Портфолио продакт-менеджера: как упаковать опыт, чтобы тебя заметили (и наняли)
Привет, я - Алиса и уже больше 10 лет создаю цифровые продукты: от Госуслуг, финтеха, биометрической идентификации до ECM-системы в сфере девелопменте. Делюсь опытом поиска работы продактом в топовые компании на РФ рынке. И знаете что? Одним из самых сильных «козырей» на этапе отклика и интервью стало моё продуктовое портфолио.
В этой статье расскажу:
- Почему портфолио - это не только для дизайнеров;
- Как собрать своё, если ты продакт;
- Какие фреймворки использовать;
- И как с его помощью продать свою ценность.
Зачем продакту портфолио вообще?
1. ATS-системы и 200+ откликов на вакансию
Резюме - это фильтр. Его, скорее всего, сначала увидит рекрутер. И если ты в общем пуле, то нужно чем-то выделиться, но при этом не делать резюме на 10 страниц, которые никто не читает до конца. Портфолио:
- позволяет донести объём и глубину твоих кейсов;
- показывает продуктовое мышление в действии;
- помогает нанимающему менеджеру почувствовать, как ты мыслишь и решаешь задачи.
2. «Расскажите про свой опыт» - теперь с картинками
Почти каждое интервью начинается с этого запроса. С портфолио у тебя есть что показать: графики, скрины интерфейсов, результаты экспериментов, реальные метрики. Это работает в разы сильнее, чем абстрактное «улучшила UX и вырос retention».
3. Пока пишем, вспоминаем и структурируем
На сколько ты увеличил прибыль на продукте 4 года назад? А в процентах? Какие показатели по метрикам были на старте и по итогу - чтобы не мучаться, отвечая на эти вопросы и не придумывать из головы, в спокойном режиме описываем это в портфолио, а перед собеседованием достаточно перечитать и вспомнить все (заодно и вдохновиться какие мы молодцы).
Какое портфолио нужно продакту?
Формат
Не нужно сложных решений, достаточно собрать простые слайды в Google Slides или оформить в PDF, хочется больше визуала и вы в это умеете - Notion, Miro и Figma (даже дизайнерская структура подходит, можно взять за шаблон). Но обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО, проверяем, что ссылка, которой мы делимся, ведет именно на тот файл и к нему открыт доступ на чтение. Ссылку на портфолио сразу закатываем в отклик - повышаем шансы пройти первый фильтр и попасть на интервью к нанимающему менеджеру.
Если какие-то цифры, названия продуктов и так далее вам нельзя раскрывать из-за ограничений по NDA - просто опишите профиль компании. К примеру, "делала систему управления контентом в сфере девелопмента" и сделайте ссылку на слайде о том, что ваши уста связаны NDA.
Структура
Примерно так я оформила своё портфолио:
- Обложка: крупно ФИО и должность, на которую мы претендуем, плюс добавляем сразу сюда контакты гиперссылками, к примеру, не просто логин в телеграм @alice_product, а так, чтобы рука сама тянулась сразу написать - @alice_product. Не переборщи со стилем! Лучше простенько на белом фоне явно читаемые буквы, чем красное на синем - вырви глаз и ничего не считывается.
- Слайд с навигацием по кейсам: да, прямо как оглавление с гиперссылками на нужную страницу. Выносим ключевые компетенции, я у себя вынесла: управление цифровыми экосистемами, продукты с применением AI, работа с большими данными, финтех - словом, вынесите тот опыт, который может быть получен в разных местах и периодах в логические блоки. Посмотрите, какие компетенции просят в вакансиях, на которые вы откликаетесь чаще всего?
- Каждый кейс = 2 слайда: слайд 1 - кратко: цифры, проблема, эффект. Слайд 2 - процесс: гипотезы, инструменты, роль, команда, выводы, на слайде 2 рекомендую делать в формате STAR или PARLA, подробнее тут. Распиши минимум 3-5 кейсов подробно, если чувствуешь, что сил на подробное описание нет, сделай один слайд с кратким описанием остальных кейсов.
- Инструментарий: блок с метриками и инструментами, чем владею, с чем работала, какие фреймворки знаю и применяю в работе.
- Кратко обо мне: да-да, выносим это в конец, потому что мы, конечно, безусловно стрессоустойчивы и коммуникабельны, но описав свой опыт в кейсах у вас будет минимум 10-16 слайдов, не захламляем первые слайды инфо.
- Публикации и упоминания: есть опыт в интервью и подкастах - пишем об этом, комментарии изданиям, статьи - все сюда. Я вот также указала, что веду свой телеграм канал о продуктовом менеджменте, чтобы подчеркнуть свою экспертность и погруженность в тему.
Что положить внутрь - примеры и идеи
Ты же не просто «делал задачи» , а ты решал бизнес-проблемы. Вот пара примеров что можно погрузить, привожу коротко, но помни - надо расписать подробно, особенно блок с тем, что и как делалось. По процентовке: 20% текста на слайде - описание проблемы, 10% - формулировка задачи, максимум 1-2 строчки; 60% - твои действия, которые привели к результату. И еще 10% результаты, выраженные в цифрах.
📌 Пример 1: редизайн и рост
Проблема: низкий retention в мобильном банке
Что делала: провела CustDev, выявила проблему в онбординге → изменила flow
Результат: рост 7-дневного retention с 29% до 41%
Инструменты: CustDev, CJM, Figma, A/B, Amplitude
📌 Пример 2: запуск MVP
Проблема: не было цифрового канала продаж
Решение: запустили MVP лендинга, интеграция с CRM, подключили аналитику
Результат: первые заявки через 12 часов, окупаемость через 2 недели
Фреймворки: GIST, RICE, Lean Canvas
Лайфхаки: как сделать круто
1) Пиши по фреймворкам. Используй STAR, PARLA или классическую структуру: Проблема - Гипотеза - Действие - Результат.
2) Добавляй скриншоты. Покажи, как выглядела фича/интерфейс/дашборд. Визуал - это всегда +100500 к восприятию.
3) Подсвечивай свои сильные стороны! Ты классно работаешь с аналитикой? Выдели блок с дашбордами. Ты сильна в CustDev? Приложи структуру интервью или карта инсайтов.
4) Регулярно обновляй. Кейс-банка никогда не бывает много. Добавляй свежие проекты хотя бы раз в 2-3 месяца. А лучше пиши кейсы тогда, когда еще работаешь над ними, рано или поздно портфолио пригодится и не придется тратить время на то, чтобы собрать цифры из архива.
5) Не бойся описывать фейлы! Если ты прошла через провал и сделала выводы -это отличная история роста. Главное показать, что ты сделала иначе и как это помогло.
⚠ Ошибки, которые вижу часто:
- Всё в одном слайде шрифтом 8 pt — перегруз
- Только описания, без результатов — нечитабельно
- Много лишних деталей: про весь проект, а не свою зону ответственности
- Формат нечитабелен — проверь адаптивность!
Что говорят рекрутеры и нанимающие менеджеры
«Кандидаты с портфолио - это кайф. Я сразу вижу, насколько он/она системно подходит к продукту» «Если есть чёткий кейс с цифрами - я зову на собес даже при сомнениях по резюме» - это та обратная связь, которую получала я лично. Как итог - готовлюсь выйти в одну из топовых экосистем в России.
Портфолио — это твой персональный питч-дек. Ты продакт? Продай себя как продукт!
- Упакуй цифры.
- Покажи процесс.
- Объясни выводы.
И пусть после твоего портфолио не останется сомнений, почему именно тебя стоит позвать в команду.
❤ Подписывайтесь, кидайте ссылку друзьям-продактам и пишите, на какую тему разобрать следующий пост. Буду рада обсудить детали и поделиться опытом - велком в мой канал Слезы продакта.