{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

5 советов начинающим предпринимателям от человека, передвигающегося на метро

Всем привет! Меня зовут Максим Верёвкин, мне 27 лет, и я предприниматель. Понимаю, что моё приветствие звучит как начало длинной и нудной речи в клубе анонимных алкоголиков. Не беспокойтесь — сегодня скучно не будет.

Три года назад вместе с Михаилом Орешиным я основал компанию «Царь Миндаль». Сегодня бизнес находится в стадии быстрого роста, более 100 млн. оборота и 10 тысяч выполненных заказов. Ранее я рассказывал о нашем опыте работы на рынке орехов и сухофруктов в своём блоге на VC.ru. В предыдущих материалах даётся краткий анализ ошибок, неудач, достижений и находок команды «Царя Миндаля».

В новой публикации я постарался структурировать опыт, приобретённый мной в 2018–2021 годах. Моя задача — поделиться практическими знаниями с людьми, которые планируют начать своё дело или только приступили к реализации бизнес-проекта.

Поехали!

Совет 1: тщательно выбирайте рыночную нишу

Три года назад я не придавал большого значения сфере ведения бизнеса. Вместе с партнёром мы считали, что деньги можно заработать в любой отрасли. Всё просто: выпускай качественный продукт, не игнорируй желания клиентов и тенденции рынка. Сейчас я понимаю, что не каждая ниша хороша для начинающего предпринимателя.

Ключевая проблема — перенасыщенность рынка.

Крупные игроки давно разделили его сегменты между собой. Мелкие фирмы вынуждены реализовывать продукт с минимальной маржей. Именно с этим столкнулся «Царь Миндаль». Мы решили работать в сегменте орехов и сухофруктов. Лавки по продаже этих лакомств присутствовали во многих ТЦ, галереях, экомаркетах. Я и мой партнёр были убеждены в том, что клиенты легко примут нового игрока на рынке и будут покупать у него привычный набор орехов и сухофруктов.

Реальность, как заметил Танос в «Войне бесконечности», полна разочарований. «Царь Миндаль» нёс операционные убытки. Да, оборот постепенно увеличивался. Но вместе с ним рос и убыток. Мы задавались вопросами: «В чём же проблема? Товар низкого качества, ошибки в бухучёте, сезон низкого спроса?». Ответ оказался проще: продавать фасованные орехи по конкурентной цене можно только при закупке больших партий сырья. В рассматриваемой нише объём закупа измерялся в стандартных контейнерах, содержимое каждого из которых стоило около 7 миллионов рублей. Закупка двух видов орехов потребовала бы вложения 14 миллионов рублей. Ни у меня, ни у моего партнёра таких средств не было. Что мы сделали? Нашли свободный сегмент в рамках большой рыночной ниши. В нашем случае этим сегментом оказались подарочные наборы из орехов и сухофруктов. В определённый момент я осознал, что крупные компании продают орехи как сырьё. Конкурировать с ними бесполезно. Красивая упаковка, быстрая доставка, широкая продуктовая линейка — всё это предлагается десятками брендов. За счёт этих решений мы не сможем завоевать доверие покупателей.

Подарки из орехов и сухофруктов оказались настоящей находкой. Каждый набор уникален и учитывает потребности клиентов. Вариативность — это то, что привлекает покупателей к продукту «Царя Миндаля». Большие компании предлагают качественные, но предельно стандартизированные решения. Мы готовы адаптировать наши наборы к пожеланиям целевой аудитории.

Рекомендация: ищите рыночную нишу, которая позволит вам реализовывать товар высокой маржинальности. Компания начнёт приносить прибыль при продаже продукта с двухкратной наценкой по отношению к себестоимости. Трёхкратная наценка обеспечит устойчивое развитие предприятия и даст возможность инвестировать в модернизацию производства и наём лучшего персонала. Не забывайте о маркетинге: расходы на привлечение новых клиентов невозможны без получения прибыли.

Следующая проблема — несформированность рынка.

В книге «Стратегия голубого океана» есть фрагмент, посвящённый новым рыночным нишам. Авторы прекрасно описали ход мыслей начинающего предпринимателя: «Я придумал нечто уникальное, моя идея взорвёт рынок…». Типичная ошибка новичка. В реальности уникальный и сложный продукт чаще всего никому не нужен — клиенты консервативны и не готовы платить за сомнительные новации, предлагаемые неопытными предпринимателями.

Пример поиска ниши в WordStat

Рекомендация: перед выходом на рынок с прорывной идеей прочтите книгу «Спроси маму (Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?)» и протестируйте свою задумку по описанному Робертом Фитцпатриком алгоритму.

Совет 2: фокусируйтесь на ограниченной группе товаров

В первый год работы «Царя Миндаля» я полагал, что наши убытки становятся следствием небольшого ассортимента. Мы с партнёром радикально расширили товарную матрицу. Впоследствии я понял, что это действие стало грандиозной ошибкой. Работаете без прибыли? Сокращайте продуктовую линейку! Не думайте об ассортименте: всегда найдётся маркетплейс или интернет-магазин, предлагающий десятки тысяч наименований конкурирующих товаров.

Сложность выбора

«Царь Миндаль» стал приносить прибыль после сокращения товарной матрицы. Мы сфокусировались на продуктах, обладающих высокой маржинальностью. Эффект оказался фантастическим — оборот компании вырос почти в 10 раз. За считаные недели «Царь Миндаль» вышел на безубыточный уровень и начал генерировать прибыль.
Рекомендация: старайтесь фокусироваться на небольшом количестве продуктов. Товарная матрица из сотен (но не тысяч) наименований позволит вам изучить привычки аудитории, понять проблемы клиентов и предложить максимально адекватное решение.
Расширение ассортимента следует затевать на стадии устойчивого развития компании. Простой пример: вы продаёте деревянную посуду, ваш товар пользуется стабильным спросом у клиентов, бренд обрёл известность. В этом случае можно задуматься о том, чтобы запустить собственное производство наборов для сервировки стола. Не следует становиться проектировщиком, производителем и продавцом деревянной посуды в первые дни деятельности компании. Вы просто не сможете выстроить все бизнес-процессы должным образом. Небольшое число товаров и фокус на определённой рыночной нише — залог успешного развития молодого бизнеса.

Совет 3: придирчиво отбирайте поставщиков

«Не низкие цены характеризуют поставщика, а комфорт работы с ним…» (М. Верёвкин, санкт-петербургский философ, XXI век н. э.).
Поиск поставщиков для «Царя Миндаля» был долгим и сложным. Мы пообщались — очно или заочно — со всеми оптовыми продавцами орехов и сухофруктов в Санкт-Петербурге. Первый контракт был подписан с предпринимателем по имени Дило. Выбор был основан на единственном критерии — стоимости закупа. Лишь со временем я осознал трагичность совершенной ошибки. Во-первых, нам постоянно приходилось совершать длительные поездки на склад поставщика через весь Санкт-Петербург. Во-вторых, «Царь Миндаль» возвращал партнёру почти 30% продукции из-за низкого качества. В-третьих, мы теряли не только время и деньги, но и эмоциональное равновесие.

Как выбрать поставщика?

Рекомендация: не тратьте время на выстраивание отношений с ненадёжным поставщиком. Найдите партнёра, с которым будет комфортно работать.
Сегодня «Царь Миндаль» закупает сырьё у 5 поставщиков. Наши партнёры обладают экспертными знаниями об орехах или сухофруктах и поставляют нам товар высочайшего качества. Все поставки прибывают на наш склад — мы больше не ездим за ними самостоятельно. Забавно, но Дило по-прежнему пишет мне сообщения в Viber (Viber, Карл!) и спрашивает, не нужны ли мне орехи.

При поиске поставщика следует учитывать три фактора:

  • качество предлагаемого сырья, наличие нужных товаров на складе;
  • отлаженность логистических процедур;
  • сумму минимального заказа и возможность отсрочки платежа.

Помните, что в первые месяцы работы компании вы не сможете приобретать большие партии сырья у поставщика. Ищете партнёров, которые обладают обширными складскими запасами нужного вам товара. Да, себестоимость каждой единицы сырья окажется выше. Но: вы не направите все свободные средства в оборот при отсутствии отлаженной системы продаж. Сэкономленные деньги следует вложить в маркетинг.

Скорость доставки приобретённого сырья на ваш склад — ещё один показатель надёжности поставщика. Ищите партнёров в регионе присутствия компании. Согласитесь: предпринимателю из Мурманска вряд ли будет комфортно работать с поставщиком сухофруктов из Владивостока из-за расстояния и разницы в часовых поясах.

Отсрочка платежа — полезная опция для начинающего бизнесмена. Некоторые поставщики позволяют активировать её при минимальной сумме заказа. Благодаря этому новый бизнес получает возможность вложить имеющиеся средства не только в товар, но и в маркетинг (да, я снова пишу о рекламе — очень важно).

Рекомендация: большие партии товара следует закупать после того, как вы наладите систему реализации своего продукта и найдёте эффективные каналы продаж. В этом случае вы сможете общаться с поставщиками на равных и получать скидки на сырьё.

Совет 4: выстраивайте рабочие процессы внутри компании

Дмитрию Потапенко принадлежит гениальная фраза: «Бизнес — это глаголы и существительные, которые заканчиваются цифрами!».
Многие начинающие предприниматели уверены в том, что системный подход к работе актуален только в крупных компаниях. Часто это приводит к плачевным результатам: отгрузки товара фиксируются на клочках бумаги, а бухгалтерский баланс сводится с допущениями.
Системный подход к ведению бизнеса — основа роста компании. Выстроенные с нуля системы закупок, продаж, дистрибуции и отчётности позволят вам создать предприятие с долгосрочными перспективами. Вспомните цикл Деминга: планируй, выполняй, анализируй, корректируй. Эту модель можно использовать как инструмент непрерывного улучшения бизнеса.

Пример процесса приёмки продукции в Царь Миндаль (сделано в xmind)

Систематизация бизнес-процессов становится ключом к проведению комплексного анализа. Без неё вы не получите данные, которые можно использовать для оценки текущих результатов компании или поиска слабых мест. Для меня система — это не только набор софта или метрик, а свод правил, по которым работает компания. Получили звонок от клиента? Внесите данные в CRM. Получили поставку от партнёра? Примите товар и зафиксируйте факт приёмки в 1C.
Идеальный вариант для малого и среднего бизнеса — использование программного обеспечения, объединяющего систему учёта товара и систему управления взаимоотношениями с клиентом. Не совершайте типичную ошибку новичков: «Начну пользоваться Excel, а потом найду подходящий софт…». Выбирайте полноценную программную платформу для систематизации бизнес-процессов сразу.
В первый год работы «Царя Миндаля» компания располагалась в квартире, которая была и офисом, и местом хранения товара. Я буквально заставлял всех коллег вносить каждую продажу в «Мой Склад» (МС, система учёта товаров). Мне приходилось жестко общаться с командой: иногда я замечал, что очередная поставка уже доставлена в офис, но по-прежнему не принята в МС. Ребята пытались переубедить меня: при паре заказов в день проще вести записи на бумаге. Я не сдавался — сегодня заказов два, завтра — десять, послезавтра — сто. Теперь все движения товаров, реализуемых «Царём Миндалём», легко отследить в МС.
Системный подход к бизнесу позволит начинающим предпринимателям проводить глубокий анализ всех процессов, определять наиболее маржинальные товары, выявлять и устранять уязвимости. Без этого невозможен рост.

Совет 5: взвешенно подходите к формированию команды

Команда — движущая сила бизнеса. Новички часто совершают типичную ошибку и нанимают родственников или друзей. Помощь близких на старте может оказаться неоценимой, но в долгосрочной перспективе она мешает развитию компании. Сегодня в «Царе Миндале» нет ни одного человека, который является моим родственником или другом. Исключением остаётся Михаил, но друзьями мы стали в процессе развития бизнеса.Не стоит впадать и в другую крайность — искать высококвалифицированных сотрудников на старте проекта. Профессионалы с обширным опытом востребованы на рынке труда, а их зарплаты могут оказаться неподъёмными для развивающегося бизнеса. Не питайте иллюзий: специалист, нанятый вами за среднерыночную заработную плату, вряд ли будет заинтересован в успехе проекта. Для него важны два фактора: своевременность поступления денег на карту и минимум сложных задач от руководителя.Мне нравится фраза-совет, озвученная Игорем Рыбаковым: «Ищите заговорщиков…». На этапе становления компании у вас не будет отлаженных бизнес-процессов, рабочего табеля и должностных инструкций. Стремитесь заручиться поддержкой людей, которые разделяют вашу идею и верят в успех бизнеса. Опирайтесь на трудолюбивых, готовых к экспериментам и ошибкам предпринимателей. Такие люди помогут вашему бизнесу расти и развиваться.

Вместо послесловия

Сегодняшнюю статью я завершаю списком советов, которые помогут начинающим предпринимателям запустить бизнес с нуля с минимальными затратами. Выполните следующую последовательность действий:

  • Запишите на листе А4 имеющиеся бизнес-идеи.
  • Определите размер потенциальной наценки на товары или услуги в каждом из придуманным вами бизнесов. Отбросьте варианты, которые не позволят установить двукратную наценку на товар (оптимальный вариант — трёхкратная наценка). Остальные решения выпишите в отдельный столбец.
  • Из получившегося списка вычеркните бизнес-идеи, которые не привлекают вас. Отметьте проекты, которые вам действительно хочется реализовать.
  • Откройте сервис WordStat и посмотрите количество поисковых запросов, связанных с вашими бизнес-идеями. Выберите проект, максимально востребованный целевой аудиторией. Обнаружили меньше тысячи поисковых запросов в месяц? Ваша бизнес-идея практически нежизнеспособна.
  • Определите нишу, в которой собираетесь работать. Не закупайте все товары подряд. Учитывайте их востребованность и конечную стоимость для потребителей.
  • Прочитайте книгу «Спроси маму» и составьте портрет целевой аудитории вашего товара или услуги по методологии Фитцпатрика.
  • Протестируйте вашу гипотезу относительно товаров или услуг по методологии Фитцпатрика.
  • Найдите поставщиков, соответствующих рассмотренным выше критериям.
  • Разработайте систему управления бизнес-процессами и сформируйте команду проекта (на старте вам хватит 1–2 партнёров).
  • Изучите данную статью и оставьте комментарий к ней. 😊

Благодарю всех, кто дочитал сегодняшнюю публикацию до конца. С удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях или личных сообщениях.

PS: следующая статья, посвящённая созданию бренда с нуля, будет размещена на VC.ru в последнюю неделю августа.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Pavel Stasiuk

В статье есть моменты, которые противоречат сами себе. 

Например, автор говорит, что не надо лезть в высококонкурентный рынок, а надо найти нишу, которая будет давать максимальную маржу. 

Зачастую, это ниши, где нет крупных игроков, так как спрос не сформирован или сформирован невнятно. В некоторых случаях можно выстрелить, но не так часто это бывает. Взять к примеру того же юношу, который изобрел устройство для обеззараживания смартфонов и поднял деньги, продавая его через инсту. По факту, это получилось благодаря первой волне пандемии. В том же 2019 году это было бы никому не нужно. 

Наверное, гораздо проще пересмотреть свою нишу и упаковать свой продукт так, как это не делают конкуренты, особенно крупные игроки. Например, в Питере уже много лет существует доставка продуктов из магазина, но заказ привозят либо в течение дня, либо на следующий. Создатель Самоката переупаковал эту нишу, предложив развозить товары на любую сумму в течение 15 минут без оплаты за доставку. 

По факту тоже самое сделал и автор. Он не искал новую нишу, он внёс свое предложение в существующую - в то время, как конкуренты продают орехи килограммами, он начал упаковывать их в подарочные пакеты. Здесь нет ничего особо инновационного, покупатель может создать такой же подарок, посмотрев на ваш товар. 

Это всё к тому, что зачастую предпринимателю достаточно взглянуть на свою нишу и найти особенность, которой нет ни у кого. 

Ответить
Развернуть ветку
Foma Kiniaev

"Самокат" не просто переупаковал нишу. Типичная питерская доставка прежних времен шла со складов гипермаркетов силами сторонних организаций. "Самокат" стал использовать дарксторы, которые равномерно распределены по территории города и теперь есть в каждом микрорайоне. Бизнесы формата "доставка из гипермаркета" и "доставка из даркстора" существенно различаются. Поэтому говорить о переупаковке в исполнении "Самоката" странно. Они создали принципиально иную модель взаимодействия с клиентом. 

И да, автор таки нашел отдельную нишу в рамках гигантского направления. В розничных сетях орехи и сухофрукты относятся либо к бакалее, либо к снекам, либо к выделенной категории "мед, орехи, сухофрукты". Но подарочный набор по определению не вписывается в эту триаду. Это относительно новый для рынка продукт.  

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

Не думаю что прямо новый, но, возможно, мы "переупаковали" нишу))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

Павел, отлично сказано!
Подписываюсь под всем. У каждого предпринимателя свой путь, я лишь пытаюсь помочь и дать рекомендации как бы поступил я)

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Айнуллина

Супер статья ! 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

Спасибо большое! Рад, что было ценно!

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан
Совет 5: взвешенно подходите к формированию команды

судя по тексту, его правильнее его назвать так "Своевременно избавься от тех, кто купился на твои рассказы о перспективах и начал работать на старте проекта".

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

Забавно сказано. Предполагаю, что очень часто от изначальной команды остаётся очень мало людей в будущем, т.к. бизнес слишком стремительно трансформируется.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан
очень часто от изначальной команды остаётся очень мало людей в будущем

Это смотря как подобрана изначальная команда. Наш Президент - пример, как собирать команду на долгий срок :)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

Слишком острая тема)
Лучше тут про бизнес поговорим)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лян

Скорее уж как соборать президента на долгий  срок..

Ответить
Развернуть ветку
Николай Филимонов

Сжато) конец с отбором ниш верный. По идее он в начале должен быть) а после уже про систематизацию процессов) но читается, конечно, лучше так)
Потом будет книга, состоящая из этих статей?)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

Николай, думаю что книгу обязательно напишу когда компания стает ярдовой)

Ответить
Развернуть ветку
Foma Kiniaev

Жду статью про бренд с нуля. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

На последней неделе августа опубликую обязательно!

Ответить
Развернуть ветку
Психолог Бондин

Хорошая статья, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

Евгений, Вам спасибо за прочтение и комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Ренар Маце

Понравилась статья 👍🏻
Единственное что хотелось бы сказать по поводу наценки, автор скорее всего имеет ввиду про высокую маржу, которая позволяет не только заработать, но и реинвестировать, вкладываться в рост. 
Сама по себе наценка х2 или х3 ни о чем не говорит, все зависит от продаж а конечным результатом является то сколько денег приносит твой бизнес. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

Абсолютно верно!
Я пытался в этой статье не "грузить" людей терминологией и глубоко влезать в цифры. Если будет такой запрос, то напишу статью по распределению затрат и всех составляющих расходов и с/с продукции

Ответить
Развернуть ветку
Roman Dmukh

Интересно, спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

Роман, спасибо за комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Тарасенко

Наконец то адекватная статья о реалиях бизнеса с работающими советами. А то куда не плюнь - везде про успешный успех и о том как стать предпринимателем и не работать а только деньги грести лопатой. Спасибо автору :) пишите ещё!  

Ответить
Развернуть ветку
Максим Верёвкин
Автор

Надежда, спасибо большое за обратную связь. В конце августа выйдет новая статья про создание бренда с нуля - читайте, комментируйте))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда