Стоит ли совмещать работу учителем в школе и репетиторство: мой опыт
Я учитель английского языка и люблю свою профессию. Но и хорошо жить тоже хочется. Рассказываю, как мне удается 5 лет работать одновременно и в школе, и репетитором.
Профессия педагога — одна из самых значимых. Однако нельзя назвать эту деятельность престижной и привлекательной: по крайней мере, для большинства. Все знают о низком уровне зарплат и гигантской ответственности. О возможных конфликтах с начальством, родителями, учениками и т.д. по списку. Средняя зарплата учителя в Московской области по данным Росстата составляет 95 751 рублей. А я в своем регионе получаю на руки в три раза меньше, хотя выполняю те же обязанности.
Как я пришла к совмещению
Я начала преподавать английский язык в общеобразовательной школе в 2019 году. Все нравилось, устраивало, был запал. Уроки в школе были в диковинку, и я с энтузиазмом готовилась к ним. Не было особых конфликтов, оставалось еще время на себя и энергия, которую хотелось потратить на что-то ценное и полезное. К тому же, всегда нужно думать об увеличении заработка и при этом не складывать яйца в одну корзину.
Так я начала искать подработку во второй половине дня. Поработала в одном языковом центре, потом в другом. Постепенно начала набирать учеников к себе домой, а потом перешла в онлайн. И так уже 5 лет. На данный момент у меня есть часы в школе и несколько индивидуальных учеников.
Плюсы совмещения
Не складываю яйца в одну корзину
В наше время работать только на одном месте довольно опасно. Не знаешь, что случится завтра и что кому придет в голову. Диверсификация дохода — отличный вариант, чтобы обеспечить себе стабильный заработок и спокойствие, надежность. На основной работе у меня есть оформление по ТК и регулярная зарплата. А репетиторство даёт мне, может и небольшой, но независимый от школы денежный поток.
Получаю положительные эмоции от результатов учеников на репетиторстве
Наверное, школьные учителя со мной согласятся, что часто не видишь прогресса своих учеников. С каждым годом становится все больше немотивированных учеников со слабыми знаниями, иногда с особенностями здоровья или с напряженной ситуацией в семье.
Возникает ощущение, что они стоят на месте, а вместе с ними и ты. Часто почти все силы уходят просто на выставление оценок и «поддержание штанов», а школьников при этом все устраивает. Учителю же хочется идти дальше, вперед, к новым вершинам.
К репетитору же приходят более осознанные, мотивированные ученики и их родители. Они готовы вкладываться деньгами и временем, усердно заниматься, покупать дополнительные материалы, если их рекомендует преподаватель. А главное – регулярно делать домашнее задание на совесть.
Сама регулирую нагрузку
В школе у меня постоянная занятость, а в репетиторстве я могу взять больше уроков, если срочно нуждаюсь в деньгах. Также возможна разовая подработка в виде выполнения домашнего задания, объяснения новой темы и так далее. Могу дать объявление о дополнительном наборе учеников и таким образом увеличить заработок.
Если же заболею или произойдет нештатная ситуация, можно объяснить все родителям и перенести занятия/предложить отработать их позже. Кроме того, можно проводить тематические интенсивы, летние языковые лагеря, тренинги перед тестированиями, экзаменами.
Повышаю профессиональную самооценку и софт скиллы
Меня радует, когда за один рабочий день я успеваю поработать на двух работах и получить, образно говоря, две зарплаты. Конечно, для этого нужны ресурсы, энергия и здоровье. Но как показывает практика, учителя — очень энергичные люди, которые готовы работать за идею и на голом энтузиазме. Почему бы тогда не направить эти все возможности в свое русло?
При занятости на репетиторстве однозначно повышаются навыки самоорганизации: ты сам себе ищешь учеников, обговариваешь условия, закрываешь возражения по поводы оплаты, расписания, выбора программы, отрабатываешь конфликтные ситуации. Все это отражается и на профессиональной деятельности в школе: по-другому решаешь конфликты, выходишь из трудных ситуаций, организовываешь своих учеников и их родителей.
Применяю лайфхаки из одного формата работы в другом
Например, при индивидуальной работе с учеником я опробовала новую игру, получила результаты, адаптировала ее под конкретного ученика и учебный материал. И теперь можно эту же дидактическую находку использовать на уроках в школе. Т.е. готовясь к урокам репетиторства, волей-неволей пополняешь базу активностей и для основной работы в бюджетном учреждении.
Как учитель в школе я вижу пробелы в знаниях учеников и общие тенденции преподавания предмета. Я выделяю из учебника самую главную и полезную информацию и объясняю ее как можно доступнее, задаю домашние задания на отработку. Когда работаю с учеником индивидуально, я понимаю логику выставления оценок, тяжело или легко дается именно эта тема, какие форматы заданий лучше и интереснее заходят.
При общении с родителями детей на репетиторстве более тщательно подбираешь слова, аргументы, обосновываешь свою точку зрения, и видишь, как родители прислушиваются, соглашаются, принимая твой профессионализм. В дальнейшем в школе на родительских собраниях тоже можно использовать эти аргументы и заранее знать, что они окажут положительное действие.
Формирую личный бренд
При репетиторской деятельности формируется собственная база клиентов, «сарафан», люди начинают тебя рекомендовать, передавать контакт из рук в руки. Таким образом расширяется поле потенциальных клиентов, которые знают о тебе как о профессионале. Помимо этого, можно иногда давать рекламу, напоминая о себе. Также можно активно вести соцсети и формировать личный бренд. В дальнейшем это скажется на количестве желающих к вам попасть. Раз много желающих, есть возможность выбирать учеников, группировать по возрасту, уровню, расписанию и заниматься онлайн. А тут уже вполне реально повысить чек.
Конечно, есть и минусы интенсивного совмещения двух работ. Это усталость, апатия, иногда нежелание с кем-либо разговаривать, нехватка свободного времени. Но для этого есть отпуск и выходные, а нагрузку на учебный год можно заранее спланировать.
На данный момент я справляюсь со своей нагрузкой, и мне нравятся результаты. Поэтому я уверена, что еще буду продолжать совмещать. И призываю остальных педагогов хотя бы попробовать. А вдруг получится?