7 апреля я побывал в Москве на конференции, посвящённой развитию бизнеса в ОАЭ, в том числе в экономической зоне DMCC в Дубае.

И вот какие мысли породило это мероприятие...

Если кратко, то DMCC — это такой район в городе-мечте, который предлагает шикарные офисы в небоскрёбах и внушительный жилой фонд вокруг двух озёр + льготные условия ведения бизнеса. По словам представителей, комьюнити, состоящее из резидентов DMCC и их семей, насчитывает более 100 тысяч человек.

На самой конференции говорили о том, как прекрасно вести бизнес в ОАЭ. И, конечно же, жить там. Примечательно, что сама конференция проходила на улице Ильинка в Торгово-Промышленной палате России, практически у стен Кремля и Администрации президента.

Говорили про регистрацию бизнеса, его масштабирование. Отмечали возможность открытия бизнеса удалённо, не приезжая в Дубай. Но на финальном этапе для открытия счёта всё-таки придётся приехать. Уверяли о лёгкости всех административных процедур. Но, со слов представителей бизнеса, не всё так гладко. А открытие счетов предпринимателю с российским паспортом — это большая головная боль для наших соотечественников. «Дубайцы» предлагали решение — открывать на человека с нероссийским паспортом.

Но если убрать квазикомичность ситуации, то ОАЭ действительно является одним из окон для глотка свежего воздуха международного бизнеса в нынешних условиях. При этом важно понимать, что сам внутренний рынок страны весьма сомнителен для старта международного бизнеса, особенно неокрепшей компании. Население страны — 9 млн человек, из которых чуть более 1 млн — это местные, остальные — высококвалифицированные экспаты и чернорабочие из стран Азии и Ближнего Востока. Весьма сомнительная мечта для международной экспансии. Но высокая покупательская способность рынка, в том числе за счёт дорогостоящего сектора услуг, манит российский бизнес. Более 18 млн туристов посетили Дубай в 2024 году.

В СМИ о больших успехах в продвижении российской промышленной продукции не часто можно встретить.

При этом есть громкие успехи в ресторанном бизнесе и девелопменте. Согласно исследованию международной консалтинговой компании Uppercase, экспансия российских компаний на рынок Объединённых Арабских Эмиратов продолжает расти: в 2024 году там было открыто в 2,5 раза больше организаций, чем в 2023-м. Чаще всего бизнес открывали представители ретейла, IT и производственных компаний.

Российские компании продолжают активно осваивать рынок Объединённых Арабских Эмиратов, преодолевая трудности, связанные с запуском и ведением бизнеса в новом регионе, и учитывая особенности локального менталитета. По их данным, в 2024 году в ОАЭ было открыто в 2,5 раза больше компаний с российским участием, чем в 2023 году. В настоящее время в ОАЭ зарегистрировано более 4000 российских компаний, в 2024-м в регион вышло более 100 организаций, отмечается в исследовании.

Но многие оценивают рынок ОАЭ, говоря словами стратегии океанов, как алый, кровавый океан практически для всех отраслей экономики. В отличие от России, предложение присутствует со всего света. Понимая это, местные власти продвигают ОАЭ за рубежом как площадку для экспансии в другие страны Ближнего Востока, Африки и Азии. Предлагают льготные условия в особых экономических зонах, удобные логистические маршруты через крупнейшие в мире порты. Здесь проводятся крупнейшие в мире выставки в сфере пищевой промышленности (Gulfood), строительства (Big 5), IT (Gitex) и другие. И, конечно, это так. Только с большими оговорками. Представители бизнеса, которые там живут, «воют» от ежегодно растущих затрат на жизнь в эмиратах. Многие экстренно ищут новые локации, куда перевести бизнес. 14% компаний с российским участием в 2024 году уже свернули бизнес в этом регионе.

В заключение хочу отметить, что ОАЭ остаются значимым направлением для международной экспансии российского бизнеса, несмотря на растущую конкуренцию и увеличение операционных затрат. Положительными факторами выступают развитая инфраструктура, благоприятный климат для предпринимательства и стратегическое расположение региона. При этом я рекомендую тщательно оценивать экономическую целесообразность входа на рынок с учётом растущих издержек и высокой конкуренции. Особенно важно рассматривать ОАЭ не как конечный рынок, а как платформу для дальнейшего расширения присутствия на рынках Ближнего Востока и Африки.


Если вам понравилась статья, то еще больше интересных новостей из мира международного бизнеса вы найдете в моем ТГ-канале "Великий МеждуБиз"

Начать дискуссию