О чём надо помнить первые 18 месяцев жизни стартапа: уроки для начинающих основателей

Своим опытом в Twitter-треде поделился создатель системы мобильной аналитики Mixpanel Сухаил Доши, который сейчас делает второй стартап.

Сухаил Доши создал свою первую компанию в 20 лет в 2008 году. Сейчас в Mixpanel работает больше 300 сотрудников, у сервиса около 26 тысяч клиентов. Новый продукт Сухаила Доши Mighty пока находится в бете — он делает Google Chrome быстрее и использует в 10 раз меньше памяти. Мечта для людей-вкладочников. Теперь они смогут открывать тысячи вкладок без зависаний! Что гораздо удобнее, согласитесь.

В Twitter он рассказал, чему научился или усвоил заново за первые 18 месяцев работы Mighty:

  1. Проясните цели. Первое, что я сделал, это расписал основной план на семи страницах в стиле Илона Маска. Запишите, какую проблему вы планируете решить, как вы её решите и почему это важно. Пусть ваши умные друзья покритикуют план, а вы не оставляйте ни один релевантный вопрос без ответа.
  2. Заканчивайте каждую беседу с экспертом в своей индустрии вопросом: «Как ты думаешь, почему я могу прогореть?». Так вы поймёте, какие риски надо снизить.

  3. Подумайте, как сделать так, чтобы у ваших пользователей было достаточно мотивации давить на вас в надежде сделать продукт лучше. Сделайте это на ранней стадии. Ожидание, что ваш продукт будет «достаточно хорошим», уменьшает количество знаний, которые вы будете изучать каждый день. Первая группа пользователей заплатила мне $20 через Venmo!

  4. Уважаемый вами человек может дать вам непрошенный совет, который может вас подкосить. Сначала выслушайте его. Позже постарайтесь перефразировать совет так, как вы бы хотели дать его себе. Это удаляет вредную часть, позволяя вам услышать это с наибольшей выгодой для вас.
  5. Классно выскочить из постели и вернуться к работе, где все вещи лежат именно так, как я их оставил. Это приносит мне радость, помогает с концентрацией и скоростью — я забыл, как много времени нужно на подготовку к работе.

  6. Учиться у пользователей — это такой же практический навык, как и программирование. Если у вас нет опыта, составьте план. Начните с простых вопросов, а затем углубитесь. Вот мое раннее собеседование с клиентами:

    Правила для интервью:

    1. Мнения бесполезны.

    2. Всё, что связано с будущим — супероптимистическая ложь.

    3. Вы стреляете вслепую, пока не поймете их цели.

    4. Если они ещё не искали решение проблемы, они не будут искать (или покупать) твоё решение.

    5. Хотя вы редко понимаете, сколько они вам заплатят, они часто показывают вам, что для них это стоит.

    Примеры проблемы и вопросов

    Самая большая проблема рынка: будут ли люди покупать всегда онлайн-компьютер?

    Возможный подход: как вы в последний раз использовали компьютер, который был офлайн? Почему это было важно для вас?


    Вопросы:

    1. Когда вы в последний раз обновляли свой компьютер?
    2. Почему вы обновляли свой компьютер?
    3. Почему это было важно сделать?
    4. Как вы использовали свой компьютер вчера?
    5. Это было просто?
    6. Вы когда-нибудь использовали компьютер, когда он был офлайн?
    7. Для чего вы его использовали?
    8. Почему это было важно?
    9. Какая у вас модель компьютера?
    10. Какой объем памяти на вашем компьютере? Достаточно ли его вам?

    Не имеет значения, что мы создаём, просто оставляйте зондирующие вопросы, пока ответы не станут «нет, больше никаких проблем/обеспокоенности – все работает отлично!»

  7. Будьте женаты на проблеме, а не на технологиях. Если вы женаты на технологиях, вы легко можете бросить это из-за стресса, вызванного неудачами или скукой. Вступление в брак с проблемой побудит вас проявить настойчивость, чтобы выдержать тяжелые времена или утомительную работу.

  8. По мере изменения ваших отношений с соучредителем будут возникать моменты напряженности. Решайте проблемы как можно раньше. Чётко опишите, как будут разделяться зоны ответственности. Доверьте друг другу то, что вызывает страсть у каждого. Не путайте различия в стилях работы с тем, как должна работать компания. Найдите бизнес-тренера.

  9. Я думаю, что стартапы на раннем этапе часто делают полу-пивоты. Мы также делали. Первая идея может быть ошибочной, но если вы будете придерживаться её немного дольше, вы часто обнаружите глубокую проблему, которая волнует людей. То, что вас должно останавливать от более сильных изменений — это конкретная миссия в конкретной компании.

  10. Иногда умным людям моя идея не нравилась. Не надо всех уговаривать! Напротив, я использовал это как возможность понять их возражения и упорно трудился, чтобы увидеть истину.

  11. В течение первых шести месяцев своего стартапа я сосредоточился на устранении рисков: нужен ли людям мой продукт? Будут ли за него платить? Может ли это принести прибыль? Сможет ли продукт масштабироваться в один прекрасный день? Будет ли технология работать? Вам просто нужно знать, что решение есть.

  12. Если вас беспокоит что-то, что может привести к вашему провалу, воспользуйтесь моим запатентованным «Измерителем Беспокойства»: 1. Установите количественное значение для вызывающего беспокойство вопроса. 2. Если оно выше значения, волнуйтесь! 3. Если значение ниже установленного, сосредоточьтесь на следующем риске и игнорируйте текущий.
  13. Каждый месяц я проверял свои текущие цели/планы с другим основателем вне компании. Мне было лучше предположить, что в моём нынешнем мышлении есть тонкий фатальный изъян, которого я не мог видеть. Это часто экономит ваше время или заставляет думать достаточно иначе, чтобы вырваться из локальных максимумов.

  14. Когда вы нанимаете людей на раннем этапе, лучше «недопродавать» компанию каждому сотруднику, чтобы набрать энтузиастов. Каждый стартап терпит неудачи, совершает ошибки и должен преодолевать непредвиденные препятствия. Первая команда должна быть достаточно оптимистичной и способной к быстрому выздоровлению.

  15. Импульс — это кислород для стартапа. Без импульса вы позволяете страху, неуверенности и сомнениям стать причиной вашей гибели.

  16. При создании стартапа: если у вас есть страх, уменьшите риск, поговорив с пользователями. Если у вас есть неуверенность, создайте прототип, чтобы быстро восстановить свои убеждения. Если у вас возникли внезапные сомнения, спите. Завтра попробуете снова.

  17. Первая цель, которую я поставил перед нашей компанией, была узкой: сделать так, чтобы 10 счастливых пользователей использовали наш продукт. Счастливый пользователь платит за это и органично хвалит. Сосредоточение внимания на нескольких удивительно счастливых пользователях — лучший рецепт удержания клиентов. Затем перейдите от 10 → 100 → 1K → 10K → 100K.

  18. Я строго подошёл к тому, чтобы у меня было как можно больше времени на работу. Живите скучно. Исключите встречи. Не встречайтесь с инвесторами, если вы не делаете раунд. Каждый день выстраивайте такой ритм, который позволит как можно больше часов выполнять отличную работу. Пользователи заметят ваш темп.

  19. Если вы становитесь учредителем уже второй раз, не поддавайтесь желанию учесть все детали. Это ловушка, которая заставляет вас думать, что вы делаете значимую работу. Когда я впервые столкнулся с этим блаженным невежеством, я сосредоточился на самом важном: на создании отличного продукта. Беспорядок — это нормально.

  20. Культуру вашей компании не нужно устанавливать и записывать в справочнике с первого дня. Я считаю, что культура лучше всего формируется органически, и ей нужно время. Оттуда вы знаете, что сработает, а что нет. Ценности компании не нужно сохранять, они развиваются.
  21. И последнее, но не менее важное. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями. Говорите с пользователями.

Материал дополнен редакцией
1717
1 комментарий

Благодарю. В этой статье ценные слова.

Ответить