{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как основать школу программирования в 2012 году и чуть не потерять всё из-за бума в Edtech

CEO «Хекслета» Кирилл Мокевнин о том, как не надо создавать свою школу программирования, если вы хотите зарабатывать, и почему инженерная экспертиза в IT-сфере мешает реальному пониманию рынка.

В 2012 году появился образовательный проект Хекслет, созданный программистом Рахимом Давлеткалиевым. Он, вдохновленный взлётом Coursera, попытался сделать её аналог на постсоветском пространстве. Когда первоначальная идея не пошла, к проекту подключился я (Кирилл Мокевнин) — и мы, два инженера до мозга костей, без единого понятия о бизнесе и маркетинге, начали долгий путь построения своей школы.

За 9 лет существования Хекслета мы набили кучу шишек и упустили свой шанс войти в топ 5 школ, хотя и могли. В этом рассказе я проведу ретроспективу того, как технари (читай, «идеалисты»), пытались сделать лучший продукт, думая, что этого будет достаточно для захвата мира (хаха).

В статье я преимущественно фокусируюсь на бизнесе и маркетинге. Продуктовые, образовательные и разного рода технические аспекты, в которых мы облажались, и которых тоже тьма, останутся для следующего материала.

На что мы ориентировались

Уже к моменту моего присоединения к проекту стало понятно, что русскую Coursera мы не сделаем, поэтому мы переключились на создание собственного контента. Хекслет, по сути, стал авторской школой, где мы делились своей экспертизой. К 2013 году у нас за плечами уже был опыт преподавания — у Рахима в университете, а я к этому моменту прошёл путь от разработчика до технического директора, успел открыть и взрастить несколько центров разработки и обучения разработчиков. Обучение программированию было нашей работой и страстью за много лет до того, как мы начали работать над Хекслетом.

Примерно в то же время появились HTML Academy, GeekBrains, Stepik и «Нетология», но мы практически не смотрели на них — у нас перед глазами были успешные с точки зрения технарей Codecademy, Treehouse, Exercism и Udemy. Часть из них имели подписную модель, тренажёр и автоматизированную систему работы. После подписки ученик получал полный доступ ко всем курсам и мог проходить их самостоятельно в любом порядке. Главное в этих курсах — практика, её очень много, и она полностью автоматизирована. Это и стало отправной точкой при разработке Хекслета.

Как выглядела главная страница Хекслета в 2015 году

Мы не пытались копировать эти сервисы — всё же у нас за плечами был огромный опыт выращивания программистов в оффлайне, множество проведенных собеседований и чёткая картинка того, как и чему нужно учить. Поэтому Хекслет пошел своей дорогой, но под влиянием этих сервисов.

Мы сразу хотели делать международный проект и нам были нужны деньги для найма команды. Рахим потратил примерно полгода в поисках подходящего акселератора, который мог бы в нас вложиться и помочь экспертизой. Так мы очутились в финском фонде Helsinki Ventures, а Хекслет был инкорпорирован в Финляндии. Денег мы получили около $50 тыс. на pre-seed раунде с оценкой компании в $1,2 млн.

Страшно сказать, но первоначальная подписка стоила около $9, технически мы реализовали её через сервис Stripe. Подписка была сразу в долларах, мы планировали делать международный проект и хотели не завязываться на рубли. Доллары были на сайте довольно долго, вплоть до 2020 года, пока окончательно не стало понятно, что это пугает людей.

Основной наш рост происходил органически, работала стратегия — делай больше курсов, пиши статьи на «Хабр», и иногда напоминай о себе в соцсетях. Немного помогал наш личный бренд и выступления на конференциях. В сумме, на тот момент, на сервисе было порядка 50 тыс. зарегистрированных пользователей.

Как нашли свою аудиторию

На тот момент мы представляли себе аудиторию подобных курсов как людей, имеющих за плечами либо университетские лабораторные по информатике, либо небольшой опыт работы в какой-нибудь студии, где сложно получить хорошую практику и понимание того, как писать код. То есть мы не были ориентированы на получение профессии и дальнейшее трудоустройство — это был набор курсов для повышения квалификации и обучения правильным практикам программирования. Такое позиционирование очень отразилось как на аудитории, так и на восприятии проекта в глазах клиентов.

Хекслет с самого начала получил репутацию как проект, где дают очень глубокое техническое обучение с жёсткой практикой. Над некоторыми заданиями наши пользователи висели неделями. Нас любили и ненавидели одновременно.

Да, мы прислушивались к пользователям и непрерывно работали над контентом, но во многих вещах были абсолютно непоколебимы. Например, сложность заданий была неслучайной — мы прорабатывали каждый элемент практики, чтобы упражнение напрягало ровно то, что и должно напрягать. Это помогало делать программистов сильными. Мы получали невероятное количество писем на тему того, как здорово Хекслет прокачивает. Фактически, мы забыли о бизнесе и принялись с удвоенной силой создавать курсы — особенно практику, поверив, что всё может случиться само, за счёт сарафанного радио.

Я не помню точных цифр, но в какой-то момент мы увеличили стоимость подписки до $14 и к 2015 году дошли до оборота в 330 тыс. рублей в месяц, приличного количества бесплатных пользователей и сотни платных. Кроме меня и Рахима, на проекте работало еще несколько человек: программист и наш бывший студент, который помогал отвечать на вопросы новичков.

В 2015 нам позвонили из Mail.ru и предложили купить долю в Хекслете. Корпорация тогда исследовала рынок и пыталась найти самые перспективные компании. Но уже на втором созвоне нам сказали, что модель, которую мы выбрали, очень ограниченна в росте, у нее низкий потолок. В будущем победит работа с живыми людьми, а подписка и автоматизация — это узкий сегмент, который быстро упрется в стену. На этом с Mail.ru мы расстались, а через несколько месяцев они вложились в GeekBrains. Мы же остались при своём мнении и продолжили топтать свою дорогу.

Почему внедрили профессии

С ростом популярности стали появляться и проблемы. К нам начали приходить больше новичков и людей, которым нужна работа. Мы видели, как им сложно, и что идет большой отток пользователей. В этот момент я изучал конкурентов и однажды увидел на GeekBrains профессии. Это стало поворотным моментом — мы вдруг поняли, что люди хотят не просто проходить курсы, им нужно получить профессию и найти работу. Дальше, посмотрев на наши курсы, стало понятно, что у нас есть все необходимые материалы — и их нужно правильно объединить и поменять позиционирование. Через несколько месяцев мы это сделали.

Описание Хекслета в 2016 году

Неизменным осталось то, что профессии на Хекслете по-прежнему были не для новичков. В нашей голове всё ещё не поселилась мысль о реальных людях, которые хотят научиться программированию. Хекслет ничем не мог им помочь, они приходили и уходили, а мы думали, что так и должно быть — программирование не для случайных людей, к разработке надо подходить серьезно и иметь какой-то бэкграунд.

Сами профессии были сделаны таким образом, чтобы на выходе получился очень прокаченный новичок, которого мы бы сами хотели нанять к себе. То есть глубина знаний была значительно выше, чем нужно для прохождения первого собеседования — это отражалось на сложности обучения, но давало достаточно серьезные гарантии качества с точки зрения реального программирования. При этом мы всегда акцентировали внимание именно на фундаментальные знания, а не на прикладные технологии — хотя это и отталкивает массовую аудиторию.

Про помощь при трудоустройстве мы даже и не думали — для нас, как для технарей, было очевидно (еще раз хаха), что добросовестно пройдя нашу программу невозможно не устроиться на работу.

Тут случился очень неприятный момент — у нас почти закончились деньги с pre-seed раунда. Пришлось срочно поднимать стоимость подписки с 14$ до 24$, и это внезапно привело к увеличению продаж. Был даже день, когда на нашем счету совсем не осталось денег, но именно в этот момент мы начали зарабатывать деньги.

Как нас затянула операционка

Затем был долгий период застоя. Денег хватало, чтобы жить — поэтому мы погрузились в содержательную часть. С одной стороны, довели Хекслет практически до совершенства: интерактивные текстовые/видео курсы, проекты, испытания, мощный тренажёр, который в дальнейшем скопировали многие школы. Вся практика проверялась автоматически, но было дополнительное ручное ревью проектов на тему архитектуры. Я проверял ежедневно по 30 проектов в течение нескольких лет — и в итоге на 100% застрял в операционке.

Хекслет в 2017 году

В это же время мы окончательно перестали осознавать, что происходит у нас с бизнесом. Да — он постепенно рос, мы дошли до оборота в 1,3 млн рублей в месяц. Наняли команду поддержки для проверки проектов и помощи студентам с практическими заданиями — количество этих упражнений уже перевалило за тысячу, и они требовали постоянной доработки.

Созданием контента фактически занимался я один — в перерывах между основной операционной деятельностью. Таким мы и видели наше будущее — небольшой постоянный рост и улучшение текущего контента.

Спрашивается, а где же маркетинг, лиды, продажи?

А нигде — мы вначале решили, что реклама не окупится из-за низкой стоимости подписки, и больше не думали в этом направлении. Всё, на что нас хватило — создание комьюнити вокруг Хекслета, и контент-маркетинг.

С комьюнити, кстати, в итоге вышло неплохо. Наш Slack — один из крупнейших в Европе среди каналов, посвященных обучению программированию, — сейчас в нём почти 23 тыс. человек. Благодаря этому действующие разработчики вспоминают Хекслет первым, когда речь заходит об обучении программированию. При этом за пределами технарей о Хекслете вообще мало кто слышал. И с тех пор мало что изменилось.

В реальности с маркетингом было еще хуже. Нам часто писали: «Как здорово, что вы не пытаетесь впарить. Хорошо что вы никак не рекламируетесь». Возникало чувство превосходства, что мы этакие Робин Гуды и Д’Артаньяны, которые делают офигенное дело и продукт, а агрессивные продажи и маркетинг — это удел слабых, у кого нет ни технической экспертизы, ни нормального продукта.

Конкуренты и самоидентификация

В 2017 году мы заметили, как рванул вверх GeekBrains и стали появляться другие компании. Было грустно, но правильные мысли в голову так и не пришли. Мы подумали — ладно, зато у нас точно хорошее обучение. Пусть они вовлекают больше людей в айти, а те, разочаровавшись обучением на этих сервисах, придут к нам (тройное хаха). Конечно, иногда так происходит даже сейчас — очень многие, кто к нам приходит, учились в других школах, и там у них не пошло по разным причинам. Потом они копают глубже — и тут уже выходят на нас.

Самое смешное, что вплоть до 2020 года мы думали, что делаем SaaS. Нашей путеводной звездой был lean startup и полная ориентация на продукт: на внутренние метрики и продуктовые улучшения. Нам казалось, что над продуктом надо работать ещё лучше — и только тогда мы достигнем успеха. При этом вокруг уже были сервисы, которые имели намного больше как человеческих, так и денежных ресурсов. Правда мы не чувствовали их давления — Хекслет продолжал медленно, но верно расти, и казалось, что мы всё делаем правильно.

Вообще, — многих поражал наш бизнес. Курсы по подписке приносили около 2,6 млн рублей в месяц без единого рубля на рекламу. Только контент-маркетинг. Но меня это сильно беспокоило.

Бизнесу было уже шесть лет, а я по-прежнему не мог нанять себе дизайнера и считал каждую копейку. Я всегда офигивал от того, как компании открывают десятками вакансии. Откуда у них столько денег? Как они это делают? А маркетинг продолжал оставаться в моей голове какой-то непонятной штукой, которую вряд ли можно применить к Хекслету.

К каждому новому сервису на рынке, например, Skillbox или «Яндекс.Практикум», мы относились довольно спокойно. Вряд ли они бы нас догнали по технической крутизне и мощной прокачке — их не сделаешь просто так в школах общего назначения, где основатели больше про бизнес, чем про конкретную инженерию. Более того, многие новые школы что-то перенимают от Хекслета: ребята из Stepik сделали свой браузерный редактор, ориентируясь на наш, основатели «Яндекс.Практикума» сами учились на Хекслете. «Нетология» отправляла к нам учиться своих разработчиков, а наши выпускники работают программистами в большинстве крупных школ.

Более того, многие школы использовали Хекслет как часть своего обучения. Например, Java Mentor включал в свою программу часть платных (!) курсов Хекслета, чтобы не создавать их самим — мы узнали об этом случайно от пользователей. Только вдумайтесь, подписка на Хекслете настолько дешёвая, что её даже можно оплачивать с денег, которые заносят люди в школы с высоким ценником.

Недавно был смешной эпизод, когда ребята из «Яндекс.Практикума» выпустили статью на «Хабре» о процессе проведения ревью, и вставили туда картинку с примером. На этой картинке ревьювер дает ссылку на бесплатный курс Хекслета по Git, где просит разобраться с файлом .gitignore. Поржали вместе с яндексоидами (мы их очень любим и боимся!)

Ветер перемен

Переломный момент наступил в 2019 году, когда я познакомился с Александром Турилиным — основателем SkillFactory. Уже тогда сервис, которому на тот момент было около двух лет, мог легко купить Хекслет буквально за кэш. На меня это произвело неизгладимое впечатление — это был первый раз, когда я начал догадываться, что мы свернули куда-то не туда, а мир убежал далеко вперед.

Дальше нами, как небольшой, но молодой (приплыли) и перспективной школой, заинтересовались многие. На рынке была тьма проектов и корпораций, готовых скупать таких как мы, после чего присоединять к себе. Мы проводили переговоры, но в итоге ни с кем не договорились — все стратеги хотят 51%, а мы не готовы отдавать свой бизнес. Да и оценка была смешная.

Но это дало нам толчок для развития. Стало понятно, что надо трудоустраивать людей, нужно им помогать учиться.

Если ты нигде не светишься, то это сделают другие, а до тебя уже никто не дойдет.

Ещё из серьезного — начал взлетать «Яндекс.Практикум» и вокруг появились довольные выпускники. Мы точно знали, чем мы лучше, но там пользователь оставлял 150 тыс. рублей и был счастлив, а у нас — в лучшем случае 20 тыс. рублей за год обучения. То есть результат и уровень счастья для пользователя — одинаковый, но возможности, которые появляются у тех, кто за это берет больше — колоссальные. Это было принять сложнее всего. Продукт должен стоить столько, сколько за него могут заплатить. Пока я не перестану бояться и стесняться брать деньги у клиентов, ничего не произойдет. Мы так и останемся маленькой бутиковой школой (бутиковая, по идее, дорогая, — но я не могу как Аяз), на которую будут попадать самые мотивированные.

Мы срочно начали переупаковывать наши продукты, вводить групповое синхронное обучение, нанимать наставников, продажников, выстраивать маркетинг. Кое-что полетело уже после полугода судорожной работы. Сначала за счёт мощного комьюнити, а потом уже подключилась реклама. Мы настроили сквозную аналитику, поработали над воронками, занялись CRM-маркетингом — и начали двигаться вперед.

Главная страница Хекслета в 2020 году

Всё делалось нами буквально на ощупь — через статьи, общение с опытными людьми и ошибками найма. Но несмотря на колхозность подхода, за 2020 год мы смогли вырасти в два раза и сейчас дошли до примерно оборота в 9 млн рублей в месяц, а в компании уже работают 40 человек.

Одна из лучших вещей, которую я понял за это время — бизнесовую экспертизу нужно привлекать со стороны. Так мы наняли отличного ментора, который помогает нам выстроить маркетинг. С помощью таких менторов можно получить очень крутую экспертизу, на наработку которой самостоятельно уйдут годы.

Заодно мы получаем постоянную валидацию принятых решений и корректировки. Со временем я планирую найти таких менторов практически по каждому направлению.

Что ещё случилось на рынке за время существования Хекслета?

Грустно осознавать, что мы очнулись, когда было поздно. Стоимость привлечения студентов в последние годы невероятно выросла. Но это было не всё — во время пандемии начали резко расти зарплаты. При таком раскладе мы могли просто потерять всех сотрудников, потому что не смогли бы платить в рынке из-за слабой экономики проекта. Я никогда не думал об этом с такой стороны.

Когда мы начинали работу, банковская рассрочка считалась чем-то зазорным — её скрывали, тогда как мы радостно писали о настоящей подписке и возможности отменить её в любой момент. Сейчас же людям всё равно — им главное иметь ежемесячный платеж и гарантии трудоустройства. А что в конце придется заплатить круглую сумму — уже не важно. На этом фоне мы резко потеряли в привлекательности — за 4 тыс. рублей в месяц в кредит на три года остальные сервисы давали гораздо больше обещаний, чем мы при такой же подписке. И не важно, что у нас потратят в разы меньше денег — никто этого и не заметит.

В 2015 году мы реализовали формат публичных собеседований программистов, которых раньше не было в русскоязычном сегменте интернета. В рамках этого процесса собеседование, точнее его имитация, происходило в реальном времени на YouTube. Формат оказался очень классным, но мы не занимались им серьезно. Сейчас это делают все, кому не лень — есть даже каналы, посвященные публичным собеседованиям с сотнями тысяч просмотров. Кусаем локти.

Кстати, про подписку можно сделать отдельный текст, там много интересных аспектов, связанных именно с особенностями тематики обучения.

Итоги

С позиции современных принципов организации школ, мы выглядим как упыри. Вроде — неглупые ребята, которые начитались lean startup, смогли поднять pre-seed раунд, общались с кучей умных людей, смотрели на проекты вокруг, проводили user research. И всё было бестолку.

Мне понадобились многие годы, чтобы понять несколько простых вещей:

  • Продукт сам по себе ничего не значит
  • Рядом должен быть очень крутой маркетолог. Желательно партнёр
  • Цена товара определяется потребностью в нем
  • Финансовое планирование — это важно
  • Не стоит упираться в идею, нужно адаптироваться, искать whatever fit

Что дальше?

У нас снова ощущение, что все только начинается. Есть еще множество областей, в которых мы формально присутствуем, но на очень слабом уровне. Например, у нас большие планы на контент-маркетинг, предстоит много работать с YouTube-каналом, интегрироваться с блоггерами, писать на «Хабр». Развиваем возможности трудоустройства выпускников. Мы все еще отстаем в плане визуала и нам очень не хватает хорошего дизайнера. Ну и конечно реклама, здесь нужно достроить и масштабировать. Помимо этого, есть большая контентная часть, но это — уже совсем другая история.

0
236 комментариев
Написать комментарий...
ondefeat

Любопытно, что вы даже не позволяете себе задуматься, а все ли у вас так с продуктом. Т.е. вы изначально исходите из того, что вы супер эксперты и у вас супер материал и так далее.

Как человек, будучи программистом с 15 летним опытом, который покупал у вас подписку пару лет назад, т.к. был интересен формат, могу сказать, что продукт мне показался слабым. И да, не с точки зрения знаний, было видно, что знаете о чем говорите, а с точки зрения подачи. Временами нудновато, скучно и погружает в детали, которые не совсем нужны. Ну т.е. чтобы у вас учиться нужна прям серьезная мотивация и нежелание посмотреть на мир вокруг, где продукт делается для пользователя и подстраивается под него. Когда видишь альтернативы, учиться у вас не хочется.

И да, мне есть с чем сравнивать. Я преподавал в Нетологии и закончил Яндекс.Практикум (и тоже среди довольных студентов), учился в SkillFactory (плююсь до сих пор), сейчас прохожу курс в Stepik Academy. Могу сказать так - ко всем у меня есть определенные вопросы, ничто не считаю идеальным, но в  тот же Практикум я б вернулся, а к вам возвращаться желания нет.

И это всё не проблемы маркетинга, я ж о вас как-то узнал и даже на момент подписки формально по статье был вашей ЦА, т.е. с хорошим бэкграудном и желанием прокачаться, без необходимости трудоустройства и тд. Но мне не понравилось.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mokevnin
Автор

Спасибо за мессадж, тут есть о чем поговорить

 Любопытно, что вы даже не позволяете себе задуматься, а все ли у вас так с продуктом.

В статье явно сказано что она про маркетинг и бизнес, про продукт писать смысла нет, так как здесь мы все же понимаем что делаем. Меняется он очень сильно и постоянно, два года назад и сейчас это два разных проекта можно сказать. Плюс среди большого количества комментариев тут видно как много успешных и довольных выпускников, которые в том числе у нас уже наставники.

 Временами нудновато, скучно и погружает в детали, которые не совсем нужны. Ну т.е. чтобы у вас учиться нужна прям серьезная мотивация и нежелание посмотреть на мир вокруг, где продукт делается для пользователя и подстраивается под него.

Однако надо понимать что разным людям нравится разное. У нас довольно неплохо построена аналитика и обратная связь и всегда есть те кому очень заходит и те кому не заходит (что не отменяет постоянной работы над всем контентом). Я тоже самое могу сказать и практически про любую школу, так как значительная часть наших пользователей приходит именно из других школ и пишет о том как им зашел Хекслет и не зашло что-то другое.

 но в тот же Практикум я б вернулся, а к вам возвращаться желания нет.

Тут все же стоит не забывать про огромную разницу в планах, там это полная поддержка, живые люди и в целом забота, а у нас была просто подписка за доступ к контенту. Это разные ценовые категории с совершенно разными аудиториями. Сравнивать имеет смысл похожие продукты. Плюс мы все равно все немного разные, Хекслет все еще позволяет и будет позволять проходить точечно курсы по прокачке каких-то очень небольших навыков. Например аналогов нашего курса по архитектуре фронтенда в интернете на русском языке просто не найти.

 И это всё не проблемы маркетинга, я ж о вас как-то узнал и даже на момент подписки формально по статье был вашей ЦА,

Хекслет в проф среде в целом довольно известен. Каждый раз когда я выступаю на конференции, минимум половина зала на вопрос "знаете ли вы хекслет?" поднимает руки.

А в целом мы очень активно ведем ютуб, где я постоянно рассказываю и про фидбек пользователей и про то как мы с ним работаем и как вообще все происходит внутри. В этом смысле Хекслет очень открыт и постоянно находится в режиме изменений.

Ответить
Развернуть ветку
ondefeat

1. Про то, что продукт меняется - может быть. Но я комментировал именно тезисы вашей статьи, которые берут как раз некоторый исторический период и говорят, что, вот дескать, мы несколько лет назад сделали супер крутой продукт, но не заработали денег потому что этот продукт только для такой ЦА был и вся проблема была в том, что никто не знал. Я как раз комментирую именно тот период - я полностью подходил под ЦА, я о вас как-то узнал, я покупал ваш продукт. И будучи описанной вами же ЦА остался им недоволен. Т.е. мой комментарий про то, что, возможно, проблема того, что вы не попали в топ-5 школ состоит не только в маркетинге. И написал я это не чтобы позлорадствовать, а чтобы, возможно, помочь.

2. Касательно довольных комментариев - здорово, но. Где-то встречал статистику, что у любой школы, даже самой ужасной будет определенное количество людей которое закончит и получит результат не смотря ни на что, даже если им не отвечать на вопросы, если грубо. И определенный процент людей, который не получит результат, хоть ты свечку над ними держи, пока они кодить будут. В цифрах точно не помню, но обе границы порядка 5-10 процентов. По школам где я учился, это отлично видно. Например, в Практикуме было несколько людей, которые даже не начали обучение в первый месяц (это при условии, что прошли бесплатную часть и оплатили), как были и те, кто работу нашел на середине курса и по знаниям на самом деле в некоторых аспектах превосходил наставников. К чему я это все? Учитывая, что у вас вход дешевле, у вас и поток платников должен быть больше. Из них 5-10 процентов в любом случае закончат и будут довольны результатом. Считать это за успех продукта я бы не стал. Важны цифры от общего количества платных и желательно превосходящие эту границу. Круто, если вас они устраивают.

3. Аргумент - наши студенты уже наставники, к слову, совсем не плюс. В своё время GeekBrains очень активно эту идею продвигали, типа отучился у нас - стал наставником. Человек без хотя бы года практического опыта решения проблем, за который ему платили деньги - это плохой наставник. Почему? Потому что ни одна информация не усваивается на 100%, это раз. Т.е. человек который получил 100 условных единиц информации вчера сможет транслировать условные 60-80 из них, из которых последующий студент усвоит только часть и так далее. Второе - не обкатанная на практике информация часто подается как догма без альтернатив. Короче говоря, это хороший адепт школы, в том числе пишущий позитивные отзывы и комментарии, но как человек, который должен транслировать знания - нет. Тут тоже есть много конкретных примеров с других школ. По той же причине вчерашним студентом не заменяют профессора, который ему преподавал.

4. Да, на вкус и цвет фломастеры разные, я не претендую на истину. Еще раз, я пытаюсь вам дать другую точку зрения. Чтобы вы задали себе вопрос "а что если и с самим продуктом что-то не так и что можно улучшить". Просто вы говорите, что сейчас всё лучше, но в статье пишете, что и 5 лет назад всё было огонь. Я утверждаю, что не было.

5. Про аналитику и обратную связь - ну мне только 1 раз пришло письмо типа скажите почему перестали оплачивать подписку. У меня тогда не было времени, я не ответил. Люди вообще не любят конфликты и негатив, если он не в крайней степени. А у вас не ужас-ужас продукт, еще раз. Он неплох, я не могу сказать, что плевался от него. Я говорю о том, что над его подачей (в том числе текстовой) стоит поработать.

Ну т.е. если вам нужно базово понять Линейную алгебру, можно посмотреть Essence of linear algebra (пример отличной подачи, когда видно, что цель человека объяснить и быть понятым), можно открыть учебник Кострикина (где видно, что человек кайфует от предмета, но можно встретить много ненужных деталей для практических задач), а можно прослушать курс в каком-нибудь региональном университете, где преподаватель что-то бубнит себе под нос по одной и той же методичке последние двадцать лет (пример крайности, где будет ничего не понятно). Информация везде одна - подача разная. В вашей подаче я видел больше желания продемонстрировать экспертизу, чем научить. Да, весь материал мне был понятен и знаком. Я оцениваю с точки зрения хочется ли продолжать учиться у вас, если есть альтернативы. И да, это лишь моя субъективная оценка.

Возвращаясь к вашему письму обратной связи - вы уверены, что тем, кто не ответил на это письмо не было, что сказать? Или вы уверены, что они забыли вас похвалить?

6. Акцент на Практикум и "ребят из Яндекса" есть в вашей статье, отсюда и мой акцент на него. Т.е. вы сами же приводите пример, но при сравнении продуктов говорите "мы ваще про другое". Ну, как бы странно, но ок.

Еще раз, я пишу свои комментарии, чтобы дать вам взгляд со стороны и возможность стать еще лучше. Или решить, что вам хватает позитивных отзывов, поднятых на конференциях рук и вашего личного видения, чтобы об этом не думать - как считаете нужным, это ваш бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
MrJohnny

Здесь про разницу цен с Яндеком вы какой период имеете ввиду? Сейчас у вас идентичные ценники на Фронтенд разроботчика уж точно.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mokevnin
Автор

Это если речь идет про групповую профессию то да. Но там выше я говорил конкретно про подписку, потому что сравнение шло именно с ней. Подписка кстати все так же работает и на Хекслете можно пойти и выучиться самостоятельно за смешные деньги.

Ответить
Развернуть ветку
MrJohnny

А на сколько оперативно работают наставники в группах в плане обратной связи? Или вопросы вообще предполагается задавать только на вебинарах?Очень много отзывов нахожу, что вопроса на ответ можно ждать 2-3 дня. Это все враки или такое имеет место быть? Просто процесс и уровень взаимодействия с наставником это главные критерии, выбирать программу "профессия" или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mokevnin
Автор

Это как раз оно и есть, люди пишут про ответы на сайте (в разделе обсуждения) по подписке. А там у нас sla и есть 2-3 дня, это и в доках описано и в письмах об этом говорится. Мы сами себя загнали в ловушку тем что предоставляли довольно серьезную фичу для тех кто платит 39$ в месяц. Лучше бы вообще этого не делали честно говоря. А в группах вообще все по другому, там живой чат, кураторы, наставники которые внутри сидят и работают.

Кстати эти публичные вопросы любой может посмотреть сам: https://ru.hexlet.io/my/topics у меня там 17677 ответов

Ответить
Развернуть ветку
233 комментария
Раскрывать всегда