{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Студенческая мобильность в пандемию — опыт из Парижа

Всем привет! Меня зовут Михаил Казанцев, я студент второго курса магистратуры факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ «Финансовые технологии и анализ данных», и сейчас нахожусь в парижской École Polytechnique по программе обмена. Хочу рассказать, какая она — студенческая мобильность в период пандемии.

Михаил Казанцев

Подготовка

Решиться на мобильность в нынешней ситуации мне было несложно: я достаточно давно грезил этой возможностью, и пандемия пугала разве что тем, что все отменится на уровне университетов и стран.

Что было действительно сложно, так это добраться до Франции – не было понимания, какие авиарейсы сейчас вообще осуществляются, а какие нет. Информации не хватало: можно было найти либо дорогие «вывозные рейсы» от французского посольства, либо просто прямые рейсы, которые постоянно отменялись, а также рейсы со множеством пересадок. Кроме того, в какой-то момент приостановилась выдача виз, и я несколько недель не понимал, дадут ли мне вообще визу. В итоге я сделал ставку на перелёт с пересадкой в Стамбуле, потому что на тот момент и Россия, и Франция уже открыли авиасообщение с Турцией. Бессонная ночная пересадка – и вот я уже в Париже!

Студенты здесь и там

На осенний триместр в École Polytechnique было около 50 заявок, но приехали в итоге около 25 человек, и я не знаю, не смогли ли они приехать из-за коронавируса или по какой-либо другой причине. Интересный факт состоит в том, что половина приехавших по мобильности – это французы, которые учатся в университетах за границей (пять человек приехали из швейцарского EPFL). École Polytechnique – очень статусное во Франции учебное заведение, поэтому многие хотят получить запись о нем в резюме.

Каких-то особенных отличий между российскими и французскими студентами я выделить не могу — наоборот, на мой взгляд студенты по всему миру схожи, например, постоянным откладыванием проектов и заданий до дедлайна.

Как живет École Polytechnique

В École Polytechnique до совсем недавнего времени привычной нам системы «бакалавриат-магистратура» не было – здесь студенты три или четыре года учатся на Cycle Ingénieur polytechnicien – буквально «цикл инженера-политехника». По окончании они получают степень инженера-политехника, которая в целом аналогична степени магистра. Секрет трехгодичного обучения состоит в том, что практически все студенты до поступления проходят двух- или трехгодичные курсы по подготовке в так называемые «Большие школы», которые здесь ласково называют «prépa» (от Classe préparatoire). Учебная загрузка в prépa одна из самых высоких в Европе – от 29 до 45 часов очных занятий в неделю плюс домашние задания, но это и делает École Polytechnique таким престижным местом, а его выпускников – столь желанными для работодателей.

Сейчас я обучаюсь на третьем году Cycle Ingénieur. Здесь учатся по триместрам: есть весенний и осенний, а также летний, отведенный под стажировку по специальности. Каждая пара длится два часа без перерыва, и практически каждый предмет подразумевает лекцию и семинар. Поэтому если у вас, к примеру, поставлено два курса на понедельник, то, вероятно учиться придется с 8.30 до 18.15 с часовым перерывом на обед между курсами.

Об отличиях в учебном процессе судить, конечно, немного сложно: в Вышке я проучился всего год, а в École Polytechnique – два месяца, да и те на дистанционке. Но, к примеру, из того, что я уже заметил – у многих курсов по компьютерным наукам, особенно сейчас, совместные или одиночные проекты ставят вместо экзаменов. Как студент, я, разумеется, полностью приветствую такой подход, потому что делать проекты часто гораздо интереснее, чем готовиться к экзаменам.

Еще из различий – в Вышке более обширно преподаются Computer Science в целом и Machine Learning/Data Science в частности. Кроме того, Вышка куда больше École Polytechnique по размеру: здесь учатся около трех тысяч студентов. Также École Polytechnique специализируется в основном на математике, но преподаваемые курсы могут быть из самых разных областей (правда, к сожалению, большая их часть преподается на французском языке).

Обучение

Когда я только приехал, университет пытался выводить занятия в оффлайн. Я даже успел сходить на одну пару, но потом количество случаев во Франции начало стремительно расти и всех перевели обратно на дистанционное обучение.

Конечно, ситуация не из приятных, потому что сложнее обзавестись знакомыми среди местных студентов, взаимодействовать с ними или преподавателями. Особенно это сказывается на языковых курсах, например, на моих уроках французского. Но мы стараемся не унывать, да и недавний локдаун, из которого Франция только-только начинает выходить, было гораздо проще перенести на кампусе из-за близости друзей.

Разница в учебных планах в моем случае незначительна: в Вышке я бы сейчас проходил «Анализ текстов», а тут прохожу «Анализ изображений» (при этом «Анализ текстов» у меня в любом случае планируется во втором триместре).

На первый триместр из технических курсов я взял Data Visualization, Machine and Deep Learning и Image Analysis and Computer Vision. Мне нравятся все курсы, но отдельно, наверное, могу отметить первый. Этот курс – смесь анализа данных и front-end программирования (которое является новой для меня областью), а еще его ведет крутой, увлеченный преподаватель, который организует интересные лабораторные работы — все вместе это дает впечатляющий результат.

Мой обычный день здесь несильно отличается от московского – основное отличие в том, что в Вышке пары у меня были по вечерам, а днем я работал. Здесь же практически все пары начинаются утром, и иногда занятия длятся с 8.30 до 18.15. Зато в некоторые дни я освобождаюсь уже в 12.45, или не учусь вообще.

Жизнь за стенами университета

В свободное время я в основном общаюсь с другими студентами, приехавшими по мобильности. Раньше мы ездили в Париж, теперь же просто собираемся у кого-нибудь в комнате, играем в настольные игры, пишем музыку, смотрим что-нибудь или просто общаемся, к тому же мне повезло — у меня получилось взять с собой гитару. Появилась привычка каждый вечер хотя бы ненадолго всем вместе собираться: я всегда хотел пожить в такой атмосфере и завидовал ребятам из общежитий. Но и общежития тут не очень похожи на наши: у всех личные квартиры-студии, и их значительный минус — это цена аренды. В любом случае я рад, что в такой атмосфере все-таки получилось очутиться, потому что я уже привык, что в Москве все друзья живут далеко.

Михаил Казанцев

Советы будущим участникам мобильности

Если вы едете во Францию, я бы рекомендовал хотя бы немного поучить французский. Перед поездкой мне все говорили, что у французов не очень хорошо с английским, но я не очень в это верил. Оказалось, что многие французы, особенно старшего поколения, не знают английского вообще, и в таких ситуациях, например, на пальцах приходится объяснять, что хочешь купить круассан в булочной. Еще хорошей идеей будет привезти с собой постельное белье — в общежитии его может не быть, и тогда придется искать ближайшую подходящую IKEA.

Париж — лучший город для мобильности в пандемию, потому что туристов нет вообще — на Эйфелеву башню я попал за четыре минуты, в Лувр – за две, мне кажется, это близко к мировым рекордам.

Михаил Казанцев

Если говорить о проездных, то во Франции единственный возможный студенческий проездной – это ImagineR на год за 350 евро, поэтому подумайте и посчитайте заранее: если вы планируете пробыть во Франции дольше пяти месяцев и хотите обзавестись проездным – закажите его онлайн до приезда, иначе придется ждать месяц, пока его сделают и пришлют по почте. Все остальные проездные действуют по календарным неделям или месяцам, так что не стоит покупать месячный проездной 28-го числа в надежде на то, что он будет действовать 30 дней (у меня есть горький опыт покупки недельного проездного за 22 евро в пятницу). Возьмите с собой фото – в аэропорту можно будет сразу сделать проездной Navigo на неделю, что выгоднее, чем покупать билет на одну поездку, которая в случае маршрута «Aéroport Charles-de-Gaulle – École Polytechnique», обойдется вам в 15 евро.

Ну и в заключение, конечно, хотелось бы поблагодарить Вышку и учебный офис моей программы за эту замечательную возможность! А всем сомневающимся сказать о том, что если вы хотите поехать учиться в Европу так же, как хотел этого я (то есть сильно) – то ни в коем случае не сдавайтесь на этапах подготовки документов, выбора университета, выбора курсов, написания мотивационных писем, потому что результат окупит усилия десятикратно!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда