Систематизация бизнес-процессов становится ключом к проведению комплексного анализа. Без неё вы не получите данные, которые можно использовать для оценки текущих результатов компании или поиска слабых мест. Для меня система — это не только набор софта или метрик, а свод правил, по которым работает компания. Получили звонок от клиента? Внесите данные в CRM. Получили поставку от партнёра? Примите товар и зафиксируйте факт приёмки в 1C.
Идеальный вариант для малого и среднего бизнеса — использование программного обеспечения, объединяющего систему учёта товара и систему управления взаимоотношениями с клиентом. Не совершайте типичную ошибку новичков: «Начну пользоваться Excel, а потом найду подходящий софт…». Выбирайте полноценную программную платформу для систематизации бизнес-процессов сразу.
В первый год работы «Царя Миндаля» компания располагалась в квартире, которая была и офисом, и местом хранения товара. Я буквально заставлял всех коллег вносить каждую продажу в «Мой Склад» (МС, система учёта товаров). Мне приходилось жестко общаться с командой: иногда я замечал, что очередная поставка уже доставлена в офис, но по-прежнему не принята в МС. Ребята пытались переубедить меня: при паре заказов в день проще вести записи на бумаге. Я не сдавался — сегодня заказов два, завтра — десять, послезавтра — сто. Теперь все движения товаров, реализуемых «Царём Миндалём», легко отследить в МС.
Системный подход к бизнесу позволит начинающим предпринимателям проводить глубокий анализ всех процессов, определять наиболее маржинальные товары, выявлять и устранять уязвимости. Без этого невозможен рост.
В статье есть моменты, которые противоречат сами себе.
Например, автор говорит, что не надо лезть в высококонкурентный рынок, а надо найти нишу, которая будет давать максимальную маржу.
Зачастую, это ниши, где нет крупных игроков, так как спрос не сформирован или сформирован невнятно. В некоторых случаях можно выстрелить, но не так часто это бывает. Взять к примеру того же юношу, который изобрел устройство для обеззараживания смартфонов и поднял деньги, продавая его через инсту. По факту, это получилось благодаря первой волне пандемии. В том же 2019 году это было бы никому не нужно.
Наверное, гораздо проще пересмотреть свою нишу и упаковать свой продукт так, как это не делают конкуренты, особенно крупные игроки. Например, в Питере уже много лет существует доставка продуктов из магазина, но заказ привозят либо в течение дня, либо на следующий. Создатель Самоката переупаковал эту нишу, предложив развозить товары на любую сумму в течение 15 минут без оплаты за доставку.
По факту тоже самое сделал и автор. Он не искал новую нишу, он внёс свое предложение в существующую - в то время, как конкуренты продают орехи килограммами, он начал упаковывать их в подарочные пакеты. Здесь нет ничего особо инновационного, покупатель может создать такой же подарок, посмотрев на ваш товар.
Это всё к тому, что зачастую предпринимателю достаточно взглянуть на свою нишу и найти особенность, которой нет ни у кого.
"Самокат" не просто переупаковал нишу. Типичная питерская доставка прежних времен шла со складов гипермаркетов силами сторонних организаций. "Самокат" стал использовать дарксторы, которые равномерно распределены по территории города и теперь есть в каждом микрорайоне. Бизнесы формата "доставка из гипермаркета" и "доставка из даркстора" существенно различаются. Поэтому говорить о переупаковке в исполнении "Самоката" странно. Они создали принципиально иную модель взаимодействия с клиентом.
И да, автор таки нашел отдельную нишу в рамках гигантского направления. В розничных сетях орехи и сухофрукты относятся либо к бакалее, либо к снекам, либо к выделенной категории "мед, орехи, сухофрукты". Но подарочный набор по определению не вписывается в эту триаду. Это относительно новый для рынка продукт.
Павел, отлично сказано!
Подписываюсь под всем. У каждого предпринимателя свой путь, я лишь пытаюсь помочь и дать рекомендации как бы поступил я)
Супер статья !
Спасибо большое! Рад, что было ценно!
Совет 5: взвешенно подходите к формированию командысудя по тексту, его правильнее его назвать так "Своевременно избавься от тех, кто купился на твои рассказы о перспективах и начал работать на старте проекта".
Забавно сказано. Предполагаю, что очень часто от изначальной команды остаётся очень мало людей в будущем, т.к. бизнес слишком стремительно трансформируется.