Репутация фрилансера. Как заработать положительную репутацию
Приветствую! В своих статьях в поддержку начинающих фрилансеров я рассказываю о том, как общаться с заказчиками, как позиционировать себя и как рассказать о своих услугах, как назвать цену за свои услуги - с опытом это все будет формироваться, а периодически и регулироваться. Однако же есть то, что надо формировать сразу, ибо потом исправить будет очень сложно. Это репутация. Сегодня поговорим о репутации фрилансера, как заработать положительную репутацию, и зачем она нужна.
Удаленная работа – это работа с людьми
По сути, на удаленке происходит все то же, что и в офф-лайн жизни: знакомимся, выясняем подходим ли мы друг другу или нет, сотрудничаем. Отличие в нюансе - большая часть общения происходит письменно.
Почему я это уточняю. Отличие письменного общения от вербального в том, что оно где-то остается: то в переписке в фейсбуке, то в почте, то в скайпе, то в телеграмме. А уж сайты по фрилансу чего стоят! Ну!... Помните поговорку: Написанное пером - не вырубишь топором. Если в обычной жизни, общаясь с кем-то и попав в неприятную ситуацию, люди могут или хотя бы пытаются вытеснить ее из памяти. И это, согласитесь, удается более–менее удачно. То удалить написанное вами из вышеперечисленных источников практически невозможно.
Да, из почты и телеги все удаляется. Но вот фейсбук, поганец, помнит все. А сайты по фрилансу запоминают все о пользователях: и адрес, и телефон, и IP. Конечно, и переписку тоже. И жалобы на фрилансера и т.д.
Откуда я это знаю? Оттуда, что я до сих пор общаюсь с клиентами и вижу, что происходит рядом в том же фейсбуке.
На память никто уже не надеется
А на что надеются? А надеются на записи разговоров, к которым в любой момент легко вернуться. Добавлю сюда различные блокнотики и вспомогательные программы, которые в обыкновенном порядке ведут владельцы компаний т.е. заказчики и работодатели.
И очень хорошо попасть в «белый список» фрилансеров, куда попадают те, с кем хотелось бы поработать еще, а также из этого списка наработок рекомендуют приятных фрилансеров другим.
А вот попасть в черный список – это пиши «пропало». Из него тоже порекомендуют, только порекомендуют не связываться с вами. В тематических группах менеджеры средних звеньев, владельцы компаний, HR и просто те, кто нанимает людей на проектную работу, охотно делятся именами фрилансеров из своего «черного списка» с комментариями о провалах или конфликтах. А читатели охотно верят чужому отрицательному опыту и запоминают эти имена.
Давайте примем как факт, что положительная репутация все же лучше отрицательной и рассмотрим, как ее заработать.
Как заработать положительную репутацию фрилансеру
С моей точки зрения, заработать положительную репутацию легко. Однако я добавлю, в том числе из своего опыта и из опыта моих коллег по фрилансу и из других сфер, о том, что всем мил не будешь - и кто-то не захочет сотрудничать с вами по каким-то своим причинам: кому-то что-то покажется «не то», для кого-то ваш ценник покажется высоким или, наоборот, низким и т.д.
Как я писала раннее, всем не надо угождать как минимум потому, что не получится, а вот треснуть при таком раскладе на клочки – легко. Надо угождать только тем клиентам, которые согласны с вами сотрудничать.
Итак, как заработать положительную репутацию. Даю несколько советов Капитана Очевидность:
- не хамить заказчикам
- не динамить
- не манипулировать. Даже если вы не понимаете, о чем речь, то это не отменяет того, что не надо манипулировать.
- вежливо общаться
- четко излагать своё УПТ
- понимать свои преимущества перед конкурентами
- спокойно и уверенно называть свою цену
- и мое любимое: не болтать лишнего.
Всё просто, правда?
Теперь для баланса о том, как заработать отрицательную репутацию.
Как заработать отрицательную репутацию
- жаловаться на заказчиков в своих соцсетях
- максимально высмеивать их и рассказывать детали общения
- давать оценку сотрудничеству с заказчиком после его завершения
- критиковать заказчиков и в лицо, и за спиной
- выписывать свою озлобленность на того или иного заказчика в тематических пабликах в соцсетях, свято веря, что он не прочитает
- давать оценку сотрудничеству и обязательно говорить о ней заказчику в момент получения оплаты
- если вдруг заказчик обратится к вам снова, то сразу припомнить ему свою оценку предыдущего сотрудничества и спросить, будет ли так же на этот раз
- всячески демонстрировать, что главный здесь – вы. А заказчик – второстепенный персонаж.
- общаться с заказчиком на «ты», особенно если он ровесник или тем более моложе
- рассказывать истории о других заказчиках, и давать им оценку вслух
Такой вариант позиционирования себя тоже имеет место быть. Возможно, вы даже знаете таких фрилансеров. В культуре некоторых считается нормальным говорить гадости и критиковать, чем благодарить и восторгаться. Чем заказчики отличаются от нас? Такие же люди! Пусть и они получат «по заслугам». Опять же, это лишь еще одно направление позиционирования себя в интернете. Даже скажу больше – личный бренд в интернете!
Репутация фрилансера
Если вы по жизни положительный человек, воспитанный, с умеренным чувством уважения к себе и к другим людям, то вам даже не придется думать о наработке репутации. Скорее всего, о ней думают те, кто пытается понравиться другим. А для этого они снижают ценник, держатся за каждого заказчика, готовы идти на уступки. Может быть, такие фрилансеры и заработают себе имидж положительного сотрудника, но уважаемого – вряд ли.
Однако, как я писала раннее, дело лично каждого, как вести свою работу фрилансера и выстраивать личный бренд. Помните мудрость: "Как корабль назовешь - так он и поплывет"? Тем более, что настали такие времена, когда с заказчиками можно и не общаться, если, например, писать посты в Яндекс Дзен, вести свой сайт-блог, снимать видеоролики или писать что-то полезное в телеграм-канале.
Не люблю обсуждения других специалистов и клиентов в интернете. Чаще всего неблагодарное дело. Да и кому потом захочется быть следующим героем истории о плохом клиенте\подрядчике :)
Вот прямо в точку. Я клиентов очень ценю и уважаю. Но мля иногда они бесят) Пишут задачу - одну, думают - второе, а хотят - третье. А самое прикольное, что им нужен тот кто шарит. Но после выясняется, что они знают лучше. Вопрос! Нафига вам я, если вы всё знаете и всё умеете? 😂 Поэтому, важно им НЕ потакать.
Если в начале переговоров, не складывается общение, то лучше сразу отказывать. Но я люблю практиковать следующее, чтобы уже точно понять - это мой клиент или не мой. Просто бахаешь больше денег и смотришь реакцию на хотелки, которые не были оговорены заранее. Поверьте, именно тогда клиенты показывают свои истинные лица. +Важно оговаривать в самом начале переговоров. Я имею ввиду условия. Если вы просто так бахнете ценник за доп.работы, то муд*к в этой ситуации только исполнитель.
А ещё я веду чёрный список. Да-да. 😂 Если клиент обращается не в первый раз, а второй или третий. То! Знаю, кто такой и стоит ли с ним взаимодействовать еще раз. Так как клиент может обратиться через полгода или год.
Классная статья. Спасибо! Даже подпишусь)