"К работе можно относиться как к игре": интервью с руководителем международных бизнес-миссий Алисой Конюховской
Алиса Конюховская — одна из самых ярких представительниц российской и международной робототехники. В 24 года она стала директором Ассоциации робототехники НАУРР, которую возглавляла на протяжении нескольких лет. Сегодня Алиса живет в Малайзии, является консультантом по налаживанию связей в этой сфере между Россией и странами Азии, развивает проект RoboJobs и ведет канал «Азия, жизнь и роботы».
Чем ты особенно гордишься?
Моим основным достижением было, что вообще получилось работать в сфере робототехники (хотя я изначально по образованию философ) и стать директором Ассоциации робототехники в 24 года. Мне удалось войти в правление Международной федерации робототехники и представлять там Россию. Я была единственной женщиной в борде. Представь: сидят топы Fanuc, KUKA, Kawasaki… и я, такая девочка-припевочка из России, на равных защищаю интересы нашего рынка и страны. Кстати, тогда же я первой создавала и формировала всю статистику о развитии российского рынка робототехники.
К слову, от прошлого руководства мне достались довольно крупные долги. Пришлось вытаскивать Ассоциацию из них, как из какой-то дыры. Но все получилось: когда я пришла директором, в нее входило 25 участников, а когда уходила — уже больше 80. За три года она выросла втрое, и для меня это было значимым результатом.
Удавалось проходить в том числе через всякие войнушки, выходить достойно из ситуаций, когда против меня кто-то пытался бочку катить. Это обучение политическим качествам: как вывозить, даже когда на тебя пытаются какой-то компромат создать, испортить репутацию. Все равно идти, преодолевать и справляться.
Что тебе в этом помогало?
В первую очередь упорство. Когда я что-то делаю, то не могу прекратить, всегда хочется довести до результата. Вера в то, что если чего-то хочется, можно к этому прийти. Ты как будто выстреливаешь в будущее условным гарпуном, а потом себя к этому будущему притягиваешь постепенно. Пусть цель кажется заоблачной, ты понимаешь, что маленькими шажочками туда все равно можно прийти. Главное — идти, ползти или хотя бы лежать в правильном направлении и не отпускать свою цель.
Помогли коммуникационные навыки. Мне повезло в жизни: я сестра-близняшка, с детства училась «об кого-то» говорить, думать, слышать. А это базовые вещи в коммуникации, чтобы вести переговоры. В целом, наверное, именно умение слушать людей, формулировать из этого новые смыслы и воплощать их в жизнь — это помогло.
То есть все дело в личных качествах?
Во многом. Я могу быть эмоциональной, к чему-то относиться довольно лично, быть требовательной к результатам своей работы. Иногда понимаю, что лучшее — враг хорошего, но все равно могу в чем-то закапываться, потому что недостаточно хорошо…
Еще хочу отметь, что одно дело, когда ты работаешь в крупной компании с известным брендом. Ты уже в этой ауре, подстраиваешься под него. И даже если ты где-то накосячил, за тобой все равно стоит компания. Это на тебя работает. Я же участвовала в создании бренда с нуля. Понимала, что от того, какое качество услуг я предоставляю, как формирую образ, зависит все восприятие.
Приходилось все создавать самостоятельно, делать свое имя тоже определенным брендом. Например, сейчас я работаю как консультант Алиса Конюховская. И мне нужно очень хорошо делать работу, чтобы мне доверяли и со мной хотели работать ребята из крупнейших корпораций страны. Хотя я при этом могу быть просто ИП-шкой.
Что еще помогло… Переехала в Москву, поступила в МГУ, и мне было интересно участвовать во всяких движухах. Я ходила на мероприятия и знакомилась с новыми людьми, которые в свою очередь предлагали свои активности или работу. Если хочешь двигаться в каком-то направлении, тебе нужно оказаться в правильном сообществе людей. Условно, если ты хочешь стать маринованным огурцом, то тебе нужно быть среди маринованных огурцов — там, где они обитают, то есть в хорошем рассоле. Главное найти для себя нужный «рассол».
На какие подводные камни ты наткнулась на своем пути и что помогло их преодолеть?
Некоторые люди, которые говорят, что они твои друзья, например, в работе («Алиса, мы готовы всегда тебе помочь»), могут воткнуть нож в спину. Со мной бывали такие ситуации предательства. К сожалению, иногда нужно меньше людям доверять.
У таких людей есть своя определенная цель, которую они хотят, чтобы ты для них реализовал. Но в то же время они не хотят понимать, чего это стоит для тебя. А когда с ними не соглашаешься, начинают пытаться добиваться своего грязными приемами.
Сначала они могут быть очень положительными, предлагать помощь… Но на самом деле им это даст больше инструментов с точки зрения манипуляций. «Да, можем предложить нашу фирму, которая занимается финансами, документами…» А потом залезть с потрохами, чтобы полностью все контролировать в твоих процессах.
Или могут, например, предлагать совместное времяпрепровождение, а затем использовать это время, чтобы напомнить о своих целях и задачах. Можно просто тусить вместе, получать удовольствие, а можно еще по ходу на свои хотелки акцентировать внимание.
Отдельный опыт у меня был, как укреплять личные границы, чтобы об кого-то или обо что-то не раниться. И не давать на себе ехать тем, кому это удобно. Когда работаешь в ассоциации, многим очень хочется воспользоваться твоими возможностями, мало чего давая взамен.
То есть все дело в людях вокруг?
Нет, конечно. Наверное, основной подводный камень и бутылочное горлышко — ты сам. Вопрос в том, как научиться определять: в каких процессах и системах ты сам являешься бутылочным горлышком и как его расширять. Как лучше делегировать процессы, что-то систематизировать, запускать и прочее.
Это очень важно — осознание того, что ты сам часто являешься преградой в том, чтобы что-то реализовалось. И понимание — что конкретно в себе нужно поменять, какие мыслительные установки, чтобы все реализовалось. Мне в том числе помогла работа с психотерапевтом, коучем. Это довольно большая внутренняя работа, которая помогает постепенно расти: профессионально, социально, финансово.
Что о жизни следует знать как можно раньше?
К психотерапевту можно раньше идти и искать ограничивающие установки. Даже если тебе кажется, что у тебя все в порядке с кукухой и ты вообще молодец, то наверняка ты просто очень стараешься чего-то не замечать. Нужно больше погружения в себя.
Еще то, что даже если ты в какой-то момент вывозишь стресс, то не факт, что ты его дальше сможешь вывозить и что организм в какой-то момент не сломается. Нужно создавать себе систему поддержки. Спорт должен быть, свой психолог или коуч... То есть время на то, чтобы изучать себя изнутри. Эндокринолог нужен, чтобы был нормальный для функционирования и счастливой жизни биохимический внутренний состав.
Конечно, нужно еще уметь расслабляться. У нас в культуре много про то, что нужно работать как можно больше, в спорте напрягаться... Но мало про пользу расслабления в положительном ключе. Не через алкоголь или другие вещества, а через качественные активности: баня, фридайвинг, массаж, остеопатия — все, что приводит к телесному и интеллектуальному расслаблению. В этом состоянии могут приходить какие-то другие мысли.
Наконец, нужно понять, что к работе можно относиться как к игре, где ты постепенно растешь, изучаешь правила. Зачастую не нужно выпрыгивать из штанов, чтобы получить уважение, любовь, внимание. Это иногда не так уж и важно, достаточно просто того, что ты такой, какой есть. И неважно, что ты кому-то не нравишься — ну и ладно, не обязательно нравиться всем.
* * *
Интервью с Алисой — часть Telegram-проекта "Как вам это удалось". Подпишитесь, чтобы первыми читать новые интервью и другие интересные материалы о секретах достижений в жизни!