Как мы создали приложение за 1 млн рублей: экономика, провалы и советы будущим стартаперам
Привет, мы Роман и Кристина — создатели приложения по изучению английского языка для детей с дополненной реальностью MeowLanguage AR. Рассказываем откуда пришла идея стартапа, какие были проблемы, где теряли деньги и что нужно знать, чтобы не допустить наших ошибок.
История
Мы с моей девушкой творческие люди — я художник, а она 3D аниматор. И в августе 2020 года мы решили создать бизнес, который в перспективе будет приносить деньги и можно будет уйти с наемной работы.
Практически сразу появилась идея создать что-то, где можно будет изучать иностранный язык. Дальше докрутили мысль и сузили ЦА до обучения детей. Родители хотят, чтобы их дети знали иностранный язык и не будут экономить на их обучении.
Потом появился вопрос: как обучать. Вариантов было несколько: сериал, обучающая платформа или приложение. После анализа рынка и подсчета бюджета на разработку каждой идеи было принято решение — делаем приложение.
Какие мы видели плюсы:
- приложением может пользоваться любой, у кого есть телефон, а значит будет легко найти свою ЦА
- достаточно сделать mvp, чтобы запустить и начать зарабатывать
- разработка должна занять не сильно много времени (как же мы ошибались)
Минусы:
- никто из нас раньше не создавал приложение
- мы не знали, где искать разработчиков и как из них выбрать нужного
Делать обычное приложение, которых тысячи, не было смысла. Нужна была изюминка, которая позволит выделиться. И мы ее нашли — практика иностранной разговорной речи с мультяшным персонажем в дополненной реальности. Мы хотели, чтобы ребенок мог взаимодействовать с приложением, как со своим другом, и обучение проходило легче.
Юнит-экономика
Несмотря на то, что мы раньше не занимались бизнесом, было сразу понятно — нужно считать деньги. Наш приятель, маркетолог, скинул нам табличку, где расписаны все метрики, которые нужны для запуска проекта.
Юнит-анализ. Начали с простого — расписать все расходы и рассчитать точку безубыточности. Большую часть бюджета съедала зарплата. Дизайн и анимацию персонажей мы с Кристиной делали сами, чтобы не тратить лишних денег, но роль разработчиков, методологов и переводчиков на себя взять не могли :)
Возможно, кто-то прямо сейчас думает о создании своего стартапа и нуждается в такой таблице — вот ссылка на документ, который можно переделать и заполнить под себя. Цифры в ней указаны для примера.
Воронки продаж. Проработали каналы, через которые пользователи будут узнавать о приложении. В таблицу внесли примерные данные, которые хотели бы получить: охваты, конверсии, лиды и стоимость 1-го пользователя.
Бюджет распределили на самые популярные каналы: Google Adw, YouTube, Instagram и блогеры.
Разработка приложения и первый факап
Искать разработчиков не легкое занятие, особенно, когда ты не знаешь, какой он должен быть. Начали проводить ресёрч среди друзей, знакомых и на биржах фриланса.
Пока шел процесс поиска нам посоветовали обратиться в Сколково — команды там сильные и делают качественно. Мы написали им с нашей идеей и нам насчитали порядка 4,5 млн рублей за разработку такого приложения. В эту суму бы вошла аналитика, маркетинг и сама разработка. На то время нам показалось, что это несоизмеримо дорого и от такой идеи нам пришлось отказаться. Хотя одну услугу они нам все таки оказали — провели анализ рынка и показали, на какие ключевые моменты обратить внимание.
Первая команда для разработки была найдена. Мы составили для них ТЗ и отдали в работу. Уже после нескольких месяцев работы стало понятно, что:
- Нужно уметь правильно составлять ТЗ для разработчиков. ТЗ должно быть максимально подробным, насколько это возможно. Если вы думаете, что задача уже полностью описана — это не так.
- Не все будут готовы вникнуть в ваш продукт и предложить правильные варианты решений. Разработчик возьмёт и начнет писать код, а не станет вдумываться, зачем он вообще нужен и как это будет работать в будущем.
- И главное: если вы хотите начать делать свой IT-продукт, то вникните в тему очень подробно. Пообщайтесь со всеми, c кем можно, чтобы не допустить нашей ошибки.
Факап. Пообщавшись с командой разработчиков мы определили, что нужно писать на React Native. Но, как оказалось позже, без Unity не обойтись, так как нам нужно интегрировать дополненную реальность и использовать 3D-персонажа в сцене. Бэкенд был уже в работе и нам срочно пришлось искать Unity разработчика.
Довольно скоро мы нашли нужного нам специалиста с оплатой 30$/час, оценили задачи, сроки и начали разработку. Его предыдущий опыт и уверенное начало внушало доверие, но вот незадача, при первых тестах посыпались баги, правки которых мы ждали около двух месяцев, но так и не дождались. Специалист ушел на другой проект, так и не закончив работу над ошибками, а мы остались с неработающим приложением, бэкенд тем временем был готов.
Спустя месяц бэкенд программист, нашёл аутсорс команду, чтобы продолжить работу с Unity и доделать приложение. Они оценили код как «сделанный на скорую руку» и не масштабируемый, что очень сильно помешает нам дополнить приложение словарем и мини играми. Команда исправила баги, доделала приложение и начала работу над словарём.
Наша ошибка и отсутствие экспертизы в самом начале, обошлась в потере 250 000 рублей, но что ещё хуже, потерей около четырёх месяцев.
Всего за разработку приложения до написания статьи мы потратили около 700 000 рублей.
Лендинг и работа с друзьями. Спойлер: не работайте с друзьями
MeowLanguage AR отличается от большинства приложений по изучению языков и нужно правильно донести его ценность до нашей ЦА. Было принято решение сделать лендинг, где мы расскажем про особенности продукта и предложим пользователям заполнить заявку на бета-тест.
Обратились к нашему общему другу и попросили сделать сайт, за деньги конечно же. Страница была сделана спустя 1,5 месяца, правки вносились очень долго. Сам сайт был развернут на хостинге друга, к которому у нас не было доступа, что уже было не хорошо.
Первый факап нас ничему не научил, поэтому получился и второй. Было принято решение подойти к вопросу более тщательно. Оплатили работу маркетолога, который проработал ключевые моменты для сайта. Заказали текст на страницу у редактора, который еще нарисовал прототип дизайна. И начали думать, где же сделать сайт.
Какие были варианты:
- Wordpress — движок, на котором можно сделать все, но нам не нужен был большой функционал для обычного лендинга. К тому же, стоимость разработки уникального дизайна и его верстка на WP стоила достаточно дорого и не вписывалась в бюджет.
- Самописный сайт — дорого, но ты никому больше не будешь должен. Вариант хороший, но опять требовалось искать веб-разработчика и дизайнера, которые нарисуют и сверстают сайт. А при желании что-то поменять — плати деньги.
- Конструктор сайтов — дешево и ты сам сможешь вносить изменения на сайте без особых знаний. Минус в том, что нет доступа ко всем файлам сайта.
Решили попробовать 3 вариант, так-как было важно менять сайт по ходу развития проекта и не закладывать на это дополнительный бюджет.
К выбору конструктора подошли основательно. Нам было важно, чтобы он был: недорогой, простой в использовании, с красивым дизайном готовых блоков, имел мобильную версию и интеграции с сервисами аналитики и CRM.
Спасибо vc.ru за то, что тут бизнес предлагает особые условия для читателей. Как раз в марте увидели пост от конструктора сайтов Weblium, где полагались скидки новым пользователям. Мы написали в поддержку и показали наш прототип дизайна. Нужно было понять, можно ли сделать все, что запланировано на их движке. Оказалось можно, и теперь у нас есть достойный дизайн сайта с мобильной версией и разными интеграциями, на который можно направлять трафик.
На разработку сайта ушло: 35 600 ₽, из них:
- маркетолог — 7 000 ₽
- редактор — 15 000 ₽
- подписка на конструктор — 3 600 ₽ за год
- друг — 10 000 ₽
Что затягивало запуск приложения
Если коротко подвести итоги 10 месяцев работы над приложением, то вот 5 причин:
- Выбор разработчиков на аутсорсе, когда ты не понимаешь, как правильно их выбрать
- Двойная разработка из-за незнания возможностей языков программирования
- Мало вопросов было задано самим себе и исполнителям перед началом работы
- Неумение правильно составлять ТЗ
- Желание сэкономить и работа с друзьями
Все эти причины затянули запуск приложения и выход на рынок. Сейчас мы закончили MVP и готовы показать его вам.
MeowLanguage AR — приложение для изучения иностранных языков для детей
Сейчас в арсенале 3 языка: английский, испанский и русский. Работает все просто: ребенок выбирает язык и ведет диалог с персонажем Нико.
Нико всегда дружелюбный и поддерживает вашего ребенка в диалогах.
Благодаря дополненной реальности ребенок сможет добавить Нико в любое место в квартире или на улице — достаточно открыть приложение и навести камеру в нужное место.
Искусственный интеллект помогает изучать предметы вокруг себя. Наводите камеру телефона на предмет и Нико говорит, как он называется.
Эмоции наших бета-тестеров показывают, насколько хорошо мы делаем работу.
Финал
Это конец статьи, а наш путь продолжается. Дальнейшие задачи, которые стоят перед нами: привлечь новых пользователей, доработать функционал и начать поиск инвестора.
Нам важно, чтобы вы поделились своими отзывами о приложении. Это поможет сделать продукт лучше. А чтобы это было делать приятнее, открываем бесплатный доступ ко всем диалогам в течении этого месяца.
Скачать приложение можно в AppStore и Google Play.
Спасибо за внимание, будем ждать ваш фидбек :)
Отличная задумка и, похоже, неплохая реализация.
Удачи!
Спасибо, что поделились опытом
Спасибо за отзыв!)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Спасибо!
Спасибо за совет!
Специалист за $100 - 200 в час нужен на краткую консультацию? Для молодой команды ценник выглядит внушительно.
Комментарий недоступен
Забыли указать важное - за тестовые тоже надо платить. Я конечно понимаю что оно имелось в виду, но незнакомым с индустрией может быть непонятно. Потому что норм спец не будет тратить время на неоплачиваемое тестовое. Те же кто будет - скорее всего и качества соотвествующего.
Там чет загнул дядя
На снг рынке вполне можно найти жесткого помидора за 40 в час.
Его и юзать для консультаций.
Но очевидно человек не будет болеть за ваш продукт, так что спорное решение.
Комментарий недоступен
Хорошая идея, молодцы. Можно принять участие в EdTech акселераторе
Благодарим за отзыв!)
Ребята, спасибо за шаринг документа. Подскажите, пожалуйста, как вы считали (откуда взяли) коэффициент ретеншена подписчиков? И в целом откуда для расчетов брали прогнозируемые величины?
На первых этапах искали в открытых источниках и консультировались с теми, кто связан с маркетингом в этой области. Сейчас всё больше тестируем самостоятельно.
По метрикам ещё был вот такой бенчмарк по фейсбуку, гуглу и т.д.:
Дело неплохое, но немного смущает, что вы только вчера запустились (и еще не получили ни первых пользователей ни первых багрепортов) и в первую очередь решили потратить время и деньги на статью в VC вместо банального ASO для приложения.
Первые тесты с пользователями мы проводим больше месяца и получаем от них отзывы. По ASO уже занимаемся, спасибо за комментарий!)
Вы молодцы. Рабочее MVP есть.
А с чем связан такой большой бюджет (30р) на сервер/облако?
Вы сейчас переплачиваете и это с задатком на будущее?
Если переплачиваете - это плохо. Так как явно переплачиваете сильно.
А если такой сервер уже сейчас работает на 100% - значит ждите потом проблем с DevOps'ом и масштабированием
Спасибо! Цифры в таблице указаны для примера.
Очень интересно. Грамматическая ошибка в начале диалога тема Семья ( в слове"сестёр" ) наверно опечатка)))
1. На Хонор 20 про не работает с камерой.
2. У жены на Хуавей п30 работает с камерой, но предметы распознает плохо. Он их видит, но если фоткать банан - пишет еда. Фоткаешь львенка - пишет кошачьи, Фоткаешь шорты - пишет одежда.
Дикция у Ники "ниочинь".
В целом задумка интересная!
Но я бы детей обучал с носителем, чтоб сразу могли распознавать иностранный язык. А через приложение потом придется переучивать и ставить дикцию с нуля.
Благодарим за отзыв! Да, действительно, на некоторых моделях возникли проблемы с работой камеры, будет исправлено в ближайшем обновлении.
Дикцию и распознавание будем стараться улучшать!
Спасибо за замечание! Исправим)
Классное приложение!
Многие наши клиенты, к сожалению, проходили такой путь: работали с фрилансерами, а не собственной / аутсорс командой. На первый взгляд фрилансер кажется более дешевым решением, что особенно важно, когда только начинаешь. Но такое вот опытное мышление и знание рисков — то, что реально помогает сэкономить)
Удачи!
Отличная статья, спасибо, что поделились своей историей!
А можете ссылку на полезную таблицу для юнит анализа продублировать, пожалуйста? В статье не открывается