Как BioTech-стартапу с набором биомаркеров и AI моделей вызвать интерес инвесторов?

Передо мной была поставлена задача - проанализировать питчдек BioTech стартапа и дать рекомендации по изменениям в презентации с целью лучшей аргументации и привлечения внимания инвесторов, исходя из инвестиционного тезиса в бизнес-сегменте и сложившейся практики рассмотрения соискателей венчурными компаниями. Мой интерес был простимулирован, в том числе, и тем, что по состоянию на конец 2024 года 50 ведущих компаний, ориентированных на долголетие, привлекли более 1 млрд. долларов венчурного финансирования — значительная сумма, которая продолжает расти благодаря растущему убеждению в том, что рынок долголетия может в долгосрочной перспективе превзойти существующий рынок здравоохранения.

Итак, начнём с главного. Продукт БиоТех-компании – «Диагностика биологического возраста и проведение предиктивной AI-диагностики состояния пациента с помощью биомаркеров» спозиционирован для работы в сегменте клиентского долголетия и должен решать задачи определения биологического возраста, возможности по его изменению, а также персонифицированного подхода к диагностике и прогнозированию методов антивозрастной терапии.

Краткое пояснение: Биомаркеры – это тестовые биологические показатели, которые можно использовать для наблюдения за деятельностью органов пациента, и за его состоянием, а также происходящими или потенциальными изменениями (в том числе, возрастными). Биомаркеры могут быть использованы для прогнозирования реакции пациента на лекарственные средства или для выявления у пациента вероятности возникновения определенного заболевания.

Применение «виртуальных» пациентов, с помощью которых можно тестировать широкий спектр библиотек биомаркеров (400+), с моей точки зрения, создаёт определенные сложности с позиционированием решения компании, т.к. поиск и получение маркеров, которые могут использоваться для надежной диагностики и обладать такими свойствами как: низкая стоимость, доступность (в идеале – возможность использования в виде тестов «у постели больного»), короткий период лабораторной обработки и высокие аналитические характеристики, продолжается уже давно, и на рынке довольно много участников, продвигающих подобные решения.

Первое, на что я обратил внимание в питчдеке – Состав команды. В данный момент, кроме фаундеров, это - архитектор и программисты, разрабатывающие AI-модели доклинических проверок и проводящие анализ применимости биомаркеров. Для биотехнологического стартапа этого явно недостаточно. Почему ?

Обязательным требованием является наличие профильной квалификации в команде: специалистов с именем в области клинического прогнозирования и долголетия. В компании должны быть представлены междисциплинарные профессионалы и методологи, как носители бизнес-экспертизы, с послужным списком и публикациями, подтверждающими эффективность и достоверность предлагаемых ими методов и моделей.

Инвесторы, как правило, предпочитают видеть не только обоснованную идею, но также сформированную и сплоченную команду, способную эффективно реализовывать проект. Не имея высокопрофессиональной команды, фаундеры в большинстве случаев попросту не смогут создать убедительное предложение для команды инвестора, которые не обязательно досконально знают особенности бизнес-сегмента, и в результате стартап не сможет получить инвестиции. Кроме того, формирование команды до привлечения инвестиций позволяет основателю стартапа продемонстрировать потенциальным инвесторам серьезность своих намерений и готовность к работе над проектом. Это увеличивает вероятность привлечения финансирования и создает более благоприятную среду для взаимодействия с инвесторами.

Анализируем команды-конкурентов, которым удалось привлечь инвестиции, и выделяем три главных профиля в менеджменте этих стартапов: биотехнологический бизнес-профиль, опыт лицензирования и экспертизу слияний-поглощений. Отмечу, что успешные конкуренты, которым удалось привлечь финансирование, укомплектованы следующим образом:

· Эксперт (вице-президент) по разработке фармацевтических и биотехнологических препаратов (обязательно должны быть публикации, патенты).

· эксперт (вице-президент) по лицензированию новых биотехнологических продуктов;

· эксперт (вице-президент) по разработке новых продуктов, росту биотех компаний, с подтвержденным опытом слияний и поглощений;

Собственно говоря, если посмотреть на требования к командам со стороны стартап -акселераторов, то опять же фокус на наличии в команде соискателе: научного руководителя с релевантной экспертизой, плюс должны быть дополнительные навыки: химия, биология, опыт проведения клинических испытаний итд., подтвержденный объем публикаций по рассматриваемой тематике (патенты или схожий опыт в стартапах), вовлечённость в проект: полная занятость на проекте или чёткий путь к полной занятости.

По поводу необходимости доукомплектования команды появилась ясность. Второй момент, который бросился в глаза: необходимо сделать правильный выбор метрик, способный убедить инвесторов в потенциале бизнеса компании стартапа.

Решение проблемы должно базироваться на точности её измерения, и одних только биомаркеров недостаточно по той простой причине, что для построения предиктивной модели здоровья конкретного пациента, кроме набора контрольных биомаркеров, необходимо иметь актуальные данные тестов о биологическом возрасте каждого органа конкретного пациента. Необходимо сделать тестирование биологического возраста таким же рутинным, как анализ на холестерин, а далее, использовать имеющиеся научные знания, модель и собранные данные для персонифицированной разработки и предложения антивозрастных методов терапии. По сути, необходимо в архитектуру платформы добавить многофункциональный модуль тестирования биологического возраста (с перспективой его патентования), позволяющий проводить мультимодальный сравнительный анализ данных и индикаторов биомаркеров.

Например, имело бы смысл, говорить об использовании в составе AI-платформы модуля анализа метилирования (возрастной модификации) ДНК в небольшом образце крови, взятом дома с помощью специального теста, что позволило бы получать отчёт о биологическом возрасте почти каждого органа пациента. Далее, обработанные результаты каждого теста можно было бы сопровождать персональными, научно обоснованными рекомендациями, которые клинический врач (диетолог) смог бы транслировать пациенту. Описанная выше лицензионно-сервисная модель уже сейчас пользуется популярностью на рынке медицинских услуг, легко монетизируется и даёт инвесторам понятную цифровую картину масштабирования бизнеса компании.

В презентации было бы важно показать, что, как и здравоохранение, долголетие в значительной степени персонализировано. Лидирующие компании используют анализы крови и AI для назначения конкретных, персонализированных рекомендаций не только по регенеративной терапии, но и по питанию, физическим упражнениям и добавкам для достижения оптимальных результатов. Основываясь на тенденции к расширению персонализации в здравоохранении, целью персонализированной помощи в вопросах долголетия станет увеличение как продолжительности жизни, так и продолжительности здорового периода, что позволит людям в пожилом возрасте избежать хронических заболеваний и сохранить высокое качество жизни. Инвесторам необходимо показать, что глобальный рынок долголетия демонстрирует значительный потенциал, что свидетельствует о перспективах его устойчивого роста. В 2024 году Северная Америка уверенно лидировала с оценкой в 10 млрд. долларов, а к 2035 году ожидается, что объём услуг и продуктов на этом рынке достигнет 30 млрд. долларов. Эта значительная доля свидетельствует о развитой инфраструктуре здравоохранения региона и растущем внимании к решениям проблем стареющего населения.

Начать дискуссию