«Не приезжайте на встречу с европейцами на Ferrari»: как выйти на зарубежный рынок и почему это мало кому удаётся

Фееричные ошибки предпринимателей в переговорах, локализации бренда и выборе аудитории.

В «Доме Атлантов»

В России доля малого и среднего бизнеса в экспорте — менее 1%. Мы в бизнес-клубе «Атланты» решили выяснить, почему так мало российских компаний добиваются успеха за рубежом. Спросили трёх резидентов бизнес-клуба, которые вывели свои компании на международные рынки и теперь помогают другим.

С чего начать выход на зарубежный рынок

Сооснователь лингвистической компании Awatera Алексей Шестериков помогает компаниям выводить бренды, услуги, продукты на новые рынки и локализовать бизнес за рубежом.

Он выделяет 4 основных шага, которые должен пройти каждый предприниматель, который посматривает в сторону зарубежных рынков. Из-за ошибок в этих подготовительных этапах только одна из 20-30 компаний становится успешной за границей, по данным Шестерикова.

Шаг первый. Провести глубокий анализ и определить подходящий для вас рынок

Алексей Шестериков рекомендует обращаться к отраслевым аналитическим агентствам, которые понимают контекст лучше, чем крупные компании без узкой специализации.

Шаг второй. Подготовиться юридически: выяснить сложности с открытием юрлица, налоговым и трудовым законодательством

Для этого Шестериков советует найти юриста из той географической точки, в которой вы планируете запускать бизнес. Он лучше знаком со спецификой местного законодательства и сможет предложить более простые решения.

Шаг третий. Выбрать формат экспансии

Вариантов много, выбор зависит от ваших целей и специфики бизнеса. Одни компании запускаются за границей через дистрибьютора, другие ищут местного партнёра, третьи — покупают готовый бизнес.

По последнему пути решил пойти Алексей Шестериков, когда в 2012 году купил 100% акций американской компании Connective Language Solutions.

Открывать компанию за рубежом с нуля — достаточно трудно: зарегистрировать новое юрлицо, открыть банковский счёт, набрать сотрудников, продавцов, сделать сайт и другие каналы продаж — SMM или наружную рекламу. А потом несколько лет нарабатывать опыт, набивать шишки, суметь зарекомендовать себя аудитории и поставщикам. 90% этих проблем закрывает покупка действующей компании.

Алексей Шестериков, сооснователь компании Awatera

Awatera приобрела бизнес с длинным историческим бэкграундом, клиентами, сотрудниками, с отработанными производственными процессами. Это сэкономило Шестерикову от одного до пяти лет погружения в тему, выстраивания процессов и репутации.

А чтобы бизнес в руках нового владельца работал так же отлажено, Awatera назначила бывшего владельца на должность CEO, а потом ещё несколько лет он был консультантом компании.

Чтобы максимально замотивировать его на результат, Шестериков договорился с ним о вестинге — схеме отложенного вознаграждения. Если компания растёт, бывший владелец получает больше той суммы, в которую изначально оценили компанию. Если продажи падают, CEO получает меньше.

Покупка готового бизнеса выгодна не только с точки зрения экономии ресурсов и времени. Шестериков отмечает синергетический эффект такой сделки. После объединения ресурсов, опыта, возможностей и экспертизы эффективность бизнеса увеличивается в разы.

Мы перенесли бэк-офис и производственную площадку в Россию, где расходы значительно меньше, чем в США. Поэтому мы можем конкурировать в Америке по цене.

Алексей Шестериков

Шаг четвёртый. Локализация контента

В начале 90-х французский производитель Danone вывел на российский рынок бренд детского питания Bledina, не сделав лингвистическую экспертизу наименования.

Коммуникации, которые работают с потребителем в одной стране, могут оказаться совершенно неэффективными в другой. Несмотря на инвестиции в рекламу, бренд так и не смог прижиться у россиян и через несколько лет ушёл с рынка.

Этот кейс показывает, почему не стоит экономить на локализации контента. Причём мало провести лингвистическую экспертизу нейминга и слоганов, нужно проводить транскреацию — локализовать весь контент с учётом культурных особенностей аудитории. Для этого приходится глубоко погружаться в чужую культуру, изучать привычки и традиции потенциальных клиентов. Такой подход поможет бизнесу выстроить эффективное взаимодействие с аудиторией.

Алексей Шестериков

Почему россияне так редко становятся успешными за рубежом

«Когда одетый с головы до ног от Hermès и Brioni предприниматель приезжает на новом Ferrari на встречу с европейцами, их первая мысль — "Машина этого нувориша портит воздух, которым мы дышим. Он не удосуживается даже месяц поносить свою рубашку и выбрасывает её, загрязняя окружающую среду. Возможно, он недостаточно образован"», — рассказывает один из акционеров «Смит-Ярцево» Сергей Павлюк.

Он живёт в Швеции и помогает компаниям из СНГ выйти на европейский рынок. Статистика Павлюка совпадает с данными Шестерикова: всего 1-2 компании из 20-30 добиваются успеха в Европе.

Они все совершали одни и те же ошибки, считает Павлюк. Не выучили английский язык, пытались произвести впечатление демонстративным потреблением.

В Европе я видел миллионеров с заплатками на джинсах, которые их жена заботливо залатала на машинке. Они ездят на каких-нибудь старых Volkswagen, не испытывая при этом не малейшего дискомфорта. В гараже может стоять 15 Ferrari, но они спрашивают разрешения приехать на такой машине к тебе в гости, чтобы не дискредитировать тебя перед соседями.

Сергей Павлюк, акционер «Смит-Ярцево»

Остановимся подробнее на пяти самых распространённых ошибках российских предпринимателей.

Первая ошибка — закрытость

В Европе есть принцип «открытой форточки»: тот, кто делится тем, что имеет, получает больше. Открытость — это важная часть бизнес-культуры Европы. Утаивание любой информации о бизнесе — о производстве или маркетинге, будет растолковано негативно.

Если вы не готовы быть открытыми, показывать подноготную бизнеса, говорить не только о плюсах, но и о минусах, возможных рисках, показывать инновации и планы, то в Европу идти не стоит. Малейшее утаивание там воспринимается как область непредсказуемых рисков. Как попытка создать пузырь и накачать стоимость акций. С вами просто не будут работать.

В бизнесе редко бывают такие секреты, как «формула любви» или «формула счастья». Успешность компании на рынке — это комбинация из огромного количества факторов. И можно раскрыть все параметры бизнеса, но они будут привязаны к конкретной стране, городу, ситуации, клиентам, типу продукции, сегменту рынка и так далее.

И если вы попробуете запуститься с этими же параметрами, но будете делать бизнес в другом городе, немного для другой аудитории, у вас ничего не получится. А если получится, может, вы разовьёте тот рынок, который я тоже пытаюсь развивать, и нам всем от этого только лучше станет.

Сергей Павлюк

Вторая ошибка — неумение выстраивать партнёрские отношения

Без навыка развивать партнёрство в Европе тоже нечего делать, считает Павлюк.

Предприниматели из СНГ, по его наблюдениям, часто воспринимают партнёрство с позиции, что одна сторона важнее, сильнее и «наклоняет» другую. В Европе партнёры стараются быть на равных и искать формат, в котором обеим сторонам будет выгодно и комфортно находиться.

Третья ошибка — неспособность принимать чужую систему ценностей

Несмотря на глобализацию, в бизнесе по-прежнему важен фактор персонификации. Потребители хотят видеть собственника, акционеров, команду. Хотят знать, какие у них ценности, заботятся ли фаундеры о сотрудниках, об экологии.

Если ты не способен «глушить» свой шестилитровый Mercedes на стоянке зимой и немного померзнуть, твои ценности не совпадут с европейскими. Европа уже пережила скандалы с незаконной вырубкой лесов и эксплуатацией детского труда компаниями-аутсорсерами, и вряд ли это будет повторяться. Все наелись проблем и больше не хотят криминальных денег, грязного капитала и мутных собственников.

Сергей Павлюк

Если вы не готовы быть прозрачными и принимать правила игры той страны, в которой планируете запускаться, лучше не стоит начинать.

Недавно в Финляндию приезжали предприниматели из России, которых профинансировали российские госорганы. В их презентации цены стояли в рублях, а названия продуктов как будто были взяты из справочника 1970 года. Допустим, не компьютер, а «машина вычислительная настольного типа с клавиатурой, встроенной в корпус». Примерно такие формулировки. Эти ребята добросовестно и честно рассказали, как они производят продукцию, как закапывают опасные отходы «в лесу, где никто не узнает». У финских товарищей округлились глаза. Уже в начале презентации я понял, что никакого совместного бизнеса не будет.

Сергей Павлюк

Не всё, что актуально для российской аудитории, будет интересно американской или английской. Сейчас в Европе тренд на покупку продукции местных производителей. Продукты, выращенные на самой экологичной ферме, но привезённые в магазин автомобильным транспортом или самолётом, перестают быть экологичными из-за углеродного следа.

Поэтому европейцы, по словам Сергея Павлюка, выбирают локальных производителей. Даже если их продукты не такие вкусные и полезные, как у заграничных брендов. Зато они не загрязняют окружающую среду, а налоги от этого предприятия тратят на муниципалитет, в котором живут покупатели.

Соответственно, выходя в Европу, нужно готовиться к тому, что придётся открывать офис, который будет работать по местным правилам, в местной ментальной среде.

Четвёртая ошибка — расчёт на быстрые деньги

Зарубежных партнёров и покупателей приходится завоёвывать, считает Ксения Максюкова. Её компания World Wide Bridge помогает иностранным производителям получить сертификаты для одобрения продукции в России и странах Таможенного союза. Некоторых клиентов ей приходится добиваться годами.

Мы три года вели переговоры с испанской компанией, прежде чем заключили договор. И это вполне нормальная практика для Европы. Чтобы они начали доверять, нужно это заслужить. Мы нарабатываем доверие путём консультирования: бесплатно прорабатываем запросы, присылаем материалы, полезные тексты. Тратим на это много ресурсов. Зато, когда ты заслужил доверие иностранного партнёра, тебя начинают рекомендовать другим. У россиян часто агрессивное отношение к бизнесу: если я клиент, извернись передо мной. Мы свою компанию строим по-другому.

Ксения Максюкова, основательница World Wide Bridge

Быстрые контракты и хитрости, чтобы урвать деньги — это не про Европу и Азию, объясняет Максюкова. Здесь нужно работать на долгосрочную перспективу.

Пятая ошибка — применение агрессивного маркетинга

На Западе решающий фактор — не деньги, а доверие. Поэтому демпинг и агрессивный маркетинг там не сработает, рассказывает Максюкова.

Один российский предприниматель, собираясь выходить в Италию, говорил: «Мы сейчас устроим там эффект выжженной земли». Имелся в виду жёсткий демпинг. Но сам этот подход будет пугать итальянцев, им это не нужно.

Ксения Максюкова

Как облегчить путь на зарубежные рынки

В завершение — несколько идей из личного опыта предпринимателей.

Представитель компании или сам собственник должен иметь международный опыт, считает Ксения Максюкова.

У него должно быть понимание менталитета потенциальных партнёров и покупателей. Для этого необязательно работать за границей, Максюкова рекомендует дружить с иностранцами, путешествовать и «менять свою голову»: перевоспитывать себя, учиться больше отдавать и меньше ждать быстрой выгоды. Если такой возможности нет, Шестериков советует передать взаимодействие с клиентами местным сотрудникам.

Многие страны Европы очень закрыты. Например, в Германии на 90% покупают товары и услуги немецких компаний, рассказывает Шестериков. Иностранцам очень сложно пробиться, цена выхода — заоблачная. Единственный путь — покупка местной компании с немцами в штате и длинной историей.

Шестериков замечает, что американские клиенты сложно расстаются со своими поставщиками. И если те не косячат, они не будут их менять. Цена — не основной решающий фактор. Перед ней экспертиза, надёжность, лояльность. Поэтому если вам удалось завоевать доверие американского потребителя, он останется с вами надолго.

Ещё один перспективный рынок — Дубай, считает Шестериков. В пандемию это основной открытый хаб для выхода на международную арену. Европа и США частично закрыты, а Дубай открыт. Многие сделки и встречи проходят там, на нейтральной территории.

Дубай инвестирует в развитие бизнеса и предоставляет предпринимателям налоговые льготы и упрощённые режимы. Там доступны различные программы кредитования. Всё это делает очень интересным открытие бизнеса в Дубае. А благодаря предстоящей выставке Expo Dubai 2021 станет международным экономическим центром на ближайшие полгода.

Алексей Шестериков, сооснователь компании Awatera

Выставки — очень хороший канал, считает Ксения Максюкова. Она планирует посетить Expo Dubai 2021, которая начнётся с октября.

Сейчас это главная точка для тех, кто хочет экспортировать. Советую туда ехать и общаться с потенциальными клиентами, пробовать заключать первичные контракты. Если получается заключить 1-2 сделки с одной выставки, — этот алгоритм можно расширить и масштабировать.

Ксения Максюкова, основательница World Wide Bridge

Выводили компанию на зарубежный рынок? Поделитесь опытом?

0
151 комментарий
Написать комментарий...
Алексей Долгих - CVO Scout VC

Вы смеетесь над нами? Где про ESG, про электронные правительства и про необходимость попадать под критерии устойчивого развития? Где про способы легализации? Как становится открытыми, почему для этого нужно OpenAPI и сотрудничество с некоммерческими организациями? Про то что необходимо сотрудничать с институциями через определенные виды структур легальных?
Вы точно специалисты по выходу за рубеж? Как тогда в Германии сейчас появляются множество стартапов миллиардных, если они всё покупают у своих любимых поставщиков годами? Сказки!
Это смешно 🤣 Эти ваши фантазии и истории про 15 Ferrari вас же дискредитируют! Даёшь реально полезные кейсы на VC.RU, про регистрацию IP Box и нюансы и по регистрации через цифровые правительств а не этот пиар текст! Давайте сотрудничать, пишите если нужны реально происходящие вещи а не фантазии 🙏 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бабка в засаде

Херня. Все слишком категорично и притянуто. Южная Европа любит выебываться не меньше Москвы, просто понты должны быть чуть тоньше. Бритиши тоже. Ездить с надменным ебалом короля в своей Феррари - моветон. Так же как и в шкоде октавии. А вот если ты на спокойном расслабленном позитиве и в Феррари, и ведёшь себя так как будто вообще ничего особо не происходит - это уже круто. 
Быть классным не зашквар, а вот пытаться принизить окружающих - да, зашквар.
Есть конечно какие-то ебанутые деды которые там про экологию будут думать. Ну или шведы возможно такие, не знаю не был. Но как-то вот так лихо за всю Европу говорить это пиздец... Люди там как ни странно разные живут 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

Павлюк пишет про Швецию, ссылаясь на всю Европу. На основе личного опыта взаимодействия с иностранцами. Почему сразу «херня»? Есть у вас аргументы? :)

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
юрий с

Конечно херня. Особенно по три года согласовывать, бесплатно , что-то делать. Они решат, что ваша компания лохи и не будут воспринимать всерьез

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Анатолий Кобец

И это относиться не только как мне кажется к бизнесу, а к всей жизни в целом. 
Если купил что-то на последние, хош не хош будешь понтоваться что смог мол я. А значит на лице написано это. 
А если просто надо и нравиться - будешь расслабленный и не напряженный. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Andrey Smalkov

Для меня было удивлением, но в восточной Европе зачастую бизнес ведут значительно агрессивнее, чем в РФ. Цена там имеет самое главное значение, а не как говориться в статье, что им без разницы на неё. У нас несколько демпингующих непонятных лавок пришли на рынок и они собирают 1/3 общего объема бизнеса. Который ранее был разделён между компаниями, которые развивали его 10 лет. Поэтому все очень неоднозначно, имхо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Джон Сноу

Вообще не так! В европе людей принимают и уважают за их профессионализм! И за их отношение к окружающим. И вообще плевать Ты приехал на бентли или на форде... Быть максимально открытым это тоже важно! Не кичиться что я круче чем вот он... Просто строить доверительное отношения. В штат конечно же брать людей из местного населения (хотя-бы 50 на 50... Ценить европейские ценности, и все будет ок!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Ты вам тут постоянно говоришь не про Испанию, зачастую, а про всю Европу 😂

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Alex Chernyshev

' как закапывают опасные отходы «в лесу, где никто не узнает»'
Я вот такой посыл в виде презентации в РФ тоже не представляю, хотя жести всякой много видел.

'В Европе я видел миллионеров с заплатками на джинсах, которые их жена заботливо залатала на машинке'
Это называется забота и семейная жизнь, в России такое не поверите тоже есть.  Далеко не все миллионеры лядей самолетами в Куршевель катают поливая шампанским.

Ни общий посыл: "мы-они" , "разница менталитетов" - он в корне неправильный. 
Основные ценности у людей совпадают, ни демонизировать их ни поклоняться европейцам точно не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

демонизацией не занимаемся уж точно :) почему на ваш взгляд посыл про разницу менталитетов неправильный?

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
3216q114

Сказки для нищих

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

Основатель и старший партнёр бизнес-клуба «Атланты».
Основатель и председатель совета директоров агентства стратегических событий WORLDS
Думаю понятно, что за персонаж это писал. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Михаил Воронин
Автор

почему? вы вообще о чем?

Ответить
Развернуть ветку
New

"Недавно в Финляндию приезжали предприниматели из России, которых профинансировали российские госорганы. В их презентации цены стояли в рублях, а названия продуктов как будто были взяты из справочника 1970 года. Допустим, не компьютер, а «машина вычислительная настольного типа с клавиатурой, встроенной в корпус». Примерно такие формулировки. Эти ребята добросовестно и честно рассказали, как они производят продукцию, как закапывают опасные отходы «в лесу, где никто не узнает». У финских товарищей округлились глаза. Уже в начале презентации я понял, что никакого совместного бизнеса не будет."

вот это прикол... и ведь на это тратят деньги компании (на командировку, на подготовку презентации и так далее)...
жесть

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

Хорошо, что выдумка

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Михаил Воронин
Автор

вот это нехорошо, да.

Ответить
Развернуть ветку
Городской Валера

На фразе "предприниматели, которых профинансировали российские госорганы" понимаешь, что дальше будет забавно, но бесполезно ))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

 Мне тоже статья не понравилась.
Какой-то бред.

"Не приезжайте на встречу с европейцами на Ferrari"
А то у нас стартаперы это все дети олигархов.

"С чего начать выход на зарубежный рынок"
И дальше такая муть.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Fr

ММм... сладкий вкус стереотипов

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

не могу не спросить - вы о чем именно? :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Tv Box

послушайте, я простой парень, никогда не встречался в крупными бизнесменами, поэтому такой вопрос об авто. Вы там, на встречах, откуда вобще знаете кто на чем приехал, стоите рядом с валет парковщиком и смотрите на чем прикатил ваш собеседник или как это происходит? Или у входа в рестик торчите чтобы словить момент и увидеть  из какой тачки выйдет человек, пока его водитель не умчится нарезать круги по кварталу в поисках куда приткнуться (мы же про европу здесь).

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Если надо прям засветить и похвастаться тачкой - в руки берется брелок (электронный ключ) и вращается на пальце. Ну или типа случайно выкладывается на стол.
 Брелки максимально стилизуют под марку авто, те сразу понятна марка и примерная стоимость. Но это колхозный вариант уровня менеджера в Москва Сити.

В Европе это парковка у ресторана/дорогого кафе - бронируете столик,автоматически бронируете парковку. 
Чуть опаздываете и плавно подъезжаете на этом вашем арендованном роллс-ройсе )

Ответить
Развернуть ветку
Замечательный алмаз

Ок, уговорили

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

вы о чем?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vladimir

На самом деле это всё чушь. Если твой продукт реально несёт ценность, то ты можешь вести себя как хочешь. Главное показать, в чём выгода европейских партнёров.

А если твой продукт - УГ, то можно конечно применять навыки НЛП, т.е подстройка под трендовые европейские ценности. Можно петь бравады Грете Тумберг, ходить с радужным флагом, целовать ноги чёрным. 
Но если это будет сильно видно, то вызовет отторжение.

Считаю самая выгодная тактика - быть собой, не пытаться казаться своим в каждой деревне. Если ты по жизни ездишь на обычной тачке и на встречу с партнёрами приедешь на суперкаре - это будет видно, что ты отчаянно пытаешься вые..ться. Или наоборот, если ездишь на Феррари, а приедешь на Оке - то же самое. Казаться нищебродом, если ты богач - тот же вы..бон.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

Я бы не был так категоричен, конечно

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Статься адов бред.

Особенно раздел про то как некая фирма работала бесплатно 3 года на испанцев.
Как говорится без лоха и жизнь плоха.

Ответить
Развернуть ветку
passer2003

Шаг четвёртый. Локализация контента

В начале 90-х французский производитель Danone вывел на российский рынок бренд детского питания Bledina, не сделав лингвистическую экспертизу наименования.

Коммуникации, которые работают с потребителем в одной стране, могут оказаться совершенно неэффективными в другой. Несмотря на инвестиции в рекламу, бренд так и не смог прижиться у россиян и через несколько лет ушёл с рынка.

Этот кейс показывает, почему не стоит экономить на локализации контента. Причём мало провести лингвистическую экспертизу нейминга и слоганов, нужно проводить транскреацию — локализовать весь контент с учётом культурных особенностей аудитории. Для этого приходится глубоко погружаться в чужую культуру, изучать привычки и традиции потенциальных клиентов. Такой подход поможет бизнесу выстроить эффективное взаимодействие с аудиторией.

Херня .
Бренд оборудования для видеонаблюдения номер 1 в РФ и СНГ - кетайская компания Dahua например.
Прекрасно себя чувствует.
Не говоря уже о журнале Бурда и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

Но может быть не обобщать? 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Leo Uvarov
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ленин-гриб

Есть только одна весомая причина, почему нельзя приезжать на деловые встречи на Ferrari:
Ferrari — автомобиль эмоция, когда садятся за руль Ferrari, не хотят говорить о делах, а хотят наслаждаться жизнью. Быть за рулем Ferrari, значит быть легкомысленным в моменте, а значит ваш партнер не может быть уверен, что вы сконцентрированы на делах. 

Ответить
Развернуть ветку
Аналитик Толян

Ferrari — автомобиль эрекция

Ответить
Развернуть ветку
Иван Грозный

На Феррари не удобно наслаждаться жизнь. Тупой, неотзывчивый и жесткий драндулет, на котором лучше не ездить. Поэтому их все покупают, но никто не ездит

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Nikolay Bonapartov

Так оно и есть, пожалуй. Но вот эти истории про старые Фольсквагены тоже не могу серьёзно воспринимать, так как такие вёдра загрязняют среду не меньше, чем современные Porsche или Bentley. Плюс старые тачки не особо безопасны, а я жить хочу. И ездить на ней ради того, чтобы не задеть потенциальных партнёров ...ну хрен знает.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

они бензина меньше жрут, следовательно, меньше загрязняют.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

Вот это очень хорошая и полезная для Российских предпринимателей тема. Большое спасибо за статью. Действительно, у нас часто не знают с чего начать и часто даже не задумываются об адаптации для внешних рынков. И в результате в большинстве случаев не получают даже ответа на свои предложения. У нас не хотят тратить время и деньги на эту сложную и объёмную работу, большинство пытаются по привычке, идти по пути наименьшего сопротивления, но это не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

спасибо! поделитесь своим опытом?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Даниил Романов

Только у русских может возникнуть мысль приехать на встречу на Феррари. Показуха - наше все....
....евы бизнесмены

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Михаил Воронин
Автор

есть у меня гипотеза, что не только у русских, но есть такое, да

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vladimir

Надо просто быть собой, без показухи. Показуха сейчас уже не в тренде. Ну может только на Кавказе ещё сохранилась.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ольга Маньшина

Спросила как-то знакомого немца, есть ли разница в бизнес-отношениях у нас и у них. Он сказал, что у них многое держится на доверии, а у нас "никто никому не доверяет и думают, что все обманывают" )

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

интересное наблюдение!

Ответить
Развернуть ветку
globalstocks

Опять инфоцыгане поперли изо всех щелей... Теперь будут учить делать бизнес в Европе.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

аргументируйте пассаж про инфоцыган, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Патрушев

думал что феррари это что-то про девяностые скорее

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

другой менталитет абсолютно. то чем хотят впечатлить, отталкивает наоборот

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

Кто здесь говорит о непогрешимости? Вы на полном серьезе утверждаете, что один из героев статьи никогда не жил в ЕС? 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Arina Samarina

Я как раз искала с кем я могу об этом поговорить, а на полноценную статью не хватало материала. Я занималась разными стартапами в Азии более 10 лет и, как и многие русские за границей мечтала, что когда-нибудь буду помогать своим и развивать что-то российское (думаю эти мотивы закладываются вместе с берёзками в школе). И вот несколько лет назад я вернулась в Москву, открыв сервис помощи по выходу на рынок Китая для русских компаний. Мне было очень тяжело найти подготовленных клиентов. И я стала искать бизнес-партнёров и отбирать перспективные продукты сама, и сама же их продвигать (хочешь сделать хорошо - сделай сама). Обучать клиентов что такое рынок Китая мне было намного сложнее, многие не могут понять как работает бизнес из-за языкового барьера и отсутствия опыта. 

Если вы хотите узнать на какой нише я остановилась, с кем удалось поработать в России и какие сделать выводы - поставьте мне стрелочку вверх. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Для иллюстрации и подтверждения основных мыслей статьи читаем:
Восток дело толстое 2 
ОАЭ: девушки для Принца
https://proza.ru/2015/11/26/116

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронин
Автор

не читал, но спасибо что поделились

Ответить
Развернуть ветку
Марта Носова

ой развелии)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 151 комментарий
null