Что нужно знать перед созданием HealthTech продукта: особенности рынка и правила разработки

Привет, vc.ru! Мы — агентство продуктовой разработки Технаксис, создаем ИТ-продукты для HealthTech бизнеса, помогаем запускать стартапы и масштабировать их. Уже 4 года мы изучаем тенденции развития IT-рынка в сфере здравоохранения и wellness-сервисов. Среди наших клиентов: Ак Барс Мед и Ак Барс Медицина, Videorobot, Melitta и MedBot.

К HeathTech относятся все технологические разработки, связанные со здоровьем человека. От трекинга его состояния до страхования жизни. Отрасль отличается своей спецификой запуска цифровых продуктов: узкая специализация, жесткая система государственного регулирования и ограниченный доступ к историческим медицинским данным.

СЕО агентства Айнур Минибаев рассказал, какие сложности могут возникнуть с IT-продуктом в HealthTech и на что стоит обратить внимание перед началом разработки.

Что нужно знать перед созданием HealthTech продукта: особенности рынка и правила разработки

6 важных правил создания продукта в HeathTech

1. В основе разработки — аналитика и обратная связь

Если команда «вслепую» разрабатывает функциональности, делая это без обратной связи — продукт не выстрелит. Чтобы расставить приоритеты в разработке, нужно отталкиваться от четко проработанных продуктовых гипотез. Они формируются после исследования рынка и сбора обратной связи от пользователей.

Как мы проводим исследования в HealthTech:

  • Изучаем тенденции роста рынка медицинских цифровых продуктов и собираем информацию по венчурным сделкам, смотрим западный рынок;
  • Исследуем востребованность продукта на рынке: как решаются аналогичные задачи сегодня и что предлагают конкуренты;
  • Объединяем медицинский и технический опыт: консультируемся с экспертами, делимся продуктовыми гипотезами и собираем фидбек;
  • Изучаем конкурентов, их историю развития, главные продуктовые преимущества и маркетинговые подходы;
  • Определяем и сегментируем ЦА, строим CJM и выявляем реальную потребность аудитории.

На основе таких исследований у продукта формируется ценностное предложение, которое действительно закрывает боли пользователей.

2. Доступ к данным для аналитики

Одна из основных особенностей в разработке HealthTech продукта — необходимость сильной аналитической базы. Это касается доступа к базам данных о заболеваемости и исследованиям симптоматики, аналитике ресурсоемкости больниц и другой информации, которая поможет бизнесу или стартапу оценить потенциал продукта, разработать правильные алгоритмы, которые опираются на исторические данные. Как правило, закрывает этот поинт партнерство с нишевой организацией или структурой.

К примеру, можно обратиться к акселераторам для стартапов. Среди новых: Health&science хаб Цифрового прорыва, акселератор от МТС Хаба и сети «Медси». Так молодые команды могут найти крупных партнеров из отрасли и начать разработку сразу с сильной аналитической базой.

3. Стыковка юридических норм и функциональных возможностей продукта

Для удачного выхода на рынок HealthTech нужна экспертиза в части стыковки IT-технологий, отраслевых нормативных актов и федерального законодательства.

Нормативные требования в HealthTech чаще всего касаются:

  • Хранения и распространения персональных данных пациентов;
  • Требования к наличию расширенной правовой информации на сайте;
  • Требования к рекламным форматам для медицинских и страховых услуг;
  • Оказания самой услуги внутри продукта.

Часто при попытке адаптировать зарубежное решение, стартапы сталкиваются с противоречиями в законодательстве. Так, в США, Европе и России отличаются некоторые формуляры лекарств, процесс оформления пациентов. Тонкости есть и в процедурах обновления программного обеспечения продуктов. Часто при добавлении новых функций требуются специальные одобрения регулирующих органов или даже оформление документами. Есть много тонкостей, которые надо учитывать при адаптации идей и сервисов.

Еще один пример — процедура получения добровольного информированного согласия. Согласно ФЗ об основах охраны здоровья, этот документ считается важным условием оказания медицинских услуг.

Самым безопасным и достоверным решением будет онлайн-подписание усиленной квалифицированной электронной подписью. Она позволяет наиболее точно установить личность пациента при передаче персональных данных. Сложность в ее оформлении — долгие сроки и бюрократия при получении, поэтому ей почти не пользуются.

Оптимальное решение здесь — интеграция с ЕСИА или другими сервисами, которые идентифицируют человека без процедуры «бумажных» подписаний.

4. Работать в парадигме продуктового подхода

Часто крупный бизнес воспринимает запуск IT-продукта как проектную работу. Это утопия, особенно, для рынка HealthTech, где обратная связь от пользователей играет решающую роль. Без проверки гипотез на ЦА, продукт рискует оказаться невостребованным.

Что дает продуктовый подход в HealthTech:

  • Помогает исследовать потребности конечного пользователя;
  • Формирует аналитическую и исследовательскую базу по рынку;
  • Позволяет постоянно развивать и масштабировать продукт;

Бэклог, перечень основных функций и характеристик, с самого начала определяет стратегию продукта. Так, функциональности вводятся по одной за раз, а разработка и развитие продукта приобретают циклический характер.

С продуктовым подходом тестировать гипотезы можно непрерывно (с момента запуска MVP). В случае негативного фидбека стратегия позволяет откатиться на предыдущий этап с минимальными затратами.

Ориентация на пользователя — это непрерывный процесс на протяжении всего жизненного цикла продукта. Аудиторию получают те компании, которые используют гибкую модель разработки, тестируют, собирают обратную связь и адаптируют свои решения.

5. Думать о ценности, которую приносит продукт

Эффективные цифровые решения в области здравоохранения разработаны для конечных пользователей — пациентов, лиц, осуществляющих уход, мед. персонала, поставщиков медицинских услуг и менеджеров компаний.

Для того, чтобы быстро и с минимальными затратами выпустить на рынок жизнеспособное и эффективное решение — нужно довести до состояния MVP базовую функциональность, которая закрывает основную проблему целевых пользователей. Детали, нововведения, надстройки для расширения функционала — добавляются в последнюю очередь.

Если новая фича собирает отрицательный фидбек, удалить этот функционал оказывается проще, чем при проектном подходе, когда на рынок выводится финальная версия продукта.

Базовые ценности, которые может нести цифровой продукт в HealthTech, в основном касаются апгрейда или автоматизации востребованных методов лечения, внедрения возможностей дистанционного обучения и аттестации специалистов, и терапии для пациентов.

6. Планировать дополнительные время и бюджет

Медицинские компании привыкли работать в парадигме долгих согласований и тестирований — каждая новая методология создается в течение нескольких лет, выпускается после клинических испытаний, а затем может никогда и не меняется. Продуктовые агентства, наоборот — работают быстро, выпускают решение по этапам, совершенствуют его после запуска. Состыковать это трудно, но специалисты от подрядчика, например, PM, должны обеспечивать качественный менеджмент.

Не секрет, что затраты на разработку могут вырасти. Чтобы этого избежать, на стадии согласования определите свои текущие потребности в технологических характеристиках продукта и спрогнозируйте будущие затраты.

При этом важно правильно рассчитать стоимость запуска продукта. Кроме самой разработки есть еще дополнительные расходы:

  • Налоги
  • Подготовка правовых документов
  • Хостинг и подписки на сервисы
  • Маркетинг и продвижение проекта после выпуска продукта

В процентном соотношении разбивка выглядит так: бюджет на разработку продукта (инхаус-программисты и подрядчики) должен быть не более 40-50% от общего бюджета продукта. Например, если затраты на техническую разработку приложения составляют 5 млн. руб., то весь бюджет должен быть около 15 млн. руб. Где 30-40% расходы на разработку, 30-40% - расходы на маркетинг и остаток на административное управление.

В HealthTech существуют специфические требования к надежности, точности, защищенности продуктов, что усложняет процессы разработки. Например, часто есть необходимость в сертификации оборудования или защите персональных данных пациентов — все это требует дополнительных временных слотов и затрат.

Что нужно знать перед созданием HealthTech продукта: особенности рынка и правила разработки

Обзор трендов рынка HealthTech в России

— Превентивная медицина

Речь идет о системах предупреждения развития заболеваний и патологий. На первый план выходят решения из области телемедицины, которые обеспечивают мониторинг основных показателей пациентов. Технологии BIG data позволяют объединять и анализировать полученные данные, выявить патологию автоматически на ранней стадии.

— Well-being платформы

В направлении мониторинга ментального здоровья появляется много технологичных решений: платформы-ассистенты, «маркетплейсы» психологов и психотерапевтов. Следуя оформившемуся тренду мониторинга эмоционального состояния и ментального здоровья — ниша остается незаполненной и перспективной.

— Персональное медицинское страхование

Несмотря на сложности организационного и юридического характера, на рынке активно появляются цифровые медицинские карты и сервисы с единой системой авторизации. Они избавляют от обязательных походов в офис страховой компании для оформления документов.

— Развитие технологий Big Data

Широкие возможности для сбора, обработки и анализа данных ускорили появление CheckUp-платформ, с помощью которых производится полная диагностика организма.

— Внутренняя автоматизация

Экосистемы, нацеленные на оптимизацию внутренних процессов, претендуют на отдельный тренд в рамках HealthTech. В первую очередь это продукты, призванные обеспечить автоматизацию операционной деятельности, снизить нагрузку на сотрудников, сократить продолжительность стационара пациентов. Внутренняя автоматизация сокращает финансовые издержки, повышает уровень безопасности и удовлетворенности сотрудников.

— Интуитивные интерфейсы

Основная задача цифрового продукта в HealthTech — удобно выстроить коммуникацию между врачом и пациентом. Эту задачу решают чат-боты и автоматизированные колл-центры, которые упрощают процедуру оформления обращения и первичной консультации. ИИ-система задает клиенту наводящие вопросы, предлагает возможные варианты ответа, и, если считывает подозрение на заболевание, предлагает записаться на диагностику со специалистом. В итоге, на приеме врача время на сбор данных значительно сэкономлено.

— Телемедицинские комплексы

Телемедицина открывает доступ к любому профильному специалисту при помощи видеоконференцсвязи. Пациент может отправить медицинские данные с приборов для изучения и постановки диагноза, получить оперативную поддержку и медицинскую помощь. Например, с 2021 года ICL Техно запустили smart-ФАПы в Сахалинской области, которые предоставляют жителям отдаленных населенных пунктов высококвалифицированную диагностику. Это позволяет не только оптимизировать логистику для врачей, но и упростить процесс лечения для маломобильных пациентов.

Основной перечень технологических тенденций в HealthTech

  • Приложения для мониторинга здоровья
  • Телемедицинские приложения
  • E-аптеки/агрегаторы, сервисы доставки лекарств
  • Well-being платформы
  • ОМС, ДМС, цифровые медкарты
  • Системы повышения внутренней производительности
  • Инструменты анализа данных пациентов
  • ПО для клиентского сервиса и управления коммуникациями с клиентами
  • ПО для медицинских записей
  • ПО для управления медучреждениями
  • Инструменты принятия медицинских решений
  • Аналитика и сбор Big Data в MedTech
  • Системы CheckUp-ов, трекеры личного здоровья, скорингов
  • Системы защиты информации и контроля доступа к ней с целью предотвращения утечки информации о пользователях
  • Страхование: риск менеджмент, ОМС и ДМС, digital страхование

Выводы и итоги

Рынок HealthTech развивался очень быстро до COVID-19 и только ускорился во время него. Для того, чтобы запустить на рынок качественный продукт, одной идеи мало. Необходимо объединить все элементы, продукты и услуги в убедительную ценностную историю как с точки зрения пациентов, так и с точки зрения мед. персонала.

*Динамика роста HealthTech рынка по данным международной консалтинговой компании. McKinsey&Company
*Динамика роста HealthTech рынка по данным международной консалтинговой компании. McKinsey&Company

Дайджест основных выводов и итогов:

Учитывайте не только портрет конечного потребителя, но и пласт потребностей сотрудников компании: врачей, менеджеров, агентов.

Стратегические партнерства открывают доступ к необходимой информации и крупным площадкам с ЦА.

Юридические нормы оказывают большое влияние на разработку в медицине и страховании.

Цифровые продукты призваны трансформировать коммуникацию между компанией/организацией, врачом и пациентом.

1010
Начать дискуссию