От кода к бизнесу: как я перестал бояться маркетинга и до меня наконец-то дошло, что я уже основатель нескольких проектов

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fman-rides-bike-pointing-to-follow-that-dream-signage-rpESjbIhZQg&postId=2185484" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Austin Distel / Unsplash</a>
Источник: Austin Distel / Unsplash

5 лет назад я думал, что хороший код продаст себя сам. Потратил 200 часов на проект, который никто не увидел. Сейчас я знаю: технология — это только 30% успеха продукта. Остальное — маркетинг, продажи и понимание пользователей.

1. Когда код перестал быть достаточным

Я начинал создавать свои проекты еще в 2012 году. Появилась интересная идея — начал ее реализовывать.

Но как это развивать?

Об этом я не думал.

Раньше моя картина мира выглядела просто: есть код — есть проект.

Я относился к нему как к интересному пазлу: процесс сборки интересный, ну а раз он интересен мне, то, наверное и другим...

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fperson-holding-jigsaw-puzzle-piece-sWlDOWk0Jp8&postId=2185484" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Источник: Unsplash

Но со временем стало ясно: проект — это не только код. Это больше похоже на распределённую систему: множество сервисов, которые должны взаимодействовать друг с другом.

Код — это всего лишь один из микросервисов. Другие модули — это продажи, маркетинг, продуктовая стратегия... наконец, бизнес-модель.

И если они не интегрированы между собой, то вся система падает.

Шли годы, я начинал все новые проекты в качестве «хобби», но выхлопа кроме опыта из них не было. Да — я многому научился в сфере веб-разработки и программирования, но не получил ни одного пользователя, не говоря уже о платящих клиентах.

Мне было это просто не интересно. Я четко помню один из последних проектов, который я делал совместно с другом: ему было интересно сделать рабочий проект, а мне — его спроектировать и писать код.

Однако нам обоим было не интересно самое важное в бизнесе: монетизация и решение проблем пользователей.

Источник: American Psycho

Все поменялось, когда я всерьез решил взяться за монетизацию своего нового проекта. Это был Telegram бот, который помогал поймать свободное окно для записи на визу.

К тому времени я уже как минимум год потратил на разработку. Я ещё выбрал самый неподходящий язык программирования для этого — Go.

Потому что я хотел получить опыт в нём.

И вот я бросил все свои наработки, по-быстрому переписал за пару месяцев то, над чем я работал как минимум год: криво, не красиво, но это работало и, кстати, лучше, чем на Go (такие вот особенности выбранных технологий).

И взялся за продвижение проекта, ох как много сюрпризов меня поджидало там...

2. От страха к пониманию маркетинга

Честно признаюсь: раньше я маркетинг не любил. Казалось, что это про манипуляции и красивые обёртки, за которыми пустота.

Но в один момент, я наконец-то решил, что хватит делать в стол — пора привлекать клиентов и продавать. Я начал вникать в маркетинг не с хайповых поверхностных видео на ютубе, а более основательно — можно даже сказать используя «научный подход». Я решил посмотреть первоисточники вроде Котлера, Друкера, Огилви.

Внезапно оказалось, что те люди, которые по сути придумали маркетинг, говорили о нём в ключе помощи клиентам, в умении донести свое предложение, а не просто впарить ненужный товар.

Это хотя и не сразу, но в корне перевернуло мое отношение не только к маркетингу, но и бизнесу в целом.

Вместо «злых корпораций» я увидел сложные системы, которые просто играют по правилам игры. Кстати, не все из них такие уж и злые (например, Valve служит большим вдохновением).

3. No-code экономит больше денег, чем кажется

Теперь у меня сместился фокус с разработки ради разработки, на создание продукта. Я стараюсь ответить на вопрос «зачем это клиенту?» до того, как делать, а не потом, вдогонку.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fassorted-color-abstract-painting-tZc3vjPCk-Q&postId=2185484" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Источник: Unsplash

А ещё забавно то, что я — программист с 15+ лет опыта, все чаще и чаще использую no-code инструменты, которые «серьезные» разработчики считают игрушками.

Раньше я неделями писал руками то, что можно было собрать за день.

Сейчас подход другой: — 80% задач собираю на no-code: Make, Zapier, n8n — 20% дописываю кодом сам или с помощью нейросетей.

Это позволяет значительно сократить расходы на разработку, а заказы, которые я передаю клиентам можно намного легче поддерживать.

Посчитайте сами:

Даже по минимальной ставке 500 ₽/час такие задачи обходятся в 120 000 ₽ в год. И так каждый год.

А автоматизация за 100–200 тысяч рублей окупается за 2-3 месяца и работает годами, при том она может заменить сразу нескольких сотрудников, которые раньше тратили время на рутину.

4. Личный бренд как техническое решение

Есть ещё одна вещь, которую я осознал недавно.

Раньше я воспринимал личный бренд как что-то необязательное: «главное — технология, а дальше всё само придёт».

Сейчас понимаю: личный бренд — это тоже сервис в архитектуре проекта. Он отвечает за доверие и за то, чтобы твою идею вообще услышали.

Поэтому... давайте знакомится — меня зовут Алексей, я профессиональный разработчик. С недавнего времени понял, что я сделал уже столько проектов, что некоторые из них начали взлетать, а поэтому можно назвать меня ещё и фаундером (основателем) 😎

Алексей Иванов
Full-stack разработчик, а ещё немного фаундер

Цвет, кстати, тоже часть личного бренда. Это же сейчас модно, так?

Мне вот понравился сиреневый 🟣

5. Заключение

Для меня сейчас самое интересное — соединять технологии, бизнес и маркетинг. Смотреть на проект не как на набор фич, а как на систему, где всё работает вместе.

Программирование остаётся основой, но теперь я вижу полную картину: от идеи до ценности как для пользователя, так и для бизнеса.

Сейчас мой подход изменился: перед тем как начать работу над проектом, я сначала проверяю идею: запускаю лендинг, устраиваю опрос и смотрю, возникает ли естественный интерес у людей.

Самое худшее, что может случиться — это начать делать заведомо невостребованный проект. Реально лучше потерпеть «неудачу» и перестать работу над малоперспективным продуктом, чем пытаться вытягивать его в течение нескольких лет.

У меня уже есть пара таких кейсов — эти проекты я активно развиваю и рассказываю о них в своем блоге.

Неуспешные тоже есть (все мы смертные) и о них я тоже планирую рассказать 😎

Интересно? Подписывайся в Telegram — там я пишу чаще, в более свободном формате:

Начать дискуссию