Социальный франчайзинг: как это работает

Как создать франшизу в социальном бизнесе и не пожалеть об этом

Социальный франчайзинг: как это работает

За первое полугодие 2024 года интерес к развитию франчайзинговых сетей увеличился за год на 47%, а число сделок выросло на 19%. Но что скрывается по ту сторону договора? Действительно ли так легко сделать успешную франшизу в социальном бизнесе?

Что такое социальный франчайзинг?

«Социальная франшиза — это готовая отлаженная бизнес-модель предприятия под уже существующим брендом с предоставлением другим лицам права пользования этой моделью, технологиями и товарным знаком для решения социальных задач», — говорит генеральный директор цифровой платформы по франчайзингу SCALE IT, соучредитель «Франчайзинг-Интеллект», автор курса «Директор по франчайзингу» и подкаста «Франшизомания» Мария Кизима.

Кизима выделяет следующие плюсы социального франчайзинга:

  • Гибкость и мотивация. Франчайзи могут адаптировать концепцию к местным потребностям, сохраняя при этом творческую свободу в установленных договором пределах.
  • Экономия ресурсов. Для запуска и развития новых проектов владелец франшизы предоставляет не только технологии, но и пул проверенных партнеров. Это сильно снижает затраты.

  • Стандартизация и последовательность. Франшиза обеспечивает единые стандарты качества услуг, ускоряет достижение социально значимого эффекта за счет отточенных методик и позволяет получать устойчивый доход.

  • Гибкость и мотивация. Франчайзи могут адаптировать концепцию к местным потребностям, сохраняя при этом творческую свободу в установленных договором пределах.

В числе минусов франшизы эксперт отмечает:

  • нежелание владельца франшизы идти на компромиссы и адаптировать концепцию под регионы;
  • ограничения креативности франчайзи стандартизацией;
  • финансовые сложности

Как все эти особенности выглядят на практике? Узнали у действующих социальных предпринимателей–франчайзеров.

Все в сад!

Социальный франчайзинг: как это работает

Бизнес по франшизе требует постоянного контроля и далеко не всегда приносит результат в ожидаемые сроки. С этим столкнулась хозяйка билингвальных Монтессори-садов KIDCODES, наставница нескольких потоков обучения «Формула роста» Фонда «Наше будущее» Юлия Коричнева.

Социальным предпринимательством Юлия занялась в 2014 году. Именно тогда в Рязани появился первый флагманский детский центр. В 2017-м Юлия возглавила детсад на 100 мест с полной загрузкой. В марте 2025-го состоялось открытие еще одного филиала на 70 человек. «В 2021 году начался мой крестовый поход в сторону социального франчайзинга. Я продала франшизу, еще даже не упаковав ее. Мы хотели открыть большой детский сад в Москве, но в связи с политическими событиями и СВО не смогли, всё было заморожено».

К вопросу франшизы владелица KIDCODES вернулась только в 2024 году. Прошла курс у Сергея Дегтярева — основателя сети частных детских садов Sun School, проект которого входит в топ рейтинга Forbes. Доупаковала франшизу, сделав ее более привлекательной для партнеров. Во франчайзинговом пакете появился курс из 300 уроков для владельцев, педагогов, администраторов.

Самостоятельный опыт открытия детских садов и управления ими был для предпринимательницы успешным. Она зарегистрировала товарный знак, брендбук, и начала «холодные» продажи.

В процессе Юлия столкнулась с проблемами:

  • отсутствие продаж франшизы из-за неконтролируемых удаленных сотрудников;
  • отсутствие быстрого результата;
  • необходимость личного контроля каждого этапа развития новых проектов.

Разобрав все ошибки, Коричнева получила консультации экспертов в области франчайзинга, наняла нового руководителя и менеджера по продажам, переосмыслила этап старта проектов, переупаковала модели. И стала лично сопровождать каждый шаг запуска. В 2024-м она продала три франшизы.

«Мы достигли хороших результатов продаж, сформировали четкие критерии поиска партнеров. Но не хотим останавливаться на достигнутом»,

— говорит предпринимательница.

Упаковать по-новому

Запуская франшизу, основательница сети детских акваклубов «Аквабулько» Дайя Дьяченко не была морально готова принимать важные бизнес-решения. Но это она поняла не сразу. В 2019 году она зарегистрировала товарный знак «Аквабулько», самостоятельно упаковала франшизу и начала продажи. За первые четыре месяца было продано четыре франшизы.

«Главный наш девиз — это безопасные бассейны для малышей с эко-водоподготовкой и в шаговой доступности от родителей. Мы хотели, чтобы по всей стране появилась услуга оздоровительного, комфортного и безопасного плавания для нормотипичных детей и детей с особенностями развития»,

— говорит предпринимательница.

В определенный момент владелице «Аквабулько» пришлось столкнуться:

  • с недобросовестностью партнеров, которые нарушали условия договора;

  • с собственной нерешительностью в принятии серьезных решений для поддержания высоких стандартов;

  • с необходимостью постоянно обосновывать для франчайзи оплату роялти.

После этого Дарья решила переупаковаться. Она обратилась к специалистам, которые помогли изменить брендбук, логотип и сайт. Предпринимательница лично переделала стратегию работы с партнерами франчайзи. В новой франшизе полностью отсутствует роялти, но есть инструменты по поддержанию высоких стандартов качества.

Опыт позволил Дайе Дьяченко:

  • увеличить продажи франшиз «Аквабулько»;

  • разработать взаимовыгодный договор с франчайзи;

  • зарегистрировать второй торговый знак «Белые китята»;

  • продать франшизу нового проекта в Рязань, сделать запуск и помочь франчайзи достичь точки безубыточности за один месяц.

Сейчас Дьяченко создает франшизу как сообщество предпринимателей и руководителей акваклубов под одним брендом. Она также ведет антикризисные курсы для сторонних организаций.

«Аистенок» без иллюзий

Социальный франчайзинг: как это работает

В 1992 году в Перми, да и по всей стране, еще не было платных детских центров с дополнительными занятиями. Впервые подобное новшество привнесла основательница сети детских центров «Аистёнок», педагог, создательница авторских методик Надежда Булатова.

Вначале Надежда учила детей читать, считать и писать. Услуга оказалась востребованной — пришла идея собрать команду и обучить преподавателей. Так появилась сеть детских центров «Аистенок».

В 2012-м работали уже три филиала. В это же время началась работа над франшизой, на которую ушло более двух лет. В первый же день продаж в офис компании пришел покупатель. Первая франшиза улетела в Дубай, следующая в Вологду, а затем — в Санкт-Петербург и в Орехово-Зуево.

«Я считаю, что несомненный плюс работы с франшизой — это счастье наблюдать, как множество детей в разных уголках страны легко и с удовольствием читают, пишут и осваивают счет!»,

— делится Булатова.

При этом предпринимательница выделяет и минусы работы с франшизой.

  • Пребывание некоторых франчайзи в иллюзиях. Они убеждены, что достаточно купить франшизу. Но необходимо много учиться методикам, руководить большой командой людей, контролировать процессы и мотивировать сотрудников.

  • Слабая оценка рисков. Важно понимать, что бизнес можно потерять, и придется начинать всё заново. Если внутренняя готовность к этому отсутствует, то лучше не идти в предпринимательство вообще.

11
Начать дискуссию
[]