Как правильно приготовить BPMSoft для бизнеса
ПРЕДИСЛОВИЕ
Возможно, вы уже заметили по моим публикациям, что я часто упоминаю платформу BPMSoft, напрямую связанную с моей работой. К выбору именно BPMSoft привела совокупность нескольких факторов, но эта история заслуживают отдельной статьи, до которой я однажды обязательно доберусь, обещаю ;) Для тех, кому интересно уже сейчас, приведу пару фактов в конце статьи.
Сразу оговорюсь, что универсальные BPM-платформы позволяют реализовывать на своем функционале проекты любых типов: CRM-, SRM-, HRM- и прочих BPM-систем. Чтобы упростить восприятие читателям, дальше я буду использовать распространенный термин CRM, подразумевая все перечисленные варианты. Поэтому, если вас интересует внедрение, к примеру, SRM-системы, смело заменяйте в тексте ниже CRM на SRM, и так далее.
ВВЕДЕНИЕ В КУЛИНАРНОЕ ДЕЛО
Недостаточно одного того, чтобы у платформы был ряд важных преимуществ. Нередко бизнес внедряет общепризнанные решения и даже делает это «по инструкции», но не получает ни автоматизации, ни роста прибыли. По различным данным в зависимости от методологии и критериев оценки до 70% компаний терпят неудачу при внедрении CRM.
Почему? Потому что они:
- не определяют заранее конкретные цели проекта и ожидаемые результаты
- копируют воронки и процессы конкурентов, игнорируя свои реальные процессы
- пытаются перенести процессы из жизни в систему как есть
- экономят на «шеф-поваре» – доверяют настройку junior-разработчикам/аналитикам и не уделяют внимание анализу
- забывают, что будущих пользователей надо обучать системе заранее
- не дегустируют «блюдо» перед подачей – запускают систему без предварительного тестирования
- продавливают новую систему сверху, встречая сопротивление линейных сотрудников, а не “продают” ее пользователям
- не вовлекают топ-менеджмент в процесс внедрения
Какой вывод можно из этого сделать? Чтобы добиться эффективного внедрения, любую платформу, как и BPMSoft, надо уметь “готовить”. Можно иметь лучшие ингредиенты (функционал платформы), но без правильного рецепта (стратегии) и шеф-повара (опытной команды) результат разочарует. Как и в кулинарии, здесь важны:
1. Правильные ингредиенты: функционал платформы для бизнес-процессов
Надо понимать, что настроить платформу можно по-разному и опыт сильно влияет на качество приготовленного “блюда”. Например, можно решить реализовать всю бизнес-логику в процессах, ведь low-code как раз и предназначен для работы “мышкой”. Но процессы имеют тенденцию ухудшать производительность, поэтому нужно четко понимать, что лучше сделать через них, а что – кодом.
2. Точные пропорции в рецепте: баланс между автоматизацией и гибкостью
Уже на этапе анализа важно уделять максимальное внимание тому, что мы будем автоматизировать и почему. Систему стоит рассматривать как помощника, а не как замену сотруднику. Поэтому рутину лучше автоматизировать, а операции, связанные, например, с продажей, лучше отдать человеку, максимально упростив их посредством платформы.
3. Опытный шеф: команда, которая знает, как превратить CRM в инструмент достижения бизнес-целей
Современным компаниям уже мало просто “рук”, которые умеют работать с системами автоматизации. Одного наличия кодера или аналитика, даже если они очень профессиональны, теперь недостаточно. Бизнесу необходим IT-партнер – команда, которая его понимает и стремится закрыть его боли, реализуя инструмент так, чтобы достичь целей самым эффективным способом.
Я решил раскрыть секреты «кухни» успешного внедрения CRM в специальной серии публикаций. Вас ждут не просто технические гайды, а готовые рецепты, помогающие решать задачи бизнеса в самых разных сферах. В каждом материале я буду опираться на реальные кейсы: например, как удалось сократить время обработки заказов логистической компании на 40% через автоматизацию процессов в BPMSoft и искусственный интеллект.
Кому это будет интересно? Внутренним IT-отделам компаний, сотрудникам системных интеграторов, IT-директорам – в общем, каждому, кто хочет разобраться с принципами и подходами правильного внедрения CRM. Простым языком и по существу я поделюсь с вами богатым опытом команды, специалисты которой работали со всеми версиями BPM-платформы Terrasoft с 2008 года (Terrasoft CRM, bpm’online, Creatio), а сейчас внедряют BPMSoft.
КУЛИНАРНАЯ КНИГА BPMSOFT: ОТ БИЗНЕС-АНАЛИЗА ДО ПОДДЕРЖКИ
Вот некоторые главы этой “кулинарной книги”:
Анализ бизнес-кейсов
Как превратить задачи бизнеса в требования к CRM.
Кейсы
- С чего начинать анализ бизнес-требований
- На что обращать внимание при сборе требований
- Какие документы готовить и как избежать типичных ошибок
- Типичные проблемы и их решения
Анализ бизнес-процессов
Как провести анализ процессов и выделить точки роста.
Кейсы
- Разница между AsIs и ToBe
- Инструменты для визуализации процессов
- Типичные проблемы и их решения
Автоматизация бизнес-процессов
Best practice по работе с платформой BPMSoft.
Кейсы
- Когда использовать код, а когда – дизайнер процессов
- Как делить процессы на подпроцессы и управлять версионностью
- Отладка и оптимизация сценариев
Техническая сторона разработки
Лайфхаки и решения для типичных задач.
Кейсы
- Интеграция с внешними API
- Оптимизация производительности
Интеграция без боли
Подключение 1С, телефонии и других систем.
Кейсы
- Как избежать ошибок при интеграции с коробочными решениями
- Как правильно настроить высоконагруженную интеграцию с большим объемом данных
Кастомизация vs. Стандарт
Где остановиться, чтобы не перегрузить систему.
Кейсы
- Как сохранить баланс между гибкостью и поддержкой
- Как правильно определить границы автоматизации
Обучение, которое работает
Почему 80% провалов – это человеческий фактор.
Кейсы
- План обучения с реального проекта
- Создание центра компетенций внутри компании
Поддержка после запуска
Не «внедрили и забыли», а необходимое постоянное развитие.
Кейсы
- Регулярный аудит процессов
- Адаптация под меняющиеся бизнес-задачи
Не буду заставлять вас ждать, ловите лайфхаки подготовки требований для внедрения BPMSoft, которые сэкономят бизнесу недели переговоров с подрядчиками.
РЕЦЕПТ №1: АНАЛИЗ БИЗНЕС-КЕЙСОВ. КАК ПРЕВРАТИТЬ ЗАДАЧИ КОМПАНИИ В ТРЕБОВАНИЯ К CRM
Представьте, что ингредиенты для сложного блюда собраны, а вот понимания, что из них должно получиться, в какой последовательности и как их для этого готовить, нет. Так же и с внедрением CRM: даже самая продвинутая платформа не даст результата без четкого понимания работы бизнеса. Анализ бизнес-кейсов – это фундамент, на котором строится успешное внедрение. Рассказываем, как избежать «сырых» результатов и создать систему, которая решает реальные проблемы.
С чего начать
Первый шаг – не настройка платформы, а глубинное погружение в бизнес-процессы компании. Например, для сети магазинов, которая хочет автоматизировать воронку продаж, важно:
1. Определить ключевые процессы
Правило: 20% процессов дают 80% результата. С этих 20% и надо начинать.
2. Найти «узкие места»
Этапы воронки, на которых происходят потери (долгий сбор заявок, отсеивание клиентов на этапе холодных звонков и т. п.).
3. Выяснить ключевые метрики
Конверсия, время обработки заявок, уровень отказов и т. д.
4. Понять роли участников
Кто вовлечен (менеджеры, маркетологи, логисты и др.), какие задачи решает каждый из них.
Главные ошибки на старте
- Фокусироваться на технических возможностях CRM, игнорируя специфику бизнеса
- Доверять клиенту во всем (он может быть настолько погружен в процессы, что не видит системных проблем)
Решение
- Провести предпроектное обследование (ППО) даже при наличии детального ТЗ
- Выявить не только «боли», но и их причины (например, ручной ввод данных может быть следствием отсутствия интеграции с ERP)
На что обращать внимание при сборе требований
1. Цели бизнеса
Не «внедрить CRM», а «увеличить конверсию на 10% за полгода».
2. Роли пользователей
- Менеджеру – быстрый доступ к истории коммуникаций
- Руководству – дашборды с прогнозами продаж
3. Точки роста
Где тормозятся процессы? Например:
- Ручной ввод данных из Excel занимает 2 часа в день
- Формирование КП (коммерческих предложений) длится дольше 24 часов
Примеры из практики
Логистическая компания:
- Проблема: 30% времени менеджеры тратили на согласование маршрутов по телефону
- Решение: автоматический расчет маршрутов в BPMSoft + интеграция с геосервисами
- Результат: сокращение срока согласования на 50%, переход к оптимизации маршрутов в реальном времени
Поставщик металлоконструкций:
- Проблема: 40% времени менеджеры тратили на обработку заявок и поиск поставщиков
- Решение: интеграция ChatGPT для категоризации обращений + автоматический парсер (программа, которая автоматически собирает и структурирует необходимую информацию) сайтов поставщиков в BPMSoft
- Результат: сокращение времени обработки заказов на 35%
Какие документы подготовить
Чтобы не утонуть в требованиях, структурируйте данные:
1. Сквозной процесс – подготовка и согласование полной картины
2. AsIs – описание текущих бизнес-процессов
3. ToBe – требования к будущей системе
4. Матрица ответственности – роли и зоны влияния
5. Список интеграций – 1С, телефония, внешние API
Во всех материалах важно избегать расплывчатых формулировок: вместо «ускорить обработку заявок» – «сократить время с 2 часов до 30 минут».
Типичные проблемы и их решения
1. Синдром “швейцарского ножа”
- Проблема: попытка внедрить все функции CRM сразу, приводящая к сильному усложнению интерфейса и переизбытку функциональности, которая в итоге не используется
- Решение: приоритезировать (например, сначала - автоматизация воронки продаж, затем – интеграция с email-рассылками)
2. Конфликт интересов
- Проблема: отдел продаж хочет одно, маркетинг – другое
- Решение: провести воркшоп для поиска компромисса
3. Недостаток данных
- Проблема: компания не знает, сколько клиентов теряется после первого звонка
- Решение: начать с аудита процессов, сбора и анализа метрик
Итог: Рецепт успешного анализа
1. Фокусироваться на бизнес-целях, а не на технических «хотелках»
2. Документировать требования конкретно и измеримо
3. Учитывать потребности всех участников процессов
4. Проверять гипотезы на реальных данных
Что дальше
В следующем материале я расскажу, как превратить требования в рабочие бизнес-процессы в BPMSoft, а вы узнаете:
- чем AsIs отличается от ToBe
- как визуализировать процессы для команды
- какие ошибки наиболее распространены и как их избежать
PS
Та самая пара фактов о выбранной платформе:
- BPMSoft используют сотни крупнейших компаний РФ из самых разных сфер: банки и страховые, ТЭК и промышленность, ритейл и FMCG, ИТ и фармацевтика, и т. д.
- BPMSoft признана лидером российского рынка low-code платформ 2025 по результатам масштабного исследования Фонда Сколково и аналитического центра TAdviser
- BPMSoft является одной из немногих платформ, которая успешно импортозамещает ушедших зарубежных вендоров (Salesforce, Oracle, SAP, Creatio, Dynamics 365 и др.) и активно развивается в соответствии с запросами рынка