Мудрая сова в помощь: как мы запустили систему внутреннего тренерства

Менеджер по обучению и адаптации персонала ALP Group Ольга Симонова рассказывает, почему айтишники соглашаются вести курсы для коллег и что это дает компании.

Источник: ALP Group
Источник: ALP Group

Полгода назад мы рассказывали, как в ALP Group создавался свой образовательный курс по автоматизированному тестированию на 1С. Тогда его описывал сам автор программы. Теперь взглянем на процесс с другой стороны: как в отделе обучения и адаптации выстраивается полноценная система внутренних тренеров.

Это не про наставничество, когда к новичку прикрепляют более опытного коллегу. И не про классическое «давайте позовем внешнего преподавателя». Внутренний тренер — это наш разработчик, консультант или аналитик, который настолько прокачался в какой-то теме, что готов превратиться в преподавателя для коллег.

Как зародилась идея

В ИТ, как и в любом производстве, есть не просто профессионалы, а эксперты с ценным, даже уникальным опытом. Но если этот опыт замыкается на одном человеке, у бизнеса появляются риски: отпуск, смена проекта, уход из компании — и знания «утекают» вместе со специалистом.

С другой стороны, сами эксперты со временем ищут новые точки роста. Когда рабочие задачи становятся привычными, возникает желание примерить другие роли и поделиться накопленными знаниями. Раньше это происходило стихийно — эксперты делились опытом лишь в рамках отдельных проектов. Но в какой-то момент стало понятно, что масштабировать эту ценность невозможно без структурного подхода.

Внутреннее тренерство стало одновременно инструментом бизнес‑стратегии и способом удержать талантливых специалистов, предоставив им высокий статус эксперта‑преподавателя и возможность найти себя в искусстве обучения.

Не меньше выигрывают и слушатели: им важно учиться у коллег и осваивать более современные технологичные инструменты, которые применяются прямо здесь и сейчас. Таким образом, развитие системы внутреннего тренерства полезно и выгодно и компании, и экспертам, и сотрудникам.

Как всё устроено

  • Кто может стать тренером. Любой сотрудник, у кого есть сильная экспертиза. Это может быть «гуру Таблиц» или «сэнсэй по GitLab». Формальных ограничений нет.
  • Формат. Обычно курс состоит из 3–12 вебинаров, которые проходят один раз в неделю. В каждом вебинаре есть теория (презентация) и практика (разбор кейсов, командные задания, мозговые штурмы, «аквариумы» и т. д.). Записи сохраняются, чтобы можно было в любой момент вернуться к материалу.
  • Группы. Оптимальный размер группы — 7 человек. Так тренер может уделить внимание каждому и дать индивидуальную обратную связь. Заявок всегда больше, чем мест, поэтому формируем несколько потоков.
  • Домашка. После каждого занятия участники получают задание. Это не только помогает отработать теорию на практике, но и способствует общению между коллегами: они обсуждают разные подходы, выдвигают идеи, иногда даже спорят, но всегда помогают друг другу.
  • Поддержка. Конечно, я не бросаю тренеров «в холодную воду». Вместе мы составляем программу, придумываем задания, репетируем, обсуждаем и анализируем проведенные вебинары. Поначалу все немного переживают: «Я не умею преподавать». Но, как показывает практика, психологический барьер снимается после первого потока.

Что это дает

  1. Развитие экспертов. Человек, который становится тренером, получает новый статус. На внутрикорпоративном портале мы отмечаем его бейджем в виде совы с книжкой — символ экспертизы. Но важно другое: эксперты прокачивают навыки публичных выступлений, коммуникабельность и лидерство. А еще получают признание коллег: вчера ты «просто» консультант по 1С, сегодня — преподаватель, к которому идут за советом.
  2. Рост сотрудников. Обучение закрывает реальные потребности. Например, у нас уже был курс по Vanessa Automation, а сейчас выпускники имеют возможность наработать практику на реальном проекте. Никакой «воды» или рекламы ненужных инструментов, как на сторонних онлайн-курсах.
  3. Командность. Внутренние курсы оказались еще и про тимбилдинг. Люди из разных проектов знакомятся, начинают общаться, помогают друг другу с заданиями. После курсов жалко расходиться, и общение продолжается уже за пределами обучения.
  4. Имидж работодателя. Для ИТ-специалиста важно видеть, что компания дает площадку для самореализации. Система внутреннего тренерства делает ALP Group местом, где можно расти не только как специалист, но и как эксперт-преподаватель.

Что дальше

Сейчас у нас пять внутренних тренеров, еще двое готовят курсы. Мы запустили систему в феврале 2025 года и видим стабильный интерес: заявки на курсы приходят с запасом. Пока я сопровождаю каждого тренера индивидуально, но в будущем есть мысль выстроить полноценный «тренинг тренеров», то есть объяснять экспертам принципы педагогического дизайна, с которыми знакомы профессиональные учителя.

Не секрет, что никому не нравится корпоративная «обязаловка». Но внутренняя система тренерства оказалась другой: добровольной, основанной на реальной экспертизе и взаимном интересе. И, как показывает практика, когда даешь людям возможность делиться опытом, выигрывают все: бизнес получает масштабируемые компетенции, эксперты — новую роль и заслуженное признание, а сотрудники — не только нужные им знания и практику под наблюдением эксперта, но и живое общение в группах единомышленников, где можно расти вместе.

P. S. А у вас в компании есть система внутреннего тренерства? Пожалуйста, расскажите в комментариях, нам интересно услышать ваши истории ☺

2
Начать дискуссию