Некий профессор, предположительно из Виргинии, в течение ряда лет проводил множество экспериментов на тему ментальной телепатии — это что-то вроде способности чтения мыслей.
В его ранних экспериментах игра предполагала наличие колоды карт с различными фигурами на них (вы, вероятно, всё это знаете, потому что карты продавались, и люди играли в эту игру), и вы должны были догадаться — круг это, треугольник или что-то еще — пока кто-то другой думал об этом.
Вы сидели и не видели карту, а другой видел карту и думал о ней, и вы догадывались, что это за карта. И в начале этих исследований были обнаружены очень замечательные эффекты. Экспериментатор нашел людей, которые правильно угадывают от десяти до пятнадцати карт, при том, что в среднем должны были угадывать только пять. Более того, были те, кто приблизился к 100%-ой точности. Превосходные читатели мыслей.
Несколько людей выдвинули ряд критических замечаний. Одно из них, например, заключается в том, что профессор не подсчитал все случаи, которые не сработали. Он просто взял те немногие, которые сработали. Ни о какой статистике говорить в данном случае не приходится. Кроме того, было множество очевидных подсказок, которые как сигналы непреднамеренно или специально передавались от одного участника к другому.
Люди неоднократно высказывали критику в адрес техники и статистических методов. В связи с чем техника была усовершенствована. В результате при вероятностном показателе, равном пяти картам на большом количестве экспериментов результат составил около шести с половиной угаданных карт. Результатов, похожих на десять, пятнадцать и двадцать пять карт никогда не получалось. Следовательно, феномен состоит в том, что первые эксперименты неправильны.
Вторые эксперименты доказали, что явления, наблюдаемого в первом эксперименте, не существовало. Тот факт, что мы имеем в среднем шесть с половиной карт вместо пяти, порождает новую возможность, что существует такая вещь, как ментальная телепатия, но на гораздо более низком уровне.
Но это другая идея, потому что, если бы прошлые эксперименты доказали существование явления, то усовершенствовав методы эксперимента, мы бы лишь подтвердили результаты — карт всё равно было бы пятнадцать. Почему их количество сократилось до шести с половиной? Потому что техника улучшилась.
Шесть с половиной — это всё ещё немного выше среднестатистического показателя. Есть люди, которые используя более тонкую критику, заметили еще пару незначительных воздействий, которые могли бы объяснить это отклонение.
Оказалось, что по словам профессора, участники уставали во время эксперимента и в среднем количество угадываний становилось немного меньше. Тем не менее мы не можем просто взять и исключить эти данные, законы статистики так не работают.
Понятно, почему среднее значение немного превышало среднестатистический показатель, равный пяти: если человек уставал, его последние две или три попытки не засчитывались. Вещи такого рода были усовершенствованы еще больше. На этот раз результаты показали, что ментальная телепатия все еще существует, но в среднем на уровне 5,1, и поэтому все эксперименты, показавшие 6,5, были ложными.
А что насчет пяти?. . . Что ж, мы можем продолжать совершенствовать эксперимент бесконечно, но дело в том, что в экспериментах всегда есть неуловимые и неизвестные ошибки. Причина, по которой я не верю, что исследования ментальной телепатии привели к демонстрации ее существования, заключается в том, что по мере совершенствования техники этот феномен становился все слабее.
Короче говоря, более поздние эксперименты в каждом случае опровергли все результаты предыдущих экспериментов. Если помнить об этом, то можно верно оценить сложившуюся ситуацию.
Я человек простой - вижу статью про Фейнмана - лайкаю еще до того, как прочитаю.
Комментарий недоступен
У вас развит навык ментальной телепатии? Вы предсказали мой действия ещё до того, как я прочитал ваш комментарий 🤔
Объясните мне эту статью по технике обучения Фейнмана
Мне тоже показалось, что сама статья противоречит технике Феймана. Много абстрактностей, сложных формулировок, терминов. Явно не для шестиклассника.
При этом мало примеров и сравнений. Для понимания проще, когда объясняют сложные идеи через простые и понятные сравнения. Как Шерлок Холмс объяснял:
человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что ее не достанешь. Я же делаю всё по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно.
Сто тонн воды в этой статье можно было отфильтровать и получить: ELI5 + модный в середине нулевых байес + немного здравого смысла = техника обучения первокурсника.
Никому не верить, заниматься точными науками.