Зачем фотографу личный бренд? (Интервью)

Сегодня побеседуем с фотографом Дарьей Каракуловой, новым резидентом нашего клуба по развитию личного бренда в акселераторе Skillers. Узнаем, что для неё значит личный бренд, как она его создавала и как развивает, чем он помогает ей в жизни, деле и в кризисных ситуациях.

Даша начинала свой профессиональный путь в 2008 как лайфстайл блоггер в «Живом журнале», работала с брендами, делала для них фоторепортажи. Затем завела блог в Инстаграме и с 2016 начала продавать услуги фотографа, специализируясь на портретной съемке. Сейчас у неё 40 тыс. подписчиков и 15-20 съемок в месяц, стоимость сессии от 15 тыс. рублей.

В 2020 во время пандемии, когда не было съёмок, запустила курс по домоводству «Марафон чистоты и порядка» и провела 6 потоков, по 200 участников в каждом и стоимостью по 1 тыс. руб.

Сейчас запускает Youtube канал «Дом быта».

Зачем фотографу личный бренд? (Интервью)

Инстаграм Дарьи Каракуловой: https://www.instagram.com/daryadarya_ru/

Как началось твое увлечение фотографией?

Фотографией я начала увлекаться в старших классах школы, тогда ещё были плёночные мыльницы. Мы часто гоняли с родителями в Европу, и помимо типичных туристических достопримечательностей, я частенько снимала что-то своё уникальное, например граффити, которых тогда у нас в России еще не было.

В институте у меня появилось много подруг, которые приехали учиться из других городов, и цифровая мыльница Canon. Подруг всё манили клубы, а мне хотелось показать им столицу. Водила их прогуливать занятия качественно, брали бутылочку вина и ходили по переулкам. Брала с собой мыльницу и фоткала всё подряд.

А как ты начала вести блог?

В честь окончания института я купила себе зеркальную камеру. Увидела, что мои фотографии стали заметно качественней, но навыков не хватает. Я уже работала и понимала, что еще и фотошколу не потяну, поэтому единственный выход — много практиковаться. Начала давать себе регулярные задания: отснять тот, потом другой район города.

Сразу поняла, что снимать в стол — не моя история. Был популярен Живой Журнал (ЖЖ), и я решила выкладывать фотки туда, в 2008 завела свой блог. Это ещё больше разожгло во мне азарт фотографирования. В ЖЖ было много сообществ, посвященных разным районам Москвы, я поглядывала фотки в этих сообществах, потом шла на улицы и делала интересней.

Ты стала зарабатывать на блоге?

На пике я входила в Топ-100 блогов Москвы, но не была супер популярной. Блог давал мне не столько деньги, сколько дарил множество новых знакомств и приключений.

Ещё в 2007 я записала и выложила на ютуб ролик, в котором за рулём автомобиля пела «Гитар-гитар» Петра Налича. Видео стало очень популярным, и когда я завела блог в ЖЖ, многие подписывались на меня из-за этого ролика.

Дарья поёт «Гитар-гитар» Петра Налича

Так со мной познакомился Иван Падерин, коллекционер и организатор ралли ретро автомобилей. Он свёл меня с пиар отделом в Мазде. Несмотря на то, что я была ещё маленьким блогером, стала брать их автомобили и кататься по авто турам, делая репортажи с мест.

Через год я подружилась с Ситроеном, которые дали мне свой новый C3 на 2 недели, чтобы мы скатались с будущим мужем в наше первое путешествие на море в Геленджик.

Чуть позже, на свою свадьбу, у Мерседеса я взяла белый автомобиль Е класса, на котором сначала мы поехали в ЗАГС, а затем в свадебное путешествие по Костромской и Ивановской области. Всё это были бартерные истории.

Когда я стала более менее заметной в ЖЖ, ко мне стали приходить агентства и бренды. Товары мне были неинтересны, чаще я отказывалась с ними работать, а вот путешествия и экскурсии в любопытные места брала с удовольствием.

Так в 2011 я съездила на экскурсию на атомную станцию в Десногорске, под Смоленском, заказчиком был Росатом. Это совпало по времени с нашим медовым месяцем и скрасило послесвадебный отпуск.

Потом в 2013 компания «Экспедиция» пригласила меня в качестве репортера на их 2-х недельный автопробег от Мурманска до Владивостока. Для меня это было необыкновенное приключение в духе National Geographic.

Компания Friends Travel продавала туры на яхтах в Средиземном море, и меня позвали в один из таких туров, чтобы я глазами очевидца осветила, как проходит неделя отпуска на яхте.

Я снимала для Nestle, ездила в Самару, где выращивают злаки для детских каш, а потом в Вологду, где эти злаки обрабатывают.

В 2015 делала репортаж о Сернурском сырзаводе, который поставляет свою продукцию в том числе во «Вкусвилл», ездила в Марий-Эл на их ферму.

В 2016 для компании «Северсталь» писала пост про производство на их металлургическом предприятии.

Металлургия для домохозяек, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdaryadarya.livejournal.com%2F770082.html&postId=293963" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">пост Дарьи в ЖЖ</a> 
Металлургия для домохозяек, пост Дарьи в ЖЖ 

Там же, на просторах ЖЖ, я познакомилась с Олегом Барминым. Он вёл блог, как потерял свой автобизнес в Северодвинске и как восставал из пепла, делая новый цветочный бизнес в Москве. Мне нравилось его читать, я часто комментировала его посты. И однажды, в канун 8 марта, предложила сделать фоторепортаж его цветочной лавки «Фанфан» на Флаконе. Сделала это бесплатно, ради контента для своего блога. А через 2 недели Олег предложил мне работать с ним в офисе ЖЖ, куда его взяли директором по маркетингу. Это стало самой лучшей моей наёмной работой. Наш отдел занимался развитием блоггинга в регионах. Делали блогеров интересными и востребованными у локальных брендов.

С 2016 я целый год плотно сотрудничала с Правительством Москвы. Город с каждым годом хорошел, они приглашали меня на различные городские мероприятия, и я с удовольствием освещала их у себя. Не кривя при этом душой, потому что мне нравится наш город и было даже логично получать деньги за то, что мне нравится.

А как ты попала в Инстаграм?

Инстаграм появился у меня в 2013, и сначала я просто пошла и застолбила там свой никнейм. Начала постить случайные картинки: моя первая фотка там — коробка печенек на моем рабочем столе в ЖЖ. Сервис только зарождался, ещё не было того движа, который сейчас.

Постепенно ЖЖ стал загибаться, все начали переходить в Инстаграм. Никаких специальных акций по перетаскиванию своей аудитори я не делала, всё произошло органически. Подписчики моего блога просто находили меня в Инсте и подписывались.

Начиная с 2017 я уже понимала, что это мой основной блог, а ЖЖ продолжала вести скорее из жалости к формату и истории. Прелесть ЖЖ, в отличие от соцсетей, что все его посты хорошо индексируются и потом гуглятся.

А в 2018 случился переезд Яндекс Фото, где я хостила фотки, на Яндекс Диск. И многие фотки либо перенеслись не в том качестве, либо просто потерялись. Тогда поняла, что держусь за что-то умирающее, и отпустила.

Сейчас у меня порядка 40 тыс. подписчиков в Инстаграме, думаю первые 20 тыс. пришли из ЖЖ.

Зачем фотографу личный бренд? (Интервью)

Когда ты сделала первую коммерческую фотосессию?

Еще в ЖЖ, когда у меня заказывали посты, я позиционировала себя как фотоблогера: что помимо текста делаю и качественные фотографии. Писать тексты без фотографий было неинтересно. Всегда хотелось приехать, попробовать, почувствовать, посмотреть под своим углом. То есть уже тогда фотография стала приносить мне первые деньги как фотоблогеру.

В 2014 я ухожу в декрет, в начале 2015 появляется Варюша. Впервые мне не нужно работать, потому что до этого я постоянно была в найме. Но не зря говорят, что «отпуск и декретный отпуск — это как стул и электрический стул». Я кайфовала от декрета только первые полгода.

И в какой-то момент подумала попробовать портретную съемку. Я до этого уже снимала людей, и мне нравилось, как они у меня получались. Для меня это было новым направлением, потому что до этого всеми моими заказчиками были компании. Гуляя с подругами, начала просить их попозировать. А в 2016 мы поехали с семьей в Калининград и у Вики Котовой, которая мне очень нравится, я заказала нашу семейную фотосессию, чтобы посмотреть, как это делается.

После чего разместила у себя в блоге своё первое предложение с платной фотосессией. И первыми моими клиентами стали мои читатели. Было ощущение, будто они только и ждали моего релиза, хотя до этого я не постила портретов, мой блог был про быт, путешествия, производства.

Думаю, это связано с тем, что к тому моменту мои читатели уже 8 лет были со мной. А так как я много пишу об очень личном, не отделяю свою жизнь от блога, складывается ощущение, что мы давнишние приятели.

В чем твоя суперсила как фотографа, чем отличаешься от других?

Сейчас такое время, когда все фотографы выдают более менее ровный качественный продукт. Вокруг себя вижу много фотографов, которые похоже видят, используют те же приемы, также работают со светом, часто наша картинка мало отличается. Начиная с определенного уровня, нет отличия в качестве фотографий разной стоимости.

Фотограф — это как зубной врач или гинеколог. Его, как и врача, часто передают из рук в руки. Это свой человек, которого ты однажды находишь и потом проживаешь с ним часть своей жизни. Нетворкинг — основа подобных профессий. Люди, которые хотят фотографироваться, часто не знают никаких фотографов. Увидели меня, например, на свадьбе, взяли мои контакты и позже пришли ко мне.

Что такое семейный фотограф? Мы сняли семейную фотопрогулку с двумя детьми. Потом появляется в животике третий ребенок, мы делаем беременную фотосессию. Потом ребеночек рождается, мы делаем фотосессию с выпиской из роддома. Мама работает в найме в клинике, у папы свой бизнес. Она меня призывает снять портреты врачей и интерьеров клиники. А ему я снимаю контент с оборудованием для работы на высоте, которое он производит.

Когда говорят, что фотограф должен занять какую-то нишу, в ответ я говорю, что фотограф должен кайфовать от своего дела и привожу в пример эту работу с семьей в самых разных нишах. Может, кому-то интересна одна ниша. Но у меня есть ресурс на многозадачность и любовь к разнообразию. Поэтому я могу снять сталелитейный цех и ожидание младенца с одинаковым кайфом.

Ещё очень важны человеческие качества. По тем постам, что я делаю, человек может судить, сойдёмся ли мы с ним по духу, настроению, ценностям. 99% моих клиентов говорят: «Мы вам доверяем, куда вы нас поставите, по какому маршруту направите, так мы и сделаем».

Зачем фотографу личный бренд? (Интервью)

И какой образ ты складываешь о себе?

Я человек добродушный, транслирую свой взгляд на город, на людей, на быт.

У меня есть особенный азарт приехать в глубинку, найти там красоту и показать другим. Нередко после таких постов получаю сообщения в духе: «Я и не знала, какой красивый у нас город!»

Для части моих клиентов мои фотографии — своего рода терапия. Как сам процесс общения на фотосессии, так и кадры, на которых они нравятся себе. Я умею видеть людей красивыми.

С уважением отношусь к бытовом наследию. Показываю, как украсить интерьер старыми предметами, набившими оскомину в бабушкиной квартире. Или как сделать любой дом уютным минимальными средствами.

Вдохновенно веду самый банальный быт. Рассказываю об эффективных средствах для уборки, как ухаживать за сантехникой, чтобы она всегда выглядела «как в отеле», не затрачивая при этом много усилий.

Быт мне был интересен с раннего детства. Когда мне было 5 лет, мы приезжали в Крым к бабе Шуре, у которой мы снимали дом. У неё был большой двор, куры, гуси, собаки, и первым делом я всегда намывала миски животным, меняла воду, мела двор. Мне не нужно было, чтобы меня похвалили, мне нужно было это поделать.

В каких пропорциях ты делишь свой контент по темам?

О пропорциях я не думаю. Мне кажется, если бы я этому начала уделять внимание, то больше б от этого устала. Единственное, мне хочется, чтобы моя лента выглядела красиво, и я выбрала для себя шахматную систему: в одной публикации у меня люди, а в другой нечто другое — домики, пейзажи, детальки. Тогда человеку, который заходит в мой Инстаграм впервые, возможно станет приятно и он подпишется. Но главное, что мне самой это нравится, я с удовольствием пересматриваю свою ленту.

Привлекаешь ли ты клиентов, устраиваешь акции?

Сейчас нет, только входящие заявки. А когда начинала, часто писала о том, что сегодня снимаю там-то — приглашаю на съемки, акции устраивала — например, фотодни, делала получасовые экспрессы — короткие фотосессии, когда снимала подряд 4 человека.

Вообще, если хочешь привлечь клиентов, то труби о своей деятельности на каждом углу. Часто когда спрашивают «Почему у меня ничего не покупают?» ответом будет «Потому что вы ничего не продаете!». Поэтому поначалу я действовала активно. А сейчас я выкладываю результаты фотосессий в ленту и сториз. Просто напоминаю о себе, потому что как фотограф я себя уже зарекомендовала.

Можешь ли ты сказать, что занимаешься личным брендом?

Сам этот термин я не использую, но в какой-то момент, ещё ведя блог в ЖЖ, я поняла, что это мне для чего-то пригодится. То что блог мне рано или поздно поможет, я стала осознавать практически в самом начале. Через блог я описываю свои интересы, умения, сильные стороны, и это помогает в построении взаимоотношений, с дружбой, с работой.

Блог для меня — основной инструмент в построении личного бренда. Как фотограф я не испытываю потребности войти в какой-нибудь союз фотографов, поучаствовать в выставке, получить профессиональную награду и премию.

Хотя недавно я придумала свой стрит-арт. Расклеиваю по городам свои фотографии в рамочках с изображением тех улиц, где висят фотки. Получается партизанская выставка, которая может принести и приносит новые знакомства.

Например, в 2019 познакомилась с Малкой, которая живет на Подсосенском переулке. Она нашла мой инстаграм-профиль на приклеенной рамочке, написала мне, мы подписались друг на друга, потом она купила у меня детский самокат для сына, она же помогла передать из Калининграда стаканы, сделанные из немецких пивных бутылок.

Зачем фотографу личный бренд? (Интервью)

Помогает ли тебе личный бренд во времена кризисов?

В 2020 случилась самоизоляция, все фотографы начали курить бамбук. Кто-то пытался делать дистанционные фотосессии через фейстайм, но я поняла, что совсем не хочу лезть в эту степь. Потому что цены были по 500-1000 рублей за фотосессию, за такие деньги я лучше полежу на диване.

И я вспомнила, что мои читатели давно просили выделить посты по быту либо в отдельную рубрику, либо в отдельный блог, и я решила сделать курс по домоводству «Марафон чистоты и порядка». Он как раз удаленно отлично заходит, это набор прямых эфиров и публикаций в закрытом аккаунте в Инстаграме.

И я провела 6 марафонов подряд: 5 собственных и 1 в рамках закрытого женского клуба, куда меня пригласили. Каждый марафон длится 5 дней, информация остается доступной в течение 3 месяцев, плюс включены личные консультации, кому интересно. В каждом марафоне у меня участвовали плюс минус 200 человек. Сначала стоимость участия была 500 руб., потом я сделала 1000 руб.

А какие еще запуски ты планируешь через свой личный бренд?

С января 2021 я открыла канал «Дом быта» на Ютубе. В ЖЖ у меня была рубрика с таким же названием. И там же я познакомилась в свое время с Андреем Коломейцем, моим партнером по этому проекту.

Как-то я увидела шоу Obsessive Compulsive Cleaners, где встречаются чистюли и грязнули и лечатся друг о дружку. Чистюли приходят в гости к грязнулям, разбирают завалы, чистят, моют. Первые думают, а не перебарщиваю ли я? А вторые видят ценность жизни в чистоте. Больше всего меня зацепила идея с превращением грязного в чистое.

И я захотела поснимать подобное шоу. Начала снимать в сториз, но поняла, что мне нужен тот, кто будет снимать, потому что одновременно снимать и прибираться тяжеловато. Устаешь и думаешь, ну его нафиг еще и снимать.

Начала рассказывать про свою идею всем подряд. Все говорили, это круто, у тебя получится. Как-то сказала и Андрею, а он в ответ — что давно мечтает о канале на Ютубе, давай попробуем. Нетворкинг рулит.

Есть ли у тебя личный сайт?

Да есть, там выложены типы фотосессий, цены и форма заказа. Сайт делали 3 года назад, и для начала я бы обновила контент, актуализировала бы фотографии.

И мне понравилась идея сделать сайт, который соберет меня воедино, покажет меня не только как фотографа, но и как рантье, и как автора марафона, и как автора Ютуб канала. Поможет получить визуализацию моего личного бренда.

В Инстаграме всё размазано, нужно долго меня читать, чтобы всё это знать. Можно разместить Taplink, но это кладбище ссылок, туда мало кто ходит. Можно разместить что-то в кружочках, но их смотрит полпроцента.

Зачем фотографу личный бренд? (Интервью)

Кому нужен личный бренд, а кому не нужен?

Он нужен тому, кто хочет иметь личный бренд. Есть же фотографы, которые себя не показывают, а только свои работы. Мы ничего не знаем про их семьи, дома. И это тоже имеет право на существование и работает. Человеку может быть некомфортно или он уже встал на эти рельсы и привык, зачем впрягаться ещё в личный бренд?

А мне комфортно в состоянии блогера, для меня это органично. Для меня это не для того, чтобы похвалиться или утвердиться. Мне просто нравится так самовыражаться, это витрина моей жизни.

Что бы ты посоветовала начинающим фотографам?

Для начала нужно очень много общаться, заниматься нетворкингом, трубить на каждом углу, что я фотографирую. Не стесняться рассказывать о своих умениях и талантах. Тогда большее количество людей узнает, что ты фотограф. Они не прибегут сразу к тебе фотографироваться. Кому-то сразу может не понравиться манера. Но они могут наблюдать, видеть прогресс и наконец решить, что теперь пожалуй схожу на фотосессию. Это работа на будущее и вдолгую.

Когда у тебя много знакомых, всегда можно в кризис личный или в кризис общественный сменить профессию, потому что у тебя есть знакомые, к которым можно обратиться, сказать: «Ребята, умею вот это и это, кто может помочь с трудоустройством?» Уже не пропадёшь с голоду.

33
Начать дискуссию