«Курьеры зарабатывают по 200 тысяч». Что из этого правда, а что — красивая витрина
Попробуем разобраться, насколько это соответствует реальности, и главное — что в итоге остается у курьера, особенно если он работает на автомобиле.
«Курьеры зарабатывают по 200 тысяч рублей в месяц» — фраза, которую слышали все.
Ее используют в рекламе сервисов доставки, в заголовках и обсуждениях. Такие цифры обычно вызывают две реакции: скепсис и бурные комментарии.
Почему я вообще об этом говорю
Меня зовут Карен Гомкцян, я генеральный директор ООО “ЛАЙВКАРГО” и основатель HR-платформы для подбора персонала и выплат crm.livecargo.ru. Наши клиенты — рекрутинговые и аутсорсинговые компании, которые работают с крупнейшими игроками рынка доставки: Купер, Магнит, Яндекс, Достависта и другими федеральными сервисами.
Через платформу проходят тысячи исполнителей по всей стране — с разными форматами занятости, ставками и условиями. Поэтому дальше — не абстрактные рассуждения, а настоящие цифры.
Немного реальных данных вместо общих слов
Ниже — выплаты топ-5 исполнителям в категории «доставка» по данным нашей платформы.Это фактические выплаты за месяц, а не рекламные обещания.
Ноябрь
- Курьер на авто — 310 446 ₽
- Пеший курьер — 271 058 ₽
- Курьер на авто — 258 000 ₽
- Пеший курьер — 254 060 ₽
- Пеший курьер — 253 005 ₽
Октябрь
- Пеший курьер — 265 619 ₽
- Курьер на авто — 241 197 ₽
- Пеший курьер — 220 932 ₽
- Пеший курьер — 212 273 ₽
- Пеший курьер — 211 074 ₽
Сентябрь
- Курьер на авто — 329 603 ₽
- Курьер на авто — 285 240 ₽
- Курьер на авто — 284 986 ₽
- Пеший курьер — 254 728 ₽
- Курьер на авто — 215 098 ₽
Важно подчеркнуть несколько моментов:
- Это топ-исполнители, а не средний курьер по рынку.
- В списке регулярно появляются пешие курьеры, а не только авто.
- Речь идет о выплатах, но без учета личных расходов (если они есть).
Откуда тогда берутся разговоры про «200+»
Такие цифры реальны, но есть ряд обстоятельств, которые важно принимать во внимание:
- верхние 5–10% по доходу;
- высокая загрузка и длинные смены;
- как правило, крупные города;
- часто — работа без выходных или с минимальными паузами.
Это максимальный заработок профессиональных курьеров, которые работают по 12-14 часов в день.
Курьер на автомобиле
Работа на авто увеличивает оборот, но и расходы значительно увеличиваются. Основные статьи расходов это топливо, ТО и ремонт, амортизация и страховка. По нашим данным, 30–45% оборота съедают именно эти статьи. При этом пробеги достигают 200-250 км в день. На практике мы видим три основные модели.
Личный автомобиль
Самый частый вариант, при этом тяжело точно учитывать расходы, так как автомобиль используется не только для работы, но и личных поездок. При выручке около 250 тыс. около 80-90 тыс рублей уходит на расходы. Каждый водитель на личном автомобиле старается оптимизировать расходы на топливо и тех обслуживание и более бережно относится к собственному автомобилю.
Арендованный автомобиль
Если у исполнителя нет средств и возможность взять кредит на автомобиль, то транспорт берут в аренду у компании. Ниже порог входа, но появляются расходы на аренду около 2 000–3 500 ₽ в сутки в зависимости от региона. Причем аренду необходимо платить вне зависимости от того выходил водитель в смену или нет.
Автомобиль от компании
Это самая редкая модель работы, так как основной доход таксопарков это аренда автомобилей. Тем не менее, встречаются компании, которые берут водителя на зарплату. Обычно они выполняют меньше заказов и их доход ниже, но при этом нет никаких дополнительных расходов. Последние несколько лет в эту категорию попадают также компании, которые предоставляют водителям каршеринги. Но из-за ограничений самих сервисов широкого распространения эта модель не получила, ей пользуется ряд сервисов при прямом найме водителей.
Компенсация топлива
При работе на личном или арендованном автомобиле курьер всегда оплачивает топливо из своего кармана. Компенсация появляется только в случаях, когда используется автомобиль компании или каршеринг — и то не во всех проектах.
В агрегаторах и сервисах доставки часто можно увидеть формулировку «стоимость заказа уже включает расходы на топливо». Формально это так: при расчете тарифов топливо действительно учитывается. Но на практике эта сумма почти всегда занижена — чтобы доставка оставалась в той цене, которую готовы платить клиенты, а компании не выходили за рамки своей маржи.
Если же удается работать на личном автомобиле напрямую в компании — например, производителем, мерчендайзером или фарм-представителем — там действительно распространена практика компенсации топлива. Как правило, возмещение происходит по чекам или в рамках установленного лимита.
При этом важно понимать: такие компании компенсируют именно топливо, но не покрывают амортизацию автомобиля, ремонт и прочие сопутствующие расходы. Это принципиально отличается от работы курьером в агрегаторах, где исполнитель чаще всего полностью несет автомобильные издержки на себе.
Почему рынок до сих пор спорит о доходах курьеров
Многие ошибочно предполагают, что можно выйти на линию и за 3-4 часа заработать 200 тыс рублей. Курьер сегодня — это уже не «подработка на пару часов», а полноценная модель занятости.
Чтобы много зарабатывать — нужно много работать. При этом нужно считать расходы, использовать акции и бонусные системы в сервисах, где работаешь, и планировать даже то, как будешь располагать груз внутри автомобиля, чтобы тратить меньше времени на выгрузку и парковку.
P.S.
Если вам интересные подобные истории - подпишитесь на мой телеграм канал. Я предприниматель и рассказываю об инструментах для бизнеса, новостях и мемах.