60 дней фильмов
и сериалов
18+
Условия подписки Плюс
Мульти: clck.ru/YMaCq
VC60
Забрать
Личный опыт
Egor Petukhovsky

Портфолио в 200 сайтов. Как я, будучи студентом, создал IT-компанию с десятками сотрудников

От подработок на 500 долларов – до контрактов на миллионы. Подробная история бизнеса «с нуля» со взлетами и падениями

На любимом и периодически читаемом мною vc.ru регулярно обсуждаются темы стартапов в сфере IT. На днях я зафиксировал круглую дату – 15 лет с момента регистрации моей первой IT-компании (было это 25 апреля 2006 года) – так что захотелось немного поделиться опытом, да и, чего греха таить, слегка предаться ностальгии. Опыт этот, думаю, будет многим интересен – как создать бизнеса с нуля, как его развить, как пережить кризис (а мировой финансовый кризис 2009 года можно поставить ближе всего к удару пандемии по экономике в наши дни), вновь возродить компанию и найти новые ниши для развития, создавая свой уникальный продукт.

* * *

Как и все советские дети, я мечтал стать космонавтом. Но уже с 6 лет, когда в нашей семье появился первый компьютер, я четко понял, что хочу быть программистом. В Беларуси в советское время было создано много высокотехнологичных производств («Интеграл», «Эвистор», «Витязь» и т.д.), на одном из них в Витебске работали инженерами и мои родители.

После окончания в 2002-м году школы самым очевидным выбором было поступление в один из вузов Минска, потому что это было и ближе, и проще. Много моих друзей поступило на факультет прикладной математики Белорусского государственного университета. Но я присматривался и к известным питерским вузам, например, Институту точной механики и оптики (сейчас – Университет информационных технологий, механики и оптики), и к московским.

После того, как я побывал в Бауманке, вдохнул атмосферу этого легендарного места, где туда-сюда ходили увлеченные ребята с тубусами в руках и огнем в глазах, выбор стал очевиден.

Как заработать на обучение и новый компьютер (2002 – 2004)

В Бауманку я не добрал на экзамене немного по баллам, поэтому пошел в Московский энергетический институт (МЭИ), когда-то возникший как один из технических вузов при Бауманке, а конкретно в созданный как структурное подразделение МЭИ в том году Институт автоматики и вычислительной техники.

Сдавал экзамены я туда уже в конце июля, а МЭИ, как я узнал позже, сильно повышает для идущих вторым потоком абитуриентов сложность заданий. Так что на бесплатное отделение я не прошел, но по баллам предложили взять на платное.

Фото, немного забегая вперед по времени, но для заглавного в статье самое оно

За первый семестр заплатить помогли родители, продав жигуль-«копейку», а потом уже надо было зарабатывать на обучение самому. А время тогда было для всех бедное.

Рост доходов в России, вызванный ростом цен на нефть, еще только-только начинался, зарплаты сплошь и рядом были по нынешним временам просто копеечными. Моей мечтой тогда было устроиться продавцом лазерных дисков на Горбушку, где платили аж 300 долларов в месяц. Большие деньги по тем временам, многие взрослые и опытные специалисты в те годы получали такую зарплату и даже ниже. Конкуренция за такую работу была высокой, так что меня с другом туда не взяли – слишком молодые, мол. Работали продавцами на Горбушке тогда в основном взрослые уже мужики, державшие в голове весь перечень компьютерных программ, музыкальных групп и прочего, чем торговали с лотков.

Какое-то время я проработал упаковщиком на складе рядом с общагой, но все это были разовые заработки. Помню, как довольно долго копил деньги на тройник-удлинитель для компьютера, который мне – еще одна важная помощь – в сентябре 2002 года привезли из Витебска родители. Компьютер гордо стоял в пустой комнатке-«коробке» с минимумом старой мебели (первую ночь я вообще спал на матрасе, лежавшем на полу) и висевшей на потолке «лампочкой Ильича», именно так выглядело тогда общежитие МЭИ, одного из крупнейших технических вузов страны...

Оказалось, уже тогда многим был нужен разный софт, и я начал его разрабатывать на компьютере в общаге. Писал программы, разрабатывал базы данных сначала для знакомых, потом для знакомых знакомых, через которых потом приходили другие заказчики, посерьезнее. Тут начали появляться нормальные деньги – так, за написанную для автостроительной компании базу данных мне заплатили 500 долларов.

Я за 21-дюймовым монитором, купленным с одного из первых гонораров.

Еще одним перспективным клиентом оказалась туристическая компания Erasmo Viaggi. Сейчас мало кто помнит, но в начале нулевых никаких сайтов не было, туры предлагались клиентам в офисах в виде печатных каталогов. Я сделал Erasmo Viaggi базу, куда сразу загружались все данные по отелям, что позволило компании серьезно сэкономить, потому что до этого базу в виде таблиц в Excel вели несколько специально обученных сотрудников. На полученный за это гонорар я купил компьютер на базе процессора AMD (очень мощный для 2004-го – там было то ли 2, то ли 4 гигабайта оперативной памяти, уже сейчас точно не помню) и 21-дюймовый монитор. Монитор, походивший на огромный громоздкий «телевизор» (плоских тогда было очень мало), мы с трудом довезли до общаги, где я гордо водрузил его на стол.

Создание Art of Web. Взлет и жесткое приземление (2004 – 2008)

Этот момент оказался переломным. Я захотел больше денег, поэтому начал работать с большим количеством заказчиков. Находили клиентов мы тогда просто – обзванивали турагентов (они были особенно платежеспособны в то время, когда в России резко вырос спрос на отдых за границей) по списку в какой-нибудь газете, предлагали создание баз данных. В итоге, нашими клиентами стало около 20 туристических компаний, от мелких до крупных (вот только по заказчикам сайтов перечислю Leif, «Бумеранг-М», Let's Travel, «НГС Курорт», «Бонжур», Forte Tour, «Метекс-Тур» и т.д.).

Я говорю «мы» и «нашими», потому что в 2004 году я со своими соседями по общежитию Максимом Зыряновым, который с 2000 года уже занимался созданием сайтов, и Сергеем Поповым создал компанию Art of Web. В 2005 году мы запустили сайт artofweb.ru (работающий по сей день), а в 2006-м уже официально зарегистрировали нашу компанию.

"Учредительное собрание" Art of Web. Февраль 2006 года, поселок Мосрентген.

Первыми нашими сотрудниками стали студенты первых курсов из той же общаги МЭИ. Мы обучали всех желающих, платили вполне нормальные деньги по тем временам (1000 – 2000 рублей в месяц, этого вполне хватало на жизнь при тогдашних низких ценах на продукты и товары; я сам жил в 2002-м году на такие деньги и представляю, о чем говорю). Офиса у нашей компании сначала не было, все работали в общаге на своих компьютерах (их наличие было «входным билетом» для работы в Art of Web), иногда посменно.

Мы делали сайты под заказ, разрабатывали логотипы и фирменную символику для компаний. Примеры наших тогдашних работ можно посмотреть в портфолио компании. Но таких заказов сначала было немного, первое время основной доход давал перенос на сайты компаний, торговавших на Горбушке, тысяч наименований товара из печатных каталогов. Перенос одной страницы стоил 20 – 30 рублей. Вообще же, брались мы тогда за любую работу, например, в 2006-м тянули оптоволоконные сети в подмосковном Воскресенске.

Предвосхищая образ Раста Коула.

В феврале 2006 года у Art of Web наконец-то появился свой офис, правда, в области, а именно в поселке Мосрентген. Правда, офис – это громко сказано для тех, кто привык сейчас к большим лофтам или опенспейсам. Небольшая комната в старом складском здании, где можно было поставить вплотную друг к другу несколько столов и много-много компьютеров. От Москвы надо было ехать на автобусе, а потом час топать по грязи от остановки. Мы, кстати, освещали все это на странице компании в Facebook, можно найти там и эти уже винрарные фото 15-летней давности. Но приглашать клиентов туда было сложно, даже не все сотрудники туда добирались.

В октябре 2006 года мы перебрались в другой офис, тоже в Подмосковье – в поселке Газопровод, куда добраться было же полегче на маршрутке от метро «Теплый Стан». Тут уже было помещение побольше – пара комнат. И, наконец, в марте 2007 года мы переехали в высотный бизнес-центр на Новодмитровской улице, где сидели на верхнем 20-м этаже как раз за второй буквой «о» в огромной светящейся вывеске «Молодая гвардия». Здесь был уже достаточно большой офис, куда можно было приглашать клиентов.

Во втором офисе Art of Web. Октябрь 2006 года, поселок Газопровод.

Экономика в России росла, наша компания развивалась, к лету 2008-го у нас было уже около 20 сотрудников, значительная часть которых по-прежнему была студентами из общаги МЭИ. Мы набрали очень много заказов на создание сайтов, что-то порядка 50-ти. Причем заказчиками были уже крупные компании. Некоторые контракты на сайты достигали 300 тысяч рублей (например, заказ на создание интернет-представительства холдинга «Стабком Голд», предлагавшего сложное шведское оборудование для золотодобывающих компаний), хотя чаще всего суммы колебались в размере 30 – 50 тысяч рублей. Опять-таки, напомню, это 2008 год и доллар тогда был по 30, а зарплата квалифицированных офисных работников по Москве составляла 40 – 50 тысяч рублей.

И тут ударяет мировой финансовый кризис. Большинство наших клиентов просто разорились, платить им было нечем (включая рекордсменов по объему заказов в лице «Стабком Голд» и «ДиалогЭлектро»). Я помню один из последних дней декабря 2008-го, когда вышел к сотрудникам и сказал – ребята, денег нет. И пообещал, что лично закрою все долги перед каждым. Хотя абсолютно не представлял, где найти на это деньги.

«Достаем» билеты на Олимпийские игры

Действительно, понять, где можно было найти деньги во время кризиса, было очень сложно. Ту же туристическую отрасль, представители которой составляли основную часть наших клиентов, кризис просто подрубил под корень. Когда у людей нет денег, они не ездят отдыхать. Плюс наложилась технологическая проблема – развитие Интернета привело к тому, что прежний формат туристических компаний с печатными каталогами начал стремительно уходить в прошлое.

Мой партнер Максим Зырянов в расстроенных чувствах. Правда, фото сделано чуть раньше, при переезде в наш офис в "Молодой гвардии" в марте 2007 года.

Нашу компанию кризис тоже практически уничтожил. Мой друг и соучредитель Art of Web Максим Зырянов вышел из нашего бизнеса, и упрекать его в этом было сложно – на фоне отсутствия денег у компаний-заказчиков перспективы создания и продаж сайтов выглядели туманными, к тому же из-за невыплаты зарплат наши сотрудники отказывались дальше работать.

Не было денег не фигурально, а на уровне «от слова совсем». Я помню, как купил в магазине доску для резки овощей за 200 рублей, а моя девушка, увидев ее, расплакалась – зачем ты ее купил, ведь у нас не осталось денег на еду? Все было очень жестко.

Как удалось выйти из этой ситуации?

Еще во время работы с Erasmo Viaggi я познакомился с ныне покойным Михаилом Нехаевым, очень влиятельной фигурой в сфере торговли билетами. Я делал для него автоматизацию системы по учету билетов на зимнюю Олимпиаду в Турине, проходившую в феврале 2006 года. Это была такая как следует доработанная нами база данных в Access, где учитывалось все, от того, у кого и где купить билеты, до того, кому и где их продать.

Михаил был удивительным в плане опыта и знаний человеком, достигшим в своем деле высот еще в советское время, что уже говорило о многом. Помню, на ту же Олимпиаду в Турине он продал билеты бизнесмену Ралифу Сафину и его дочери, а потом продавал за хорошие деньги билеты уже тем, кто хотел на фигурном катании сидеть рядом с певицей Алсу. «Петуховский, я научу тебя делать бизнес!» – говорил он мне тогда.

Позже я делал для Михаила автоматизацию системы по учету билетов, которые он продавал на летнюю Олимпиаду в Пекине в августе 2008 года. Заработали мы тогда оба вполне прилично. Когда же в 2009 году Art of Web был уничтожен финансовым кризисом, я решил сам продавать билеты. Зарегистрировал компанию «Достаем.ру», сделал и раскрутил за пару недель сайт, получил у Михаила квоту на продажу билетов на зимнюю Олимпиаду в Ванкувере, которая должна была пройти в феврале 2010 года.

Это уже благополучный 2012 год, я занимаюсь продажей билетов на Олимпиаду в Лондоне и даже попал в сюжет "России-2" на эту тему.

Май 2009-го, я сижу в офисе (немного громко сказано – как будет видно далее, небольшая комнатка в старом здании в центре), раздается звонок. Звонит какой-то мужчина (как позже оказалось, это был крупный бизнесмен, с которым я потом подружился; фамилию в силу ряда обстоятельств называть не стану, хотя бизнес его абсолютно легален), который хочет билеты на двоих, на лучшие места. Параллельно с разговором заполняю в Excel заявку, и у меня получается сумма – из названных Михаилом цифр – 115,6 тысяч долларов. Я не знаю, что ответить, потому что просто не могу выговорить клиенту эту нереально огромную для меня цифру. Говорю, что пришлю на электронную почту предложение. Отправил. Потом дома ночью перед зеркалом долго тренировался уверенно произносить «Сто тысяч долларов».

И вот на следующий день я сижу в офисе, снова звонит вчерашний «клиент на 100 тысяч долларов». Я сначала не решился взять трубку, думаю, он меня просто «пошлет», услышав такую сумму. Нет, он говорит «Меня все устраивает. Куда к вам подъехать?». Я называю адрес – Покровка, 17. И вскоре открывается старая покосившаяся деревянная дверь в мой офис, заходит мужчина (помощник того бизнесмена), у которого одни ботинки стоят дороже, чем все находившееся у нас в офисе. Он с удивлением осматривает мой обшарпанный офис размером два на шесть метров, где поперек стоит пара столов (за одним за своим огромным «телевизором» сижу я, за другим – один из моих сотрудников). Он говорит «Минуту, ребята» и выходит за дверь. А поскольку дверь покосившаяся, мы слышим через щель весь разговор.

Он говорит: «Сергей Викторович, что-то тут не то». Дальше раздается звонок уже у меня, заказчик спрашивает: «У вас все в порядке?» Я отвечаю – да, конечно. Затем слышу, как звонит телефон в коридоре, помощник говорит «Да, да, Сергей Викторович». Заходит в офис и выкладывает на стол предоплату, 50% от суммы. Я с застывшим выражением на лице беру деньги, пишу расписку на листе бумаги в клетку, вырванном из блокнота.

Потом, когда я уже отвез деньги Михаилу, я узнал свою комиссию – она составила с этой сделки около 10 тысяч долларов. Первое, что я сделал – купил годовой абонемент в метро, чтобы разом закрыть вопрос с поездками. Затем сразу же раздал все долги сотрудникам Art of Web. И осталось еще на путевку в Египет на двоих за 49 тысяч рублей. Мой первый в жизни отдых…

Наша возрожденная компания на корпоративе, причем тут даже не все работавшие в Art of Web на тот момент сотрудники. Март 2012 года.

Так удалось возродить Art of Web. Сняли новый офис на той же Покровке 17, туда начали возвращаться сотрудники (кстати, можно посмотреть в нашем портфолио по фамилиям разработчиков, что многие работали у нас и до 2008-го, и после). Кризис потихоньку начал проходить, так что начали приходить заказы. В том же 2009-м мы открыли второй офис в Минске, который возглавил один из моих старых друзей. Позже наш белорусский офис, выросший с нескольких сотрудников до нескольких десятков (на пике осенью 2012-го, когда мы делали игры, занимались SMM и прочим – до 35-ти человек, в московском тогда же – около 15-ти), переехал в Витебск.

В дальнейшем, опять же по линии продаж билетов, я наладил связи с Олимпийским комитетом России, а через него вышел на целый ряд спортивных организаций. Так в 2011 – 2015 годах в нашем портфолио появились сайты Федерации спортивной борьбы России и Международной федерации любительской борьбы, Спортивного общества «Спартак» и Всероссийской ассоциации акробатического рок-н-ролла, ФК «Анжи» и ФК «Томь», разработка фирменного стиля для ФК «Калуга» и т.д. Но это – лишь отдельные примеры из 200 разработанных Art of Web сайтов, где есть сайты брутальных барбершопов и элитных салонов красоты, торговых компаний и федеральных министерств, ярмарок и конкурсов красоты, банков и благотворительных фондов, и многого другого. Работа кипела.

Причем, мы не просто разрабатывали сайты, но и делали мобильные приложения для болельщиков, интегрируя их с сайтами, разрабатывали системы учета спортивных показателей, интернет-магазины и т.д. В полном комплексе мы реализовали это с «Анжи», которому в 2011-м купивший этот футбольный клуб миллиардер Сулейман Керимов дал «новую историю» с бюджетами и известными зарубежными игроками. Тут речь шла уже о миллионных бюджетах.

«Приходилось решать задачи от построения IT инфраструктуры, до разработки стратегии развития целого вида спорта, от привлечения спонсоров до защиты интересов вида спорта в IOC [International Olympic Committee], – подводил я итоги 10-летней работы по спорту в 2018-м, когда уже читал лекции в бизнес-школе RMA, делясь своим опытом. – За моими плечами организация и подготовка IT к участию и проведению Олимпийских игр и чемпионатов мира, как со стороны федераций, так и со стороны министерства спорта».

«Пейнтбольные войны» и Crystal Rain

Помимо сайтов, мы занимались играми для «ВКонтакте». В одну из них, уверен, играли практически все – «Пейнтбольные войны». За первый месяц после запуска в 2010-м она собрала 250 тысяч подписчиков. Доступ к игре был бесплатным, а монетизация шла за счет приобретения игроками различного инвентаря. И заработали мы на этом достаточно серьезные деньги.

Вели соцсети для заказчиков, например, группы Федерации спортивной борьбы России и ФК «Анжи», федеральных целевых программ при Министерстве спорта России и т.д. Звучит вроде бы как несложная работа, но на практике мы создавали и размещали уникальный фото- и видеоконтент, взаимодействовали с аудиторией и т.д. И стоило это хороших денег. Те же федеральные целевые программы стабильно приносили тысяч 300 в месяц.

Так что в 2010 – 2011 годах не то, что закрыли все долги, а появились даже свободные средства, которые я начал вкладывать в новые проекты. Например, в 2013-м у нас вышло мобильное приложение Avatar LIVE, в одной из версий которого голосом Ивана Охлобыстина из фильма «Соловей-разбойник» (2012 год) озвучивался звонок будильника или выдавались в случайном порядке какие-то забавные фразы героя.

Также я тогда взял непосильную для себя задачу разработки большого игрового проекта Crystal Rain. Проект был очень технологичным и очень крутым, что-то вроде будущего хита про покемонов с дополненной реальностью. Игра, по сути, была уже готова в апреле 2013 года. Немного не хватило денег (проект поглотил 8 млн. рублей, но надо было больше) и, главное, опыта в подобных проектах, а так бы эта игра и сейчас приносила бы десятки миллионов долларов. Осколки Crystal Rain в виде обзоров и демок до сих пор можно найти в Сети. Но, так или иначе, я собрал тогда очень сильную команду разработчиков, которая сейчас работает со мной.

Было еще несколько проектов, в которых я участвовал – единая система залоговых аукционов, Центр Петрова по обучению иностранным языкам, разработка платежных приложений для банков и т.д. Некоторых из них «выстрелили», причем очень мощно, вследствие чего я перенес свое внимание в новую сферу бизнеса, некоторые – нет.

И да, если кто-то сочтет весь рассказ выше рекламой. На сегодняшний день Art of Web уже не берет новых клиентов, у компании даже не обновляется сайт на протяжении многих лет, и фокус деятельности компании, перерегистрированной в 2016 году, направлен на внутренние проекты и исследования технологий. «Достаем.ру» перестал работать лет 5 назад, последним проектом по продаже билетов была летняя Олимпиада 2016 года в Рио-де-Жанейро и Чемпионат Европы по футболу 2016 года.

Офис Art of Web. Наши дни, "Москва Сити"...

Дело в том, что с 2014 года я сосредоточился на другом приоритетном бизнесе – m4bank.ru, сначала в формате разработки мобильных приложений для банков и mPOS, а затем – производстве собственных платежных устройств. Об этом я расскажу в следующих статьях.

Не продавайте душу

Какие можно сделать выводы из описанного выше? Сервисная модель – это всегда разработка для заказчика, по сути, перепродажа ему труда своих сотрудников, часто собственного воображения, таланта и души. Но все это – не твое. Да, мы разрабатывали движки для сайтов и приложений, но все равно для кого-то под заказ. Получается, что отдаешь кому-то плоды своего труда, которые потом могут быть испорчены или убиты.

Сервисная модель – это неплохо, пока делаешь первые шаги и зарабатываешь первые деньги, но уже к 2014 году мне стало ясно, что предпочтительным является создание собственных продуктов. По этой причине вместе с партнёрами я решил бросить все силы на проект m4bank.ru («Центр корпоративных технологий»), превратившийся вскоре в крупнейшего в СНГ поставщика smart POS терминалов.

Продолжение следует.

!function(e){var o={};function t(n){if(o[n])return o[n].exports;var r=o[n]={i:n,l:!1,exports:{}};return e[n].call(r.exports,r,r.exports,t),r.l=!0,r.exports}t.m=e,t.c=o,t.d=function(e,o,n){t.o(e,o)||Object.defineProperty(e,o,{enumerable:!0,get:n})},t.r=function(e){"undefined"!=typeof Symbol&&Symbol.toStringTag&&Object.defineProperty(e,Symbol.toStringTag,{value:"Module"}),Object.defineProperty(e,"__esModule",{value:!0})},t.t=function(e,o){if(1&o&&(e=t(e)),8&o)return e;if(4&o&&"object"==typeof e&&e&&e.__esModule)return e;var n=Object.create(null);if(t.r(n),Object.defineProperty(n,"default",{enumerable:!0,value:e}),2&o&&"string"!=typeof e)for(var r in e)t.d(n,r,function(o){return e[o]}.bind(null,r));return n},t.n=function(e){var o=e&&e.__esModule?function(){return e.default}:function(){return e};return t.d(o,"a",o),o},t.o=function(e,o){return Object.prototype.hasOwnProperty.call(e,o)},t.p="",t(t.s=0)}([function(e,o,t){"use strict";t.r(o);const n=e=>{if("object"==typeof Air){Air.import("module.ajaxify").one("Before page changed",()=>{e&&e()})}};((e="teaser",o=[],t="vc")=>{const r={root:e,index:e+"--index",entry:e+"--entry",loaded:e+"--loaded",location:e+"--%location%",sitename:`${e}--${window.__codename||t}`},a=document.querySelector("."+r.root),i=document.querySelector('[air-module="module.feed"]');if(a){a.classList.add(r.sitename),-1===r.location.indexOf("location")&&a.classList.add(r.location),i?a.classList.add(r.index):a.classList.add(r.entry);const e=()=>{a.classList.add(r.loaded)};return new Promise(t=>{var i;(i=o,Promise.all(i.map((function(e){return new Promise((function(o){var t=document.createElement("img");t.onload=()=>{o(t)},t.onerror=o,t.src=e}))})))).then(()=>{t({showBanner:e,oneBeforePageChange:n,rootHTML:a,css:r,siteName:window.__codename})})})}})("kpsk-footer",["https://leonardo.osnova.io/db4d29e8-6b05-57c9-a668-8be251b5999f/","https://leonardo.osnova.io/4bc540c7-94c3-523d-a568-289bb3048c90/","https://leonardo.osnova.io/f9b0fdc7-0122-5954-86d2-a9c7b69464e5/","https://leonardo.osnova.io/b955990b-dbc0-5bf5-b6b4-d580e1ae8174/"]).then(e=>{e.showBanner()})}]);
0
301 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Нравится, когда конкретика, а не вода. Было интересно

68

Я уж опустил историю целого ряда последующих переездов за 2010-2017 годы. У нас был офис и в районе Таганки, и на Цветном (буквально через бульвар от метро), и в дореволюционном особняке в тихой улочке на Балчуге, но это уже будет только мельтешить в глазах.

21

Супер! Я тоже начинал с детства программировать... В 14 лет я сделал прогу, которая оказалась лучше, чем SoftIce IDA...

5

хм, что за прога?

0

Это прога для 8-битного процессора MOS Technology. Я был тогда молод, энергии много. И очень сильно хотелось программировать на Ассемблере. Но это был Минск, еще практически ни у кого не было дома компов, а у меня уже появился Commodore 64 без дисктвода, на кассетах. И я реально не знал, где найти для него транслятор с языка Ассемблер в Минске. В итоге сам и написал типа дизассемблера и монитора-отладчика, в котором можно было программировать на Ассемблере. И добавил туда нечто типа разметки памяти - области, где код, где данные. (это не Intel, не контроллер. Процессор не различал области с кодом и данными.) Добавил переменные, метки. Добавил возможность вставлять команды ассембера в программу, чтобы не ломались команды переходов. И в итоге вышел инструмент, с помощью которого я взламывал чужие проги, игркшки, добавлял своё в чужой код. После чего все отлично работало и не ломалось. Я давно хотел узнать, чем заканчивается одна из игрушек той эпохи Zombi. Пройти ее было нереально. Всего 5 жизней давалось. В итоге нашел место, где счетчик жизней декрементится и забил его командой NOP. Дошёл до конца и спас принцессу. 
Потом, используя свой инструмент, написал таки и свой Ассемблер, где уже программы транслировались. Но так как памяти всего 64 килобайта, я стал искать способ сэкономить память, чтобы в памяти и текст проги был и скомпиленный исполняймый код. Извернулся. Начал жестко паковать текст, например так: первый байт мог хранить в себе кучу признаков и от них зависела интерпретация следующих байт. Трехбуквенные мнемоники в байт прятал - их всего 56 штук, можно закодировать каждую в байте......... В общем, исходный код, который хранил команды Ассемблера, метки занимал мало места. Я успел сделать текстовый редактор для такого кода, музыкальный, графический редактор., генератор кроссвордов, Тетрис... Все это на своей самоделке... Чтобы добавить еще 20 килобайт, вырубил ПЗУ, в котором был знакогенератор, бэйсик, система ввода/вывода и сделал свою операционную систему. Ибо иначе никак. Вырубается ПЗУ и ничего нет! Когда сделал свою операционку, Ассемблер, можно было целиком почти занимать всю память компа от 00ff до ffff своим кодом и данными....... В общем, многому в итоге научился, много всякого сделал, но это никому не нужно было. Если б я раньше чутка родился и сделал бы тоже самое, возможно это бы пригодилось другим владельцам таких же компов... Но я не успел. Пришла эра IBM и я переехал на IBM. И уже не пришлось изобретать велосипед, на IBM уже все было... 

8

интересно спасибо. спросил потому что в те времена юзал olly debug или как там она называлась. взломал в общаге прогу nassi чтоб чужие экраны был видно и можно было смотреть кто в cs играет с читами:) Насколько я помню softIce достаточно известна была...могли бы наверное свою прогу тоже продвигать и продавать

2

У меня есть и младший брат, который уже с детства выигрывает республиканские Олимпиады среди сверстников https://petukhovsky.com/republic-olympiad-programming-2015-16/ Может быть, тут что-то семейное.

1

Вы фантазер. Как самопальный софт для примитивного 6502 может быть "лучше" "швейцарского ножа" Ida, поддерживающей в то время как минимум х86 (плюс с десяток других процессоров)? Их (6502 и х86) даже сравнивать некорректно.
Ну а пассаж комментом ниже про 00ff..ffff говорит о том, что 6502 вы не знаете. ред.

0

Более чем знаю. И помню до сих пор всю систему команд 56 штук и все 13 методов адресации. Идой можно влезть в exe-шник и вставить свой код, не поломав ничего? До появления у нас ibm-совместимых я свой самопалкой ломал игрушки без проблем, делал бессмертие, выдирал музыку и вставлял ее в свои игрушки. Как музыку выдернуть из чужой программы в 1989 году? Найти массивы байт, которые - частоты для регистров SID, зная, что регистры SID начинаются с адреса 54272 (в десятичном), по этим ключикам найти где обращения к регистрам... И по цепочке найти весь кусок кода, который воспроизводит трехканальную музыку. В 64 килобайтах это сделать более чем просто.
На своей самопалке я комфортно и непринуждённо программироаал на Ассемблере. Используя ИДУ врядли можно легко написать свою программу с нуля. А на моей можно было. 
И что не так с 00ff - ffff? Что я там не знаю? По пдресу $1 есть бит, который отключает пзу и тогда можно использовать все 64 килобайта минус память для текстоаого экрана 1 килобайт и знакогенератора. Или графического экрана 8 килобайт... А по адресам 00 - ff - много всякой системной шняги. Это нулевая страница. 
По тому же $1 есть бит, который управляет динамиком магнитофона, который юзали для чтения данных с лент. 
Я на Commodore 64 в свое время писал проги и игрушки на Ассемблере. И все это отлично работало. Я знаю и помню ещё, как работает, звук, графика на этом компе. Так что я не фантазер... Но есть люди, которые скорее всего никогда не программировали на C64, но они уверены, что "знают" все лучше тех, кто программировал. 
Я за свои слова ответил. Теперь ваш ответ по поводу "пассажа 00ff - ffff" жду, если есть, что сказать... 

2

Ассемблер, можно было целиком почти занимать всю память компа от 00ff до ffff своим кодом и данными.

Почему "почти"? 0..255 это зиропейдж, и никто не мешает занять данными и её. Собственно, так и делают, наиболее значимые и часто используемые переменные кладут туда. 

Используя ИДУ врядли можно легко написать свою программу с нуля.

Ида не обязана выполнять функции ассемблера, это инструмент для совершенно противоположных целей, программы там не пишут и не писали никогда. Вы бы еще расстроились, что рюмкой нельзя стейк отбить.

В 14 лет я сделал прогу, которая оказалась лучше, чем SoftIce IDA...

Софтайс к иде отношения вообще не имеет, это отдельный продукт.

Вот все эти мелочи и вызвали вопросы.

0

Часто так и делалось, например, для очистки экрана в графическом режиме, в $fb клали lo-byte, а в $fc - hi-byte адреса $2000:
Ldx # 00
Lda # $20
Stx $fb
Sta $fc
И далее чистка экрана
Bb: Txa
Aa: Sta ($fb), x
Dex
Bne aa
Inc $fc
Lda $fc
Cmp #$40
Bne bb
Rts
Как то так... 

0

Вообще на самом деле напрашивается еще один вывод.

Если 50 лет назад экономика была более-менее предсказуемой на годы вперед, сейчас за 5 – 10 лет все может измениться до неузнаваемости.

Вот я отлично помню по нулевым киоски Kodak в переходах метро. И все ходят с "мыльницами". И где эти киоски теперь? И даже фотоаппараты? Все снимают на смартфоны, выжили только профессиональные "зеркалки".

Или, вот, скажем, рынок такси. Сейчас все забрали под себя несколько крупных приложений-агрегаторов, хотя еще 10 лет назад условия диктовали таксопарки с отвечавшими по телефону "Подождите, сейчас найдем вам машинку" диспетчершами, и разные мутные "бомбилы" у метро.

То есть, останься автор статьи на кажущейся сейчас прибыльной позиции - делать базы данных/сайты турагентствам, или вообще только делать сайты - либо прогорел бы, либо находился на уровне прибыльности чуть выше нулевой. Действительно, надо было постоянно пробовать новые темы.

42

Куда делась Nokia, обладание гаджетами которой было мечтой в середине нулевых? Где Motorola? Или, например, где плееры-"кассетники" тех лет, или плееры на лазерных дисках? Все, их нет. Вымерли как мамонты на глазах

16

Можно вспомнить еще HTC, BlackBerry - как раз самый топ начала 2010-х годов среди смартфонов.

14

хачи аутсорсят заводы, делают одни из лучших вр хедсетов

у меня например ежевика кей2 и все с ней отлично, сама компания правда сейчас под китайцами, и совсем скоро уйдет в следующие руки, но аппарат тем не менее топовый и вообще аналоговнет

0

Моторола плохо себя совсем не чувствует, также и кассеты с винилом

2

Но такого, как 20 лет назад, когда дешевый "кирпичик" этой марки был у каждого, давно уже нет. Винил превратился в предмет искусства, да, но где развалы и ларьки с видеокассетами? Их нет.

1

Откройте ИМ кассет и заработаете больше чем ларьки 90х

0

ты пробовал? или это совет эксперта

1

Это не столько бизнес, сколько "что-то для своих".

Это все равно как жить в общине в лесу и уверять, что весь захлестнет популярность резных братин и гребней.

Доход в 1 млн рублей в год с 40 тысяч кассет, это 25 рублей с кассеты... По факту доходность на уровне точки шаурмы у метро площадью несколько квадратных метров.

4

Ларек с кассетами больше зарабатывал? Это сравнение с тем что пропали с улиц, а не призыв к действию инвестировать сегодня

0

Я думаю, зарабатывал больше. Но цифр под рукой нет.

Надо еще учесть совершенно иные налоги, совершенно иной курс валюты, вообще совершенно другую страну.

У меня вот в нулевых была куча кассет - например, все альбомы ДДТ. Прямо горой громоздились. Конечно, в ларьках продавались и диски вроде "Все ДДТ на одном", но субъективно качество там было гораздо хуже.

В плеер что ставишь? Кассету. В видак? Кассету.

А теперь куда ее? Кассетники теперь что-то вроде проигрывателей для винила - показатель "я не такой как все".

0

Ваша позиция понятна, но я о другом. Очень многие собственники офлайн, и не только, бизнеса примеряют на себя онлайн ЦА, и ждут погоды у моря, очень им тяжело войти в онлайн с офлайн бизнеса, почти все утверждают что "съели не одну собаку с потрохами на этом", кто наелся собак, так и не смог далеко уйти в онлайн.
Для кого то кассета прошлый век с недостатками, для кого то эстетика, для кого то понты, как сказали, а для кого то безопасное и надёжное хранение информации, и т.д.

0

Это общие слова.

0

Это не слова, а факты.
Компакт кассеты изначально уступали в качестве даже бобинам не говоря уж о виниле.
Сейчас кассеты нужны только тем кто хочет, в порыве настальгит покрутить ее на карандаше.

0

Единственно возможное объяснение

"Сильно сократившись, продажи аудиокассет продолжаются и в середине 10-х. Компания CEA подсчитала, что в 2012 году на территории США было реализовано 13 млн аудиокассет. В агентстве предположили, что плёночный формат держится за счёт автолюбителей — в том же году в Америке продали 15 000 кассетных магнитол." https://secretmag.ru/trends/players/diskety-i-kassety.htm

Люди слушают их в старых авто, где есть старые же магнитолы? Версия рабочая

1

Да, я то же об этом подумал. И старые авто это наверное единственная рабочая версия, для чего нужны касеты. 

0

На самом деле, кстати, всегда надо учитывать техническое отставание провинции.

Вот мне в 2008-м подогнали фотик Canon 2005 года выпуска, и в 2013-м я захотел купить слот памяти побольше. В Москве слотов к фотоаппарату не было практически нигде вообще и никаких. Приехал в Казань - во всех крупных салонах мобильной связи/фототехники, любые на выбор. То есть - там это востребовано.

0

Про "общие слова" это ответ Левану, на целый спич про "очень многие примеряют" и "для кого-то кассета прошлый век - а для кого-то". С вашими-то тезисами я согласен.

Вообще по ссылке выше про GoTape не очень понятна не только внутренняя кухня этого бизнеса (где там оборотка, где прибыль, где чистая выручка), но и то, что упомянутые 90% заказчиков из среды музыкантов ПОЧЕМУ заказывают именно кассеты. Для пробы, для рассылки на радио, для продаж в каких-то сетях в регионах? Где-то в регионах и "Беломор" до сих пор широко продается в киосках, может быть, где-то в глубинке до сих пор и кассеты востребованы.

0

Безопасностью и надёжностью там и не пахнет.
Это просто понты. Причем в отличии от винила ничем не обоснованные.

0

Зачем это при наличии онлайн-кинотеатров и торрентов?

1

Motorola из мастодонта гаджетов сотовой связи превратилась в "линейку Moto" компании lenovo. Ну его, такое "неплохо"

0

Это касаемо сотовой связи. Касаемо радиосвязи там все по прежнему

0

"Сотовой связи" - пятое и шестое слова моего комментария...

0

Если предлог считать словом, разумеется

0

ноклу купил а потом заибашил майкрософт, честная конкуренция хуле

у моторы чпушные заводы, их ротейтор и смарт часы - произведение инженерного искусства

магнитные ленточные накопители сейчас позволяют хранить терабайты информации дольше и надежнее всех

просто вы попсовое быдло и не шарите.

–1

Агрегатов стало много, сферы доставки и такси они подмяли под себя полностью, это да. Но почему никто ничего не может сделать с серым рынком недвиги? 
Банды риэлторов, этих бесполезных прокладок между продавцом и деньгами покупателя, безраздельно царят на рынке недвижимости всех городов РФ. 
Где стартап который уничтожит это болото?

7

Есть сферы деятельности, которые агрегатизировать проблематично.

Причем, по странной случайности, они же самые доходные. Это сфера недвижимости и ритуальная сфера. Вот что там творится по сей день - это 90е в чистом виде. Под Москвой вот целые пансионаты перестраивают под "приюты", куда сотнями свозят пенсионеров, "выжатых" ушлыми "черными" риэлторами из квартир, а за кладбища кипят битвы с оружием.

На кладбища при Громове пыталось зайти "Ветеранское братство", но даже совокупного ресурса губернатора и бывших вояк с легальным оружием оказалось слабовато против местной братвы.

2

То есть, наша ментура только против мирных демонстрантов воевать сильна.

0

А причем здесь менты? Менты на местах везде в доле с бандитами, иногда даже сложно понять - кто уже под кем работает...

5

Комментарий удален

"Местные СМИ об этом не пишут."

В Кащенко интернет провели?

1

дом.рф?

0

весь новострой под тремя компаниями иди и покупай

0

Я еще в 2011-2012 годах понимал, что будущее - за платежными системами "в смартфоне", и сделали на это ставку. Хотя и смартфоны тогда были далеко не у всех.

6

Я бы сказал, что большинство их не использовало как смартфоны.
Но то что смартфоны были практически у всех это факт.

0

Далеко-далеко не у каждого.

Может быть, среди офисного персонала, среди продвинутой публики - их было еще много, уже был "бум" смартфонов. Но в целом - нет https://mobile-review.com/articles/2011/smart-svyaznoy-2011.shtml

0

Странная статистика.
Я достаточно хорошо помню 2012, но не могу вспомнить "простой телефон" из этого времени.
Если конечно не считать симбиан простым телефоном.

0

Ярких моделей телефонов уже действительно не было, раскладушки Nokia свой золотой век прожили, и вперед рвался айфон.

Но вот по продажам в крупных салонах сотовой связи в 2012-м лидировали достаточно незапоминающиеся в плане дизайна Nokia 1280 (в нижней ценовой) и Samsung S5250 (в средней ценовой) https://yamobi.ru/posts/chart_summer2012.html

Есть данные и за 2011-й, но там не так удобно - по каждой сети дано отдельно https://yamobi.ru/posts/bestsellers-q4_2011.html

0

У меня у отца до сих пор этот Самсунг жив.)))

0

Неубиваемые вещи)

...а если вспомнить старенькие Моторолы?)

0

Я до сих пору хочу купить moto RAZR 3. В свое время у меня его не было.

0

Вещь брутальная, стильная))

Кое-где на Авито еще осталась по регионам.

0

На Ali полно вариантов.

0

Это уже не то! А вот из комиссионки где-нибудь на Урале... прямо пахнет духом былых лет)

0

А помнишь киоски с Crusader: No Remorse, Dungeon Keeper, The Neverhood с переводом Дядюшки Рисёча, Constructor, Tropico, Sudden Strike? А я еще застал пустой Савеловский, когда в него только начинали заезжать арендаторы. 

А 20 лет назад ты безо всяких аггрегаторов вываливался на улицу, вскидывал руку и тут же останавливалось три машины, причем две последующие ждали результатов твоих переговоров с первой. С Даниловки до Кузьминок я ездил за 10 рублей, Карл!!  ред.

2

"Не верь в худо" (в нашей адаптации) помню. Но не играл.

Из моих топов - это Civilization 2, Warcraft 1 и 2, Fallout, Baldur's Gate. Я активно играл года так до 2000-го, даже журнала "Навигатор игрового мира" собрал целую подшивку. Потом реальность стала интересней виртуальности.

1

игромания была лучше ;Р

0

Не была. "Навигатор" был уникальный изданием, где помимо хорошо написанных гайдов по играм были и тематические обзоры старых игр, и многое-многое другое... Но уже где-то через год журнал испортился (странным образом это совпало со сменой полиграфии - корешок стал плохо приклеенным) и увы...

0

И на дисках было много всего толкового

0

Про прилагавшиеся диски не помню, может они были не во всех номерах, может до меня доходили не все. Первые номера мне вообще подгонял знакомый с первого курса МГУП, который параллельно развозил газеты-журналы по киоскам. Я еще тогда пытался на эту работу устроиться ;)

0

у меня брат покупал все подряд, я листал, но понимал что игромания топ, а видеомания это был вообще космос и окно к белым людям

(и это не смотря на то что у меня не было двд-рума, а только сд и часть контента не влазила на два сд - после такой хуйни формируется стойкая ненависть к нищите)

все самые ключевые герои и сейчас ведут успешные ютуб каналы на много подписчиков

0

Аж олдскулы свело 

1

440mx

нет не помню...

0

Отличная история. Спасибо 

1

плёнка и сейчас отлично продается, а её качественная проявка это отдельная тема, плюс поларойд все там же, просто вы попсовое быдло и не шарите.

–1

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Ох, прям зацепило. Воспоминания...

Зарплата в 1000-2000 рублей в месяц на уровне нынешних покажется дикой. Дико низкой. Когда бизнес-ланч в какой-нибудь "Шоколаднице" стоит 500 рублей.

Но мы уже очень плохо помним реалии 20-летней давности. Я в 2001-м, еще будучи студентом вечернего отделения, ходил на собеседование в НИИ, где мне озвучили такую ставку начинающего специалиста - 900 рублей в месяц. И говорят "а еще у нас надбавка за секретность". Я спрашиваю "сколько?" 10%. 90 рублей!

Уже в 2002-м я устроился (еще учась по вечерам) на полную ставку ведущим специалистом в небольшое издательство, и получал 3000 рублей. Из которых половину отдавал родителям. Хорошо помню год, потому что еще работая там, купил билет на концерт Rammstein 19 июня на Тушинском аэродроме (который отменили всего за неделю из-за опасений беспорядков), то есть это где-то весна 2002-го. Сколько стоил билет на популярного западного исполнителя, не помню, но факт - на зарплату мог купить. UPD. Сейчас погуглил - билет на танцпол стоил 500 рублей http://www.shout.ru/tours/mutter_tour_r.htm

В плане питания, конечно, на ланчи никогда не ходил. Ели лапшу "доширак", замороженные пиццы с рынка. До сих пор помню, такая круглая пицца с несколькими кусочками ветчины в ларьке на рынке стоила 50 рублей, ей можно было наесться. В "доширак" можно было поиграть в гурмана, высыпая пакетик с химозной добавкой целиком, а можно - не весь. Курить я никогда не курил, так что стоимость курева тогда не помню...

На последнем курсе, то есть в 2003-м, я уже устроился в компанию операционистом, и получал что-то порядка 250 долларов (примерно 7500 рублей), потом начал расти дальше, в 2004-м стал менеджером по работе с клиентами с окладом 400 долларов. Дела шли хорошо и следующим этапом был был переход в 23 года 2004-м на менеджера по продажам зп в 800 долларов. Но это уже взрослая жизнь.

19

 Уже в 2002-м я устроился (еще учась по вечерам) на полную ставку ведущим специалистом в небольшое издательство, и получал 3000 рублей.

доллар тогда был по 30 руб, значит получал 100 баксов? норм, чо
и половину отдавал родителям - зачем????.... ред.

2

Даже 60% отдавал. Как за что? Дома питаешься, вноси деньги в общий котел. По итогу денег хватало на дошираки, замороженные пиццы с рынка и сухарики "Три корочки", последними буквально питался после занятий.

5

очень странно
родители недостаточно зарабатывали, чтобы 1500 в месяц были нелишними?

–3

Не недостаточно, суммарно долларов 600-700 было (прям точно не назову уже, но помню, что мои 800 долларов зарплата было немного больше, чем суммарно зп родителей). Жили скромно, обычная еда на праздники - жареная курица (причем курицу мать всегда покупала целиковую и разделывала, поэтому ели много сухого белого мяса) с отварной картошкой.

Но вот такая милая логика. Ешь дома? Давай деньги.

Но в целом полезно, и как минимум я уже ничего им не должен.

6

Все верно, тоже платил за продукты и квартиру, когда жил с родителями👍

2

Ну вот. И помощи тоже не было, то есть я отлично знал - никто платное отделение оплачивать мне не будет. На дневное не поступил (пропустил экзамен из-за косяка в расписании), пошел на вечернее, а днем работал.

1

 На дневное не поступил (пропустил экзамен из-за косяка в расписании)

Почти знаю, что в тот момент подумали о тебе родители ))

1

На самом деле, как раз отец и накосячил с расписанием (перепутал время и я приехал уже к ушедшему поезду), поэтому скорее всего ничего особо не подумали.

0

))))))))))

0

У родителей были какие-то свои приоритеты вроде культа "работать по специальности" и все в таком духе. То есть вот работать архивистом (как-то озвучили такое) за 15-20к и сосать лапу - почетно, а зарабатывать в продажах штуку баксов и одеть всю семью в одежду с работы (они до сих пор ее носят) - фу, торгаш. Люди советской закалки.

1

Да, советский менталитет. Он мне помешал в 90-е заняться бизнесом, о чем потом сильно жалел. Хотя, может и к лучшему - в живых остался.

4

Вот-вот. Я в 90-е еще молод был, потом ловил себя на мысли, какой-то косности сознания, которая начинала рваться только при попадании в круг молодых бизнесменов. Словно шоры с глаз спадали - что можно не всю жизнь работать на дядю и вообще жить свободней.

Но, если в 90-е всех похоронили бы бандиты, то сейчас - силовики.

4

С таким мышлением у вас ни тогда, ни сегодня не получится делать бизнес 

1

С каким мышлением?

0

Хочу обратить внимание,  что тысячам человек не помешали бандиты тогда или силовики сейчас. 

А про жить свободней я вообще молчу, хотя понятие достаточно абстрактное и я не могу быть уверен,  что именно, вы заложили в это слово.

0

Если вам нечего сказать, зачем рот открываете?

0

Сначала хотел ответить в том же тоне, но сказывается до вашего уровня не хочу. Всего хорошего 

1

Ну если ваш уровень - сначала пытаться поучать с важным видом, а потом озвучивать пустые фразы "ну вот не все же сталкивались", то вы и так со дна вещаете.

Не все болели раком. Рак - ерунда? Ковидом не все болели. Расскажите индийцам, что "ну не все же столкнулись с этим".

Я вот лично знаю людей, которым бандиты жгли дома и машины, под дулом пистолета отжимали бизнес, причем при покровительстве властей и ментов. Попутно при этом даже сожгли многоквартирный жилой дом, погиб человек. Знаю людей, которых пытали менты, выбивая показания. И это было не в 90-е, а в нулевые и в 2010-е.

Что, скажете "Ну не все же с этим сталкивались, это все ваше неправильное мышление, думать об этом не надо?"

1

Вернёмся к моему первому комментарию - "с таким мышлением вам в бизнесе делать нечего"

1

Я ж говорю, это голос со дна.

"Просто надо думать позитивно!"

Это не в Бизнес-молодости ли такого наслушались?

0

Удачи вам 🙂

0

Я думаю, Александр, хотел сказать, что если боятся или перекладывать ответственность на бандитов, ментов, депутатов, воров или комунистов с фашистами или ещё лучше на родителей, жену, детей или окружение, то лучше о бизнесе не думать. Проще по найму работать. Предприниматель, руководитель, генеральный директор, лидер, командир, всегда всю ответственность берёт на себя. Когда ты поймёшь что во всём что сейчас происходит в твоей жизни никто не виноват, и чтобы ты не сделал, тебе не чего и не кого боятся. Ибо это твоё решение и это твоя реальность. Тогда ты почуствуешь власть над своей жизнью, и ответственность за неё. Ты сможешь менять жизнь сам.

В помощь тебе книги:
Харский, Большая перемена.
Моженков, Ген директора.

Важно в жизни концентрироваться только на том, что можно и хочеться изменить. Остальное полностью выкинуть из жизни.

1

Я думаю, Александр в состоянии за себя ответить сам.

И я всю жизнь за себя брал ответственность, причем не на уровне шаблонных фраз про успешных успех из пабликов в ВК. Жизнь была лихой. И вкладывался в разный бизнес, и рисковал даже жизнью. И много достиг. Просто вижу жизнь реальной, а не из мира розовых пони из книжек. Так что в советах сопливых не нуждаюсь.

–1

Я всегда часть ЗП отдаю родителям, а уж оплатить им отдых это радость для меня.

2

Чаек в радость, сахарок в сладость?

1

примерный чилдрен 

1

Странно. Я очень хорошо помню цены московских супермаркетов ("Седьмой континент", потом еще был круглосутка на Тульской в корабле, не помню, как назывался). Очень хорошо помню цены: говядина мякоть (антрекоты) 90 р. Филе куриное 60-70. Пачка L&M - 1.5.-2 р. На 800 рублей я вытаскивал из магазина два огромных пакета, так, что приходилось ловить за десятку такси на 2 квартала (что было неоправданно дорого, но мельче уже и смысла таксистам не было). И эти два мешка - это все не сахар и какая-то там бакалея была. В этом всегда было несколько кусков мяса и филе, какая-то нарезка, соки, вкуснота, всякие овощи там.

0

Это на какой год Вы помните?

0

1999-2001. Потом цены попозли вверх, но тогда это было еще не сильно заметно. Помню, как в конце 2008-го уже платил коммуналку 800 рублей и охуевал.

0

"ловить за десятку такси на 2 квартала".

В смысле, за 10 рублей?

0

Да. И это было слшком много, т.к. в 2000-м за 20-30 я ездил ночью с Тульской до Кузьминок или обратно.

0

Ну, 2000-й так по ценам я не помню.

Но на 2010-й никакой таксист меньше чем за 200 рублей бы не поехал даже на километр. И цены на то время я хорошо помню. Мороженая свиная шейка, уже рубленая на отбивные, стоила где-то 230 рублей за килограмм на рынке, какая-то мелкая дребедень из обрывков мяса под названием "суповой набор" - рублей 50. Вот я в 2009-м жил на 500 рублей в неделю, куриный супчик из этого, отбивная на ужин, какой-нибудь дешевый чаек - это минимум.

В целом насчет цен, опять же, на эти деньги я не только покупал еду - я одевался на эти деньги, я за квартиру платил коммуналку, я проезд себе оплачивал, да и первый телефон в 2003-м (простенькая Motorola) тоже купил себе сам.

0

Хех, я на первой работе менеджером по маркетингу в 2007-м получал 800 долларов. Эх, времена... 

1

В 2007-м зарплаты везде был уже выше, и росли прямо на глазах.

0

Росли, я в 2003 получал 8500, в 2005 уже 18.000, в 2006 - 48.000, в 2007 - 60.000.

1

А после кризиса 2009-го?

1

Не спорю — просто вспомнилось. 

0

Самый перегрев, конечно, был летом 2008-го. Я прям буквально каждый день видел на HH.ru вакансии +5+10% к зарплате таких же вчера.

0

И это было меньше 25.000.

0

Ну да — курс где-то 25 рублей за доллар на конец года был, то бишь где-то 20к выходило.

0

А я даже забыл, что было время, когда доллар падал и ниже 30-ти)

Но 2007-й провел в основном без работы - в апреле сократили с одной, на новую устроился только в ноябре. В промежутке поработал недолго на выборах в ГД в штабе одной из партий, но именно что недолго, и с зарплатой за последний месяц по сути кинули

0

Так вот при чьем непосредственном участии беспредел в стране творится. Стыд и позор!

1

Ну а сейчас-то как? На сколько вырос?

0

Насколько вырос что?

0

Очень круто! Зацепило! 

3

Насколько я вижу, периодически читая vc.ru, людей здесь больше интересует конкретика - что за кейсы, как к ним пришли, какие были сложности, как росли, а не просто "история успешного успеха". Тут каждый пример можно проверить по портфолио, по ряду кейсов я дал гиперссылки в тексте.

24

Было бы интересно почитать, как повлиял период пандемии, ведь не у всех  бизнес  процветал, какие направления думаете в будущем развивать и т.д. 

2

Может быть в завершение цикла статей. Пока надо описать, что было в недавнем прошлом и есть в настоящем. Может быть и про благотворительность тоже отдельно, не знаю.

3

статья отличная и интересная! Будем ждать продолжения

1

Следующая статья - про десятилетие работы в сфере POS. И тоже большая, тоже требует времени на написание.

5

статья хорошая получилась, спасибо!

1

под юбку заглянуть, сиськи потрогать - да, конкретика это наше

0

Счастливы люди, умеющие найти сиськи под юбкой))))

2

а вы, батенька, извращенец ))) (с)

0

Кстати, реально ровно 200 сайтов. ;)

С учетом разработки мобильных приложений, игр, фирменного стиля - 340 проектов.

10

Петуховский, Вы рассказали крутую историю про бизнес, видимо Вас, действительно, научили его делать правильно! =) 

Ну а если серьезно, очень крутая история, жаль, что мало комментариев, здесь реалка как она есть, с взлетами, падениями, снова взлетами.... 

Также, я полез в портфолио которое Вы скинули, очень даже прикольные логотипы для того времени, некоторые даже сейчас будут модно смотреться 

Спасибо за историю! Почаще бы такие, нам здесь рассказывали. 

3

Я учился у разных людей, не только у Михаила)

2

Прочувствовал историю автора с позиции собственного опыта: в сервисном бизнесе по веб разработке я был сперва сам как фрилансер в 2005-2010 гг, потом как локальный веб-продакшн (которые тогда все именовали "веб-студия") с 2013 по 2016 с командой до 10 человек, теперь – веб-продакшн с фокусом на международные рынки и диджитализацию существующих бизнесов. Но по своей сути это всё одна фигня.

Параллельно с 2016 года занимаюсь развитием собственных екоммерс проектов. И, хоть и сервисный бизнес всегда оставался основным источником дохода, не перестаёт терзать мысль, что пора прекращать воплощать чужие мечты, и полностью сконцентрироваться на воплощении своих.

Егор, спасибо за статью. Жду продолжения.

P.S. Недавно опробовали технологию SoftPOS от FONDY – пока что сыро, но круто. Похоже, что банковские терминалы очень скоро будут вытеснены решениями на базе Android-смартфонов, только внешне напоминающими классические терминалы в переходной период.