Как работает модель BJ Fogg’а в жизни

Личная геймификация

В геймификации мне всегда нравилась сама мысль и философия: как рутина превращается во что-то увлекательное. И как исследователь я решил применить «личную геймификацию» на себе.

Злой будильник
Злой будильник

Многим знакома ситуация с ранними подъёмами. Для кого-то это настоящая проблема, кто-то знает таких коллег. Я обычно справлялся, но вставать в субботу в шесть утра, чтобы идти на работу, оказалось тяжёлым испытанием даже для такого отважного парня, как я.

Нужно было найти причину, ради которой будет интересно вставать. Нужна была эмоция. И я её нашёл - деньги. Не зарплата, а те самые монетки и купюры, что остаются на улицах после пятничных гулянок. Мир превращался в игру, а локация вокруг дома и дороги на работу наполнялась «лутом». Но собирать его мог не только я. У меня появился соперник - дворник или такой же охотник за сокровищами. Значит, спать дольше нельзя: пока я валяюсь в кровати, кто-то другой уже подбирает мой трофей. Тут появился элемент соревнования, и мотивация заметно выросла. Утром я проснулся в хорошем настроении, умылся, посмотрел в зеркало на «гениального исследователя» и отправился на работу, сканируя знакомые улицы в поисках трофеев. Первые дни находок не было, но цель выполнена: я вставал без мучений. На второй и третьей неделе азарт только усиливался. Я уже представлял себя выживальщиком в альтернативной реальности, менял маршруты, открывал новые пути, словно путешествовал по своим фантазиям. Неожиданно открыл для себя мир утренних бегунов. У них совсем другая атмосфера - медитативная. Пообщавшись с одним из них, я рассказал о своём «квесте» и был удивлён, что они тоже часто находят деньги. В их беговом клубе даже есть общий чат, где выкладывают такие находки. Оказалось, бегать не только полезно, но и выгодно.

Бегать выгодно
Бегать выгодно

За лето я нашёл деньги три раза. Немного, но эмоции от этого были сильнее самой находки. Главное - я перестал бороться с пробуждением. Утро стало не наказанием, а маленьким приключением. Время было проведено с пользой, а в копилку добавился плюс один к фантазии.

Теория Фогга в действии

К чему этот рассказ. Да, история смешная, но в ней есть вполне серьёзный смысл. В геймификации очень любят модель BJ Fogga, потому что она простая и при этом рабочая. Суть модели в том, что привычка формируется только тогда, когда совпадают три фактора: мотивация, возможность и триггер.

Именно поэтому её так часто используют дизайнеры игр, приложений и образовательных сервисов. Если у человека нет мотивации, добавляют награды, рейтинг или азарт. Если нет возможности, упрощают задачу и делают шаги короче. Если нет триггера, ставят напоминания или подсказки. Модель работает как конструктор.

В мой истории все три условия сошлись

Мотивация. Человек должен хотеть сделать действие. У меня мотивацией стала мысль о «луте» на улице, который можно найти и забрать себе. Это не было гарантировано, но сам азарт поиска создавал эмоциональный заряд.

Возможность. Чтобы действие состоялось, оно должно быть простым и доступным. В моём случае возможность была очевидной: я и так каждое утро шёл на работу. Нужно было лишь вставать чуть раньше и воспринимать дорогу как игровую локацию.

Триггер. Это тот самый толчок, который запускает действие. У меня им был будильник, а также воображаемый соперник, дворник или другой охотник за сокровищами. Мысль о том, что кто-то может обогнать меня и собрать «мою добычу», не давала отлежаться в постели.

Модель BJ Fogga
Модель BJ Fogga

Когда эти три фактора сошлись, привычка сработала идеально. Я перестал воспринимать подъём в шесть утра как пытку и начал относиться к нему как к маленькому приключению.

В следующий раз попробую навести порядок на рабочем столе и превратить удаление ненужных файлов и папок в привычку.
Начать дискуссию