Как наша проблема стала нашим хобби, профессией и источником заработка

Начну записывать нашу историю о том, как офисная работа в IT и финансах была заменена собственным делом и как мы за год после увольнения сделали чистую прибыль вдвое больше нашей суммарной зарплаты. В первой части напишу историю до момента «ушли с работы», а потом поглядим.

Небольшая предистория

Меня зовут Константин, а моего друга Дмитрий (далее Диман или Диманыч). Я жил в деревне Фирсановка в Подмосковье, а Диман в Королеве. Мы оба закончили физматшколы. Я школу им. Петра Леонидовича Капицы, а Диман СУНЦ МГУ. Но тогда мы еще не были знакомы и оба хотели поступить в МФТИ. Считаю, что нам очень повезло: в конце 90-х было падение уровня поступающих, и мы смогли поступить. Там, в МФТИ, мы и познакомились в процессе поиска, у кого списать лабы по физике.

На третьем курсе дружба с физикой у нас разладилась. Все, что ее касалось, тогда казалось нам устаревшим и непривлекательным. Это был 2000-й год — апогей упадка. Математика ощущалась намного ближе к программированию. А программирование выглядело как единственное занятие, которое может приносить деньги голодным студентам. И мы решили перейти на математический факультет нашего вуза. Для облегчения перехода мы закончили 5-й семестр на все «отлично». Как-то смогли убедить декана, что нас нужно взять, и что мы сдадим все, что нужно, немного позднее.

Перешли мы на ФПМЭ (факультет Прикладной Математики и Экономики). Я занялся математикой, а Диман экономикой. Далее Диман решил работать в финансах, а я в IT. Но в офисах какого-то особого прогресса мы не достигли. Хорошим программистом у меня стать не получилось — был аналитиком, руководителем проекта и продукта, но ощущение радости от работы бывало только в момент самого начала отпуска. Примерно так же было и у Димана в его сфере: потогонный консалтинг, а потом управление финансами в логистике. Так прошли 14 лет после института. Институт мы закончили в 2004-м.

Ранние попытки

Наше детство прошло в 90-е. Денег было экстремально мало. Наверное, поэтому после вуза мозг все время думал, как бы заработать. В то время у меня даже идеи не было, что деньги можно заработать не "на работе". В какой-то момент в руки попала книга Жаркова “Shareware”. Это было прозрение: можно было запрограммировать что-то и продать. И в этом процессе нигде не нужно было "ходить на работу".

Это было прозрение: можно было запрограммировать что-то и продать. И в этом процессе нигде не нужно было "ходить на работу".

С тех пор мы постоянно пытались что-то сделать самостоятельно. Когда в голову приходила очередная идиотская идея, то каждый раз я был абсолютно уверен, что через месяц моя жизнь будет уже совсем другой. Но каждый раз что-то шло не так.

То мы хотели сделать редактор растровых изображений и продавать его. Естественно даже не доделали первую версию. То мы сделали программу математической обработки научных данных на Delphi. Сделали, продали в один институт и на этом все. И так далее. Во всех случаях был провал. Основная причина была в том, что мы концентрировались на том, что нам казалось интересным, и даже не думали проверить, интересно ли это кому-то еще. Мы фанатели от фич, которые сами придумывали. Странно, что за все эти годы у нас не пропало желание сделать свой «бизнес», учитывая регулярность впустую потраченных денег и времени.

В какой-то момент занялись SEO. Сделали контентный сайт, даже удалось с минимальными вложениями раскрутить его до 15.000 уников в день. Были неплохие предложения по его покупке. Думали, что теперь будем просто тиражировать такие сайты и «жизнь станет другой». Но в какой-то момент нас ломанули, и на сайте стали появляться в разных местах ролики с призывами ИГИЛ (запрещенная на терретории РФ огранизация) и проч. А через несколько недель меня вызвали в полицию. Сайт в итоге был пессимизирован поисковиками и потом умер. Пробовали повторить опыт — уже не выходило...

В голове постоянно были какие-то идеи. Но после 35 лет увеличивающееся количество детей, возраст, бытовая рутина уже начали делать эти идеи менее яркими и захватывающими.

Проблемы с обучением собственных детей

Сдали в школу и забыли

Наши дети пошли в школы. В первых классах все прекрасно. Цветы и улыбки. Но потом стали появляться вопросы вроде «Интересно, а почему ребенок считает сейчас хуже, чем год назад?». Это были примерно 2011-2016-е годы.

Школа не работает

Попробовав посидеть с детьми, позаниматься и посмотреть, что у них в голове, обнаружили что там «мухи, мед, г**но и пчелы». Например, мальчику-отличнику пятикласснику было абсолютно бесполезно предлагать решить текстовую задачу. Ответ был один: “Я не понимаю, что здесь написано, скажи как это в пример сделать….”. Хотя условие написано было по-русски.

Дети были уверены, что задачи придумали, чтобы мучить детей, не понимали, зачем оформлять свои записи аккуратно, зачем уметь быстро считать в уме, зачем и как задавать вопросы. Словом, в голове у них не были сформированы образовательные привычки, наличие которых дает шанс что-то освоить.

Также все дети поголовно были подвержены прокрастинации и у них отсутствовал распорядок дня. При этом в школе ребята были отличниками и хорошистами.

На работу таких бы не взял

В то же время одной из моих обязанностей на работе было проведение собеседований продуктовых менеджеров и оптимизация всей процедуры найма. Я подошел к этому системно: формализовал процесс, критерии, скрипты интервью, onboarding, обучение. Настраивая эти параметры, искал оптимум.

В процессе этой работы я обнаружил, что у успешных менеджеров часто развит навык умения учиться. Обычно он приводит к неплохому развитию всего остального. Наблюдая за своими детьми, я заметил, что если они продолжат в том же духе, то я бы их на работу не взял.

Пробуем учить детей своими силами

Сразу стали видны наши ошибки в воспитании, которые проецировались на обучение и мешали выработке у детей правильных образовательных установок. Поэтому начать мы решили с дисциплины, а именно с выработки привычки работать регулярно. По дороге на работу в электричке мы набивали с телефона в WhatsApp задание каждому. А вечером проверяли. И так было каждый день.

Ежедневная кратковременная работа с учеником оказалась удачной находкой. В будущем это станет основой нашей методики.

Никакие задачники не использовали, так как дети сами бы с ними не разобрались. И приходилось делать такие задачи, условие которых будет точно понятно. Недавно я узнал, что навык, которого детям тогда недоставало, называется «функциональная грамотность».

Если у детей что-то не получалось, то либо они звонили нам прямо на работу, либо ждали до вечера, если на работе был напряг. И это оказалось очень удачно находкой, которую мы встроили в свою методику: эффект от ответа на вопрос полученный сразу намного выше, чем если пройдет даже 30 минут.

Образовательный эффект от ответа на вопрос, полученный сразу, намного выше, чем если пройдет даже 30 минут.

Вечером мы все проверяли, и день считался закрытым только после решения всех вопросов по заданию.

Постепенно прогресс стал заметен. Его заметили одноклассники детей и наши знакомые. К нам стали обращаться с просьбой поучить их детей в такой же манере.

Первые скриптики на python

Примерно в 2017 году учеников и у меня, и у Димана стало больше, чем 5.

Набивать в руками задачи порядком достало

К тому моменту мы своей рукой записали уже не по одной тысяче задач, причем многие мы придумывали сами прямо в процессе ответов на вопросы. Обычно в момент ответа на вопрос очень четко понятно, какая задача помогла бы именно этому ученику. И страшно хотелось прекратить набивать все это пальцем в WhatsApp. Хотелось куда-нибудь нажать и распечатать. Мое программистское прошлое подсказывало: это был явный кандидат на автоматизацию.

Генерируем условия задач в среде разработки

Стоит отметить, что к этому моменту я не программировал уже лет 5 вообще. А весь мой опыт предыдущего программирования был на C++ и Delphi.

Решил писать на python потому что я слышал, что он простой. С помощью метода тыка и stackoverflow написал скриптик для каждого ученика. В каждом таком скриптике было формирование текстов нужных мне задач для этого ученика и текста ответа. Сделал так, чтобы задачи каждый раз были с разными числами. Все было сделано без всяких функций, тупо в теле скрипта формирование строк и вывод их в консоль. Так появились скрипты masha.py, serega.py и т.д. Утром я открывал каждый скрипт в PyCharm, нажимал Shift+F10 и копировал текст в WhatsApp каждому ученику. Это было огромное ускорение и, соответственно, облегчение. Я получал огромное удовольствие от перекладки задач из головы в скрипты.

Очень удачная мысль: делать скрипты, которые делали задачи с некторой вариативностью. Это подталкивало нас к построению библиотек функций, а значит, к повышению управляемости контентом.

Узнал, что есть dict в python

Все ученики двигались по учебному плану и постоянно были нужны новые типы задач. Каждый день мы добавляли все новые и новые задачи в каждый файлик. Скрипты пухли и каждый раз выдавали мне тексты всех задач с самого начала. Я научился комментировать код, чтобы получить только нужные мне тексты.

Прочитав, что такое dictionary в python, я сделал себе такой ))) Словарь из имен функций и цикл, который запускал все эти функции. Теперь комментировать нужно было не блоки кода в каждом скрипте, а только ключи в словаре. В этот момент я ощутил, что компьютер решает мои реальные проблемы и экономит время!

Но это все еще оставалось набором скриптов, которые я запускал вручную прямо из PyCharm утром за завтраком перед забегом до электрички.

Если ученик не понимал, как решить задачу, то мы списывались с ним или созванивались и объясняли. На это уходила уйма времени. Также с каждый учеником мы занимались раз в неделю очно по часу.

Первые денежки и первые мысли об уходе с работы…

Денег со сторонних учеников мы брали как договоримся. С кого-то 5000 в месяц, с кого-то 9000 в месяц. Никакой единой политики не было.

В какой-то момент доход приблизился к 50.000 на брата. Наши зарплаты на работе в этот момент были в районе 250.000 чистыми у каждого. В тот момент я сменил работу и ушел из одной ИТ-компании в другую, новая работа была связана с образованием. На новой работе я честно рассказал, что у меня есть свой проект. Мы договорились, что я его пока заморожу и буду заниматься только основной работой, а через три месяца вернемся к обсуждению моего проекта. Но… не вернулись… Начали появляться мысли, а, может, уйти с основной работы….

Но было крайне стремно. Куча детей и жены-домохозяйки требовали ответственного отношения к надежности. Брать новых учеников, не уходя с работы, было уже очень тяжело, поэтому решили заняться автоматизацией и смотреть, что будет. Это была вторая половина 2018-го года.

И даже если и увольняться, то быть просто репетиторами было не интересно. Хотелось сделать систему, которая постепенно исключала бы нас самих из процесса, но чтобы при этом росла эффективность обучения, обучение оставалось индивидуальным и у ученика полностью сохранялось ощущение, что учитель — человек рядом и полностью в его распоряжении. Но до конкретных шагов к этому тогда было ещё далеко и впереди было ещё несколько лет очных занятий и постоянных ответов на нескончаемый поток вопросов от учеников.

Ускоряем скриптики

Чтобы уволиться с работы, нужно было обеспечить доход, хотя бы минимальный. Чтобы был доход, нужны ученики. Чтобы были ученики, нужно время. А чтобы было время, нужно уволиться с работы. Поняв, что круг замкнулся, решили искать его звено, которое будем рубить. Решили, что этим звеном будет «время, которое тратим на каждого ученика».

Как мы проводили тогда дни

Сейчас, смотря на такие затраты по времени, я не понимаю, когда мы спали.

Помню, что программировал новые задачи я утром до пробежки. Из-за этого вставал в 5:00. Выдавал задания по дороге на работу из электрички. Очные —сразу по приезду с работы. И в течении дня мы отвечали на вопросы учеников. Тогда мы еще не понимали, что эти вопросы — это самое ценное, что именно их провокация и правильные ответы на них позволят в будущем убрать очные занятия совсем. Но пока вопросов было не так уж много в течении дня и от работы они не особо отвлекали.

Удачная мысль: мы стали составлять задачи так, чтобы провоцировать учеников на конкретный вопрос. Усвоение резко улучшилось.

Очные занятия решили пока не трогать. Мы получали с них много опыта. И, кстати, интенсивно обменивались им и обсуждали найденные методические приемы.

Думаем где мы можем ускориться

Проанализировали, на что тратили время. Расклад получился примерно такой:

- 2 часа в день на написание кода новых задач: половина из них — это для тех тем, которые нужно прямо сейчас проходить, и половина — это улучшение задач, которые уже прошли,

- 1-2 часа в день на очные занятия,

- 1.5 часа каждое утро на формирование заданий ученикам на день.

Выбрали точки ускорения

Обсудили и решили:

- облегчить написание новых задач, создав библиотеки функций,

- сэкономить время на редактировании последовательности задач,

- ускорить выдачу заданий (в тот момент выдача задания утром занимала 1,5 часа на 10 учеников).

Уже в тот момент стало ясно, что максимльно эффективно созваниваться с учениками тогда, когда есть вопрос или дошли до новой темы. А не тогда, когда у нас зафисировано время для занятия раз в неделю.

С самого начала мы делали все без какого-либо дизайна. Минимальнее невозможно.

Облегчение создания новых задач

Я сделал первую версию библиотеки функций, с помощью которых стало чуть легче программировать задачи. Каждую задачу мы писали уже не с нуля, а иногда вызывая функции. Первыми появились библиотеки решения квадратных уравнений, решения различных других типов уравнений, вывода формул (пока еще текстом) как ученики терпели кривой формат задач, не понятно).

Функции задачи все еще писались отдельными файлами, а по готовности я руками переносил их код в базу данных.

Облегчение выдачи заданий ученикам и редактирования последовательности задач

Это нужно было, чтобы иметь возможность выдавать задания из электрички с телефона. Также можно было редактировать последовательность задачи тоже на бегу.

Нужно было сделать web-интерфейс для выдачи заданий и отправлять ученикам просто ссылку на страничку с их заданиями. Это бы ускорило выдачу заданий. За пару дней исследований «а как это вообще делают» пришел к выбору: Angular vs React. Выбрал React. Не могу объяснить почему. Сначала, как обычно, ничего не мог понять и опять цикл: ролик—>попытка—>затык—>ролик. Но я заметил, что количество циклов сократилось.

Скрипты учеников переехали на django, и его админка стала нашим инструментом выстраивания последовательности задач. Сами задачи стали записями в БД. Пришлось изучить django и его модель. Ничего не понимал. Делал так: смотрел видео на youtube, в котором были похожие слова на то, что мне было нужно. Пробовал сделать сам. Ни черта не работало. Повторял цикл. И так пока не получится. На все доработки ушло месяца два. Заметил, что в электричке (Курская — Подольск) на дороге с работы засыпаю в любом положении.

Сайт переехал с локали на pythonanywhere за 5$ в месяц. Кстати, он и сейчас там за 5.25$. Недавно пришлось увеличить диск с 1Gb до 2Gb.

Теперь при выдаче задания ученику нужно было только нажать плюсики нужное число раз у задач, которые мы хотели отправить ученику, и потом скопировать сформированную ссылку ученику в WhatsApp. Что интересно, этот замок из г**на и палок не ломался и работал как часы.

Разделение обязанностей

Примерно в это время наметилось деление: я программировал систему, а Диман писал скрипты задач. А вместе мы обсуждали методику и обучали учеников.

Я прекрасно понимал, что мог бы нанять разработчика и тот сделал бы в 100 раз лучше и в 1000 раз быстрее. Но я не делал этого. Мне было жутко интересно все, что касалось нашего предприятия. Особенно крутым было ощущение от того, что что-то, сделанное моими руками, работает и облегчает нашу работу. Это повторялось каждый день.

Эффект изменений

Эти изменения позволили сэкономить минут 40 утром на выдаче заданий (в электричке можно было поспать) и час вечером, который уходил на программирование новых задач, которые требовались ученикам. На программирование веб-интерфейса ушло месяца два работ по вечерам.

Это была жара. Мы ощущали себя солдатами, которые быстро изготавливают снаряд, подвозят его к пушке, наводят, стреляют, оценивают попадание (иногда в себя) и бегут за новым. А враги наступали и наступали. Ученики тренировались и решали все быстрее и быстрее. Также стали четко вырисовываться их стандартные проблемные места.

Немного увеличили число учеников

Почувствовав временное облегчение, вызванное доработками, мы сделали аккаунты на профи.ру, чтобы в высвободившееся время набрать новых учеников. Но нас никто не выбирал (((.

Мы откликались, но так как наши списки отзывов были пусты, то никто не решался с нами работать.

Это сейчас с отзывами и красивым рейтингом нет проблем с набором. А первое время набор шел весьма кисло.

Мы немного снизили цены. Стали приходить ученики крайне низкого уровня (под уровнем понимаю, не уровень знаний, а желание и умение учиться). Но мы были рады. Каждый день они получали задания, могли в любой момент задать нам вопрос по этому заданию, и еще раз в неделю было очное занятие. У большинства из них был неплохой прогресс.

Мы набрали еще по несколько учеников, и, даже с учетом сделанной автоматизации, нагрузка возросла. Но возрос и доход: он стал примерно по 100 т.р., также стандартная плата в месяц для ученика стала 9600.

Каждый вечер стал таким: мы непрерывно отвечаем на вопросы учеников, решаем собственные задачи, чтобы понять, где у ученика проблема, и сформулировать ему правильную подсказку. Нужно отметить что такая работа позволила очень хорошо прочувствовать структуру экзамена и, как следствие, лучше доносить ее до учеников.

Тогда мы начали шлифовать и отбирать наиболее эффективные объяснения. И оттренировывать их сначала на очных занятиях, а потом и в чате.

Уходим

Был декабрь 2018 года, я постоянно вспоминал советы тренеров "успешного успеха": "создайте альтернативный пассивный доход", "не работайте сами — нанимайте других и делайте бизнес". Мы все так и сделали, только доход был явно не пассивный и работали мы своими руками.

Диман работал из последних сил на своем месте. Мы постоянно общались по вопросам нашей системы (так мы ее называли) и иногда спрашивали друг друга: «Ну, что? Уходим?». Однако все время находились какие-то отговорки. 23 декабря 2018 года мне позвонил Диман и сказал: «Я уволился.» Стало понятно, что мы «поехали». Вскоре уволился и я.

Первое, что мы ощутили, — это уйма времени и отсутствие зарплаты.

Забегая на пару-тройку лет вперед

Все ключевые методолгические и архитектурные решения, которые мы принимали на описанном раннем этапе, были вызваны просто необходимостью выжить. Сейчас сложно представить, что бы мы делали, если бы были в более тепличных условиях.

Постоянная нехватка времени заставляла нас все время анализироать на что мы тратим время. И постепенно мы пришли к тому, что основные затраты на переделывание кода задач, вызванное улучшающимся пониманием того какие должны быть задачи, чтобы материал усваивался эффективнее. О том, как мы расшивали эту проблему в следующих частях.

Еще тогда обратили внимание, что постоянно совершенствуем методики обучения по каждой теме и это требует переделки задач. Система поддержки кода задач - одна из главных.

Все эти решения в доработанном виде легли в нашу методику, по которой мы сейчас готовим к профильному ЕГЭ по математике. У нас есть и стобальники и идеальные честные оценки и десятки отзывов на профи.ру. Заходите к нам в телеграмм канал, который мы недавно начали вести. Там пишем ответы на частые вопросы родителей и учеников. И ничего там не продаем:

181181
87 комментариев

Отличная статья.
Многое из описанного мне знакомо.
Наверное все кто делает свой бизнес/стартап проходят через похожие проблемы.

12

Отличный комментарий.
Многое из написанного знакомо.
Наверное у всех кто пишет свой комментарий читают похожие статьи.

67

Блин! Как же приятно читать такие статьи!!! Все равно что пересмотреть серию из первого или второго сезона "Кремниевой долины". Успехов вам, ребята! А нам - больше ваших статей!!!!

17

Тут главное, что стоит за статьей, а если что-то? Бывает что статья это просто придуманная история и за ней нет каких либо успехов. А есть просто ссылка и так далее. 

2

А сколько в среднем учеников было в месяц в разные годы? Как сейчас привлекаете учеников? Как собираетесь масштабироваться дальше?

3

Я не могу назвать нас бизнесменами прям ))) Скорее мы все же ремесленники. И скорее мы получаем удовольствие от всего происходящего. Поэтому на такие вопросы мы, конечно, можем бодро ответить, но потом делаем то, что хочется. Заработок - это побочный эффект. А хочется построить что-то полезное. Честно. Теперь отвечу на вопрос: у нас churn rate практически ноль. Все кто приходит остаются до конца. Почти все. Поэтому проще считать сколько у нас учеников в год. По 35. Сейчас в основном приходят по сарафану или сами нас находят на профи. Стараемся не расти, потому что ученики пока еще грузят нас, а нужно развиваться и снижать наши минуты на балл ученика. Планы по развитию есть, конечно. Двигаемся. Расскажу в следующей части если буду ее писать. Никаких секретов нет )))

6

Дорогой автор, подскажите такой момент, как вы формируете интерес у ребенка к решению задачи и изучению нового материала. Вы прорабатываете с учеником его увлечения и интересы, а затем на их основе строите задачи? Иди у вас другая методика?

2