Заказчик всегда прав (нет)

Помните эту аксиому “Клиент всегда прав”? Сказать, что для меня она безнадежно устарела - ничего не сказать. Но, оказывается, кто-то еще живет в прошлом… Впрочем, обо всем по порядку.

Irina Salvart
Irina Salvart

Я супердизайнер и хищная львица, вы знали?

Постучался ко мне в личку заказчик. Рассыпался в комплиментах - и интерфейсы у меня шикарные, и дизайн - загляденье, и сама я милый зайчик и хищная львица. Последнее предложение я немного проигнорировала, а за первые два поблагодарила - приятно все-таки.

Тут мой зайчик-собеседник переходит к сути - ему нужно переделать сайт, мои дизайны его вдохновили и окрылили, хочет работать со мной и внедрять мой тонкий дизайнерский вкус в свои проекты. Вычленив суть из потока комплиментов, перехожу к оценке ТЗ.

Заказчик всегда прав (нет)

Лирическое отступление об исполнителях и заказчиках

Издревле среди людей околотворческих профессий существует спор - вот если клиент заказывает откровенное гуано, стоит ли браться за него? Кто-то говорит, что клиент всегда прав, кто платит - тот и заказывает музыку, ну и так далее… В общем-то понятно - окей, наступлю на горло своему художественному вкусу, стисну зубы, получу свои денежки и забуду эту работу как страшный сон.

Я - к счастью или к сожалению - так не могу. На протяжении всего своего опыта я нещадно борюсь с колхозом во всех его проявлениях. И тут вдруг пополнить ряды этого самого колхоза? Ну нет! Мой врожденный перфекционизм просто не позволит этого сделать. Ну и к тому же - увидит кто-нибудь этот ужасный дизайн, решит узнать, кто исполнитель, а там я. Потом стыда не оберусь.

В общем, сколько раз мне приходилось отказываться от проектов из-за безумной фантазии заказчиков - не счесть. Да, наверное, я потеряла уже миллион, но лучше я буду честна перед собой. Благо, адекватных заказчиков мне попадается больше.

Итак, задача с сайтом

Дано: средней паршивости сайт, больше похожий на прототип. Абсолютно не интуитивная структура. Дизайна, как такового нет.

Задача (со слов заказчика): Структуру можно не менять. Всё и так есть. Но вот тонкий дизайнерский вкус внедрить нужно. И лого можно перерисовать.

Задача (как ее вижу я): Переделать нахрен всю структуру, потому что там просто ужас-ужас. Я, со своим опытом работы с сайтами, и то еле поняла, что к чему. Добавить юзабилити - иконки, менюшки, вот это вот всё. Ну и дизайн, конечно, полностью под замену.

Как я работаю над сайтами, и почему это так долго и недешево, можно почитать здесь https://vc.ru/design/183789-kak-sdelat-dizayn-sayta-cherez-prizmu-ux-bez-tancev-s-bubnom-sms-i-registracii

Irina Salvart
Irina Salvart

Вкратце: оценив масштаб бедствия, я предложила заказчику создать новую структуру, а затем натянуть на нее красивый и удобный дизайн. Конечно, это вышло бы подороже, чем просто дизайн - но зато получился бы шикарный сайт, а не это безобразие.

“Все вы, московские, такие”

Оценив мое предложение, зайчик-заказчик неожиданно перестал быть таким милым. “Да ты чего? Да это же любой студент сделает! Да такой задаче максимум полтос цена!” - возмущался он. Я вежливо игнорировала возмущения и предлагала найти студента, раз заказчика не устраивает стоимость. Но, видимо, студент не устраивал, и заказчик снова апеллировал к моей совести, разуму и всему остальному.

В общем, поняв, что ни за “полтос”, ни за “сотен” я не буду браться за задачу, мой зайчик резюмировал: “Ну да, понятно, все вы, московские, с такими ценами. И вообще, ты одна такая дизайнер в Москве что ли? Не умеешь общаться. И помни, что прав всегда тот, кто платит!”

Я лениво перечитывала список задач на сегодня, планируя созвон со своим клиентом-банком, когда заказчик снова оживился: “Ну ок, я согласен на твою стоимость. Давай, делаем”. Я зевнула, отпила свой немного остывший латте с халвой и с удовольствием напечатала: “Дорогой NN, к сожалению, наш разговор не был конструктивным. Я не думаю, что наше сотрудничество будет комфортным. Поэтому вынуждена отказать в работе над этим и последующими Вашими проектами”.

Дальше он мне писал что-то еще, присылал голосовые, удалял, снова писал… По-моему, его порвало. Но мне это было уже неважно - меня ждали другие клиенты, которые не торгуются за “полтос”.

Irina Salvart
Irina Salvart

В связи с этим, дорогие коллеги и не-коллеги, у меня вопросы:

  • А как вы работаете с заказчиками? Берете ли проекты, которые вам самим не нравятся?
  • И как вы считаете, заказчик или исполнитель - кто же все-таки главнее? Может, я погорячилась, и нужно было дать заказчику шанс?
  • Как часто вы делаете какашку только потому, что за нее платят?

Очень жду ваших ответов и мнений!

P.S. За иллюстрации спасибо Ирине Сальварт.

44
38 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

Уважаю людей с хорошей памятью.🙂👍

1
Ответить

Надеюсь, мне не придется решать с ней вопросы авторских прав для столь глубокомысленной статьи. 

1
Ответить

Отличная статья была, особенно комменты, конечно - так Алинке хуев за воротник насовали... -) 

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Юлия, спасибо что поделились интересным личным опытом и рада что наши точки зрения совпадают :)
Дроботенко тут однозначно к месту. 

А так да, жизнь учит тому, что если не откажешься в начале - откажешься в процессе. Или будешь бегать за деньгами по судам. Или откажутся подписывать акт. Или...да миллион всяких или...
Отказы экономят нервные клетки и оставляют время для тех проектов, которыми хочется заниматься :)
Успехов Вам, Юлия. 

1
Ответить

Возьму и всё обосру, клиент в итоге остался прав (на своём) и ушёл искать другого исполнителя за "полтос", но повторюсь он остался прав. Поэтому ваша статься должна называться "не стоит работать с мудаками" (по вашему скромному мнению). Специалистов я уважаю, но откровенно меня бесят люди которые безапеляционно называют себя последней инстанцией, поверьте это пиздец как отталкивает.

4
Ответить