{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Сильная презентация для инвесторов: советы от инвестиционной команды ФРИИ и анализ ошибок (Часть 1)

Часто основатели не уделяют должного внимания первому контакту и презентации о своем стартапе (речь именно о PitchDeck), это приводит к негативному первому впечатлению. Даже перспективный проект может не получить инвестиции из-за неправильного захода. Наши управляющий портфелем Дина Каракаш и руководитель скаутинга и маркетинга ФРИИ Михаил Шатров на примере 5 ошибок фаундеров рассказали, как создать сильную презентацию для инвесторов и чего лучше избегать при первом знакомстве.

Чтобы разложить новую информацию по полочкам и не пугать вас большим объемом текста, мы разделили наш разбор на два материала. В первом материале эксперты выделили три ошибки фаундеров — холодная подача, нечитаемый формат, размытая структура и неподходящий сторителлинг. Во втором остальные две — отсутствие нужных показателей и неполное описание команды. Кроме того, в заключительной части вы найдете разбор презентации из реального кейса. Этот пример поможет вам закрепить теоретические знания об ошибках, о которых мы вам расскажем. Ну что, начнем?

Кадр из сериала “Кремниевая долина” (2014). Источник: John P. Fleenor/HBO

1. Обезличенный заход к инвестору

Мы постоянно сталкиваемся с холодной рассылкой и получаем информацию о компаниях, которые по критериям никак не соответствуют мандату фонда. Это говорит о том, что фаундер заранее не проделал необходимую домашнюю работу и не изучил, чем занимается фонд. Для инвестора это красный флаг и такое касание редко оказывается успешным.

Пример обезличенного захода к инвестору

Отнеситесь к поиску инвесторов как к поиску партнеров. Эти люди будут сопровождать и поддерживать вас на всем пути компании.

Чтобы избежать негатива с самого начала, перед отправкой письма инвесторам сделайте список активных фондов, которые инвестируют в стартапы вашей стадии, географии и вертикали.

В какие сегменты они вкладывают деньги? Были ли сделки, похожие на ваш бизнес? Какие средние чеки? Инвестировал ли фонд в последние 12 месяцев и сколько сделок он в среднем закрывает? Например, фонд может ограничиваться 6 сделками в год или, наоборот, активно формировать портфель в короткий промежуток времени — все зависит от специфики фонда.

Ответив на эти вопросы, сегментируйте подходящие для вас фонды и попробуйте итеративно отработать с ними свой первый заход и PitchDeck. Не нужно сразу писать в топ-фонды, если не уверены в своем подходе и подаче материала — начните с 2nd tier фондов, получите обратную связь и уже с проработанной стратегией заходите на top-tier фонды из вашего списка.

Тем не менее, при реализации стратегии важно помнить, что холодная рассылка — самый плохой вариант. Ищите:

  • Релевантные референсы;

  • Питч-сессии, мероприятия, сообщества, в которых могут находиться ваши целевые контакты;
  • Общие интересы с участниками инвестиционной команды, которые позволяют точечно зайти на нужного человека и сформировать положительное первое впечатление, и т.п.

Холодные рассылки на общие почты и LinkedIn, как правило, просматриваются в последнюю очередь и с меньшим вниманием. Представьте, что в день вы получаете десятки, а иногда и сотни нецелевых писем и проектов. Также конкретизируйте запрос и подчеркните то, что действительно важно знать о проекте и что может подстегнуть внимание инвестора. Чем больше текста, тем хуже. Рекомендуем послушать 2-минутное интервью Guy Kawasaki, чтобы убедиться в этом.

2. Нечитаемый формат, или попробуй заполучи мой PitchDeck

Мы разобрались, что для положительного первого впечатления важно правильно выстроить первый контакт. Помимо этого, важен и формат предоставления данных. Сложный путь до данных и перегруженная презентация также могут сыграть негативную роль. В худшем сценарии для фаундеров инвестор не будет разбираться и оставит проект без внимания.

Нам присылают презентации в разных форматах: ссылки на DocSend, Prezu, Google Презентации, облачные хранилища (Яндекс.Диск, Google Disk, Облако Mail.ru и др.), BI системы, а также вложенные файлы в форматах pdf, pptx и keynote и др. Иногда приходится пройти целый квест, чтобы открыть файл и понять, что внутри.

Например, устаревшие, неверные, некопируемые и некликабельные ссылки, запросы доступа и пароля для открытия, регистрация на платформе, очень тяжелый файл и т.п.

Следует помнить и о совместимости формата презентации с разными девайсами (ноутбуками, планшетами, телефонами) и операционными системами. Так, в презентациях, отправленных в pptx верстка со шрифтами и картинками иногда слетает за границы слайдов, а текст может быть зашифрован или «превратиться» в набор нечитаемых символов. Презентация превращается в challenge.

Запрос на введение личных данных, почты, регистрации на плафторме и трекинг просмотра также негативно отражается на конверсии инвесторов в открытии PitchDeck. Таким образом, вы сокращаете воронку инвесторов и рискуете потерять top-tier инвесторов, не желающих светить своими данными и/или тратить время на усложненный путь до ключевой информации.

Ваше время, как и время инвестора, ограниченно и ценно. Старайтесь использовать его разумно для себя и вашего потенциального бизнес-партнера, уделяя больше внимания подаче материала, ключевой информации и креативности.

3. А есть ли проблема?

После того, как мы определились с подходом к первому контакту и его форматом, переходим к структуре и контенту презентации. О структуре презентации и формате сторителлинга мы поговорим в отдельной статье, но пока зафиксируем, что следующие блоки должны быть включены в вашу историю:

  • Питч;

  • Проблема;
  • Решение;
  • Бизнес-модель;

  • Unit-экономика;
  • Конкурентное окружение;

  • Конкурентное преимущество;
  • Команда с описанием релевантного опыта;

  • Трекшн;
  • Инвестиционный запрос и цели использования раунда;

  • RoadMap развития компаний с указанием ключевых вех развития компаний и целевых метрик, релевантных для вашего бизнеса;
  • Контакты для связи;

  • В некоторых случаях — архитектура решения, кейсы использования решения, ссылки на видео/демо и т.д.

Здесь же мы фокусируемся на ключевых контентных ошибках.

Итак, один из главных блоков в вашем PitchDeck — доказательство наличия проблемы, которую решает ваш продукт/услуга, и соответствующего ей рынка, достаточно для венчурного аппетита (более детально рынок мы обсудим в будущих статьях).

Именно с нее и питча начинается знакомство инвестора с компанией, поэтому важно показать, что вы не только обнаружили достаточно большую проблему на рынке, но и хорошо понимаете ее – можете обосновать ее наличие в измеримом формате. Это ваша возможность зацепить интерес инвестора – чем более ощутима и понятна проблема, тем выше вероятность того, что он захочет узнать о решении и команде.

Часто при просмотре презентаций складывается впечатление, что проблема надумана — нет подтверждения актуальности, факта поиска целевой аудиторией альтернативных решений и масштаба. Внести ясность помогут цифры и факты. Большинство основателей описывает проблему абстрактно, не подкрепляя ее фактическими значениями. В этом случае вам повезет, если (1) инвестор сам столкнулся с данной проблемой или (2) сам идентифицировал проблему как актуальную в настоящее время и находится в поисках компании, которая способна занять лидерские позиции на данном рынке. Иначе ваш PitchDeck может быть проигнорирован или предпочтение будет отдано конкуренту, если тот будет более четким и аргументированным в подаче информации.

Что может помочь в обосновании проблемы и увеличение интереса со стороны инвестора?

1. Указывайте денежные, временные и другие количественные показатели, которые доказывают, что клиент тратит или потратил множество усилий на решение проблемы. Проблемные интервью, в которых целевой клиент говорит, что проблема очень значима и не дает ему спать, при этом не подкрепляя ее реальными действиями и измеримыми усилиями, — плохой аргумент.

2. Рассчитывайте масштаб проблемы — это покажет ваше понимание рынка. Слепые отсылки на исследования — плохой вариант, но достоверные исследования можно использовать для референсов и подкрепления своих расчетов. Тем не менее, если вы сами не «прощупали» рынок, а еще хуже — разбираетесь в нем меньше инвестора, то ждите негативной реакции.

Наш опыт показывает, что далеко не все инвесторы знают правила, о которых мы рассказали выше. Используйте эти советы в своих презентациях и привлекайте внимание инвесторов с первого письма. В следующем материале мы расскажем, какие показатели точно должны быть в вашем PitchDeck, как вместить CV команды на один слайд и разберем ошибки фаундера на реальном примере. До встречи!

0
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда