. Задача не в том, чтобы передать знания, а чтобы убедить: "Иногда ваши пожелания не могут уложиться в рамки бюджета и времени, отведенного на разработку". Или: "Не стоит в середине пути продолжать генерировать идеи, менять референсы или вносить правки в ТЗ". Даже это, порой, бывает катастрофически сложно без необходимого бэкграунда у фокус-группы заказчика.
В итоге каждая сессия становится дайвингом в буйные воды офисных демагогий, где снаряжение громоздкое, а кислорода едва хватает. Спасательный круг — это хоть какая-то экспертиза и понимание заказчика, но вместо этого вы расходуете время на объяснения или пространные речи о стратегических целях, оперативном реагировании и корпоративных ценностях.
Как говорится в старой морской поговорке: «Каждый капитан знает свои берега». Мы-то знаем, но вот знают ли те, кто задают курс? Каждому заказчику стоит понимать: фокус-группа — это не просто навигатор или носитель карты. Это не просто набор людей, контролирующих ход выполнения работ, а мощный инструмент, который может либо ускорить достижение целей проекта, либо превратить его в бесконечное испытание терпения обеих сторон договора.
По статистике, 60% проектов с некомпетентной фокус-группой заканчиваются либо провалом, либо нервными срывами разработчиков. Это, как если бы строители дома получали указания от человека, который никогда не видел чертежей, но зато хорошо разбирается в цветах краски.
Поэтому к формированию фокус-группы на проект стоит подходить максимально тщательно, взвешивая каждую кандидатуру, определяя компетенции и ценность каждого участника в контексте конкретного проекта. Им не требуется быть экспертами, но элементарное понимание процесса критически важно.
Практические рекомендации или "Как собрать команду мечты":
- Требуйте наличие хотя бы минимального технического бэкграунда. Это обязательное условие для участия в фокус-группе.
- Установите четкие сроки и правила игры. Представьте себе футбольный матч без судьи — хаос гарантирован.
- Не бойтесь менять состав группы, если видите, что текущие участники больше похожи на туристов, чем на активных участников экспедиции.
Подумайте о своей текущей фокус-группе. Если вы видите хотя бы один красный флаг, пора принимать решения. Ведь лучше перестраховаться, чем потом устранять последствия непрофессионального подхода. Задумайтесь, как можно успешно завершить экспедицию, если участники проекта смотрят на карту вверх ногами и ещё не открыли глаза? Ошибочно полагать, что команда разработки обладает даром предвидения и способна предвосхищать пожелания и переводить с языка "некомпетентности" на хотя бы "приемлемый для понимания". Обычно этим вынужден заниматься проектный менеджер, но это не самый эффективный способ его задействовать, при том, что время, затраченное им на перевод с языка заказчика на язык команды разработки, стоит денег, и назад его не вернуть.
Итак, что в итоге? Очевидно, вовлеченность заказчика и компетентность фокус-группы являются вопросом не просто статусов, отчетов и такой любимой имитации бурной деятельности, а жизненной необходимостью в процессе создания продукта, который будет исправно функционировать, радуя всех своей успешностью.