Что бесит писателя в отечественной бизнес-литературе?
Я не говорю, что прям все такие книги плохие. Зачастую, там есть интересный личный опыт автора, свежие мысли, и можно что-то почерпнуть. Однако, в погоне за мнимой ценностью продукта, авторы сами убивают хорошую книгу на корню.
1. До-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-олгие вступления
Большинство таких книг пишут совершенные ноунеймы как раз-таки для того, чтобы заработать хоть какую-то известность. И это прям беда с их комплексами неполноценности, которые приводят к тому, что перед началом чтения непосредственно самой книги, надо прорваться через невероятную толщу воды.
Пытаясь добавить книге объема и величия, они начинают ее предисловием, за которым следует блок об авторе, где другие ноунеймы его расхваливают, а потом еще от автора, где он нахваливает тех, кто нахваливал его как в басне, ну и там потом еще обязательно должно быть введение. Как типа, ну в любой нормальной книге, да?
Каждый раз, когда приходится писать все это, я про себя думаю:
- Чувак, ну камон, ты попутал что ли? Ну ты же не Лев Толстой, ну кому интересна твоя биография, как ты пришел к написанию книги, и кому ты благодарен.
Чтобы позволять себе такие долгие вступления, у автора уже должен быть непререкаемый авторитет и даже благоговение среди читателей. Только тогда интересно побольше узнать об авторе, его жизненном и творческом пути, о тех, кто окружает его и как вообще написана эта книга. Ну и, конечно, даже если использовать что-то из этого, то одно, ну максимум два, но коротко. А ведь зачастую это растягивается на 20-30 страниц!
Короче, когда это вставляют ноунеймы, то лишь делают свою книгу еще более мусорной. Ты едва открыл ее, а уже читать не хочется. А книга при этом может внезапно оказаться не самой плохой.
2. RPG с прокачкой персонажа
Это просто бич. Многие авторы на этапе разработки концепции выдают гениальную идею:
- А давайте сделаем, чтобы как будто читатель ну типа эээ типа короче как будто прокачивал своего перса читая книгу! Типа короче как будто ну скилы там, перки!
Как правило, проводится даже небольшое маркетинговое исследование, которое показывает, что это уникальная концепция, книг таких нет, а если и есть, то прокачка там реализована как-то плохо.
А-ха-ха-ха-ха, они думают что это нечто уникальное, а я кажись стабильно в год пишу таких книг 1-2 шт. И каждый раз пытаюсь отговорить.
Примечательно, что отсутствие таких книг в результатах исследования - это ошибка выжившего в чистом, кристаллизованном виде!
Эти книги не попадают в выборку, потому что писались ноунеймами, маленьким тиражом, в мусорных (возможно) издательствах, и поэтому никто о них не знает, и на маркетплейсах их давно нет. В то время как нормальные авторы просто не страдают такой ерундой.
Потому что это не круто, это не фича, это деградация. Литературы, в том числе.
3. Интерактивности с куар-кодами
Это относительно новое веяние, но не менее тупое. Во всем виноваты чертовы технологии. В книге появляются куар коды, которые ведут на какие-то чаты с автором, на какие-то боты, какие-то видео. Еще бывают картинки, на которые можно навести камеру и она как будто оживает.
Книгу бесполезно скрещивать с другими художественными формами, потому что это определенный способ восприятия информации. Мы читаем, потому что любим именно читать. Кто-то лучше воспринимает аудио, а кто-то видео. Это нормально, просто гибридные форматы не терпят настолько лобового подхода. RPG - это тоже гибридный подход, просто не связан с представлением информации.
Кроме того, все эти технологии в книге надо поддерживать, а нужны они только для маркетинга, и потому долго поддерживать их никто не будет. Они очень быстро умрут и превратятся в битые ссылки.
Возможно, я просто слишком стар для этого. Для меня книга - это как механические часы. Это про эмоции, удовольствие, знания. Хорошие книги - это, соответственно, дорогие такие увесистые часы, в которых 15 камней, интересные усложнения, классная сборка.
А когда книга превращается в дешевый китайский кварц с календарем, телевизором и полифонией - это уже не то. В этом нет ничего интересного и увлекательного. У большинства этих книг и так-то тираж всего несколько тысяч экземпляров и срок жизни меньше, чем у подросткового поп-хита, а когда там появляются все эти вещи, то становится понятно, что это еще более временное произведение, чем китайские кварцевые часы.