Банк «Точка» и странные методы его сообщества: личная история о том, как менеджеры лезут в ваши контракты

Давно хотел поделиться одной поучительной и, честно говоря, странной историей из жизни предпринимателя. Речь пойдет не столько о деньгах, сколько о границах, профессиональной этике и о том, как банк, который должен быть надежным партнером, может удивить своими методами «заботы» о клиентах.

Всё произошло примерно полтора года назад, но вопросы до сих пор висят в воздухе. Надеюсь, этот пост поможет если не получить ответы, то хотя бы предупредить других.

Предыстория: всё начиналось хорошо

Я был активным участником Telegram-сообщества предпринимателей от банка «Точка». Мне нравилось: полезные программы, общение, обмен опытом. Всё шло хорошо, пока не случился один неприятный инцидент с заказчиком.

Суть конфликта: задержка оплаты и «заботливые» менеджеры

Моя компания, где я был наемным сотрудником, делала дизайн рекламных панелей на 3000 рублей. Так как компания государственная, процесс согласования и оплаты всегда затяжной. В тот раз он занял около двух недель — неприятно, но, увы, в сфере работы с госструктурами такое случается.

Исполнитель, девушка-дизайнер, видимо, не была готова к таким задержкам и, психанув, куда-то написала с жалобой. И вот тут началось самое интересное. Ведь написала она своему знакомому администратору предпринимательского сообщества Точка банка.

Вмешательство «Точки»: шокирующая беседа

Мне в личные сообщения пишет администратор Telegram-канала «Точки». Суть претензий: я якобы нарушил Кодекс участника сообщества, обманул предпринимателя (дизайнера), и так как я "заведен" (цитата) в список поставщиков Точки, то он требует «срочно оплатить контракт, а пока я не оплачу, меня исключают из сообщества. Я, естественно, в недоумении.

Банк «Точка» и странные методы его сообщества: личная история о том, как менеджеры лезут в ваши контракты

Мой вопрос был простым: «Откуда вы вообще знаете детали нашего контракта и сумму в 3000 рублей, а не, скажем, 30 или 40 тысяч?»

Ответ меня ошеломил

Какая оферта у телеграм-канала? Какой исполнитель какого участника? Как этот контракт может быть вообще куда-то заведен?
Какая оферта у телеграм-канала? Какой исполнитель какого участника? Как этот контракт может быть вообще куда-то заведен?

Я попытался объяснить, что не могу нести ответственность за скорость согласования документов в государственной компании, что в сообществе я состою как ИП, а контракт не мой, все-таки я наемный менеджер. Более того, контракт мы заказали у другого ИП, где девушка-дизайнер была внештатным сотрудником! И тот ИП на нас не жаловался.

Я мог сообщить, что мы можем дизайнеру оплатить налом этом контракт, пока согласовываются закрывающие документы. На что юный (судя по тону общения) админ ответа не дал. Естественно, что оплатить налом даже такую сумму мне уже не хотелось принципиально.

Диалог становился всё абсурднее. На мой вопрос, откуда им знать, что работа принята и нет ли там правок, которые могут задерживать оплату, последовал ответ: «Мы посмотрели документы», и "нам достаточно заявки исполнителя".

Тут я шокировался еще больше. Менеджеры банка имеют право смотреть мои контракты? Оказывается тут такая система Арбитража, а я не знал! Оказывается, любой человек может написать жалобу неким админам, что ему не платят, а те будут писать тебе и исключать из сообщества.

Тут мне стало уже не до шуток. Я написал официальную службу поддержки «Точки» с простым вопросом :«Менеджеры вашего Telegram-чата уполномочены запрашивать, просматривать и арбитражить документы по коммерческим спорам? Они имеют доступ к конфиденциальной информации по моим счетам?» И главное, как они будут проверять, что я налом перевел дизайнеру и она вообще довольно.

Ответ службы поддержки меня добил: они подтвердили, что администратор прав и у них есть такое право.

Главный администратор чата "Точка" также подтвердил эту позицию: да, они будут так делать, и это я неправ.

Сама дизайнер призналась, что поделилась просто историей со своим знакомым и тот принялся за дело, включив свой в прямом смысле слова "административный ресурс", он же типа админ.

Чем всё закончилось и какие вопросы остались

Прошел уже год или полтора. Госкомпания, конечно, всё оплатила. Никаких претензий ни от дизайнера, ни от админов чата ко мне больше не поступало. Но осадочек, как говорится, остался.

И теперь у меня к банку «Точка» есть несколько вопросов, на которые я бы очень хотел получить ответ:

  1. Кто все эти люди? Кто конкретно уполномочен быть администратором каналов для предпринимателей и принимать жалобы? Это хотя бы юридически подкованные люди? По какому праву они действуют?
  2. Какие правила я нарушил как ИП-участник комьюнити? Пусть представители этой конторы официально огласит весь список полномочий, которые имеют менеджеры и админы их сообществ. А также расскажут, какие правила нарушены и главное, как они будут проверять, что нарушения устранены? очень интересно.
  3. Где границы конфиденциальности? Это нормальная практика — когда детали платежа и деловых отношений становятся известны администратору Telegram-канала и тут применяет санкции (пусть и очень смешные) для наказания по своему усмотрению? И верно ли я понял, что я могу написать на любого участника комьюнити Точка банка аналогичное "заяву"?
  4. Как контракт ФГБУ с ИП может быть "заведен" в сообщество Точка-банка? Это вообще запредельно, но в скриншоте видно - админ пишет именно про это.

Эта история для меня — важное напоминание о том, что даже с современными и «дружелюбными» финтех-банками нужно сохранять бдительность. Их «комьюнити-менеджмент» может легко перейти грань и превратиться в странный инструмент давления с неясными полномочиями. По крайней мере инструмент для порчи настроения.

6 комментариев