Налоги или хаос: почему бизнес на самом деле умирает без планирования

На основе данных (офиц. сайт ФНС) о малом и среднем бизнесе с 2019 года прослеживается четкая тенденция: доля юридических лиц (в основном ООО) неуклонно снижается, в то время как доля индивидуальных предпринимателей (ИП) растет. Если в 2019 году ИП составляли около 55% от общего числа субъектов МСП, то к 2025 году их доля прогнозируется на уровне 65%. Это наглядно показывает, в какую сторону смещается предпринимательский ландшафт.

ИП проще, дешевле и быстрее как открыть, так и закрыть, налоговые режимы другие. Отчетность и документооборот проще для ИП.

Можно отдельную статью писать на тему о количестве закрытых ООО и причины. Но сейчас не об этом, причин, конечно, много. Не буду писать про состояние экономики. В этой статье я хочу разобрать вот что.

Если спросить в любом бизнес-чате об одной из главных причин «смерти» компаний, самый частый ответ будет - «налоговая нагрузка». Но действительно ли именно налоги «душат» бизнес?

Возьмем типичную ситуацию: кассовый разрыв, а через неделю надо заплатить НДС, а на счету - лишь 5% от нужной суммы. Как так вышло, что денег нет? Разве это не следствие отсутствия системности, планирования доходов и расходов, неумения расставлять приоритеты?

Мне могут возразить: «Как же планировать, если неизвестно, что будет завтра?» Вы планируете, чтобы создать карту, которая поможет ориентироваться в этой самой неизвестности. И да, планировать в условиях неопределенности можно и нужно.

Как же планировать, если всё так непредсказуемо?

Вот тут да, загвоздка. Возражения привычны: «У нас много нюансов! Поставщик всегда задерживает материалы, из-за этого - простои, срывы поставок клиентам, недовольные заказчики. Как в таком хаосе планировать выручку?»

А вот как. Возьмите данные за последний год:

1. Сложите все дни от момента заявки поставщику до момента отгрузки вам.

2. Поделите на количество заказов.

3. Получите средний срок поставки и приплюсуйте к нему несколько дней на риски.

Вот вам и первые ориентиры.

Следующий шаг - простой платежный календарь.

· Внесите в таблицу все обязательные платежи по датам: аренда, кредиты, налоги (тот самый НДС).

· Распределите ожидаемые доходы.

· Перестаньте делать спонтанные покупки вроде нового оборудования или компьютера, какими бы нужными они ни казались, без понимания их приоритета в общем финансовом плане.

Начните с этой простой таблицы. И вот уже вырисовывается система управления, картина становится понятнее. Теперь вы можете управлять на основе данных, а не интуиции.

Что это дает?

· Снижается тревога. Неопределенность превращается в управляемые риски.

· Растет вероятность выживания. Вы видите кассовые разрывы за недели, а не за день до их наступления, и успеваете среагировать.

· Появляется почва для роста. Теперь можно спокойно думать о рекламе, найме менеджера, выходе на маркетплейсы или участии в выставках.

Ваши бизнес-цели превращаются из несбыточных «чудес», достигаемых ценой выжимания всех соков из команды, в конкретные маршруты к следующим вершинам. Потому что у вас есть база, основа и цифры, на которые можно опереться. И повышается вероятность «выжить» в кризис!

Начать дискуссию