Как я пробую скопировать идею зарубежного SaaS сервиса и адаптировать под российский рынок

Привет! Я — дядя Саша, мне 41 годик. Отец троих дочек. Работаю во ВКонтакте. С 28 лет чередую работу по найму с попытками запустить какой-нибудь свой продукт. Если вам нравятся истории ИТ-энтузиастов, то у меня есть одна. Ниже рассказываю про бизнес-замысла над которым прямо сейчас работаю.

Предистория

13 октября мне жутко захотелось опять сделать какой-то ИТ-продукт. Знаете, бывает перепьешь кофе и не заснуть. Всё думаешь, откуда же загребать деньги лопатой. Весь вечер перебирал мысли. Что выбрать: B2B или B2C? Сразу целиться на миллиардный рынок Индии или быть скромнее и ограничиться локальным? Может написать игру для подростков? Прикрутить к ней монетизацию TON ... в другой раз. Может скрапинг данных, ведь я в этом хорош? Кажется опять выходит диптех, а мне хватило возни с Ozon и Wildberries в прошлом своим проекте. Чат-бот? Нет, слишком просто. Может AI с витамином Ц? Ведь сейчас все одержимы этим AI... Так один вечер превратился в мучительные 3 дня.

Эврика!

Между моментами экзистенциального страдания в эти дни, я пытался найти источники вдохновения в сети. Так мне попалась на глаза статья. И как же чертовски красиво было написано в ней про «$220К в месяц на индексации сайтов для Google», «проект на который был спрос еще до запуска», «разработчик вышел на 24 000 посетителей в день в первые месяцы после запуска», «он сделал первую версию за выходные».

Ну, всё — держите меня семеро! Я что, зря имею за плечами десяток лет технического, продуктового и предпринимательского опыта!? Не какой-то там дуб посреди долины смерти. Сейчас покажу, как надо добывать угля.

Сейчас тоже, как соберу за выходные ...

Скажу вам честно. Никто никогда за выходные ничего не способен собрать. Тем более собрать что-то съедобное продакшн уровня в одиночку. Но в сети сплошь красивые истории и сказки, умело приукрашенные. Согласитесь, куда больше вдохновляют истории про ребят, написавших социальную сеть за выходные.

Итак, первая неделя

Домен SigmaAPI.com и хостинг у меня уже был. Поэтому я взял бесплатный фреймворк для сайтов Django, нашел к нему бесплатные шаблоны, настроил необходимую инфраструктуру — базу данных, докер-контейнер и подключил это всё к Nginx.

Django

Это такой бесплатный «станок» на котором можно собрать от простого сайта до CRM для своего SaaS. Правда вам потребуется навык программирования на python и знания в разработке веб-сервисов. Если эти навыки есть, то вы сможете собирать приличные кастомы.

Сайт проекта https://www.djangoproject.com/

В Django из коробки уже есть база для кабинета пользователей, система регистрации, авторизации и восстановления пароля. Пришлось немного доработать шаблоны и код, чтобы позволить менять клиентам свой API ключ в кабинете, видеть тариф, баланс и списания, а также сделал первую версию главной страницы.

Первая версия главной страницы
Первая версия главной страницы

Вторая неделя

Первую версию показал друзьям, собрал от них фидбэк и принялся дорабатывать — добавил в кабинет возможность указывать свой sitemap.xml , настраивать для него график по которому будет происходить рендеринг страниц. Затем собрал на Go скрипт который проходится по всем sitemap.xml клиентов и добавляет задачи на рендеринг. В процессе пришло понимание, что нужно ещё отображать статус процесса рендеринга, а также сделать автоматическое формирование zip архивов с результатами рендеринга.

Обновленная версия кабинета
Обновленная версия кабинета

Третья неделя

Показалось, что база для MVP есть. Пришла пора подумать про систему продвижения. Если вы внимательный читатель, то скорее всего заметили, что весь UI был английский.

Поэтому первым делом добавил русскую языковую версию. Затем разработал систему промокодов для будущих партнерств и промо-акций. Добавил на главную страницу виджет который помогает определить есть ли у вашего сайта проблемы с SEO. Обновил архитектуру проекта и замерил пропускную способность — сервис на этом этапе может уже рендерить более миллиона страниц.

Вот такой симпатичный интерактивный виджет теперь есть на лендинге
Вот такой симпатичный интерактивный виджет теперь есть на лендинге

Раз вы дочитали до этого места, то вот вам от меня промокод на 3000 рендеров aOmFdkU Только активируйте его до конца декабря 2025 года.

Четвертая неделя

Эта неделя была посвящена больше пуско-наладочным работам. Включала разные финальных технических работы, исправления багов и оптимизаций. К примеру, переделал систему хранения архивов для того, чтобы можно было хранить терабайты архивов.

Кроме этого упаковал лендинг перед запуском первой рекламной кампании.

Актуальная версия посадочной страницы
Актуальная версия посадочной страницы

Что дальше?

Признаюсь, что каждый раз этот этап самый мучительный для меня. Многие из нас боятся неопределенности и я не исключение. Но стараюсь придерживаться известного правила — делай, что делаешь и будь, что будет.

Для меня собрать продукт дело нехитрое. В прошлом я много собирал их в одиночку и с командами. А сколько я схоронил, десятки! Среди ныне живущих наиболее известные — это Маркет ВКонтакте, которыми сейчас пользуются несколько десятков миллионов человек и десятки тысяч бизнесов. Другой — мировой опыт, когда в со-авторстве с небольшой командой создали сервис для рынка мобильной аналитики, которую у нас купила Data.ai

Но это всё не то. В первом случае социальная сеть итак является местом притяжения всей аудитории рунета. На готовой базе довольно легко делать ликвидные продукты. Во втором случае было поинтереснее. И хотя 1.5 года мы жили в очень спартанских условиях, все же мы делали проект на неплохие деньги от Almaz Capital.

Другое дело поднимать проекты методом бутстрапа ... Ведь я уже 2 раза в своей жизни терял все свои накопления и начинал всё с нуля, уходя затем снова в найм. Иногда мне кажется, что я ИТ-наркоман. Иначе не объяснить своё поведение.

Короче, как создавать продукты история очень понятная и для этого у меня есть все навыки. Для тех, кто далек от продуктовой разработки открою секрет. На самом деле не нужно придумывать идеи. Нужно больше пообщаться с людьми, наблюдать за ними и в какой-то момент увидеть ценности которых не хватает им. Измерить рынок, посчитать сходится ли дебет с кредитом и предложить такое решение, которое даст эти ценности людям в обмен на их время и/или кошелек.

А если, вдруг, в вашем словарном запасе есть слово «дизраптить». У меня для вас есть наблюдение на этот счет. Дизраптить рынки могут только венчуры и корпорации. Поэтому даже не пытайтесь впрыгнуть в их толпу и растолкать этих ребят. Всё, что вы можете, прийти работать к ним и подарить свои идеи. И не забывайте историю. Пока спутниковая связь пыталась дизраптить рынок, вложив $3 млрд. в середине 90х, пришла сотовая связь и дала пинка им под жопу. Кодак отхватил леща в начале 2000х из-за своего высокомерия среди топов и их зашоренности взглядов. А вот Google и Apple поняли, что лучшая стратегия — это стратегия переобуваться и смотреть на социально-экономические события. Но это уже другие истории.

Так вот, вывести продукт на рынок — для меня задачка со звездочкой и объективно очень затратная по деньгам. Особенно SaaS сервисы. Особенно бутстрапом. Считается, что они зреют пару лет. К тому же высокотехнологичные продукты имеют свойство очень быстро протухать. Возможно это очередная хромая лошадь которую придётся пристрелись. А пока поборемся!

И если без соплей, то план следующий.

  1. Продолжить собирать больше обратной связи от компаний и независимых SEO специалистов. Понять какие проблемы сейчас у них существуют кроме рендеринга и дать им лучшее решение в своем классе.
  2. Начать заниматься маркетингом и продвижением. Тестировать каналы, аудитории.

Буду признателен любой обратной связи. Прожарке любых моментов которые упускаю из вида. Контактам SEO специалистов с которыми можно пообщаться и получить обратную связь. Вашим идеям и советам.

Дай Бог Вам здоровья и низкий поклон, что дочитали и потратили своё время!

3
Начать дискуссию