Как мы искали идентичность города Кемерово

Это лонгрид о том, как мы искали уникальность и смыслы Кемерова. Если тема урбанистики вам близка, присаживайтесь поудобнее.

Про идею

Как бы пафосно это не звучало, этот проект родился, потому что мы неравнодушны к своему городу.

Кемерово - особенный. Он многоуровневый, у него волнистый ландшафт, много панорамных видов, дома здесь выкрашены в цвет горохового супа и зардевшейся невесты.

Это город нерефлексирующих делателей. Его жители очень противоречивы - суровые, закрытые интроверты, которые открываются только в кризис, склонные к созерцательности, медитативные и, в то же время - правдорубы, хотят меняться коллективно и, в то же время, быть уникальными.

Как мы искали идентичность города Кемерово
Фотограф Александр Патрин
Фотограф Александр Патрин

Все это и не только шаг за шагом мы собирали в Модель идентичности Кемерова - большое исследование, которое поможет здесь в будущем создавать что-то крутое по-кемеровски.

Как мы это сделали? Давайте по порядку.

Проблема в том, что Кемерово - классный город, но многие в этом сомневаются. Почему? Потому что мы до конца не понимаем, что в нем особенного и не соотносим себя с ним.

Говоря об идентичности, мы имеем ввиду совокупность уникальных характеристик, смыслы, историю, опыт, ландшафт, и то, как жители понимают и воспринимают свой город и соотносят себя с ним.

Мы хотим, чтобы в Кемерове было по-кемеровски: фасады домов, украшения улиц. Чтобы все, что здесь появится в будущем, было близко его жителям, а не какому-то очередному "московскому дизайнеру"?

Мы надеемся, что вдохновим людей, изменим их отношение к городу.

Поэтому главная задача, которую мы ставим перед проектом, — узнать, как это “по-кемеровски” и научиться это использовать жителями города.

Искать идентичность, уникальность города решили не спеша - поэтапно. Нам важно было, чтобы в итоге его внешний облик менялся с учетом мнений как минимум нескольких тысяч жителей.

Как мы искали идентичность города Кемерово
Фотограф Александр Патрин
Фотограф Александр Патрин

Мы сделали сайт и запустили масштабное анкетирование - попросили самих жителей рассказать о себе, о своем ощущении города, воспоминаниях, про легенды, мифы и поговорки, про то, чего им не хватает, что они хотят здесь изменить.

2002 кемеровчанина поделились своим мнением — так начала вырисовываться идентичность.

Кстати, собрать две тысячи анкет было вообще не просто! Анкета состояла из 30 вопросов, над каждым из которых нужно было основательно подумать. Многие жаловались, бросали анкету на полпути.

Могли ли мы сделать анкету проще? Нет! Каждый вопрос - часть выстроенной методологии, а не фантазии, взятые из головы какого-то Васи. Мы осознанно звали людей заполнять сложную анкету, потому что трех простых вопросов было бы недостаточно, чтобы искать смыслы, связывающие город и его жителей.

Параллельно мы проводили опрос четырех фокус-групп. Важно было глубоко погрузиться в восприятие города культурологами, историками, журналистами, людьми старшего возраста (не все из них могут заполнить анкеты), школьниками...

О нас должны были узнать ВСЕ

Чтобы привлечь кемеровчан заполнять анкету, нужно было рассказать о проекте. Мы поселились в соцсетях - таргетировались, писали в СМИ, делали email- рассылки, искали сообщества, которым это может стать интересно.

Также мы начали собирать дизайнеров, хендмейдеров, мастеров, художников, чтобы заинтересовать их темой идентичности. Ведь нужны были люди, которые будут создавать те самые новые объекты “по-кемеровски”. Мы ходили на выставки, спрашивали знакомых, много гуглили и собрали десятки таких людей. Им презентовали проект.

Спустя полтора месяца анкетирование завершилось. Все данные мы передали в руки социологов и урбанистов для анализа.

Следующим этапом стал проектный семинар

Когда исследование было завершено, мы пригласили горожан встретиться очно, чтобы рассказать им, как что такое идентичность, и как ее применяют в других городах, обсудить уникальность и ее применение в Кемерове.

Встречу решили проводить два полных дня с 10.00 до 20.00 (летом, в будни). Ее участниками должны были стать люди, которые уже заполнили анкету и познакомились с проектом на сайте.

Мы написали и позвонили тысяче людей, которые дали содержательные ответы в анкете. Писали посты в соцсетях, новости в СМИ.

На встречу пришли 200 горожан. И это был хороший результат. Среди них: бизнес, власть, заинтересованные горожане.

Участники искали смыслы города в характере, ландшафте и опыте - все данные впоследствии были описаны в Модели идентичности Кемерова.

Как мы искали идентичность города Кемерово

Все эти смыслы нужно учитывать при создании новых объектов в городе. На проектном семинаре жителям предложили придумать новую концепцию конкретных городских территорий, которые потеряли свою актуальность и функциональность для жителей.

Конечно, за два дня придумать что-то действительно крутое людям, которые этим никогда не занимались, нереально. Но такую цель мы и не ставили. Мы показали им процесс создания технических заданий, увидели, кому это действительно интересно и собрали команду - сообщество горожан, которое после подробно обучали методике.

Начали щупать детальнее

После семинара в команду по созданию идентичных кемеровских объектов вошли 20 человек.

Нужно было научить их писать технические задания для конкретных мест — трёх локаций. Сделать идентичными кемеровчане планировали две лестницы и зону на входе в кемеровский бор (одно из самых популярных мест).

Как мы искали идентичность города Кемерово

Чтобы понять, как сделать здесь что-то крутое, участники рабочей группы выезжали на объекты, фиксировали все детали: запахи, звуки, ощущения, аномалии, границы, геометрии, делали сотни фотографий, аудиозаписи… и это ещё не всё! Горожане рисовали карты потоков, описывали социальные сценарии, искали все исторические сведения об этих местах, чтобы понять, как было и почему сейчас эти локации не пользуются популярностью у жителей, не выполняют своих функций.

Когда мы проводили исследование на месте, у меня и моих коллег из группы нарисовался образ этой лестницы, как портала — от города в лес. Это чувствуется когда поднимаешься по ней, с каждой ступенькой городской шум становится тише и тише. А приятные запахи и звуки леса усиливаются. Изменить это место важно. Облагородить и гармонично вписать «память прошлой эпохи» в природную среду леса. Сделать «проводником» от города в лес

кемеровчанин, участник рабочей группы
Как мы искали идентичность города Кемерово

Следующим этапом стала постановка гипотез, написание поведенческих сценариев для разных потребностей гостей бора. А ещё — создание календаря событий — кемеровчане продумывали мероприятия, которые могли бы раскрыть потенциал именно этих мест. Главная цель — понять, чем эти объекты могут стать для горожан, если учесть все факторы из исследований и примерить на них Модель идентичности Кемерова.

Результат уже был через полтора месяца, команда создала технические задания, погрузившись в методику. Реализовать эти техзадания - реновировать выбранные объекты было финансово сложно. Первое касание с разработкой идентичных пространств стало скорее обучающим, пробным. Сейчас команда взяла в работу перспективный новый объект, где изменения возможны.

Конкурс журналистов

Местных журналистов, блогеров, независимых авторов мы тоже без внимания не оставили - организовали конкурс журналистов на лучшее освещение нашего проекта.

На кон был поставлен денежный приз. За первые три места конкурсантам обещали 30 000, 20 000 и 10 000 рублей. По условиям конкурса журналистам нужно было полностью погрузиться в вопросы идентичности - поучаствовать в проектном семинаре - узнать теоретическую основу и практические возможности реализации Модели идентичности Кемерова и отрефлексировать все это в своей работе - аналитических статьях, подкастах, новостных сюжетах, коротких репортажах и постах в соцсетях.

Всего про нас написали 10 журналистов. Вот, например, прикольный подкаст.

Идентичный мерч

Мы решили создавать идентичный мерч. Начали с открыток. Мы взяли ответы горожан из анкеты (про которую писали в самом начале) и сделали из них цитатник.

Дизайнерам, художникам, фотографам предложили придумать оригинальные образы для этих цитат. Больше ста открыток участники прислали в течение месяца. Сейчас все те, что прошли модерацию, мы продаем в интернет-магазине. С каждой продажи автору идут лицензионное отчисления.

Как мы искали идентичность города Кемерово

Мы отобрали самые популярные открытки, чтобы продавать в аэропорту и гостиницах, кофейнях, арт-пространствах города. Надеемся, они разлетятся по городам России и всему миру. Кстати, одни из первых открыток заказали в Швейцарию.

Мастер-классы

Важно было не просто выпустить идентичный мерч, но и научить местных художников, мастеров создавать его самостоятельно. Поэтому мы организовали творческую лабораторию совместно с местным арт-пространством... Здесь еженедельно проводились занятия для горожан - первым этапом организаторы погружали участников в кемеровскую идентичность - рассказывали обо всех особенностях, отличающих наш город от остальных, о том, что кемеровчанам близко. На втором этапе с людьми работала художник, арт-терапевт. Она обучала различным техникам от леттеринга до линогравюр.

Как мы искали идентичность города Кемерово

Когда мастер-классы закончатся, мы хотим открыть выставку идентичных работ, которая состоится в конце августа.

Немного про планы

Мы задумали еще много всего: идентичные граффити-батлы, идентичные маршруты, идентичные пространства… Много всего, что из этого выйдет, увидим позже.

Фотограф Александр Патрин
Фотограф Александр Патрин
22
9 комментариев

Странно. За вас уже все сделали 

3
Ответить

Вообще то на картинке Гарик Сукачев должен быть))

1
Ответить

 Он придет и молча поправит все,
Человек из Кемерова

1
Ответить

Пздц выглядит депрессивно

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Процесс поиска идентичности для определенной территории всегда так или иначе нацелен на повышение конкурентоспособности города. Идентичность напрямую связана с особенностями места, с тем, что делает его привлекательным для жизни людей, успешного развития бизнеса, влияет на привлечение потенциальных инвесторов и туристов.   

Ответить