Руководитель хочет перемен. Сотрудники против. Что делать?
Как руководителю в короткие сроки и без борьбы провести в компании необходимые изменения?
С какого шага руководитель начинает перемены? С информирования: с этого дня будет так-то и так-то.
Что дальше? Сотрудники изменений не хотят. В отношениях руководитель-сотрудник возникает напряженность.
Какой у начальника план? Такой:
«Если сопротивление возникло, то убирать его шаг за шагом. Объяснять до тех пор, пока команда сама не захочет получить результат от внедренной инновации».
Этот подход будет работать? Да, будет. Долго и болезненно. Почему?
Поясняю:
Время идет, процессы перестраиваются вяло. Каждый следующий шаг руководителя команда расценивает как очередную попытку. Логика руководителя: предыдущая не удалась. Но (!) у сотрудников логика такая же: предыдущая не удалась, значит можно сделать так, чтобы и новая попытка провалилась.
Против изменений включается коллективный разум. Иногда это выглядит как подполье и партизанщина. У руководителя возникает ощущение «я столкнулся с саботажем».
Что делать?
Свежий пример из собственной практики. Для инфо: наша компания занимается грузоперевозками. Моя должность – зам. директора и начальник отдела продаж. Гараж – это водители и руководство (главный механик с помощниками).
На календаре пт. 07.02.25. Звонок от директора.
- В ноябре прошлого года мы с гаражом договорились, что каждое утро они будут выкладывать в чат инфо о готовности машин к рейсу. Пока это делается либо после обеда, либо вообще не присылают. Хочу с ними сегодня поговорить.
- Не звоните пока в гараж. Поручите мне решить вопрос.
- Хорошо.
Выносить мозг своим сотрудникам ("занудство как принуждение") не наш метод.
Есть способ получше.
Пятница 07.02.25 – день как день. Инфо гараж прислал в 11.10.
Переписка:
- Доброе утро (от гаража)
- Доброе утро! Утро добрее, когда листик приходит до 10.00) (от меня)
- Будем писать с вечера (от гаража)
Почему гараж не выполняет то, что обещал директору?
Потому что это:
— привело к встречному сопротивлению. «Грузит нас всякой фигней»;— способ показать свою загруженность;
— способ рассказать о своей работе и показать ее.
Вопрос: что сделать, чтобы решить вопрос?
Ответ: подобрать нужные слова. Беру паузу до пн. 10.02.25
Утром пишу в общий чат:
«Листочек – связь между гаражом и коммерцией. Запускает механизм зарабатывания. Нет листочка – механизм на ручнике».
С этого дня и далее гараж высылает инфо до 10.00.
Почему гараж начал выполнять то, что обещал директору?
Потому что в сообщении зашито:
- «вы (гараж) включаете механизм зарабатывания. Не включили – в фирме нет денег»;
- «деньги зарабатывает коммерция. Гараж деньги тратит. Не заработаем – тратить гаражу будет нечего»;
- гараж понимает, что означает «механизм на ручнике». Это означает «не тормозите».
Мое сообщение поменяло смыслы, мотивацию, цель гаража.
Смыслов достаточно, чтобы развернуть мышление руководителей гаража в нужную сторону. Достаточно, чтобы сопротивление снизить до нуля.
Где здесь деньги:
1) директор получит инфо для анализа, оценки и корректировки. Найдем, где снизить потери времени и денег. Повысится выход машин - заработаем больше;
2) у гаража появилась связка «чтобы нам что-то потратить, нужно, чтобы коммерция это заработала»;
3) мой интерес. Одним сообщением решил вопрос, который не решался несколько месяцев. Снизил напряг между директором и гаражом. Разгрузил собственника, не перегружая задачу на себя. На решение вопроса много сил и времени не потратил.
На подумать: если какой-то вопрос решается долго, значит, скорее всего, что-то делается не так.