Как спасти компанию, когда все рушится, клиенты уходят, а сотрудники впадают в депрессию
В 2022 в аутсорсинге появилась опасная тенденция — дефицит работников. Зарубежные компании стали уходить с рынка, заказы — уменьшаться, количество желающих работать — сократилось в разы, а стоимость работника — выросла. Мы поняли: если срочно не предпринять меры, то не вывезем. Как пережили этот период и перестроили структуру компании, рассказываем в статье.
Я Александр Маслюк, основатель компании Newstaff. Мы помогаем ритейлерам, производственным, строительным и IT- компаниям находить высококлассных специалистов, поставляем временных работников и занимаемся консалтингом в области HR.
Компания работает полностью с соблюдением налогового и трудового законодательства. Именно прозрачность процессов, открытость и безопасность долгое время притягивали международных клиентов.
Почему стабильная компания стала терять почву под ногами
В 2022-ом рынок изменился кардинально: одна часть заказчиков, международные игроки, ушла с рынка, другая — сократила заказы.
Часть наших сотрудников — мигранты. Когда ситуация на рынке стала нестабильной, большое количество уехало, работать стало невыгодно из-за падения рубля.
Трагические события в «Крокус Экспо» привели к ужесточению миграционного законодательства. Это усилило отток работников.
Многие граждане РФ, отправились на СВО, что также повлияло на кадровый голод.
Людей стало меньше, они стали стоить дороже, поиск их стал сложнее —> срок работы на одном месте также сократился
Сейчас, например, в среднем, в ритейле линейные сотрудники работают всего месяц. То есть — до первой зарплаты, и — уходят.
При таком росте расходов на поиск и вывод сотрудника, а также с учетом роста заработной платы, сегмент белых компаний страдает больше всего. Например, вчера кассир стоил 40 тысяч рублей, сегодня — это уже 70, а плюсом — еще налоги, отчисления. В итоге он обходится компании — в районе 120. Добавим сюда расходы на поиск сотрудников: размещение рекламных объявлений, оплату колл-центра, который принимает звонки от соискателя, расходы на обучение, проведение инструктажа по безопасности и еще много других расходов.
Но беда приходит не одна. Мало того, что заказчиков и работников стало меньше, так и внутри компании начался разлад.
Кто-то испугался неопределенности и поспешно уехал, кто-то уволился, а кто-то оказался на грани выгорания. Коллектив лихорадило, тревожность нарастала, уверенность в завтрашнем дне стремилась к нулю.
В мирное время конфликты также случаются между коллегами, а в кризисное — они усиливаются, потому что все и так на нервах: бухгалтерия злится на кадры, кадры – на подбор, подбор – на производство, и так — по кругу.
Это сильно мешало работе компании в целом.
Нужно было срочно строить взаимопонимание и доверие внутри коллектива.
Как собственник, я видел главные задачи в том, чтобы обеспечить безопасность коллектива и компании, придать системности процессам. Важно было не только сохранить команду, клиентов и найти новые ниши, но и дать сотрудникам четкие ориентиры для движения вперед.
Как мы выбирались из кризиса, который сами не знали, как проживать
Я понимал, что за время развития компании многие процессы стали «размытыми». А когда есть «серые» зоны, то происходят конфликты между сотрудниками. Один перекладывает ответственность на другого, а тот забирать ее не хочет.
Также важно упомянуть, что у нас большая компания. Много разных продуктов и несколько офисов в Москве и Подмосковье.
Отсюда идет разобщенность в коллективе: есть сотрудники, которые годами работают с собственниками, есть новички, которые развивают новые направления, ответственность сотрудников пересекается в некоторых областях. Это как раз почва для конфликтов.
В критические моменты важны собранность и единство команды. Нужно, чтобы каждый четко знал свой круг обязанностей и понимал, какая ответственность конкретно за ним.
Что сделали:
- разобрали структуру компании «до винтиков» – перераспределили обязанности и четко закрепили зоны ответственности за каждым сотрудником;
- инициативным сотрудникам дали возможность для самореализации;
- вернули к жизни должностные инструкции — это важные документы в периоды кризисов, они упорядочивают действия людей и исключают бессмысленный хаос;
- перешли от классической линейной структуры к матричной: сформировали проектные группы сотрудников во главе с куратором под отдельные продукты;
- стали привлекать новых специалистов — усилили ключевые подразделения.
Это был первый шаг к тому, чтобы сделать процессы более прозрачными и понятными. Когда команда знает, что происходит, когда у каждого есть четкий план действий, это рождает ощущение стабильности.
Сами не разберемся, нужна помощь
Решил, что пригласим сторонних специалистов, которые не участвовали в конфликтах, чтобы объективно разобраться и разрулить ситуацию.
Предложил эту роль специалисту по конфликтам, с которым работал сам. Она занималась с коллективом 3 месяца, индивидуально и в группах. Сначала провели глубокую диагностику, поняли масштаб проблемы и конкретику. После — стали прорабатывать каждый конфликт отдельно.
Психолог выступил модератором в конфликтах, помог договориться людям с разными взглядами, разобрал и нейтрализовал обиды и недопонимания.
Чтобы закрепить модель поведения и экологичного общения, мы сформировали корпоративный кодекс и ценности. Стали проводить мероприятия для укрепления коллектива.
Также мы пригласили специалистов по стратегическому планированию, антикризисному управлению, переговорам, бизнес-коучей.
Все 3 месяца работали индивидуально с ключевыми сотрудниками и с командой.
Это был сложный путь поиска взаимопонимания в огромном коллективе. Но я не сдавался и оздоравливал атмосферу. Устраивали корпоративные активности, тимбилдинги, придумывали бизнес-проекты, проходили бизнес-игры, ходили в планетарии и на неформальные встречи.
Провели огромную работу, но это все еще был не конец.
Что делать, если отдел продаж не продает
До 2022 года клиенты активно приходили по рекомендациям, поэтому отдел продаж не занимался активными продажами. Текущих объемов хватало.
В новых условиях стало очевидно: чтобы приходили заказы, нужно совершенствовать стратегию продаж и повышать требования к сотрудникам.
Мы стали больше вкладываться в sео, в контекст. Увеличили поток входящих лидов и стали строже относиться к их обработке.
Но тут что-то пошло не так, потому что сотрудники совершенствоваться не хотели, а хотели «как раньше».
Поэтому мы
- ужесточили контроль за обработкой лидов;
- внедрили дополнительный мониторинг звонков и сквозную аналитику, чтобы понимать, где теряется конверсия;
- внедрили новую систему мотивации, по которой основная часть зарплаты отдела зависит от результатов. То есть сделали минимальный оклад и максимальные бонусы, чтобы стимулировать сотрудников больше стараться продавать.
Конечно, столкнулись с негативом: отдел продаж не хотел продавать больше.
В итоге, нам пришлось попрощаться со всеми сотрудниками и заново строить отдел продаж.
Еще пришлось расформировать отдел бухгалтерии и собрать его с нуля — прежняя команда оказалась неэффективна в новых реалиях.
Какие результаты на сегодня
В пути к развитию компании мы потеряли часть старого коллектива, но приобрели много нового и полезного:
Создали корпоративную культуру и кодекс. Определили ценности компании, завели традицию еженедельных встреч в офисе по понедельникам. Восстановили должностные инструкции, которые упорядочили бизнес-процессы внутри компании.
Реанимировали отдел продаж. Теперь это крутой движок компании, главная движущая сила, которая приносит деньги и находит новых клиентов. Мы оперативно обрабатываем входящие запросы, утвердили скрипты и подготовили презентации для новых клиентов.
Конверсия лида в заказ выросла на 30%, выручка — на 25%, срок закрытия сделки сократился на 20%, а отдел продаж снова стал приносить результаты. В 2024 году мы обошли по выручке 2022-й.
Сделали условия работы и процессы понятными, дали возможность инициативным сотрудникам проявить себя. На сегодняшний день мы имеем бодрую, мотивированную, компетентную команду, которой под силу любые проекты и сложности.
Одно из главных изменений состоит в том, что мы расширили портфель услуг. Мы перестали быть просто про аутсорсинг, а стали мультисервисной компанией с глубокой экспертизой в аутстаффинге, рекрутменте и консалтинге. Мы разрабатываем индивидуальные hr-продукты для решения кадровых задач наших клиентов.
Newstaff - комплексные HR-решения для вашего бизнеса! Хотите усилить свою команду высококлассными специалистами — звоните нам.