Смотреть
30 дней бесплатно
Смотреть
30 дней бесплатно
Условия просмотра: clck.ru/h7Vx2
18+
УЖЕ В ПОДПИСКЕ

Сойти с дистанции: почему закрываются успешные проекты

Уход с рынка компании, входящей в тройку лидеров — редкий, но не уникальный случай. Именно так произошло с myToys.ru. За 10 лет мы доросли до топ-3 онлайн-игроков рынка детских товаров. Но это не спасло компанию от закрытия.

Такие события вызывают много слухов и домыслов в бизнес-среде, реальные же причины известны немногим. В этой статье я не буду раскрывать все нюансы принятого решения, но с согласия наших акционеров все же решил поделиться полученным опытом и вынесенными из него уроками.

Уход из России

В мае 2021 года Мартин Ширер, СЕО Mytoys Group, объявил о закрытии проекта в России. "Это решение связано с глобальной стратегией группы: Mytoys Group полностью фокусируется на европейском рынке немецкоязычных стран, инвестируя ресурсы в направление, имеющее больший масштаб и потенциал. За последний год Mytoys Group значительно ускорила темпы роста и планирует продолжать развиваться быстрее рынка в Европе", – объяснил он.

В 2018 году по аналогичной причине было закрыты местные подразделения двух других немецких интернет-магазинов. За последние 12 месяцев ушла с рынка британская Castorama, немецкий концерн REWE Group продал свою сеть гипермаркетов Billa “Ленте”, Honda заявила об окончательном прекращении поставок автомобилей в Россию. Эти события никак не связаны между собой, но отражают долгосрочный тренд снижения интереса иностранных инвесторов к российскому рынку в условиях геополитических рисков и падения курса рубля. Валютные инвестиции, на которые чаще всего развиваются местные подразделения европейских компаний, потянули экономические показатели компаний вниз после очередного обвала рубля в 2020 году, когда он потерял около 30% к евро и почти 20% к доллару. Кстати, было любопытно, как некоторые издания, анализируя открытую бухгалтерскую отчетность нашего бизнеса, пытались не совсем корректно выстроить связь между кратным ростом убытков в 2020 году и закрытием бизнеса.

Еще с конца 2019 года мы начали смещать фокус на продажу одежды собственной торговой марки Björka и продукции европейских производителей, пока слабо представленных на российском рынке, а также сокращать долю популярных, но низкомаржинальных брендов и товарных категорий. Это позволяло отстроиться от основных игроков рынка и не конкурировать с ними по одинаковым позициям. Пандемию myToys.ru прошёл хорошо – продажи были выше плановых. Локдаун подстегнул желание родителей покупать игрушки, развивающие игры и товары для творчества, ведь в отсутствие детских садов и школ детей нужно было чем-то занять дома, а после снятия ограничений существенно вырос спрос на одежду и обувь. Была уверенность, что независимо от того, кто станет владельцем myToys.ru, магазин продолжит развиваться и приносить родителям пользу, а своим собственникам - доход.

Однако, общемировые экономические риски, вызванные пандемией коронавируса, смена менеджмента в штаб-квартире Mytoys Group и решение о продаже бизнеса существенно скорректировали наши планы на конец 2020 года. Была выбрана стратегия оптимизации, в рамках которой мы значительно снизили бюджеты на закупки с высокой долей предоплаты (новые коллекции одежды, импорт из Европы и Азии), и несмотря на технические ограничения в полуручном режиме начали подключать поставщиков по модели маркетплейса. Это, безусловно, привело и к замедлению собственных продаж в сравнении с 2020 годом, и к снижению маржинальности. Но эти изменения были прогнозируемыми, и владельцы абсолютно осознанно шли на них, чтобы высвободить связанные стоком денежные средства. Для штаб-квартиры в приоритете оставались продажи в Европе, а российское подразделение пропало из сферы первостепенных интересов. Хочу подчеркнуть, что всё это относится исключительно к проекту myToys.ru и никак не касается других проектов Otto Group (частью которой являлся myToys.ru) в России, которые в настоящее время чувствуют себя уверенно на российском рынке и продолжают активное развитие

В шаге от заключения сделки

Ещё в апреле текущего года мы рассчитывали, что myToys.ru продолжит работу – с новым владельцем. С момента принятия решения о продаже и до последнего времени мы дважды находились в шаге от закрытия сделки с разными покупателями.

Интерес к российскому активу Mytoys Group проявляли иностранные и местные компании. Они понимали, что сегмент товаров для детей в России – важный рынок, менее других подверженный влиянию кризиса и способный приносить значительный доход. Это подтверждали и экономические показатели проекта в прошлые годы. В 2018-2019 годах myToys.ru был в числе лидеров по обороту на российском онлайн-рынке детских товаров.

За полгода после принятия решения о продаже актива с учетом разных условий и ограничений была проведена большая работа по предпродажной подготовке, поиску заинтересованных компаний и организации переговоров. Я активно участвовал во всем цикле продажи компании - от этапа поиска покупателей и презентации до due diligence и подготовки контрактов и активов для продажи/передачи. Дважды сделки срывалась за несколько дней до финального подписания по обстоятельствам, которые корректнее всего будет назвать “человеческим фактором”.

Принять такой результат после полугода очень интенсивной работы и колоссальных вложений личных сил и времени было непросто.На основе полученного опыта я сделал для себя ряд выводов, которыми хотел бы поделиться с предпринимателями и топ-менеджерам, планирующими продажу бизнес-активов.

Ключевые уроки и выводы

1. Тщательно изучайте потенциальных покупателей. Не экономьте время на сбор и анализ информации о них. Узнайте, что за компании проявляют интерес к вашему проекту, кто и как принимает решения по сделке на разных уровнях. Это позволит понять, с кем стоит продолжать переговоры, а с кем можно их прекратить. В какой-то момент у myToys.ru было одновременно два заинтересованных покупателя, и мы остановились на одном из них. Возможно, при более глубоком анализе мы сделали бы другой выбор. И результат переговоров сейчас выглядел бы иначе.

2. Не рассчитывать, что сделка может быть простой. Даже если вы договорились об условиях сделки с покупателем, и она кажется максимально простой, скорее всего это не так. Согласование юридических формулировок, уточнение уже принятых условий, поиск технических решений - всё это может растянуть казалось бы простую транзакцию на многие месяцы. Особенно если в процессе задействованы команды из разных стран и культур. Вместо ожидаемых нескольких недель сделка затягивалась на несколько месяцев, что значительно увеличивало её стоимость с точки зрения денежных ресурсов (например, оплата труда юристов) и времени команд.

3. Фиксировать все договоренности между сторонами в переписке. В первую очередь - все изменения условий сделки. Это не является гарантией успеха, но позволит исключить любые недопонимания сторон. Необходимо регулярно синхронизировать информацию, перепроверять её и уточнять детали. Это увеличивает время закрытия сделки и нагрузку команд, но положительно влияет на результат. Важно изначально договорится о каналах коммуникации и придерживаться их. В силу разных стандартов в наших российском и немецком офисах, а также у покупателя мы использовали одновременно 6 каналов коммуникации, что сильно усложняло и путало процесс

4. Сделки нет, даже если контракты уже подписаны одной из сторон. Я дважды оказывался в ситуации, когда все договоры согласованы до последней запятой и подписаны одной из сторон, а через пару дней ожидается подписание второй стороной. Но затем следовал отказ. Такая ситуация может произойти, даже если все условия соблюдены, аудит успешно пройден, и сделка кажется взаимовыгодной. Инициатором отказа может выступать как покупатель, так и собственники “от продавца”.

5. Генеральному директору необходимо настаивать на своем участии в продаже с самого начала. Понятно, что любая сделка – это транзакция между владельцем бизнеса или топ-менеджерами головной компании и покупателями. Но СЕО конкретного подразделения лучше знает все детали бизнеса. Он понимает, какие формулировки должны быть в контрактах для успешного закрытия сделки, последовательность шагов. Именно СЕО будет «жить» с последствиями сделки, поэтому необходимо его участие в ней с самого начала.

6. Очень важна «химия» между сторонами сделки. В первую очередь между топ-менеджерами или CEO покупателя и продавца. Это то же самое, что и «химия» между инвестором и стартапом. Если её нет - не стоит даже начинать сотрудничество.

7. Нельзя 100% своего времени, в том числе личного, посвящать работе над сделкой. Необходимо уделять внимание семье и друзьям, заботиться о здоровье и восстановлении энергии. В какой-то момент я перестал соблюдать этот баланс. Спустя какое-то время качество жизни заметно ухудшилось, а эффективность работы просела. Ваше самочувствие напрямую связано с вашими результатами, нужно об этом всегда помнить.

8. Не останавливаться в случае неудачи. После первой внезапно сорвавшейся сделки казалось, что закрытие бизнеса неизбежно и произойдет со дня на день. Однако, нам удалось достаточно быстро найти две новых заинтересованных компании. Да, финальный результат остался отрицательным, что в процессе работы над сделкой казалось мало вероятным. В следующий раз, обладая полученным опытом, уверен, результат будет другим.

Из найма – обратно в бизнес

Я ни разу не пожалел о том, что вернулся в команду myToys.ru в роли CEO. Хотя последние 12 месяцев, были, пожалуй, наиболее сложными в моей профессиональной деятельности. Именно в этой компании я дольше всего проработал в найме, сперва как маркетолог, затем в роли генерального директора, и потому относился к проекту, как к собственному. Это потрясающий опыт – как с точки зрения профессионального опыта, так и с позиции развития soft skills менеджера.

Основной вывод, который я сделал: главное в любом бизнесе – это люди. Их желание двигаться тебе навстречу, ответственность, профессионализм и просто человеческое отношение играют решающую роль в успехе.

Мне повезло работать с сильной командой в myToys.ru, я благодарен этим людям – коммерческой и маркетинговой командам, финансистам, аналитикам, юристам в Москве и Гамбурге, нашим партнерам из инвестиционного банка и, безусловно, всему директорскому составу в Германии – за активное участие и помощь в подготовке обеих сделок.

После завершения всех обязательств перед myToys я хочу взять небольшую передышку, чтобы очистить голову, перезагрузиться и решить, куда двигаться дальше. Вероятней всего это будет собственный бизнес с фокусом на зарубежный рынок. Моего возвращения ждет парочка западных проектов, в которых я участвовал до возвращения в myToys.ru 2 года назад.

0
82 комментария
Написать комментарий...
Alexey Ivanov

Какая-то сумбурная статья без конкретики. Ради самопиара в конце?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zharckov

человек пережил стресс и вот решил порефлексировать) получилось неплохо. Хоть и без откровений и крутых инсайтов. 

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Лохнев
Автор

Мне кажется, что в рамках этой статьи нечем особенно хвастаться. Видимо, если статья оставила сумбурное впечатление, то надо продолжать оттачивать копирайтинг.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zharckov

Успешный бизнес создают не предприниматели, его создают команды (люди)...все так!  

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Команды о которых мы, как правило, узнаем в последнюю очередь и которую не сильно ценят предприниматели.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Богданов

А почему "успешный"? Потому что бабки успешно похерили и закрылись?

Почему убыточные оборотистые конторы принято считать успешными? Химия, не иначе.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Неужели я один знаю простую причину закрытия немецкого магазина - снижение покупательной способности жителей России?
Тут уже два года карантин на дворе, масса народа по домам сидит на "самоизоляции". 
Откуда деньги на немецкий игрушки по оверпрайсу?
(Алиэкспресс в помощь !)
Как я догадался раньше всех?
Просто рекомендую всем телеграм-канал "Толкователь".
Автор канала - Павел Пряников - известный московский журналист, имеет высокие аналитические способности, выкладывает у себя на канале массу статистики по уровню бедности в России.
Бедность россиян - главная причина закрытия иностранных производств и магазинов в России !

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Снегур

По всему миру закрываются проекты детских товаров и покрупней mytoys. Например, американские тоже закрываются у себя. Зато предпринимателям проще обьяснить неудачи - типа снижение покупательской способностей, чем ошибки в принятии решений, изменение интереса у публики и тд. Кто в России знал это проект? Кроме пару крупных городов. Это небольшой нишевый проект, вот и не выжил.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Gagina

Всё так, и компаниями это не скрывается. Раньше они уходили из других регионов, а последние годы и Россия попала в список стран, не представляющих финансового интереса и с обнищающим населением.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Вы не один, просто другие стесняются об этом сказать. Каждый примеряет на себя и свое ближайшее окружение, поэтому некоторое когнитивное искажение.
На VC публика в основном не бедная. Типа у меня достаток есть, я куплю нормальные игрушки, а не ширпотреб с алика и не буду экономить на своем ребенке. Да и вообще у ребенка должно быть много игрушек, поэтому этот рынок непоколебим.
Так вот все не так. В 2015-м году игрушки вообще нафиг никому были не нужны (в конце 2014 предновогодние продажи еще были). Что в опте, что в рознице все упало раза в 1,5 - 2 раза.
Мягкие игрушки (пылесборники) так вообще остались только в качестве подарка в основном у цветочников.
Подросли немного только развивалки, так как на это не так жалко тратить деньги, как на очередную куклу, машинку.
А сейчас так и подавно из игрушек и детских товаров основная масса людей покупает только необходимое и недорогое.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ivan

"Бедность россиян" -  это последствие...  причина в другом.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Спасибо. Реально классный канал. Первый раз решил откликнуться и посмотреть. Пожалуй скопипастю ваш коммент и буду подставлять свои данные для нативной рекламы 😅

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Станислав Лохнев
Автор

Все-таки снижение покупательской способности это один из факторов закрытия иностранных бизнесов. Да и игрушки в целом весь ретейл плюс минус продают одни и те же за исключением своих марок. 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Условная аналитика. Безусловно покупательская способность влияет на некоторые покупки, но в детской индустрии большую часть влияет демография, т.е. рождаемость.
С 2009/2010 года и до 2015/2016 года у нас наблюдался прямо беби-бум, после произошло замедление, а в 2019 году началась заметная стагнация.
Можно возразить, что ПС влияет на рождаемость, конечно, но не всегда прямая зависимость. Мое мнение, что после 2024 года рождаемость опять пойдет вверх.

Ответить
Развернуть ветку
Четкий чувак

Да-да, поэтому, наверное, Детский мир растёт как на дрожжах уже который год.
Работать просто надо уметь.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Надеюсь хамлейс не будет так же

Ответить
Развернуть ветку
Егор Егоров

Мне как голозадому стартаперу очень интересно было бы создать что-то и попробовать слить подороже, но что-то статья нагнала на меня скептицизм...

Ответить
Развернуть ветку
contiv

Если ты создаёшь с целью слить, то вероятность слива близится к 100%, а вероятность "подороже" движется к нулю.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Лохнев
Автор

Егор, кому-то удается, почему бы нет. Хотя мне ближе идея создавать прибыльный бизнес - вероятность затем слить подороже более высокая. 

Ответить
Развернуть ветку
SACT261
Валютные инвестиции, на которые чаще всего развиваются местные подразделения европейских компаний, потянули экономические показатели компаний вниз после очередного обвала рубля в 2020 году, когда он потерял около 30% к евро и почти 20% к доллару.

Ну, дефолт после кризиса на гонконгском рынке мы пережили в 98, значит, и сейчас как-нибудь справимся.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Это да, но есть такие случаи когда вроде справляешься, а потом бац и банкрот!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov

Выводы достаточно "капитанские", и касаются любых крупных сделок или вообще личной эффективности (п.7, 8).

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zharckov

плюсую) 

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Лохнев
Автор

Плюсую) Но я периодически перечитываю "капитанские" мысли, обновляю и вижу в этом определенную пользу

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Читал с влажными глазами)), так как тоже много лет был связан с игрушками и продавал игрушечный бизнес (успешный интернет-магазин + оффлайн точка).
Согласен по многим пунктам. Сделка может сорваться в любой момент. Мы уже подписали договор о намерениях, покупатель внес первую часть оплаты. В последний момент он заявляет, что денег у него нет и может купить, но дешевле, чем договорились. Я понимал, что это был запланированный кидок, но откатывать назад уже не было возможности, так как магазином я уже не занимался и его стоимость стремительно падала. Другого покупателя можно было и не найти.
После сделки с одной стороны чувствуешь удовлетворение от того, что избавился от груза, с другой стороны опустошение, которое приводит к апатии и некоторой растерянности.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zharckov

Насколько дешевле в итоге продали? процентов на 30? 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Станислав Лохнев
Автор

Спасибо за историю. Со временем наверняка все эмоциональные углы сгладились и уже кажется, что все завершилось нормально?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Интересная информация. Именно с оглядкой на mytoys в 2017 году решил открыть детский ИМ. Наладил контакты с дистрибуторами. Дистрибуторов много, но ориентированных на клиентов только два Коник и МПИ.
Отрисовали современный дизайн, если кто помнит, тогда среди лидеров был полный ужас (ДМ, МПИ и др.) И в середине 2018 был готов к запуску.
В результате не запустился. Причин несколько. Начавшийся бум маркетплейсов, большой ценовой демпинг среди недобропорядочных игроков, и рост стоимости привлечения клиентов примерно вдвое к 2017 году. Юнит-экономика требовала больших вложений, заморозки больших оборотных средств.
Но опыт был интересный.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Интернет-магазину сложно работать не только с дистрибьюторами, но и с производителями и импортерами. Об этом я тут статью писал.
А сейчас да, конкурировать с маркетплейсами и гигантами типа ДМ, Вотоня уже очень сложно. Считаю, наиболее правильный путь - нишевание:
- магазин конструкторов
- магазин радиоуправляемых игрушек
- магазин деревянных игрушек
- магазин развивающих игрушек
- магазин мягких игрушек
и так далее
В этом случае, еще есть шансы на успех.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Kirill Zharckov

Так вы в итоге переключились на маркетплейс? 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ренат Зайдуллин
За последние 12 месяцев ушла с рынка британская Castorama, немецкий концерн REWE Group продал свою сеть гипермаркетов Billa “Ленте”, Honda заявила об окончательном прекращении поставок автомобилей в Россию. Эти события никак не связаны между собой, но отражают долгосрочный тренд снижения интереса иностранных инвесторов к российскому рынку в условиях геополитических рисков и падения курса рубля.

Далее уже про свое направление:

Хочу подчеркнуть, что всё это относится исключительно к проекту myToys.ru и никак не касается других проектов Otto Group [.....] в России, которые в настоящее время чувствуют себя уверенно на российском рынке и продолжают активное развитие

Так какие нахрен "геополитические риски"? Понимаю что европейцам и honda так написать удобнее, чем например "мы обосрались" или "наше заряженное по цене говно стало мало кому нужно", но вы то куда? Да, курс рубля упал. Да, снизилась покупательская способность у населения.
Но вот это приплетание геополитических рисков - бред идиотов и не более.
Касторама обосралась в РФ, Испании и Португалии. Там тоже геополитические риски?))

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

 Но почему-то тот же немецкий Globus наращивает свое присутствие в России, пока другие уходят. 

Ответить
Развернуть ветку
Карина Прошкина

Уже просматривается вполне закономерная тенденция постепенного исчезновения европейских брендов с российского рынка. Можно делать ставки на то, кто следующий?

Ответить
Развернуть ветку
Ян Рокотов

MOET

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
C Shark

Чекайте снизу кучу “прожженых” капиталистов, которые сейчас подставят свои горящие и расплюснутые от повального офисного сидня пуканы. Мне не очень жалко всю эту ситуацию вокруг майтойз, поскольку я эти игрушки не покупал, но выводы в конце меня порадовали, поэтому плюс.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Рокотов

Да вы батенька свою пятую точку скорее сожгли 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Валерий Крокус

Какие сейчас игрушки? Вы посмотрите на современных детей: им нужен только смартфон, всё!

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Лохнев
Автор

Согласен. У самого ребенок 6 лет, около  месяца назад он  наткнулся на Google Play. С тех пор у меня стоит более амбициозная задача, чем продажа бизнеса - как без "насилия" снизить его вовлеченность планшетом :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Константин Цыкун

Советы неплохие, можно интерпретировать в принципе для любых переговоров, не только связанных с продажей бизнеса)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Жуков

Реально, сколько всяких балаболов иногда стремятся купить твой бизнес, иногда мне кажется, что это какие-то мамкины предприниматели настолько утонули в этом балабольстве, что реально начинают в себя верить.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
 почему закрываются успешные проекты

Судя по статье ответом будет - потому что есть более успешные проекты. Mytoys, видать, не смог адаптироваться к небольшому падению курса рубля. Это рашн бизнес, тут выживает тот, кто умеет вертеться.

 В 2018 году по аналогичной причине было закрыты местные подразделения двух других немецких интернет-магазинов

Это лишь говорит о том, что для фрицев наш рынок - потемки. Впрочем, полно других осталось, значит могут, когда захотят.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чижов

Ценный опыт. Благодарю за тезисы, выводы и интересную статью.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Ilingin

Спасибо за рефлексию. Согласен по многим пунктам

Ответить
Развернуть ветку
Александр Невский

Можно поподробнее про "химию" рассказать?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zharckov

Это что-то про любовь, общие интересы и цели)) если у партнеров их нет, то все будет сложно 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Станислав Лохнев
Автор

С моей точки зрения между управляющими командами (как минимум на уровне CEO) должно быть доверие, полная открытость в общении. Если этому фактору не уделяется внимания, то в случае, когда что-то идет не так (а это обязательно случится и не раз) очень вероятно стороны не договорятся. 
Другими словами, важно установить человеческие отношения параллельно с обсуждением бизнесовой части. 
Ответил ли я на вопрос?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Панфилов

А есть какие-то маркеры, по которым можно заранее определить, насколько сложным окажется потенциальный клиент?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Егоров

Если он на первой встрече сказал, что ему "все равно" (читайте похХх), он платит деньги и купит майтойз звонком с кнопочного телефона своей жене-бухгалтеру

Ответить
Развернуть ветку
Ян Рокотов

ууууууу)))) в очередной раз подтверждается тезис о том, что в России ооочень тяжело скипнуть бизнес и получить за это хотя бы какие-то деньги А может быть автору стоило просто меньше париться насчет продажи актива, пусть этим занимаются стейкхолдеры.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Лохнев
Автор

Может быть. Но год назад принятое мной решение казалось единственным верным. О решении не жалею)

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

Тут, понимаешь, какое дело. Замкнутый круг. Он так парится потому, что вот такой вот у него подход и отношение к бизнесу, которому он посвятил  приличное количество времени. Но, если бы у него был другой подход, и он не парился, то, скорее всего, его бы изначально не пригласили на эту позицию

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Галин

Везде есть риски. Что попрет,  а что провалится, предугадать сложно. Ну и от команды много что зависит. В нашей стране, команда не так часто где ценится. 

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Лохнев
Автор

Но, как я считаю, в нашей стране команда сейсас ценится больше, чем, скажем, несколько лет назад, что безусловно радует.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
boj Ko

Уже не хочу.

Ответить
Развернуть ветку
Serjey Ugrumov

Мне кажется проблема совсем другая. Интернет-магазины замещаются цифровыми платформами или как принято их называть маркетплейсы. Происходит цифровая трансформация экономики. То что работало 5 лет назад не будет работать через год. Инструменты другие. Те кто не смог перестроиться в новые технологические и экономические уклады- тот труп. Меняйте мышление и возможно вы останетесь в рынке.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Многословный бред. Один абзац другому противоречит. Ушли, так как рубль падает. А когда актив продать пытались, объясняли ценность актива тем, что рынок игрушек наименее подвержен кризисам

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Лохнев
Автор

Дмитрий, курс рубля всего лишь один из факторов, почему для бизнесов с иностранным капиталом Россия становится менее интересным, но проект безусловно не свернулся исключительно из-за курса рубля. Как мне кажется, первое утвердление не противоречит утверждению, что рынок игрушек менее подвержен кризисам, чем многие другие категории

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sivolobov

Спасибо за статью. Очень интересно, но многое не понятно. Идея Otto сосредоточиться только на рынке немецкоговорящей Европы - это говорит больше о том, что рынок Otto умирает. Европа 1.5 года сидит в логдауне и немцы не исключение. То что там рынок торговли по каталогу будет расти весьма сомнительно. Проект интернет магазина myToys.ru, могу предположить что выбыл из тройки лидеров ниши детских игрушек, проиграв WB и Озон и Я.Маркету в 2020 из-за изменений в интернет торговле и поисковой выдачи. Огромное количество ИМ просто оказались без покупателей. Люди просто перестали заходить в другие интернет магазины, сделав ставку на маркетплейсы. Плюс подорожал весь импорт из-за роста издержек ( в частности доставка контейнерами из Китая выросла в 2 раза в конце года). Поэтому поводу закрылись многие интернет проекты и не только зарубежные, но и чисто российские. Причем продажи бизнеса шли по остаточной стоимости.
То что европейские бизнесы не смогли перестроиться и умирают - это закономерный процесс.
Мне интересен вопрос: А был ли вообще этот бизнес прибыльным? Или задача стояла войти в тройку лидеров, а о прибыльности даже речи и не было. Если проект не приносит прибыли, да ещё потерял место в тройке лидеров, то продать его становиться очень сложной задачей.
P.S. Полез в поиск и прочитал, что Toys.ru стал банкротом в США и Великобритании ещё в 2018 году и закрыл магазины в этих странах. В 2019 году начал закрывать магазины в России. В 2020 году убытки в России перевалили за млрд. Плюс падение выручки в 2020. Это на фоне того, что WB, самый близкий конкурент, нарастил оборот на 70%. Так что все вопросы отпали, модель интернет торговли немцев устарела и умерла.
 И по сути предложить покупателям бизнеса было нечего.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ilya Panfilov

Прочитал внимательно, только не понял, в чем успешность проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Kurilkin

В этой статье много недосказанности - видимо что-то разрешили хозяева сказать, а что-то нет) Сливки  остались за кадром. А вообще-то жаль. Разнообразия все меньше: крупный бизнес становится крупнее, а мелочь растворяется. RIP

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

А для кого эта статья? собственник аналогичное по масштабам бизнеса, тут явно не сидит и уж тем более, совета как вести дела, не ищет)

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Лохнев
Автор

В моем понимании это статья для управленца или предпринимателя, который находится в процессе продажи бизнеса с годовой  выручкой до нескольких млрд

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
собственник аналогичное по масштабам бизнеса, тут явно не сидит и уж тем более, совета как вести дела, не ищет)

Постоянно читаю, что есть обычные люди и есть «небожители», которые ходят на какие-то специальные сайты и получают специальную информацию. Это не так, миллионеры такие же как и все, просто есть миллион.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 82 комментария
null