Как противостоять гигантам?
Когда-то я работала в небольшой, но очень амбициозной компании – golama с логотипом ламы. Лама мечтала стать единорогом. Верила в это. Мы все верили. Мы занимались срочной доставкой из магазинов, делали уникальные вещи и считали, что вырастим в большую логистическую компанию, которая решит все проблемы last mile.
Частым вопросом от потенциальных инвесторов было «а что, если Яндекс/Сбер/Mail.ru/X5 выйдет на ваш рынок?». И мы придумывали ответы. Мы говорили, что у них нет экспертизы, а у нас есть. Мы говорили, что они большие и неповоротливые, а мы суперталантливые и быстрые. Что у нас люди с горящими глазами. Что рынок так вырастит, что всем хватит. Что мы только не говорили. Мы обманывали сами себя.
Яндекс/Сбер/Mail.ru – купят любую экспертизу, разработают технологии, купят уже готовые решения, продавят рынок скидками. И работающие здесь люди – быстрые, талантливые и с огнем не только в глазах. Да и главное, эти компании в отличии от любого стартапа, могут позволить себе какое-то время не беспокоиться о безубыточности. Могут ставить целью только рост и захват рынка и не думать о сходимости экономики в ближайшие месяцы. Как конкурировать при таких условиях?
15 января 2020 года golama закрылась, потому что не нашла инвестиций. Это было больно. Всего пару месяцев спустя начался карантин и рынок доставки взлетел. Это было еще больней. Но сейчас я не уверена, что у ламы были шансы стать единорогом.
Маленьким компаниям очень сложно в нашей стране. В Глобальном инновационном индексе наша страна в прошлом году заняла 47 место. 47 !!! Из-за плохой работы институтов регулирования, плохо развитой инфраструктуры, отставание по инвестициям, низкому числу полученных сертификатов качества ИСО 9001 и так далее. Добавьте к этому наличие крупных компаний, которые постоянно отслеживают все новые начинанья и перспективные направления. Если тебя купила большая компания – это считается успехом, хотя каждый стартап втайне мечтает не об этом.
Этот тренд не только у нас в стране. Во всем мире начинают осознавать влияние больших компаний, которые строят технологические платформы
· В декабре 2020 правительство США решило, что Facebook покупал Instagram и WhatsApp, чтобы «нейтрализовать угрозу» конкуренции. Теперь оно требует разделить компанию. Подан иск
· 38 штатов Америки подают иск против Google. Истцы обвинили Google в том, что она ограничивает доступ поисковиков-конкурентов к рекламе, а также понижает в выдаче своего поисковика сайты, которые позволяют искать информацию в специализированных областях, таких как услуги по ремонту дома и обзоры заведений.
· Европейская комиссия представила проекты Закона о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) и Закона о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) накладывают новые обязательства доминирующих игроков, на платформы, которые угрожают свободной конкуренции
Все это о том, что государства начинают задумываться о компаниях, чей бюджет, размеры, а главное технологии, позволяют оказывать значительное влияние на развитие рынков. Но пока похоже мало кто понимает, что с этим делать. И это в развитых странах, что уж говорить про отстающих.
Как маленькому стартапу надеяться на светлое будущее рядом с такими гигантами? Какой должен был быть ответ golama на вопрос "А что если Яндекс, Сбер, X5 придут на ваш рынок"? "Да, точно придут" - отвечала бы я, - "потому что рынок растет, и он становится привлекательным", НО:
1) Время на копирование модели. Любую идею можно скопировать, вопрос только сколько по времени это займет. Считайте время, которое необходимо для копирование вашего бизнеса. Сколько займет разработка MVP? Именно MVP, а не всего вашего сервиса.
Хорошо, если у вас есть оффлайн-процессы, их, как не странно, сложнее повторить.
Если ваш рынок растет – когда-нибудь крупные компании точно придут на него. Вопрос во времени, которое им придется потратить для выхода. В этот момент вы сможете вести диалог о ваших условиях
2) Лояльность клиентов. Думайте заранее чем и как вы удерживаете своих клиентов. Это не про программу лояльности и не про качественный сервис, это про то, что клиент будет испытывать «боль» при переключении с вашего сервиса на другой. Что это может быть? Например, отрыв от сообщества: вы не можете сменить facebook на другую соц.сеть, потому что все ваши знакомые в facebook. Или, например, в golama это могли бы быть продукты, которые можно было бы купить только через golama. Или, как пример, проект «умных кладовок» Складно – клиенту для смены сервиса потребуется физически перетаскивать вещи из одной кладовки в другую.
3) Партнерство. В эту силу я верю больше всего. За СДЭК, Додо-пиццей стоят их партнеры. За Wildberries стоят тысячи мелких предпринимателей, которые продают свои товары на площадке. Конкурент golama - igoods жив, и я считаю, отчасти благодаря силе партнеров, франчайзи, которые в определенных магазинах и районах выполняют доставку из магазинов.
Кооперации всегда помогали выжить. В 1844 году английские ткачи из города Рочдейл открыли потребительский кооператив на принципах: честное разделение прибыли, обязанность обучать, открытое членство, равенство в членстве. На мой взгляд, скоро будут выигрывать платформы, которые позволяют объединяться мелким предпринимателям.
И вновь, как пример, приведу проект Складно. Евгений Львов (основатель той самой golama) сделал платформу для предпринимателей: создаешь свою кладовку, подключаешь к платформе и все процессы дальше автоматизированы. Централизованные процессы позволяют: получать клиентов по более низкой цене, снизить до минимума расходы на охрану и поддержку, иметь более низкий процент эквайринга и т.д. Получать те же преимущества - что есть у больших компаний за счет объема.
Сеть партнеров позволит противостоять в борьбе за рынок. Если ты честно даешь заработать партнеру, он не перебежит от тебя к другому.
Стартап – это отважные и безумные люди. Они вызывают у меня восхищение, как вероятно средневековые мореплаватели, открывающие новые горизонты, не смотря на штормы и бури, голод и болезни. Хотелось бы, чтобы у нас в стране было больше предпринимателей.
"Мы занимались срочной доставкой из магазинов"
"golama закрылась, потому что не нашла инвестиций."
А че, что бы курьеры матались по магазам нужны супер инвестиции? Для чего они вам? Если есть доход - платите за себя самостоятельно, или закладывайте имущество, берите кредит. Вы же верите в свой успех?) или таки нет? Почему какой то левый чувак с деньгами должен нести все эти риски? Уж он точно не виноват, что вы закрылись))
"Стартап – это отважные и безумные люди."
- чем они отважные? Встать с протянутой рукой это теперь отважно?) квартиру свою заложи для начала, вот тогда будет отважно)
Заложить квартиру? Серьезно?
Квартира — твое жилье, единственная капитализация, которая, в случае провала, неудач, позволит жить дальше. Инвесторы для того и существуют, чтобы инвестировать деньги в тех, у кого их нет, инвестор может прогореть, но:
а) У него еще есть деньги
б) В случае успеха он умножает свой капитал многократно
Вы несете бред и чушь. Фу, таким быть. Мне кажется, такой негыч может написать человек, который глубоко повержен и от этого обозлен. Соберитесь.
фундаментальная экспертиза
Да и вообще, сколько таких было. Ну заложил ты квартиру, и что?? И остаются люди ни с чем. Выкинутые на улицу, например по причине кризиса. В чем виноваты молодые бизнесмены в кризис?? Сколько таких историй было, в том числе на vc?? И вы скажите что они сами виноваты и пр. Но я вам так скажу, с такой логикой, когда у вас будут проблемы, не просите о помощи других людей.
ты не понимаешь, они же горели душой, в отличие от сбера/х5
Нельзя так относится к людям и стартапера как вы. Вы к своему ребенку также относитесь?? Мол иди, плыви. Если не давать возможность роста, не поддерживать, не отстаивать интересы молодых, то просто ничего не будет. Никто не будет делать бизнес. Люди обожгутся, и что дальше?? Сколько единорогов за последние 20 лет появилось в сфере высоких технологий??
Есть взрослый бизнес, к нему да, взрослое отношение. Но к стартапера, которые по сути дети нужно совершенно другое отношение. Особенно в российских условиях, когда у нас рыночная экономика всего ничего. Это на западе бизнес делают сотни лет, а у нас кто ничего не понимает. Не говоря уже о поддержке.
Тем, что любят помахать кулачищами после драки, очевидно.
И рассказать, что они пизже яндексов.
И тем, что справедливое и честное правительство США за них горой.
Вот формула их отваги, если убрать воду.
Человек, а который нюхал бизнес, такое не базарит
Вы пытаетесь найти совесть в бизнес процессах, в которых вообще ни хрена не понимаете. Вы не инвестор и не старпер.
Вы же верите в свой успех?) или таки нет? Почему какой то левый чувак с деньгами должен нести все эти риски?Расти на свои и на чужие две разные истории. В первом случае надо показывать прибыль сразу или сдохнешь. Во втором можно потратить ресурсы на наращивание базы, чтобы экономика сошлась.
Это называется венчурные инвестиции. Инвестор анализирует бизнес и принимает решение о вложениях. Он принимает риск, а взамен он получает прибыль, если бизнес получается. Часто не получается, поэтому портфель диверсифицируют. Это основы.
Если есть доход - платите за себя самостоятельно, или закладывайте имущество, берите кредит.Не знаю сколько у вас квартир. Но вы с вашей логикой максимум шаверму у дома открыть потянете. Ни о каких единорогах можно даже не мечтать, хотя уверен вы и не мечтаете. А вот чужие попытки покритиковать вы конечно готовы.
ХБЗ. Занимаемся доставкой продуктов. Конкурирует со Сбером, Яндексом, X5 и вообще похуй на них. Никто не ноет, инвестиции не привлекаем, кредиты пока не берём. Предприниматель на то и предприниматель, чтобы предпринимать. Нужно придумывать и меняться.
По вашей логике, если я таксую и получаю прибыль, то спокойно могу создать убер. Без инвестиций. Заложу только свой Хундай... Большинство мировых компаний создано и поддерживается за счёт инвестиций.
Ну как правило инвесторы приходят с требованиями. То что там горят глаза или что-то иное это не поможет. А когда инвестор ставит планку тут другая мотива.
Приход инвестора это не только денеги!
А зачем вообще пытаться конкурировать с гигантами, если это заведомо проигрышная стратегия из-за разниц в бюджетах? Тебя все равно задавят, вот какой смысл? Рынок с гигантами может оставаться нерациональным гораздо дольше чем ваш стартап платежеспособным. При вопросе что будете делать с гигантами с пустыми карманами нужно говорить, что займемся чем то еще или найдем узкую нишу в этом же рынке. Независимому бизнесу в лобовой конкуренции без бюджетов капец, это же очевидно.
Но это не значит, что работать в рынке нельзя и заработать не получится. Гиганты нынче приходят в рынки суперконкурентные и делают агрегаторы или сервисы для страдальцев в этих рынках. При этом страдальцы страдают со временем еще сильнее. Пример вы привели Wildberries, еще Яндекс Такси, Доставка из магазов и прочее. Поэтому нет смысла делать новый маркетплейс из тех же самых товаров, есть смысл делать сервисы для страдальцев маркетплейсов или маркетплейс уникальных товаров, которых нет и не будет на маркетплейсах гигантов.
С гигантами в этих рынках не надо бороться или конкурировать, нужно искать другие ниши и возможности. А их очень много. И что самое хорошее если гигант закопался в определенном сегменте, как например Яндекс Маркет, то на все его не хватит. Ну не пойдут например маркетплейсы в складскую логистику, даже от своих ПВЗ нынче отказываются. Ниш много где гигантам либо делать нечего, либо рынок слишком мелкий для них, а для предпринимателя на хорошую жизнь денег хватит.
Поэтому ваша история "мы пошли в лобовую атаку с деревянной рогатиной против танка и нас задавило, а другие не помогли" ну такое знаете, романтизм, идеализм, где-то слепота и самонадеянность.
Комментарий недоступен
Всегда можно конкурировать с большими и неэффективными. Тинькофф банк же стал лидером ( ну кроме этот Сбера ). Номер два банк им вполне нравится. Просто нужно понимать, чем ваше предложение лучше. Обычно стартапер - это вчерашний наёмник, он быстро сливается под грузом стресса и вложения своих денег.
Не должен приходить большой и крупный на этот рынок, антимонопольщики должны работать. Вот яндекс - поисковик, мэйлру - гавнопортал, пусть ими и остаются, а доставкой и такси пусть занимаются другие компании, ведь это совсем другой рынок.
стартапы клепают только для того, чтоб их купили гиганты
- расходимся
Не всегда, например циан, если бы хотели продаться давно были бы частью домклика сбербанка. Мне отчасти кажется, что у нашего it-сектора другая проблема. Мы не умеем сотрудничать, а привыкли все иметь свое. У Яндекса куча разных сервисов, у Сбера куча у мейла и каждый лезет в кухню соседа (из-за наличия рынка), почти у меня каждого российского ритейла есть банк. В Америке это есть, но в более lite формате: google не лезет в e-commerce, facebook в поиск. Мне кажется что лучше делать 1 но отлично, а не пытаться сделать все что уже кто-то делает.
Все гиганты в России это дефакто госкомпании, как минимум с кредитами от государственных банков. И ВСЕ УБЫТОЧНЫ и все просят налоговые льготы, выжигая цивилизованный рынок продавцов в интернете. Беру уже уехал, из-за того что госбабла не хватило, теперь ЯМа просит налоговые льготы
Как ты предлагаешь вести бизнес в таких условиях. Им Финансирование и налоговые льготы
Комментарий недоступен
у стартапа есть шансы взлететь, если он дает реально новую услугу/технологию/уникальный товар, а если это "стопятая попытка" склепать клон Амазона/Убера (можно подставить любую большую корпорацию) то конечно ничего не выйдет даже за счет ресурсов материнской первой компании
Не соглашусь с вами, может быть миллион причин провала. У моего товарища был бизнес в сфере образования, после обнищания 14 года и нынешнего кризиса, по сути его не стало. Другой мой товарищ, делал ствртап-производство, после 14 года, когда рубль упал в ноль производство разорилось. Сырьё всё зарубежное. А сколько ещё проблем?? Например, многие мировые экваринги не хотят работать с Россией. И так далее. Вы можете сделать супер продукт, но есть миллион факторов почему вы проиграете. Стартап это как маленький росточек, его можно поливать или удобрять, а можно сломать и сожрать.
ОМГ, да нет рецепта в 4 строки который увеличивает вероятность взлета
Клоны - взлетают, уникальные не взлетают - по многим причинам. На своем примере еще когда даже в Штатах бронирование в кино было только в 2-х кинотеатрах, я приперся к одной из наших сетей - не нах, типа мы будем заполняемость палить перед конкурентами.
Тот же vc что-ли полистайте. Полно трешака который отбивается и запускается.
Частный случай нашей компании. Вот такую конкуренцию приходится выдерживать. Просто невероятное изобретательство конкурентных преимуществ, сколько сил времени и денег было в это затрачено. А зачем выдерживать? Чтобы сохранять независимость от левой пятки менеджера диких ягод, когда им снова нужно будет продавить продавцов
В конце концов эти компании держатся лишь на госбабле и диком демпенге. Беру это показал, сжигают госбабло - демпенгуют все ниши. Закончилось госбабло - закрылись
Комментарий недоступен
ну если будет копировать на 100% то да, а если даст свою изюминку, которой заинтересует - может и выстрелить ;)
За стартап я бы поставил плюс. Точнее - за предметный рассказ о нем.
Но за статью, состоящую из общих слов "важно сотрудничество! мы верим! мы очень жалели! мы с горящими глазами!" - минус
обосрались со стартапом, будучи непрофессионалами
страна в прошлом году заняла 47 место. 47 !!!смотрим статистику выживаемости по миру
страна сцуко виновата
А вы считаете, что не виновата??
В идеале у стартапа в основе должен лежать уникальный зарегистрированный патент , желательно интеллектуальный алгоритм, но его регистрация - процесс в нашей стране зачастую неуправляемый, а значит бабло побеждает добро)))
Подаешь заявку в ФИПС, через полтора года у тебя патент. Хули тут неуправляемого?
должна быть полезность
Не знаю, я как-то пользовался телефонией от Яндекса, худшая телефония из всех что я пробовал (ужасное качество звука, проект вроде как закрыт), Гугл закрывает сервисы пачками, хотя у них есть успешные конкуренты, за которыми Гугл не стоит
Я вижу преимущества стартапов перед условными Яндексами в скорости принятия решений и в фокусе на своем продукте (для Яндекса что-то там это одно из или вообще десятое дело)
С телефонией продолжились проблемы даже после того, как они с СанСимом разбежались. Они перевели часть контрактов на СанСим, а там, судя по отзывам, чистая контора жуликов. :)
Я искал на прошлой неделе себе телефонию и читал много отзывов. Хорошо, что я с ними не подписался после того, как Яндекс с ними разорвал отношения )
Тут Вам какой-то ушлый наперсточник лихо так предлагает квартиру заложить, что бы значить не трусить. Это глупо и нерасчетливо. Сами они этим никогда не занимаются. А если бы вы продержались до пандемиии нашлись бы другие способы отжать вас от Золотой Жилы. Так что не горюйте. Все нормально было.
Про уникальные вещи, которые делала Golama, можно больше подробностей? Заранее спасибо!
В том и дело, что не было ничего уникального, поэтому и закрылись. Уникальны они были сами для себя, а для покупателя — обычная доставка, одна из многих.
Комментарий недоступен
Похоже, что последняя миля требует высокой технологичности, имеет околонулевую маржинальность и имеет ценность только в синергии
Комментарий удален модератором
и побольше стартаперской терминологии, будь осознаннее и экологичнее, бро
Выигрышный стартап это что то новое или старое но реализованное по новым эффективным методикам. И самое главное на мой взгляд продукт должен продаваться сразу. Деньги стартапу должны даваться только под развитие текущих продаж. Если монетизации нет и не предвидится то мне кажется это тупик. Большинство стартаперов на мой взгляд занимаются творчеством за счет инвесторов. И это главная ошибка.
На мой взгляд, стартапам в первую очередь нужны менторы, а не инвесторы. А вот если ментор с ними повозится несколько месяцев и после скажет, что тут нужны инвесторы, тогда и придет пора думать, что может и нужны. А может и не нужны, а дешевле кредит взять. А может и не брать, если ниша совсем сырая, а пару лет потратить на рост оборота своими силами, что еще дешевле, но дольше.
Вот с менторами реально есть проблема. Денег найти куда проще.
Пользовался доставкой через данное приложение. Мало партнеров, от кого производили доставку, но в целом Метро и Вкусвилл закрывали потребность в продуктах. Но все равно, выбор мал.
Закрылись, инвестиции... ?
Как бахнул карантин, на ранок выполз некий Самокат, и менее чем через год запустил линейку продуктов со своим брендом и запилил спецпроекты с тиньков банком и тп.
Не знаю правда, кому эти ребята принадлежат, может это и стартапчик. Но помнится первые продукты их курьеры таскали из ближайшей пятерки.
Голама же на рынке была достаточно долго.. видимо проблема всё-таки где-то не в инвестициях. Сравните быстрое развитие самокатов, да, они на волне взлета онлайна все это сделали, ситуация помогла. Но что мешало развиваться голаме? Почему был застой?
Самокат это мейл.ру
Гиганты уже успели извратить потребителя. Нужно несколько поколений, чтобы вытравить это.
Мелкий бизнес стал батраками у крупного.
В законе выиграет тот, у кого больше денег.
Выхода нет.
Большинство бедняков определяет жизнь меньшинства людей в достатке.
Пластмассовые пельмени не за горами.
Я думаю, ответ инвесторам должен быть таким: да, придут и купят нас. И чем больше мы будем к тому моменту, тем лучше.
Кстати, у нас в плане конкуренции ситуация несколько лучше, чем в США, где «поляна поделена» - всё-таки у нас конкуренция экосистем, а не картина, при которой одна крупная компания окучивает свою делянку, на которую другая практически не пытается соваться (а редкие попытки заканчиваются обычно неудачей).
> Если тебя купила большая компания – это считается успехом, хотя каждый стартап втайне мечтает не об этом.
походу фаундерам не мешало бы пройти стартапский ликбез, иначе не знаю как объяснить вышесказанное.
продажа стартапа - это екзит, это успех unless ты сам планировал стать акулой пожирающей весь рынок. но это так себе затея, особенно если ты заведомо играешь на локальном рынке. какой-нибудь gopuff откроет дочку и гудбай, хотя ты с ним и не собирался конкурировать.
хах ну собсно отсюда возможно и вытекает одна из причин почему инвестиций не было. на вопрос про сбер надо было четко говорить - отлично если он зайдет в тему, мы продадимся ему за ХХХ млн р, а не мантры про огонь в глазах втирать.
Похоже, что работники переоценили уникальность, «экспертизу» и важность своей компании — в глазах клиента это всего лишь доставка.
Если инвестор вкладывает, то молча. Не тратьте время на расспросы почему не вложил и на вопросы типа «а что, если Яндекс/Сбер/Mail.ru/X5 выйдет на ваш рынок?». Потому что всё это - отговорки чтобы не вкладывать, часто они вообще никак не объясняют реальных причин, их бесполезно анализировать. Хотел бы вложить - вложил бы. Вместо того чтобы тратить время на болтовню, спокойно работали бы на низких костах.
Комментарий удален модератором
Видел когда то рекламу этой ламы. За то, что все кругом виноваты - страна, инвесторы, крупные компании - посту минус.
Партнерство – сильная штука. Главное все правильно выстроить. А то у нас часто все равны, но парочку равнее. И эта парочка больше всех зарабатывает и портит все остальным
И понеслась! )))
Бежать надо чем быстрее тем лучше, ведь всё можно скопировать или украсть.
А там как повезет, может продашься, может вырастешь, а может всё в корзину (
Ха-ха а еще у вас нет денег, что бы конкурировать в самолетостроении с Боингом, а в добыче нефти с Роснефтью. Поезд ушел, самолеты на заднем дворе надо было строить 100 лет назад
Упал, встал и пошел дальше.
Это плохая установка, умные люди редко падают
Вы еще Американским компаниям дорогу не перебегали. А им и Байден не помеха, так же как раньше и Трамп. К слову так сказать.
I do
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
главная цель стартапа — найти источники прибыли
А чего ваша Golama совсем прикрылась? Просто доставлять из ближайшего магазина не интересно. Есть идеи на это счет для вашего фудтеха. Может реанимируем? :)))
750 млн привлечённых инвестиций. Я думаю в неудаче можно винить только себя
А не надо обманывать инвесторов!
И самих себя - тоже.
«Если придёт Яндекс - мы погибли
Сбер - нам пиздец!
Но пока никто не пришёл - есть шанс заработать копейку»
Что за платформу для предпринимателей создал Евгений Львов?
Интересная статья, но очень мало про реальный опыт, про вашу golama. Про иски к Гуглу я и так знаю. Хотелось бы больше подробностей про вашу компанию и почему она не стала единорогом
Кто вам мешал следовать платформенной модели бизнеса, которую так любят инвесторы? Прочитать хотя бы "Революцию платформ" для начала. Вы не вписались в современную экономику со всей своей экспертизой.)
Не нашли инвестиций? Странно. А чего владелец ташира не дал? Он же был там инвестором. Огонек в глазках потух?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
https://vc.ru/life/236775-kak-s-nulya-organizovat-onlayn-festival-dlya-shkolnikov-s-vyruchkoy-bolshe-milliona-rubley-i-chto-s-etim-delat-dalshe - сам столкнулся с подобной ситуацией, но немного в других масштабах
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
@Инспектор у вас дырка какая то в заборе образовалась, они на свет ломанулись
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором