Как основать школу программирования в 2012 году и чуть не потерять всё из-за бума в Edtech
CEO «Хекслета» Кирилл Мокевнин о том, как не надо создавать свою школу программирования, если вы хотите зарабатывать, и почему инженерная экспертиза в IT-сфере мешает реальному пониманию рынка.
В 2012 году появился образовательный проект Хекслет, созданный программистом Рахимом Давлеткалиевым. Он, вдохновленный взлётом Coursera, попытался сделать её аналог на постсоветском пространстве. Когда первоначальная идея не пошла, к проекту подключился я (Кирилл Мокевнин) — и мы, два инженера до мозга костей, без единого понятия о бизнесе и маркетинге, начали долгий путь построения своей школы.
За 9 лет существования Хекслета мы набили кучу шишек и упустили свой шанс войти в топ 5 школ, хотя и могли. В этом рассказе я проведу ретроспективу того, как технари (читай, «идеалисты»), пытались сделать лучший продукт, думая, что этого будет достаточно для захвата мира (хаха).
В статье я преимущественно фокусируюсь на бизнесе и маркетинге. Продуктовые, образовательные и разного рода технические аспекты, в которых мы облажались, и которых тоже тьма, останутся для следующего материала.
На что мы ориентировались
Уже к моменту моего присоединения к проекту стало понятно, что русскую Coursera мы не сделаем, поэтому мы переключились на создание собственного контента. Хекслет, по сути, стал авторской школой, где мы делились своей экспертизой. К 2013 году у нас за плечами уже был опыт преподавания — у Рахима в университете, а я к этому моменту прошёл путь от разработчика до технического директора, успел открыть и взрастить несколько центров разработки и обучения разработчиков. Обучение программированию было нашей работой и страстью за много лет до того, как мы начали работать над Хекслетом.
Примерно в то же время появились HTML Academy, GeekBrains, Stepik и «Нетология», но мы практически не смотрели на них — у нас перед глазами были успешные с точки зрения технарей Codecademy, Treehouse, Exercism и Udemy. Часть из них имели подписную модель, тренажёр и автоматизированную систему работы. После подписки ученик получал полный доступ ко всем курсам и мог проходить их самостоятельно в любом порядке. Главное в этих курсах — практика, её очень много, и она полностью автоматизирована. Это и стало отправной точкой при разработке Хекслета.
Мы не пытались копировать эти сервисы — всё же у нас за плечами был огромный опыт выращивания программистов в оффлайне, множество проведенных собеседований и чёткая картинка того, как и чему нужно учить. Поэтому Хекслет пошел своей дорогой, но под влиянием этих сервисов.
Мы сразу хотели делать международный проект и нам были нужны деньги для найма команды. Рахим потратил примерно полгода в поисках подходящего акселератора, который мог бы в нас вложиться и помочь экспертизой. Так мы очутились в финском фонде Helsinki Ventures, а Хекслет был инкорпорирован в Финляндии. Денег мы получили около $50 тыс. на pre-seed раунде с оценкой компании в $1,2 млн.
Страшно сказать, но первоначальная подписка стоила около $9, технически мы реализовали её через сервис Stripe. Подписка была сразу в долларах, мы планировали делать международный проект и хотели не завязываться на рубли. Доллары были на сайте довольно долго, вплоть до 2020 года, пока окончательно не стало понятно, что это пугает людей.
Основной наш рост происходил органически, работала стратегия — делай больше курсов, пиши статьи на «Хабр», и иногда напоминай о себе в соцсетях. Немного помогал наш личный бренд и выступления на конференциях. В сумме, на тот момент, на сервисе было порядка 50 тыс. зарегистрированных пользователей.
Как нашли свою аудиторию
На тот момент мы представляли себе аудиторию подобных курсов как людей, имеющих за плечами либо университетские лабораторные по информатике, либо небольшой опыт работы в какой-нибудь студии, где сложно получить хорошую практику и понимание того, как писать код. То есть мы не были ориентированы на получение профессии и дальнейшее трудоустройство — это был набор курсов для повышения квалификации и обучения правильным практикам программирования. Такое позиционирование очень отразилось как на аудитории, так и на восприятии проекта в глазах клиентов.
Хекслет с самого начала получил репутацию как проект, где дают очень глубокое техническое обучение с жёсткой практикой. Над некоторыми заданиями наши пользователи висели неделями. Нас любили и ненавидели одновременно.
Да, мы прислушивались к пользователям и непрерывно работали над контентом, но во многих вещах были абсолютно непоколебимы. Например, сложность заданий была неслучайной — мы прорабатывали каждый элемент практики, чтобы упражнение напрягало ровно то, что и должно напрягать. Это помогало делать программистов сильными. Мы получали невероятное количество писем на тему того, как здорово Хекслет прокачивает. Фактически, мы забыли о бизнесе и принялись с удвоенной силой создавать курсы — особенно практику, поверив, что всё может случиться само, за счёт сарафанного радио.
Я не помню точных цифр, но в какой-то момент мы увеличили стоимость подписки до $14 и к 2015 году дошли до оборота в 330 тыс. рублей в месяц, приличного количества бесплатных пользователей и сотни платных. Кроме меня и Рахима, на проекте работало еще несколько человек: программист и наш бывший студент, который помогал отвечать на вопросы новичков.
В 2015 нам позвонили из Mail.ru и предложили купить долю в Хекслете. Корпорация тогда исследовала рынок и пыталась найти самые перспективные компании. Но уже на втором созвоне нам сказали, что модель, которую мы выбрали, очень ограниченна в росте, у нее низкий потолок. В будущем победит работа с живыми людьми, а подписка и автоматизация — это узкий сегмент, который быстро упрется в стену. На этом с Mail.ru мы расстались, а через несколько месяцев они вложились в GeekBrains. Мы же остались при своём мнении и продолжили топтать свою дорогу.
Почему внедрили профессии
С ростом популярности стали появляться и проблемы. К нам начали приходить больше новичков и людей, которым нужна работа. Мы видели, как им сложно, и что идет большой отток пользователей. В этот момент я изучал конкурентов и однажды увидел на GeekBrains профессии. Это стало поворотным моментом — мы вдруг поняли, что люди хотят не просто проходить курсы, им нужно получить профессию и найти работу. Дальше, посмотрев на наши курсы, стало понятно, что у нас есть все необходимые материалы — и их нужно правильно объединить и поменять позиционирование. Через несколько месяцев мы это сделали.
Неизменным осталось то, что профессии на Хекслете по-прежнему были не для новичков. В нашей голове всё ещё не поселилась мысль о реальных людях, которые хотят научиться программированию. Хекслет ничем не мог им помочь, они приходили и уходили, а мы думали, что так и должно быть — программирование не для случайных людей, к разработке надо подходить серьезно и иметь какой-то бэкграунд.
Сами профессии были сделаны таким образом, чтобы на выходе получился очень прокаченный новичок, которого мы бы сами хотели нанять к себе. То есть глубина знаний была значительно выше, чем нужно для прохождения первого собеседования — это отражалось на сложности обучения, но давало достаточно серьезные гарантии качества с точки зрения реального программирования. При этом мы всегда акцентировали внимание именно на фундаментальные знания, а не на прикладные технологии — хотя это и отталкивает массовую аудиторию.
Про помощь при трудоустройстве мы даже и не думали — для нас, как для технарей, было очевидно (еще раз хаха), что добросовестно пройдя нашу программу невозможно не устроиться на работу.
Тут случился очень неприятный момент — у нас почти закончились деньги с pre-seed раунда. Пришлось срочно поднимать стоимость подписки с 14$ до 24$, и это внезапно привело к увеличению продаж. Был даже день, когда на нашем счету совсем не осталось денег, но именно в этот момент мы начали зарабатывать деньги.
Как нас затянула операционка
Затем был долгий период застоя. Денег хватало, чтобы жить — поэтому мы погрузились в содержательную часть. С одной стороны, довели Хекслет практически до совершенства: интерактивные текстовые/видео курсы, проекты, испытания, мощный тренажёр, который в дальнейшем скопировали многие школы. Вся практика проверялась автоматически, но было дополнительное ручное ревью проектов на тему архитектуры. Я проверял ежедневно по 30 проектов в течение нескольких лет — и в итоге на 100% застрял в операционке.
В это же время мы окончательно перестали осознавать, что происходит у нас с бизнесом. Да — он постепенно рос, мы дошли до оборота в 1,3 млн рублей в месяц. Наняли команду поддержки для проверки проектов и помощи студентам с практическими заданиями — количество этих упражнений уже перевалило за тысячу, и они требовали постоянной доработки.
Созданием контента фактически занимался я один — в перерывах между основной операционной деятельностью. Таким мы и видели наше будущее — небольшой постоянный рост и улучшение текущего контента.
Спрашивается, а где же маркетинг, лиды, продажи?
А нигде — мы вначале решили, что реклама не окупится из-за низкой стоимости подписки, и больше не думали в этом направлении. Всё, на что нас хватило — создание комьюнити вокруг Хекслета, и контент-маркетинг.
С комьюнити, кстати, в итоге вышло неплохо. Наш Slack — один из крупнейших в Европе среди каналов, посвященных обучению программированию, — сейчас в нём почти 23 тыс. человек. Благодаря этому действующие разработчики вспоминают Хекслет первым, когда речь заходит об обучении программированию. При этом за пределами технарей о Хекслете вообще мало кто слышал. И с тех пор мало что изменилось.
В реальности с маркетингом было еще хуже. Нам часто писали: «Как здорово, что вы не пытаетесь впарить. Хорошо что вы никак не рекламируетесь». Возникало чувство превосходства, что мы этакие Робин Гуды и Д’Артаньяны, которые делают офигенное дело и продукт, а агрессивные продажи и маркетинг — это удел слабых, у кого нет ни технической экспертизы, ни нормального продукта.
Конкуренты и самоидентификация
В 2017 году мы заметили, как рванул вверх GeekBrains и стали появляться другие компании. Было грустно, но правильные мысли в голову так и не пришли. Мы подумали — ладно, зато у нас точно хорошее обучение. Пусть они вовлекают больше людей в айти, а те, разочаровавшись обучением на этих сервисах, придут к нам (тройное хаха). Конечно, иногда так происходит даже сейчас — очень многие, кто к нам приходит, учились в других школах, и там у них не пошло по разным причинам. Потом они копают глубже — и тут уже выходят на нас.
Самое смешное, что вплоть до 2020 года мы думали, что делаем SaaS. Нашей путеводной звездой был lean startup и полная ориентация на продукт: на внутренние метрики и продуктовые улучшения. Нам казалось, что над продуктом надо работать ещё лучше — и только тогда мы достигнем успеха. При этом вокруг уже были сервисы, которые имели намного больше как человеческих, так и денежных ресурсов. Правда мы не чувствовали их давления — Хекслет продолжал медленно, но верно расти, и казалось, что мы всё делаем правильно.
Вообще, — многих поражал наш бизнес. Курсы по подписке приносили около 2,6 млн рублей в месяц без единого рубля на рекламу. Только контент-маркетинг. Но меня это сильно беспокоило.
Бизнесу было уже шесть лет, а я по-прежнему не мог нанять себе дизайнера и считал каждую копейку. Я всегда офигивал от того, как компании открывают десятками вакансии. Откуда у них столько денег? Как они это делают? А маркетинг продолжал оставаться в моей голове какой-то непонятной штукой, которую вряд ли можно применить к Хекслету.
К каждому новому сервису на рынке, например, Skillbox или «Яндекс.Практикум», мы относились довольно спокойно. Вряд ли они бы нас догнали по технической крутизне и мощной прокачке — их не сделаешь просто так в школах общего назначения, где основатели больше про бизнес, чем про конкретную инженерию. Более того, многие новые школы что-то перенимают от Хекслета: ребята из Stepik сделали свой браузерный редактор, ориентируясь на наш, основатели «Яндекс.Практикума» сами учились на Хекслете. «Нетология» отправляла к нам учиться своих разработчиков, а наши выпускники работают программистами в большинстве крупных школ.
Более того, многие школы использовали Хекслет как часть своего обучения. Например, Java Mentor включал в свою программу часть платных (!) курсов Хекслета, чтобы не создавать их самим — мы узнали об этом случайно от пользователей. Только вдумайтесь, подписка на Хекслете настолько дешёвая, что её даже можно оплачивать с денег, которые заносят люди в школы с высоким ценником.
Недавно был смешной эпизод, когда ребята из «Яндекс.Практикума» выпустили статью на «Хабре» о процессе проведения ревью, и вставили туда картинку с примером. На этой картинке ревьювер дает ссылку на бесплатный курс Хекслета по Git, где просит разобраться с файлом .gitignore. Поржали вместе с яндексоидами (мы их очень любим и боимся!)
Ветер перемен
Переломный момент наступил в 2019 году, когда я познакомился с Александром Турилиным — основателем SkillFactory. Уже тогда сервис, которому на тот момент было около двух лет, мог легко купить Хекслет буквально за кэш. На меня это произвело неизгладимое впечатление — это был первый раз, когда я начал догадываться, что мы свернули куда-то не туда, а мир убежал далеко вперед.
Дальше нами, как небольшой, но молодой (приплыли) и перспективной школой, заинтересовались многие. На рынке была тьма проектов и корпораций, готовых скупать таких как мы, после чего присоединять к себе. Мы проводили переговоры, но в итоге ни с кем не договорились — все стратеги хотят 51%, а мы не готовы отдавать свой бизнес. Да и оценка была смешная.
Но это дало нам толчок для развития. Стало понятно, что надо трудоустраивать людей, нужно им помогать учиться.
Если ты нигде не светишься, то это сделают другие, а до тебя уже никто не дойдет.
Ещё из серьезного — начал взлетать «Яндекс.Практикум» и вокруг появились довольные выпускники. Мы точно знали, чем мы лучше, но там пользователь оставлял 150 тыс. рублей и был счастлив, а у нас — в лучшем случае 20 тыс. рублей за год обучения. То есть результат и уровень счастья для пользователя — одинаковый, но возможности, которые появляются у тех, кто за это берет больше — колоссальные. Это было принять сложнее всего. Продукт должен стоить столько, сколько за него могут заплатить. Пока я не перестану бояться и стесняться брать деньги у клиентов, ничего не произойдет. Мы так и останемся маленькой бутиковой школой (бутиковая, по идее, дорогая, — но я не могу как Аяз), на которую будут попадать самые мотивированные.
Мы срочно начали переупаковывать наши продукты, вводить групповое синхронное обучение, нанимать наставников, продажников, выстраивать маркетинг. Кое-что полетело уже после полугода судорожной работы. Сначала за счёт мощного комьюнити, а потом уже подключилась реклама. Мы настроили сквозную аналитику, поработали над воронками, занялись CRM-маркетингом — и начали двигаться вперед.
Всё делалось нами буквально на ощупь — через статьи, общение с опытными людьми и ошибками найма. Но несмотря на колхозность подхода, за 2020 год мы смогли вырасти в два раза и сейчас дошли до примерно оборота в 9 млн рублей в месяц, а в компании уже работают 40 человек.
Одна из лучших вещей, которую я понял за это время — бизнесовую экспертизу нужно привлекать со стороны. Так мы наняли отличного ментора, который помогает нам выстроить маркетинг. С помощью таких менторов можно получить очень крутую экспертизу, на наработку которой самостоятельно уйдут годы.
Заодно мы получаем постоянную валидацию принятых решений и корректировки. Со временем я планирую найти таких менторов практически по каждому направлению.
Что ещё случилось на рынке за время существования Хекслета?
Грустно осознавать, что мы очнулись, когда было поздно. Стоимость привлечения студентов в последние годы невероятно выросла. Но это было не всё — во время пандемии начали резко расти зарплаты. При таком раскладе мы могли просто потерять всех сотрудников, потому что не смогли бы платить в рынке из-за слабой экономики проекта. Я никогда не думал об этом с такой стороны.
Когда мы начинали работу, банковская рассрочка считалась чем-то зазорным — её скрывали, тогда как мы радостно писали о настоящей подписке и возможности отменить её в любой момент. Сейчас же людям всё равно — им главное иметь ежемесячный платеж и гарантии трудоустройства. А что в конце придется заплатить круглую сумму — уже не важно. На этом фоне мы резко потеряли в привлекательности — за 4 тыс. рублей в месяц в кредит на три года остальные сервисы давали гораздо больше обещаний, чем мы при такой же подписке. И не важно, что у нас потратят в разы меньше денег — никто этого и не заметит.
В 2015 году мы реализовали формат публичных собеседований программистов, которых раньше не было в русскоязычном сегменте интернета. В рамках этого процесса собеседование, точнее его имитация, происходило в реальном времени на YouTube. Формат оказался очень классным, но мы не занимались им серьезно. Сейчас это делают все, кому не лень — есть даже каналы, посвященные публичным собеседованиям с сотнями тысяч просмотров. Кусаем локти.
Кстати, про подписку можно сделать отдельный текст, там много интересных аспектов, связанных именно с особенностями тематики обучения.
Итоги
С позиции современных принципов организации школ, мы выглядим как упыри. Вроде — неглупые ребята, которые начитались lean startup, смогли поднять pre-seed раунд, общались с кучей умных людей, смотрели на проекты вокруг, проводили user research. И всё было бестолку.
Мне понадобились многие годы, чтобы понять несколько простых вещей:
- Продукт сам по себе ничего не значит
- Рядом должен быть очень крутой маркетолог. Желательно партнёр
- Цена товара определяется потребностью в нем
- Финансовое планирование — это важно
- Не стоит упираться в идею, нужно адаптироваться, искать whatever fit
Что дальше?
У нас снова ощущение, что все только начинается. Есть еще множество областей, в которых мы формально присутствуем, но на очень слабом уровне. Например, у нас большие планы на контент-маркетинг, предстоит много работать с YouTube-каналом, интегрироваться с блоггерами, писать на «Хабр». Развиваем возможности трудоустройства выпускников. Мы все еще отстаем в плане визуала и нам очень не хватает хорошего дизайнера. Ну и конечно реклама, здесь нужно достроить и масштабировать. Помимо этого, есть большая контентная часть, но это — уже совсем другая история.
Хороший продукт ни кому не нужен без рекламы, а говно, про которое кричат с каждого утюга расходится на ура.
Крайне дилетантский подход.
Когда делают it продукт по сути проверяют две гипотезы. В первую очередь гипотезу ценности и после гипотезу роста. И если налажать со второй частью, то ваш продукт может быть лучшим в мире, но про него узнаёт недостаточно людей, чтобы получился бизнес. И все загнётся моментально. Особенно если инвестиции не было, а рост предполагался за счёт кеш флоу.
Сарафан все ещё остаётся одним из лучших инструментов распространения. Только продукт действительно крутой и доступный должен быть.
Чо за хрен? Куда Рахим делся?
Рахим финансовый директор, а хрен создает контент
Кирилл Мокевнин молодец - провидец, лидер и борец!
Кирилл, привет! Спасибо за труд тебе и всей команде. Это невероятный кайф, когда несколько дней решаешь задачу, думаешь о ней даже гуляя по улице и понимая как решить скорее бежишь домой, чтобы проверить)
И как я рад, что не попал к инфоциганам из GeekBrains тогда, в далёком 2017 году. Хотя там хватило пробного урока, 20% времени которого говорили как хорошо работать программистом под пальмой за $$$$$.
Повышение цен мне не так легко было принять, поэтому я остался на годовой подписке по старым тарифам)
Наверное я просто не совсем целевая аудитория, я очень люблю программирование, но пока не готов бросить текущую работу в IT. Так сказать "программирование для души".
Вам успехов и развития!
Спасибо за теплые слова!
О да, сколько людей у нас пишет что им решения приходят во сне и они бегут их записывать)
Мой путь в сферу IT был долгим и тернистым и занял, без малого, 5 лет. На этом пути было много взлётов и падений, открытий и разочарований. Было много хороших учителей и наставников. Но именно Хекслет в своё время дал мне ту самую необходимую базу для последующего развития и хорошо вправил мозги, научив именно программированию, а не просто знанию синтаксиса языка и очередному хайповому фреймворку. И хотя с тех пор прошло уже несколько лет, я до сих пор рекомендую Хекслет своим знакомым, проявляющим интерес к программированию и с гордостью рассказываю о нем как о своём альма матер, хотя за пределами СНГ я практически не встречал людей, которые бы о нём слышали, даже в русскоязычной среде. (Тут уже сказывается многолетнее отсутствие рекламы и очень хорошо, что вы, наконец, осознали ее важность и необходимость).
Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность Хекслету и лично Кириллу и пожелать удачи и успешного развития. Вы крутые и вы этого заслуживаете!
Как уже прошедшего обучение хотел спросить: если сравнивать групповой формат обучения и персональный по подписке, групповой сильно выигрывает в плане освоения профессии/знаний?
О, Йосси! Читал ваш блог! Добрались таки до IT? Очень рад, поздравляю! Просто отлично!
О, Йосси, привет!
Как у тебя успехи? Давно в блог не пишешь
Вы молодцы. Привет, Кирилл!
Привет!)
Большое спасибо Хекслету и особенно Кириллу. Постоянно узнаю там что-то новое. Никогда не перестану его рекомендовать своим друзьям и знакомым. <3
Я ничего не много понимаю в маркетинге, но курсы у вас классные. Именно для обучения - не просто "я показываю, а вы набирайте такой же текст в редакторе и... вы молодцы!", а качественно структурированная информация. Как бы то ни было - я не слышал ни одного плохого отзыва про Хекслет. Более того, уже достаточно давно подсадил на него двух человек, а те, даже попробовав и дорогущих конкурентов, однозначно считают, что с Хекслетом по качеству тем не сравнится. Успешного развития!
Спасибо! Приятно слышать)
Читал, умилялся, и ждал подвох. Подвоха не случилось.
Два чувака, несмотря ни на что, продолжали честно делать продукт.
Умничать не буду, всё и сами знаете, а вот удачи пожелаю. Не обязательно, чтобы двери у машины наверх открывались, а усточивости вы добьётесь.
Ха спасибо) Да, чтобы внутри пророс предприниматель это надо было помучиться как следует
Кирилл, добрый день!
Я выпускник Хекслета, который очень его любит и возвращается постоянно за новыми уроками по фронтенду. Не устану благодарить за такой крутой проект!
Есть ли сейчас потребность в новых менторах/наставниках по JS? И можно ли к вам устроиться на пол ставки, совмещая с основной работой? Года 2 назад приходило приглашение от Хекслета побыть наставником, но тогда я не чувствовал, что готов к такому.
P.S. Будет ли курс по TypeScript?
вы так хорошо учились что не можете найти работу и хотите пол ставки?
Крутяк! Наставники очень нужны, особенно по js. Контакты есть тут: https://www.notion.so/hexlet/c6406ed8890747e690d32b050faf42c2
p.s. По ts будет когда я чуть разгребусь
Как уже прошедшего обучение хотел вас спросить: если сравнивать групповой формат обучения и персональный по подписке, групповой сильно выигрывает в плане освоения профессии/знаний?
Просто скопировал вопрос Йоси и вам :))
Комментарий недоступен
Мы хотим иметь возможность заниматься тем что мы любим, а сейчас получается так, что если ты не говоришь про трудоустройство и не обещаешь плюшки, то остаешься один без клиентов и команды. Поэтому кроме хорошего дела, важно не забывать и про реальный рынок. Про это классно написал Krol у себя, но чет не могу найти пост.
Каждый должен своим делом заниматься. Я так понял вы всё ещё продолжаете всё подряд на себе тащить? И маркетингом вот занялись написав эту статью. В один день перегорите просто, плюнете на всё и в деревню уедете помидоры сажать 😄
Раз уж понимание пришло, нужно срочно дизайнера и маркетолога нанимать и сосредоточиться на своём деле. И не слушайте некоторых советчиков тут не превращаться в "инфоцыган". Не они бизнес строят. Если хотите догнать гикбрейнс нужно закупать тонны рекламы и не беспокоится о тех, кто не будет доходить до конца курсов. Вы свою часть сделки предоставили в виде качественного продукта, а если человек не может себя заставить учиться, значит ему это не особо-то и нужно было. Ваша совесть чиста. И рассрочку подключайте и цены повышайте значительно (чтобы крутые скидки делать). Кому очень надо тот возьмёт и спасибо ещё скажет.
В начале 2020 я подключил партнера, который тащит маркетинг. В этом смысле сейчас более менее получается, я этим не занимаюсь сам, но ресурсов все еще мало и поэтому не так быстро идет как хотелось бы. В остальном делаем примерно плюс минус то о чем вы написали, по крайней мере двигаемся в эту сторону.
Хекслет топчик. Несколько лет был на подписке, проходил курсы, практику. Хекслет полезен даже тем, кто уже в теме разработки и имеет опыт.
Единственное, хотелось бы получить доступ к пройденной практике.
Я кстати в топе на третьем месте)
Нужна годовая и/или полугодовая подписка, мне кажется.
Как, например, на JetBrains Academy (там месяц стоит примерно как у вас — $49, а год — $250).
Нужно, конечно, моделировать и считать, но вполне вероятно, что это win-win: сильно мотивированные пользователи получат знания дешевле (и скорее всего всё равно пройдут искомые курсы быстрее, т.е. они и так платили бы меньше года и потери на них не особенно большие будут), а слабо мотивированные (занимающиеся менее 4 мес. и/или не проходящие нужные им курсы до конца; скорее всего их больше, чем первых) принесут больше денег.
Она была много лет и годовая и полугодовая. Подписка в целом не работает на самом деле когда речь идет про большие ставки. Я отдельный пост про это сделаю, что там полный трындец.
Всегда при случае и нужном контексте вас рекомендую.
А играть сегодня, как мне кажется, как раз таки можно на своём маленьком участке противопоставления этим гигантам (условного мейл ру и компашки).
Те играть на том, что вы не они.
И чтобы не писать длинные комментарий, здесь хорошие мысли на тему от Ильи Клешнина : https://www.facebook.com/ikleshnin/posts/4298254106916841
PS успехов
Ага, мы всегда так и пытались отделяться, а щас это даже актуальнее стало)
Комментарий недоступен
Я только сегодня по го вебинар делал) https://www.youtube.com/watch?v=y0oM51-XNUo&t=1s
Это один из наших планов, сначала мы завезем бесплатную часть на https://ru.code-basics.com/ там пока один урок (зато какой! :D), а потом все остальное.
Каждый раз вас рекомендую, когда где-то заходит речь о школах для разработчиков.
Вы очень большие молодцы.
То есть вы в итоге забили на международное развитие и решили стать конкурентами Гикбрейнса тут?
Мне кажется, что вы вполне могли бы развивать направление "сервиса для хардкорных технарей" и с этим идти на международные рынки.
Надо хотя бы выйти на уровень "делаю курсы не только я", а потом уже международка. Плюс это деньги, которых просто сейчас нет. Я даже дизайнера до сих пор не нанял :D
нет , они уже не могут развиваться, в этом и проблема ,просто они не могут сделать анализ и понять что не так, они теперь даже курсам Тинькова не конкуренты
"Мне понадобились годы, чтобы понять: продукт сам по себе ничего не значит". Серьёзно? Если бы он у вас был плохой, у вас бы начались отвалы. Если бы он был не важен, вами бы не заинтересовались mail.ru и инвесторы. И жили бы вы не за счет обучения и ежемесячной подписки, а за счет продажи обещаний и массовых наборов с массовыми отвалами, как делают это некоторые другие курсы, репутация которых из-за этого уже ниже плинтуса. Когда уже в России поймут, что все работает в комплексе и нет никакого маркетинга в вакууме и нет никакого волшебного маркетолога, который может взять, допустим, обычную офлайн-школу и не меняя в ней ничего (ни подходов, ни программ, ни методик, ни предъявляя вопросов к качеству и персоналу), сделать ее звездой на долгий срок только за счет рекламы. "Маркетинг продукта заложен в самом продукте", как писал Питер Друкер. Вы сами же написали выше, что в 2020 году переупаковали продукт, сделали групповое обучение и вот это всë. А до этого - многолетний опыт обучения и существования проекта, база, репутация. И всë это ничего не значит, да?
Пишу это как маркетолог, который более 9 лет занимался продвижением двух школ английского языка. И понял, что одно без другого (отдельно продукт, отдельно маркетинг) существовать не может.
На днях смотрел вакансии на HH, и там наткнулся на кучу вакансий некоей онлайн-школы программирования и IT. Што потрясло - чтобы преподавать детям по методичкам этой школы не требуется ни опыт в IT, ни опыт работы с детьми. Т.е. любой без опыта может слать резюме. Оклад зависит от числа групп, которые ведешь. И еще в обязанностях горячие звонки по заманиванию родителей на такие курсы. В общем, такой риэлторский способ найма персонала, чет стало немного страшно за онлайн-образование. Может там таких и не одна.
Я как-то собеседовал преподавателя из одной школы, где он учил питону и хотел это делать у нас. В процессе выяснилось что продакшена на питоне у него нет, он стал преподавателем чтобы его выучить.
На вастрике узнал про Хекслет, сейчас учусь. Мне нравится подача, вебинары и наставничество немного сумбурны, но сам курс про фронтенду хорошо сделан.
Как уже проходящего обучение хотел спросить: если сравнивать групповой формат обучения и персональный по подписке, групповой сильно выигрывает в плане освоения профессии/знаний?
Вы крутые! Всё действительно ещё впереди, Кирилл!
https://rakhim.org/dazed-depressed-defunct/
Инфомошенники пошли еще дальше. Эксплуатируют тягу к халяве и веру в волшебство.
геймдев , что бы не писать код и зарабатывать геймдев подойдет, волшебство оно рядом , оно везде
подумала, что тут намёк на Гарри Поттера, ржу
Успеха и процветанию Хекслету!
Интересно было почитать про путь)
Хекслет - прекрасный сайт, который кучу смешанных в голове знаний наконец-то организовал и поставил на место. По подаче информации чувствовалось, что сайт создан программистами для программистов:)
Над этим вам однозначно нужно работать, как и над дизайном основных страниц/лендингов, для случайного человека непонятно, что происходит. Даже я, бывший ученик, зайдя сейчас на профессии не сразу нашла вариант с другими вариантами оплаты, есть только цена за профессию, наличие двух других вариантов никак не упоминается. Путает и озадачивает. Также напрягают цены в рублях для всех, даже тем, кто вроде как не в рф находится.
Может вам стоит сделать какой-нибудь отдельный вариант сайта hexlet simple, где на базе текущего движка информация подается более дробно и ярче, а не по-программистски сухо?
Отдельное спасибо стоит сказать за code-basics - лучший бесплатный сайт, чтобы заинтересовать или отбить охоту программировать у знакомых, которые хотят войти в айти, но не знают, понравится им это или нет.
P.S. Нашла ваш сайт во время поиска чего-нибудь интересного по js на рутрекре, послушала пару лекций Рахима, восхитилась, перешла на оригинальный сайт и взяла подписку:)
У вас прекрасный визуал, пожалуйста не меняйте дизайн. У того же гикбрейнс и Яндекс.практикум отвратный дизайн. Когда я у вас захожу в раздел своей профессии то на одном экране вижу всё важное разом. Мне не надо скроллить, я сразу могу понять все что надо. А такой дизайн как у практикума вызывает только отторжение. Он может и красив, но функционально убог
Hexlet отличная школа, она всегда на слуху в айти окружении и все ее советуют, спасибо за труд))
Пару слов из схожей ситуации.
О продукте.
1. Поглаживать студентов по головке — сейчас важно. «Я решил задачу» — перестаёт быть сильной мотивацией.
2. Грезящие трудоустройством на самом деле грезят о суперпризе.
3. Вопрос «Зачем?» теперь нужно обсасывать долго и подробно. А главное — непрерывно. Не только на продаже, но и в продукте.
4. Похвалы продукту со стороны пользователей ничего не значат, если их не конвертировать в полезные для маркетинга действия.
5. Первый раз в формате курсов покупают разное (обычно фокус и мотивацию), но второй раз — всегда удовольствие. Сорри, не знания и не навыки. И точно не карьерный рост.
5. Впрочем, некоторые покупают безопасность.
О маркетинге (вроде у вас это болит сильней).
1. Привычный нам «портрет IT-специалиста» меняется. Новые доминирующие — не про «как устроено», а про «как делать».
2. Дизайнеры не несут с собой решения проблем. Возможно, то, что вы до сих пор «без дизайнера», не проблема, а спасение для вас. Диагноз по фото, впрочем, не поставлю.
3. Напоминать о себе — не зазорно. Вы даже email-спам не рассылаете вроде бы? Ой.
4. Контент-маркетинг сдох. Отдельные выплески ещё долго будут нас обманывать, но в целом — всё.
5. Конкуренты — не инфоцыгане. Конкуренты — Tinder и семья-дети.
По стилю продукта мы на вас похожи. Кастдевы делаем, выводы из них. Дохода 300/мес достигли через полгода. Грабли похожие, но быстрей. Это всё к тому, что знаю, о чём говорю — и о чём вы говорите.
300 в месяц это в каких единицах?) Если вы скажете миллионах, то я пойду за петлей :D
Кирилл, желаю не только поправить экономику, но и сохранить ламповую «бутиковость» (например, лайвы на YT). Уверен, у команды всё получится :)
Ага, я по прежнему активно в комьюнити и хочу продолжать делать контент и работать с теми кто учится. Для остального – сильная и самостоятельная команда
"Ещё из серьезного — начал взлетать «Яндекс.Практикум» и вокруг появились довольные выпускники."
Довольные выпускники инфоциканского днондекса это кто, простите?
Наверное это те ребята, которых не берут в сам Яндекс? Типа выпускников аналитиков - для которых у днондекса есть Академия - они себе кадры вот там готовят. Почему не в практикуме? Неужели вы думаете, что практикум инфоциганством занимается?))))
Может, это выпускники - продуктовые менеджеры? которых даже дочка днондекса - практикум! - не готов нанимать в штат после своих курсов?
С вашим эд.техом все просто:
1) Я хочу бизнес и денег. Мне пофиг, что люди с зарплатой в 30-60к из регионов, увидев БРЕНД поведутся на эту херню, возьмут кредит, а после их не возьмут на работу. Тогда вперед, льем трафик "пройди наш курс и получай 150к в месяц" и прочие уловочки с обещанием лучшей жизни. Нанимаем джунов, которые вчера стали мидлами на вечернюю подработку за гроши. Лутаем бабки.
2) Меняем жизни людей - честно:
модель с постоплатой в случае трудоустройства.
Устроился аналитиком/прогером/продактом/*название нашего курса*?
Значит наш продукт тебе помог обрести нужные, востребованные рынком знания - ты получил то что хотел. win-win. Оффер у тебя на руках, с него и заплатишь.
А каким образом тогда привлекать людей, если денег нет? А сопровождать?
А разве тот же Гарвард, MIT и прочие не так привлекают абитуриентов? Высокая стоимость как раз и позволяет не только качественно обучать профессии, но и помочь тем самым людям из регионов купить не "пустышку", а хороший курс, а так же сопровождение, которое заставит тебя пройти этот курс до конца и хотя бы научит базовым правилам на собеседовании.
вот я например довольный выпускник практикума.
Фронтенд.
После выпуска сумел пройти на стажировку в яндексе, вот сейчас она заканчивается.
А я вот не стал продлевать подписку в Хекслете. По базе JS смотрю learn.javascript.ru + есть мощное коммьюнити на бесплатных курсах RS School при EPAM
RS School использует наш https://code-basics.com в своих курсах. Каждый раз когда стартует набор, у нас идет всплеск трафика)
Комментарий недоступен
ну Javarush даже бессмысленно сравнивать, там только жава с душными заданиями и полумертвый чат по всем остальным технологиям. В хекслете, как минимум, есть слак на 20к человек, многие из которых готовы зарубиться вообще на любые темы, от датасайенса до выбора крафтового эля.
Hyperskill, конечно, посерьезней конкурент, и в контексте самостоятельного обучения сложно сказать, кто "круче", вероятно, от темы к темы варьируется. Могу за frontend сказать, что у жетбрейнса проекты сделаны (вероятно, намеренно) веселенькими и прикладными с пользовательской точки зрения, в то время как у хекслета проекты занудные и сложные, их бессмысленно показывать маме с радостным возгласом "смотри, ясделяль", но они при этом куда больше приближены к той дряни, которой придется заниматься на работе. И одно ясно наверняка, - если на хекслете ты возьмешь обучение с наставником и не будешь филонить, тебя вышколят и выдрючат так, что даже гарантированный рефанд тебе не потребуется.
Ну и бонусом, ты сможешь освоить все 65536 команд в Vim и снисходительно-высокомерно смотреть на пользователей IDEA ;)
Так они не пересекаются даже по языкам/трекам практически, в каком смысле круче?
Ребят, простите, но вы существуете уже 9 лет, какие-то раунды подняли уже и вот так выглядите сейчас? Хоть убей не понимаю, как это возможно. У проекта с инвестициями $5000 обычно внешний вид лучше.
Наверняка сейчас набегут защитники и расскажут, как всё «прекрасно и сейчас, а ты ничего не понимаешь». Но нет, понимаю и не прекрасно. 😂
Вот так внезапно получается да. И смм спеца тоже нет. В принципе по посту понятно почему так стало получаться, рост стоимости привлечения и операционка привели к нулевой вырочке и провалам в не сезоны. И да мы еще не выкарабкались.
В этом-то и беда. Кто-то только в презентацию, а кто-то только в контент. Второй путь честней, но лучше, когда и на то и другое хватает и денег, и опыта.
Молодцы
Кирилл, привет!
Клевая статья, спасибо!
Немного от себя добавлю про выводы:
1. Маркетинг рулит
2. Классный продукт не менее важен, чем классный маркетинг. Говно можно продать только один раз (я про одно и того же клиента), а привлеченный клиент через маркетинг, который получил клевый продукт становится твоим амбасадором и несет позитив в массы.
3. Надо внимательно слушать клиентов и продавать им то, что ОНИ хотят купить (даже если это маркетинговая уловка).
4. Цена товара определяется тем, какую проблему решает продукт. Чем ценнее решение для клиента, тем дороже может быть стоимость даже при более низкой цене производства.
5. Пивоты (даже внутри продукта, который состоит из множества подпродуктов) и поиск PMF - наше все.
Мы сами проходили через это все, когда делали запуски с курсами, если интересно, готов пообщаться и рассказать наши косяки.
2. Про это не пишу потому что для нас это само собой разумеющееся. Другой вопрос, что в конце концов, когда на рынке кучка плюс минус одинаковых (даже если они разные, клиенты то все просмотреть не могут) конкурирующих продуктов, то решает тот кто лучше интегрируется, продает, завлекает
5. Самое смешное что мы сделали 4 пивота, просто я не стал статью еще больше раздувать
Ребята, вы и Степик я считаю лучшие в рунете по ИТ образованию (очень много читал, в том числе отзывы, про разные образовательные ресурсы) . Пожалуйста, не бросайте все, идите всегда своей дорогой. В долгую это окупится.
Спасибо за статью, благодаря ей узнал о ваших курсах и теперь, после прохождения и освоения бесплатной части, вероятно останусь у вас по подписке или в группе))
Ха, классный кейс) Удачи в обучении!
Я благодарен Хекслету за всё, что сделала команда проекта (лучший подкаст ever!). Именно из-за такого подхода и низкой цены я продолжал оплачивать доступ ещё в течение года с последней активности, а вообще оплачивал её непрерывно года 3.
Сейчас пассивную подписку отменил чтобы избавить себя от старой цены и проходить курсы по потребности за актуальный прайс.
И всё равно я получил кратно больше ценности чем отдал денег. Скорость роста цены на подписку оказалась ниже чем скорость роста моего дохода, на что напрямую влиял Хекслет 🤷♂️
Ох крутяк) спасибо!
С удовольствием прочитал статью....в первый раз слышу про эту школу но после прочтения статьи зарегился !
Автору удачи!
Я посмотрела вашу школу , то что вы преподаете мало кому нужно . Это удивительно что есть те кто хочет этому учиться еще и платит . На мой взгляд бесполезная обучающая программа . О чем эти курсы? а не о чем. У вас нету не знаний не навыков .Есть сомнения что вы вообще владеете тем предметом который хотите преподавать ,вы хотите учить ничему.
Если бы курсы вела я , я бы сказала что я обучу вас с нуля делать что то .Например игры, сайты , настраивать удаленно сервер . А вы говорите что мы научим вас чему то за деньги. И предлагаете не нужный хлам. Ненужно рассказывать про работу , человек хочет научиться что то делать ,вы даже своими словами не способны сказать чему вы учите ,как вы можете учить?
Привет! Это выдернутые курсы из профессий. Это для опытных чуваков, которые ищут, где бы себя подтянуть.
Новичкам в первую очередь надо смотреть на страницу с Профессиями https://ru.hexlet.io/programs В каждой профессии курсы разложены от А до Я. Например, на скрине последовательность курсов по Frontend
русский выучи для начала...
Ну прям воопсче опустили с небес на землю. (Умеют ведь женщины сказать выразительно "фи!". И даже если не владеют матчастью и не вполне понимают о чем идет речь).
Любопытно, что вы даже не позволяете себе задуматься, а все ли у вас так с продуктом. Т.е. вы изначально исходите из того, что вы супер эксперты и у вас супер материал и так далее.
Как человек, будучи программистом с 15 летним опытом, который покупал у вас подписку пару лет назад, т.к. был интересен формат, могу сказать, что продукт мне показался слабым. И да, не с точки зрения знаний, было видно, что знаете о чем говорите, а с точки зрения подачи. Временами нудновато, скучно и погружает в детали, которые не совсем нужны. Ну т.е. чтобы у вас учиться нужна прям серьезная мотивация и нежелание посмотреть на мир вокруг, где продукт делается для пользователя и подстраивается под него. Когда видишь альтернативы, учиться у вас не хочется.
И да, мне есть с чем сравнивать. Я преподавал в Нетологии и закончил Яндекс.Практикум (и тоже среди довольных студентов), учился в SkillFactory (плююсь до сих пор), сейчас прохожу курс в Stepik Academy. Могу сказать так - ко всем у меня есть определенные вопросы, ничто не считаю идеальным, но в тот же Практикум я б вернулся, а к вам возвращаться желания нет.
И это всё не проблемы маркетинга, я ж о вас как-то узнал и даже на момент подписки формально по статье был вашей ЦА, т.е. с хорошим бэкграудном и желанием прокачаться, без необходимости трудоустройства и тд. Но мне не понравилось.
Спасибо за мессадж, тут есть о чем поговорить
Любопытно, что вы даже не позволяете себе задуматься, а все ли у вас так с продуктом.В статье явно сказано что она про маркетинг и бизнес, про продукт писать смысла нет, так как здесь мы все же понимаем что делаем. Меняется он очень сильно и постоянно, два года назад и сейчас это два разных проекта можно сказать. Плюс среди большого количества комментариев тут видно как много успешных и довольных выпускников, которые в том числе у нас уже наставники.
Временами нудновато, скучно и погружает в детали, которые не совсем нужны. Ну т.е. чтобы у вас учиться нужна прям серьезная мотивация и нежелание посмотреть на мир вокруг, где продукт делается для пользователя и подстраивается под него.Однако надо понимать что разным людям нравится разное. У нас довольно неплохо построена аналитика и обратная связь и всегда есть те кому очень заходит и те кому не заходит (что не отменяет постоянной работы над всем контентом). Я тоже самое могу сказать и практически про любую школу, так как значительная часть наших пользователей приходит именно из других школ и пишет о том как им зашел Хекслет и не зашло что-то другое.
но в тот же Практикум я б вернулся, а к вам возвращаться желания нет.Тут все же стоит не забывать про огромную разницу в планах, там это полная поддержка, живые люди и в целом забота, а у нас была просто подписка за доступ к контенту. Это разные ценовые категории с совершенно разными аудиториями. Сравнивать имеет смысл похожие продукты. Плюс мы все равно все немного разные, Хекслет все еще позволяет и будет позволять проходить точечно курсы по прокачке каких-то очень небольших навыков. Например аналогов нашего курса по архитектуре фронтенда в интернете на русском языке просто не найти.
И это всё не проблемы маркетинга, я ж о вас как-то узнал и даже на момент подписки формально по статье был вашей ЦА,Хекслет в проф среде в целом довольно известен. Каждый раз когда я выступаю на конференции, минимум половина зала на вопрос "знаете ли вы хекслет?" поднимает руки.
А в целом мы очень активно ведем ютуб, где я постоянно рассказываю и про фидбек пользователей и про то как мы с ним работаем и как вообще все происходит внутри. В этом смысле Хекслет очень открыт и постоянно находится в режиме изменений.
А каким образом тогда привлекать людей, если денег нет? А сопровождать?
Делать его не первым, а последующим, например, вторым продуктом, когда клиент уже ваш.
Школа Морейниса, например.
А кого вы на парт тайм рассматриваете?
блин не туда ответил
Классный сервис → попробую пройти бесплатное обучение.
Кстати, при поиске "Хекслет" в яндексе. На первом месте рекламируются Geekbrains. Можете просто написать в Яндекс жалобу с угрозой подачи в суд. И они сразу перестанут рекламировать по вашему брендованному запросу. Проверено - работает. Удачи
нельзя подать в суд. в тексте рекламы ГБ не использован бренд Хекслет. а таргетироваться можно на что угодно
Отличный ресурс !
пропал калабуховский дом
Самое лучшее что вы могли сделать и не сделали это похищение основателей ДикБрэинс с вывозом их в лес.
Образовательный рынок точно стал бы намного лучше и, как ни странно, цивилизованнее!
Хочешь стать хорошим программистом - читай исходники. Есть ещё книги Springer по Computer Science.
Вот этот момент:
"Но уже на втором созвоне нам сказали, что модель, которую мы выбрали, очень ограниченна в росте, у нее низкий потолок. В будущем победит работа с живыми людьми, а подписка и автоматизация — это узкий сегмент, который быстро упрется в стену"
...вызвал вопросы.
Откуда у mail появился такой инсайт? Это настолько контринтуитивно. Все сервисы диджитализируются, а тут почему то должна победить работа с живыми людьми (я так понимаю с реальными педагогами). А подписка и автоматизация упрётся в стену.
Вы не думали почему по этому пути пошёл ваш сегмент?
Кирилл, учусь у вас уже больше года, прошел профессию фронтенд-разработчика, сейчас взял DevOps. Все супер!
Хотел поинтересоваться насчет концепта "Русской Courser-ы" - почему он не взлетел, в чем были проблемы? И как тогда выглядел сайт, преподы могли сами создавать свои курсы?
Не взлетел он по всем причинам, мы вообще не понимали ничего в этом) Но я и рад, несмотря на все сложности, то что мы делали и сделали само по себе очень прикольно. Все таки много жизней изменили к лучшему
@Kirill Mokevnin, Ваша статья и комментарии к ней очень впечатлили, все очень знакомо по своему опыту. Спасибо Вам, желаю сил богатырских, чтобы преодолеть все и выстоять на рынке образования.
Помню hexlet.io на многих перечисленных итерациях. Успехов Вам!
Спасибо за статью! Очень полезные штуки
Отличная история. Верю в хороший продукт, всё получится.
Пока Хекслет учит писать игрушки на итоговых проектах, другие имитируют реальные рабочие задания. На одном из проектов по python-разработке нужно написать несколько игр. Как это подготовит человека к работе в реальной компании? Научиться "общим моментам", а потом самому применять знания к реальным задачам можно и на бесплатных курсах. Если бы проекты выглядели в стиле "в первый рабочий день ваши коллеги попросили вас сделать x, для этого вам нужно реализовать третье, пятое и десятое", то понятно, что я буду уметь в итоге и какую задачу я смогу решить. На бесплатных курсах, судя по всему, проектов нет, т.е главная витрина школы, которая должна давать конверсию не показывает, чем вы отличаетесь от бесплатного степика. Если бы вы сделали это первыми (связали реальные рабочие задачи с теорией и упражнениями), то вы бы выиграли. А сейчас это уже много кто делает (кроме вас)
Спасибо за фидбек! Реальной практики, максимально приближенной к задачам программистов, у нас очень много. Но похоже, что из описания проекта это сложно понять, раз складывается впечатление, что там просто игры. Будем работать над этим!)
Игры в первом проекте как раз большого значения не имеют, сам код мог бы быть другим, это просто что-то интересное и не очень сложное, чтобы не отвлекать от сути.
А суть первого проекта в том, чтобы студент настроил окружение, на практике поработал с гитом, подключил линтер, познакомился с github actions, и, конечно, написал код с нуля в реальной среде, а не в тренажере. Если учиться с наставником, то к этому добавляются полноценные код-ревью, рефакторинг, проработка архитектуры проекта. Почти, как на работе.
Это лишь первый проект из четырех, и он идет буквально в первый же месяц обучения, пока человек еще почти ничего не знает. Второй проект, например, больше направлен на алгоритмическую подготовку, ну а четвертый — это уже полноценное веб-приложение, настоящий выпускной проект.
Если интересно, посмотрите еще вот эту статью про проекты Хекслета — https://ru.hexlet.io/blog/posts/anatomiya-proektov-heksleta
Эх, классическая история. Обидно, что такой крутой продукт затмевают обещалкины, но я верю в Хекслет.
Кирилл, желаю процветания!
Так и непонятно, что у Хекслета с партнерскими программами :)
Прямо сейчас делаем!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А вы не думали, например, запартнериться с HR компаний? Я, к сожалению, еще курсы не проходил у вас на платформе, но тоже видел хорошие отзывы. Поэтому вполне возможно, что программисты захотят, чтобы их работодатель предоставил возможность повышения квалификации у вас. Чисто как вариант альтернативного канала)
Еще как партнеримся, но это не влияет на приток людей практически никак. У нас даже такой проект есть https://cv.hexlet.io/
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Меня огорчает то что стоимость подписки выросла до 4т.р , не думаю что для поддержания уходит так много ресурсов. Вопросов к тестам или заданиям от студентов довольно мало, т.к многие проходили все самостоятельно стараясь избегать подсказок наставников. Да и проекты теперь вроде проверяются не людьми а роботом -разве нет?
Большинство лестных отзывов которые есть - это как раз таки студенты с подписок.
А счс похоже что вы просто убиваете подписку для того чтобы все шли в группу или на индивидуальное обучение.
Подписка вообще не окупается, там минусовая экономика. Плюс те проблемы что я описал в статье. Так что в реальности оно не так как кажется снаружи.
Все Вы верно делали/ете. Навязанные обществом цели - стать первым по прибыли/выручке, больше продавать, достигать бизнес целей. Но, важно понимать, что Вы в долгую создаете нечто более ценное, чем короткая прибыль/бизнес рейтинг - пласт хороших специалистов, который будет в будущем растить весь РФ/мировой бизнес своими компетенциями. А угодить рынку говно-продуктами всегда найдутся умельцы
красиво, искренне и от души написано. Я надеюсь, когда люди наедятся пустыми обещаниями, когда пыль осядет и этот информационный шум спадет, вы взлетите и стабильно закрепитесь на рынке.
Вот честно, даже захотелось поискать у вас или вакансии, или курсы хоть просмотреть. Хоть мне ни то, ни то пока не нужно, работа у меня классная.
Спасибо за искренность, за такой подход, когда болеете за смысл и качество продукта. Удачи и дохода вам!
Спасибо, а вакансии есть да) https://www.notion.so/c6406ed8890747e690d32b050faf42c2
Спасибо! Контент-маркетинг работает. Пойду вас изучать.
Меня отпугивает излишне пестрая реклама и привлекает, когда все по существу. Я не планирую заниматься углубленно программированием, но сфера деятельности и базовое образование толкает на то, что навыки программирования все же надо иметь, т.к. SaaS решений уже не хватает.
Навыки программирования нужны больше для продуктивной работы с программистами, а еще лучше для создания своего штата программистов. А еще хотелось бы создавать всякого рода приложения-помощники конкретно под свои нужды
а в работе с наставником есть какой-то план — или стандартная специализация? или можно просто совместно как-то обозначить круг интересующих в данный момент тем, и их прицельно обсуждать/получать помощь в их изучении? и там написано что в месяц включено 8 часов — а если нужно будет больше? это как-то докупается?
Если наставник персональный, а вы кажется это увидели (есть еще наставники в группах), то там все зависит от того, что нужно человеку. Кому-то помощь в прохождении, кто-то готовится к собеседованиям и так далее. Про доп часы всегда индивидуально, запрос редкий, но решается примерно так, как вы сказали.
Кирилл! Полезный материал. Огромное спасибо за статью.
Предлагаю поговорить за менеджмент в вашем бизнесе. Голосом.
Желаю вам сделать бизнес кратно бОльшим, поскорее!
Удачи!
И да, вы чуть не потеряли всё не из-за бума в эдтехе, а из-за недостаточно сильного и зрелого руководства и менеджмента. Рынок и ниша, и продукт, настолько сильно заливают фирму деньгами, что неэффективность менеджмента незаметна. Но она есть! :)
Сейчас очень больлая конкуренция среди онлайн-проектов, чему бы они не учили. С начала пандемии почти все перебрались в онлайн, тут теперь людно и реально пробиться можно только с действительно стоящеей идеей, у которой есть что предложить потребителю, чего него у других аналогичных платформ.
У Хекслета, простая стратегия! Воровать деньга на второй месяц, типо "подписка" :).
Не знаю, за другие курсы , но есть у них курс Http APi. Курс просто "мусор". Чтобы изучить данный курс, вам надо изучить вот эти два курса и все в таком роде. Это я как понял, их вторая стратегия.
Прям настоящий Edutech
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором