Яндекс. Найдется все?

История о том, как я хотел продать идею Яндексу. ЧАСТЬ 1.

Яндекс. Найдется все?

Предисловие

Эта история началась в прекрасную доковидную эпоху. Я работал интернет-маркетологом в «Шоколаднице», и понял, что для офлайн-ресторана у контекста и основных метрик CPM, CPC и CPA есть 2 основные проблемы:

1) тяжело отследить транзакцию в офлайне,

2) CPM, CPC и CPA подходят не всем.

Контекст тяжело отследить

Давайте представим, что у вас более 200 кофеен, вы настроили все виды и форматы контекстной рекламы. Основная цель – транзакция в кофейне. Осталось только отследить результат 😊

Сделать это можно, например, через Wi-Fi – сенсор, промокоды в рекламе, CRM и программу лояльности. Но, во-первых, в любом из решений вы теряете часть данных и у вас неполная картина, вы оцениваете результат по косвенным признакам. Во-вторых, это дорого, особенно сенсоры для более чем 200 офлайновых точек. И, в-третьих, это громоздкие, технически сложно реализуемые методы.

CPM, CPC и CPA подходят не всем

Вы удивитесь, но те способы закупки рекламы в интернете, которые мы сейчас имеем, подходят не всем. Предоставляя медиаплан с такими метриками как CPM, CPC и CPA для бизнеса, у которого цель покупка в офлайне, возникает вопрос — а что с продажами?

Рекламодатели тратят бюджеты за показы и клики, и получается так, что реклама в интернете — это всегда эксперимент. Ты платишь за показ рекламы, который переходит в клик, далее по воронке некоторая часть посетителей переходит в конверсию. И даже заветный CPA, не всегда продажа. Фрод и возврат покупок никто не отменял)

Яндекс. Найдется все?

Ок, Яндекс это не только контекст, это огромная экосистема, которая включает ряд решений для продвижения бизнеса. Возьмем самый релевантный формат для кофейни — реклама в геосервисах Яндекса (карты, навигатор, метро). Метрики, по которым следует оценивать эффективность в этих сервисах:

клик по номеру телефона (кто-то звонит в кофейню чтобы прийти в нее?);

• построение маршрута до адреса (пользователь не всегда строит маршрут);

• просмотр входов в организацию (ок, а сам он пришел в кофейню?);

• клик по кнопке действия в карточке организации (просмотрел акцию, но купил ли он в итоге?);

• клик по кнопке АКЦИИ, просмотр панорамы, размещенной в карточке организации, все те же просмотры баннеров (CPM) и т. д.

Все это верхнеуровневые метрики воронки, которые косвенно влияют на продажи. И менеджерам Яндекса не легко продавать эти форматы рекламы, а рекламодателям тяжело брать в работу эти форматы. Финальный вопрос от руководства практически всегда — «Как считать продажи?».

Уже на новом месте работы (международная компания, производитель бытовой техники) я получил письмо от рекламного агентства с предложением запустить рекламу в геосервисах с уже известными мне метриками... Руководство отклонило это предложение, и мы перешли к контексту. Круг замкнулся.

Есть решение

В какой-то момент я понял, что нашел решение, и это кое-что новое, чего нет сейчас в digital.

Это новый формат рекламы, который может изменить способ закупки рекламы, решит «боли» рекламодателей, изменит функционал и возможности 10 сервисов Яндекса. Он также способен изменить воронку на сайтах и в приложениях. И самое важное — это тот формат, за который рекламодатели готовы платить и увеличивать свои бюджеты. Я понял, что хочу продать идею Яндексу (или Mail.ru Group и СБЕР).

Но как с подобными идеями выйти на менеджеров компаний? Основная проблема таких коммуникаций — «У меня есть идея, я хочу ее вам продать» — они окружены ореолом городского сумасшедшего.

Что было дальше?

Все знают про концепцию «Elevator Pitch», когда в условиях ограниченного времени (за время поездки в лифте, то есть около тридцати секунд) предпринимателю надо коротко рассказать идею тому, кто в итоге примет решение. Но как быть, когда мы живем в ковидную эпоху, когда нет условного лифта, все менеджеры ушли в глубокую удаленку, а про нетворкинг на конференциях уже все забыли?

С таким предложением трудно не только выйти в прямой контакт с людьми из Яндекса, еще труднее описать идею (без конкретики, чтобы сразу не раскрыть карты) через интернет, и главное заинтересовать. Ну что же, я попробовал.

Первый был гуру русскоязычного маркетинга — Себрант Андрей Юлианович (директор по стратегическому маркетингу в Яндексе).

Яндекс. Найдется все?

У меня было 2 номера, а также почта Андрея Юлиановича. Не спрашивайте, где я их взял, все равно не расскажу)) Сначала я отправил на почту свое предложение, к сожалению, ответа не было. Новая цифровая этика не позволила мне звонить с предложением. Ну вы понимаете... Потом я пытался связаться по Facebook, но сообщения остались непрочитанными. Последний контакт (как оказалось в будущем нет), был в его телеграм канале «TechSparks» (подписывайтесь, там круто). В описании канала был контакт для вопросов, куда, конечно, я написал. Не знаю это был администратор канала или владелец, но мне ответили! Ответ был такой: «Пожалуйста, обращайтесь в Яндекс по официальным каналам». Я не рассчитывал на ответ, но он меня приятно удивил.

Ну что-же, по совету я обратился в официальный канал Яндекса – «Отдел клиентского сервиса Директ» (тикет Ticket#20101513052958153). Мне ответили: «Благодарим вас за интерес к Яндексу и готовность к сотрудничеству. Перенаправили ваш запрос в нужный отдел, в случае заинтересованности коллеги выйдут на связь». Что значит, мы скорее всего не свяжемся)

А потом я вспомнил слоган «Яндекс. Найдется все». И первое, что пришло в голову, — найти в поиске информацию о том, как продать идею Яндексу. Нашел статью в блоге «Яндекс ищет стартапы» от 2010 года. Но прошло 10 лет, почта yandex@startuppoint.ru уже недоступна…

А дальше я вспомнил про Дудя и его выпуск про Кремниевую долину. Помните того клевого парня из Москвы, который создал приложение для Youtube?

https://www.instagram.com/p/B_VMGP-pVzW/
https://www.instagram.com/p/B_VMGP-pVzW/

Так вот, Андрей Дороничев стал сооснователем международного русскоязычного IT сообщества «Mesto». В «Mesto» есть 3 основные роли: те, у кого есть идеи/стартапы, те, у кого есть деньги, и те, кто готов помочь с реализацией идеи. В этом сообществе все помогают друг другу. Это невероятная крутая тусовка, и я написал туда.

В блоке с моей идеей между сообщениями, «нет конкретики, сложно оценить идею» и «почему ты решил, что рекламодателем это будет интересно?» один из «местных» скинул контакты менеджера Яндекса, который был в этом сообществе. Это была маленькая победа.

Мы связались друг с другом в чате, но конечно, я не мог описать ей сразу детально всю суть идеи. Она вежливо объяснила, что не отвечает за развитие продуктов, но обязательно попробует найти коллег, которые помогут мне.

Несмотря на то, что я не продвинулся дальше со своей идеей, я получил прописку в «Mesto» и там действительно много крутых идей. Почему там нет посольства Яндекса или Mail Group — не совсем понятно)

А дальше была презентация Яндекса «Yet another Conference on Education», которую по странной случайности снимал мой брат, и ведущим был Себрант Андрей Юлианович. Мой брат сделал с ним селфи, а Андрей Юлианович выложил в Facebook фото, на которой был мой брат.

https://www.facebook.com/photo?fbid=3841764822517808&set=a.216396208388039
https://www.facebook.com/photo?fbid=3841764822517808&set=a.216396208388039

Брат в кулуарах рассказал Андрею Юлиановичу суть моей проблемы, и он сказал, что Роман Чернин (руководитель геосервисов Яндекса) может помочь мне, и стоит написать ему в Facebook. Я, конечно, написал, но у фейсбука есть одна важная особенность – он фильтрует часть новых сообщений не от друзей в отдельную папку. И мое сообщение не было прочитано.

Да, получился лонгрид. Но, история не закончена, это первая часть. Обязательно будет вторая. В ней я напишу, что было дальше, кто первый связался со мной (и связался ли) из Яндекса, Mail.ru или Сбербанка, моя почта asanoven@yandex.ru .

Я так и не нашел способ, который помог бы мне выйти на презентацию этой идеи.

Главный вопрос этой статьи – как интернет в условиях коронавируса может помочь тем специалистам, у которых есть интересные идеи? Если у вас есть подобный опыт или советы, пишите в комментариях.

1414
33 комментария

Наивно все как-то...

Давно доказанный факт - идея ничего не стоит и "никому не нужна". Сейчас вы бегаете и "партизаните", боясь кому-то "проболтаться" а завтра поймете что это все пустая трата времени и следующая статья будет называться "бесплатно дарю идею"
 
Также практическим путем установлено что покупают только технологию с реализацией либо аудиторию 

Я не спрашиваю вас, искренне надеясь что вы ответили себе на эти вопросы...
1. Достаточно ли у вас опыта чтобы оценить потенциал идеи и ее реализацию
2. На чем основана уверенность в том что другие светлые головы до этого не додумались. Ответ - "ну этого же нет" - неправильный 
3. А почему бы эту идею не реализовать самому. Ответ - "у меня нет денег" - неправильный
4. Насколько потенциальные клиенты готовы правильно оценить идею. Ответ - "это же офигенно круто" - неправильный
5. В какую цифру вы оценили свою идею 

как интернет в условиях коронавируса может помочь тем специалистам, у которых есть интересные идеи?

Вопрос остается открытым - с чего вы взяли что эти идеи кому-то интересны? Ну а в целом - никак не поможет 

15
Ответить

Важный вопрос этой статьи (даже основной) – А как не наивно?

Ответить

Может и наивно, но!

Как же тогда появляются новые продукты внутри компаний? Правильно, у кого-то появляется ИДЕЯ, которую он презентует нужному человеку и получив добро, начинает её реализацию самостоятельно или отдаёт компетентным людям.

Случай автора отличается лишь тем, что он не работает в Яндекс и не может вот так просто рассказать о своей идеи нужным людям.

2
Ответить

С одной стороны конечно идея ничего не стоит и никому не нужна, но с другой скажите это братьям Уинклвосс и возможно получите по лицу.
Потребность в идеях есть, но нет рынка
кто знает сколько потрясающих идей ушли в небытие потому что у авторов не было ресурсов для их воплощения, а делиться бесплатно жалко, да и не ценятся бесплатные идеи.

Вот вам кстати и бесплатная идея: стартап агрегатор идей - люди сливают на площадку свои идеи, эксперты оценивают их на адекватность, компании покупают подписку на идеи по определенной тематике, люди получают вознаграждение, стартап комиссию.
Компании даже могут  не использовать идеи целиком, но как источник вдохновения и модификации внутренних идей это может быть очень ценно.

2
Ответить

Когда я был молодым программистом я порекомендовал своей конторе хорошую идею в надежде тоже с этого что то поиметь. В итоге всю идею пришлось реализовывать мне, компания заработала около миллиона долларов, меня отблагодарили коробкой чистых dvd дисков...

5
Ответить

Получаются компания реализовала вашу идею вашими силами, хм хм хм. А не пробовали поговорить с руководством о чём то большем чем коробка дисков?

Ответить

А что была за идея (в общем)?

Ответить