Чаевые курьерам: давать или не давать

Вы заказываете Яндекс.Лавку, продукты из Пятерочки, чехол для телефона из магазина или цветы в подарок, и через двадцать минут курьер привозит покупку к вам домой или в офис. Вы уже заплатили деньги за покупку и доставку, а значит, чаевые можно не оставлять? Но заработает ли что-то курьер на доставке?

Предыстория вопроса с чаевыми

Всегда очень скептично относился к чаевым и считал их ненужной нагрузкой к основной услуге. Зачем что-то доплачивать, если цена услуги определена, все получили согласованный заработок: магазин, сервис доставки, курьер? В отличие от меня жена все время оставляет чаевые курьерам, потому что считает их труд тяжелым.

Когда начался карантин, стал оставлять чаевые всем, кто работал в контакте с клиентом: заправщикам, курьерам, потому что посчитал, что они подвергают себя риску заразиться. Острая фаза карантина прошла, и чаевые оставлять перестал. А потом попробовал работать в доставке курьером...

Зарабатывает ли курьер на доставке?

Давайте предположим, что курьер действует рационально при выборе работы. Он посмотрел объявления, послушал рассказы других курьеров, изучил тарифы, и ему показалось, что на доставке можно в принципе зарабатывать. И это действительно так в каких-то идеальных условиях. Сервисы доставки (например, Яндекс, Ситимобил и прочие) разработаны таким образом, что оптимизируют средний доход курьера в час на определенном уровне, например, 400 или 500 рублей, что, согласитесь, много.

Повторю, когда курьер принимает решение о работе он считает, что сможет получить заработок на этом уровне в идеальных условиях. Стоит ли говорить, что идеальные условия в реальной жизни почти не встречаются. Всегда в заказе что-то пойдет не так, а значит, изменится плановое время исполнения заказа, или появятся дополнительные расходы.

Все это в итоге окажет существенное влияние на доход курьера, и эти факторы он никак не контролирует. В итоге идеальная картина заработка рушится, а реальный доход может быть существенно ниже, чем ожидаемый курьером в идеальных условиях.

Почему не дают чаевые?

Вообще, как часто клиенты оставляют чаевые курьерам? Почти никогда. В лучшем случае на чаевые можно рассчитывать один раз из 30 или 40 поездок. На чаевые никак не влияет, что вы доставляете, кому, откуда и как. Заказ из Азбуки Вкуса? Never mind. Доставка электроники или детской игрушки в подарок? Забудьте. Везете тридцать два пакета из магазина или вкусный завтрак в элитный поселок? Молодец.

За несколько недель работы у меня сложилась своя классификация причин, по которым чаевые не оставляют.

  • Заказчик сам недостаточно богат, чтобы оставлять чаевые (или нет такой привычки). Очень много доставки в небогатые квартиры или дома, по всему видно, что лишних денег у людей нет. Много доставок из магазинов Пятерочка, Дикси, Магнит и тому подобное.
  • Заказчик настолько богат, что возникает социальная разница с курьером, которого он не принимает за человека, а принимает скорее за рабочую функцию или робота. Обычно это доставка в дорогие жилые комплексы и загородные поселки.
  • Молодое поколение (условные хипстеры) не считают необходимым оставлять чаевые, потому что нет такой культуры или необходимости. Типичный пример: доставка аксессуаров для электроники или доставка из Яндекс.Лавки.

Зачем оставлять чаевые?

Итак, в идеальных условиях доставка должна себя окупать, но почему в действительности заказы проходят с таким скрипом? Что может помешать выполнению заказа?

Важнейшим фактором для максимизации заработка курьера является время. Чем больше заказов курьер выполняет в час, тем больше он зарабатывает, даже если каждый заказ стоит мало, 100 или 200 рублей. Так устроена система сервисов доставки, в которой зачастую есть доплата за количество выполненных заказов.

Что может пойти не так с заказом, и что может задержать его выполнение? Типичный пример: заказ еды из ресторанов. Когда курьер получает заказ, кафе или ресторан только приступают к обработке заказа. Поэтому приехав за заказом, курьер может ждать 15 и 20 минут, и скорее всего, этот лимит входит в бесплатное ожидание заказа, а доплата за ожидание составляет сущие копейки. Например, за ожидание свыше 40 минут можно получить доплату 50 или 90 рублей, что абсолютно невыгодно для курьера. С долгим ожиданием можно столкнуться и на складе Яндекс.Лавки или в большом магазине, например, Metro. Самое отвратительное ожидание при доставке еды из Макдоналдс (стоит ли говорить, что за доставку из Мака чаевых не будет никогда).

Рассчитывая оплату за заказ, сервис доставки пытается учесть время доставки, и после получения заказа цена уже не изменится. Поэтому так невыгодно доставлять заказы в местах скопления больших пробок на дорогах или в час пик. Например, навигатор на момент заказа оценил, что доставка может быть выполнена за 40 минут, но в ходе выполнения заказа время в пути выросло до полутора часов, а цена за доставку осталась прежней. Напомню, что время является важнейшим фактором для оптимизации дохода курьера.

На время выполнения заказа может повлиять невозможность связаться с получателем, трудности при заезде в двор через шлагбаум, проход по закрытым территориям или через охрану и тому подобное. Все эти факторы не учитываются сервисом доставки при расчете времени.

В крупных городах к расходам курьера добавляется платная парковка. Простой пример: доставка из магазина Азбука Вкуса на Тверской, где возможна только платная парковка по максимальному тарифу. Итог: стоимость доставки для курьера 125 рублей, стоимость поминутной парковки 40 рублей, доход менее 100 рублей за 40 или 45 минут заказа.

Также сервисы доставки никак не доплачивают за дальнюю подачу заказа. Например, выполнять заказ 5 минут, но ехать до него 20 или 30 минут. Оплачены будут только сами 5 минут заказа, а не время и продолжительность в пути до него. Поэтому так невыгодно брать заказы с дальней подачей, а это значит, что в дальних районах может возникать дефицит курьеров в пиковые периоды, и клиент будет долго ждать выполнения заказа (но в этом не виноват курьер).

В заказе доставки зачастую может быть незаконный перевес, о котором не знает сервис доставки, а значит, курьер не получить обязательную доплату за тяжесть посылки.

Почему можно не платить чаевые?

Рациональный получатель заказа может найти тысячу причин не давать чаевые курьеру. Например, все необходимые расходы уже заложены в стоимость продуктов и доставку. Это зачастую так, только маржу получает как правило сам магазин и сервис доставки, до курьера она может и не дойти. Мой аргумент состоит в том, что доставка в том виде, как она существует сейчас, неэтична, если не предлагать доплату курьерам в виде чаевых.

Еще одним фактором ограничения чаевых является невозможность или неудобство оставить их в самом приложении. Например, при доставке из магазина клиент никак не может повлиять на чаевые курьеру, потому что в приложении магазина нет функции оставить чаевые, а доставка осуществляется сторонним сервисом (например, Пятерочка и Яндекс). Платформы магазина и сервиса доставки никак не связаны на уровне чаевых, система просто передает заказ на выполнение. В Яндекс.Лавке, напротив, чаевые можно оставить после заказа, но там аудитория ничего не слышала про этот волшебный термин.

Мой кейс за чаевые

Сейчас у доставки, очевидно, период бурного роста, система работает с большими косяками и не всегда идеально. Как правило, пострадавшими и крайними в этих условиях оказываются курьеры, у которых нет права голоса и других прав. Текущая система доставки неэтична и носит черты рабства.

Но не думайте, что все это приводит только к ухудшению качества жизни курьера, это сказывается и на вас, потому что качество доставки снижается. Курьер чаще может ответить грубостью или оказать некачественную услугу, например, помяв продукты.

Немного масла в мотор системы не помешало бы, и этим маслом могут быть чаевые.

Пишите в комментариях, что сами думаете про чаевые. Стоит ли оставлять чаевые курьерам или нет?

0
423 комментария
Написать комментарий...
gavrikss

Мне вообще не понятна культура чаевых. Типа такое перераспределение средств? Я должен дать 100р сверху, так как считаю, что человек недоедает? Или что ему недоплачивают?

Почему именно курьерам и официантам? А вы в магазине даёте чаевые кассиру? Или если кто-то асфальт кладет, вы остановитесь, протянете ему купюру? Учителю своего чада, врачу, стюардессе в самолёте в конце концов!

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zotov

Кассир, укладчик асфальта, стюардесса, врач и прочие работают обычно на фиксированном окладе; любые проблемы с недоступностью работы никак не сказываются на их доходе. У курьера же оплата идёт за каждый заказ, и лишнее время, потраченное на ожидание, также лишает курьера возможности заработать. Грубо говоря, у курьера сдельная оплата, но при этом без компенсации за вынужденный простой, если такая формулировка вам понятней.
Насчёт официантов мне тоже не очень понятно; скорее всего, это традиция, плюс влияние Америки, где официантам долго не платили вообще, а кое-где и сейчас платят меньше минимальной зарплаты, из-за чего прожить без чаевых вообще нереально.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Михаил Грозовский
Автор

Был такой аргумент. Чуть выше ответил, а причины, почему именно курьеру надо, описал в статье. 

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
ManToTheMan

Не обязательно 100. Даже 25р сделают курьеры большой праздник.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Говоров

Я с вами согласен. И вообще это как бы не проблема клиента и он об этом думать не обязан. Но давайте посмотрим на такую ситуацию. Я привез клиенту 15 кг продуктов из азбуки. Выходит хрупкая девушка. Я ей из доброты душевной помогаю переставить пятилитровку и другие тяжести за порог ее квартиры. Хотя НЕ ОБЯЗАН этого делать. Я могу поставить все это в метре от двери. Но я человек и вижу что это будет ей тяжело. И вот я это делаю, а она рассуждает как вы. Можно долго спорить о чаевых курьерам, подаркам врачам итд итп. Каждый для себя решает сам. Я когда работал курьером вообще никогда не ждал чаевых. Но мне было приятно, когда я их получал. Есть еще случай. У меня, как у курьера таймер на заказ допустим пол часа. Я могу неспеша его везти, но я не хочу, что бы клиент ел холодное. И я всеми силами довез за 10 мин, что бы порадовать человека горячим. Он этого не узнает и я от него ничего не жду. Вывод: везде есть куча нюансов. Не думайте, что курьеры прям надеятся на чай, это не так. Ну и по традиции- не надо судить о вещах с внешней стороны, не окунувшись. Не хотите- не оставляйте, вас курьер за это не осудит даже в мыслях( большая часть). Но и курьер не обязан рвать жилы, что бы вы поели горячее.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ненадо

Не вижу никакого смысла давать чаевые. Как и не хочу платить ЗП вместо работодателя. Хочешь больше денег? Обращайся к работодателю. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Соглашусь. Работодатель не отвечает :-(

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Не соглашусь. Поднял вопрос для обсуждения. Сам намекать клиенту на чаевые не стану, но через статью хотелось бы это сделать, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Иван Петров

Мошенникам в фонды не отправлю ни копейки, а чаевые тем, кто хорошо потрудился, оставляю всегда. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Галина Никандрина

Даю чаевые, если мой заказ был сложным для курьера. Например его было неудобно нести (торт, букет), или тяжело, или если курьеру пришлось подождать пока я его встречу. Это как бы моё извинение за доставленные курьеру неудобства.
Если это обычная доставка, то не вижу в этом смысла. Чаевые делают заказ на доставку слишком дорогим. За 100 рублей я сама схожу в пятёрочку за молоком, а за 500 могу и на другой конец города съездить за нужной мне вещью. 

Ответить
Развернуть ветку
Д Хб

Неудобно нести рояль, к сведению. Торт и букет - это обычная доставка.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Спасибо вам за отношение! У меня рекордный заказ был из Дикси. Взял пакетик, зашел в подъезд в этом же доме пешочком на 3 этаж. Отдал пакетик. 250 р. с куста. Но таких мало :-(

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Pavel

Чаевые однозначно зло, так как навлекают каждый раз муки выбора на клиента. Либо включай в счет или стоимость, либо вообще убирай.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Соглашусь. Проблема в том, что не включают. Об этом статья.

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Ivan the Not So Terrible

Чаевые аморальны. Больше всего от них страдают сами работники.

Яркий пример США. Богатая страна, где работников общепита не считают за людей. Кроме того чаевые порождают дискриминацию по профессии. Курьеру суши вы дадите чаевые, а узбеку который их лепит в душном подвале кто даст?

Отобрать у слабого - клиента то, что украл у вас сильный (работодатель) проще простого. Но дураков в бизнесе нет, вам просто станут платить ещё меньше. См. США.  Сильные профсоюзы и законодательное регулирование, это единственный путь защиты для неквалифицированных профессий.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Возможная аргументация, но я пытаюсь решить конкретную проблему в доставке. Как только там все наладится (я не предлагаю давать чаевые в такси), чаевые можно не давать. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Игорь Назаров

Не давать, конечно, если нет особого желания

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Вот пытаюсь сформировать желание в потребителях.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Василий Белогородов

Живу за городом. Заказываю доставку, расплачиваюсь картой. Налом фактически не пользуюсь. В этом смысле у вас верно написано про отсутствие возможностей в самих сервисах, без которых, видимо, предполагается спрашивать у курьера номер карты и туда переводить чаевые. А вдруг его впоследствии повяжут за наркоту или чего еще, а у него по карте обнаружат транзакция от меня? Нафига мне такие риски.

Так что нужна какая-то законодательная инициатива, как вон в недавней новости про Нью-Йорк, где, наконец, решили озаботиться проблемами нищенствующих курьеров, которых то ограбят на улице, то поимеют их же наниматели (штрафами или сменой условий).

Вообще, мне не нравится вся эта ситуация с "этому дал, тому не дал". Это все порождает дискриминацию. Должна быть четкая система бонусов курьерам, а не система непонятных подачек, основанных на субъективных ощущениях.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Поддерживаю вас, спасибо за отношение. Система быть должна, ее нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Не знаю, сам давал чаевые курьерам, когда сидел на изоляции, но вообще я против того, чтобы это превращалось в правило для всех отраслей. Получается любой товар или услуга в итоге будут стоить покупателю больше, чем это указано в прайсе. Чаевые не должны быть условием для того, чтобы человек делал свою работу качественно. Я скорее за то, чтобы курьерам и официантам изначально платили больше, пусть и ценой более высокой цены для меня как для покупателя. Я лучше больше заплачу за товар, чем буду поощрять человека подачкой как дрессированную собаку.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Дмитрий, спасибо за объяснение. Соглашусь. Мой кейс именно про доставку, как она сейчас сложилась, а ее надо править. Предложил свой метод...

Ответить
Развернуть ветку
Fi Wu

Нет. Это так её работает) если включить чаевые в прайс то все клиенты убегут к конкурентам. Вон даже заводы бьются за каждую копейку не доливая в литровые пакеты по 50 грамм лишь бы цену не поднять

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Amffi

1 момент упустил - Японская система поощрения. Не дают чаевые, чтобы не обидеть курьера. Непростая система этикета в Японии охватывает в том числе чаевые. Они социально приемлемы в особых случаях - таких, как свадьбы или похороны. В более же скромной обстановке они могут заставить получателя почувствовать себя униженным.
Да, в том же кафе могу оставить чаевые, если понравилась работа официанта. Что такого должен сделать курьер, чтобы получить чаевые, может передать посылку выполняя акробатические кульбиты? Так нет же - сухо достают посылки/покупки из салона/багажника машины прося поставить подпись.
Сам являюсь работником сферы обслуживания и не страдаю, если мне не дают денег поверх того, что выплачивает работодатель. Бывают люди, засовывающие в карман или руки от конфеток до рублей, но это редкость. Получая зп в районе 60килорублей в Нск не страдаю от "недополучения" чаевых.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Tashkinov

В Чехии так же, в кафе странно относились к чаевым. Однажды спросили, за что деньги. Я ответил, что это tips, официант переспросил, хочу ли я chips. 😄 Вроде, не обиделся, но возможно, не стал протестовать из вежливости.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Грозовский
Автор

Принял, спасибо. Курьера обидеть очень сложно, и уж точно не чаевыми. Фактически они являются частью системы компенсации, только она равна нулю пока. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей //////////

И опять проблемы решаются за счëт населения, тогда как должны ложиться на плечи тех, кто занимается этим профессионально. Спрос должен быть с компании доставки за логистику и организацию работы, с контролирующих органов, но никак не с тех, кто не имеет к этому отношения. Традицию чаевых придумали хитрозадые бизнесмены, для эффективности собственного бизнеса. Вот вы заботитесь о достатке курьеров, а мне, например, не хочется погружаться в мир минивзяток и повсюду, ПОВСЮДУ!, приплачивать за разного рода услуги, попутно обременяясь мыслями, сколько дать. Иной раз ещë и проклянут тебя за то что дал мало, потому что тебя уже считают обязанным это делать. Я не против чаевых, а против системы навязывания этой традиции. Да, в курьеры идут зачастую не от хорошей жизни, но я не хочу быть обязанным там, где никому ничего не должен. Это моë личное дело, хочу, помогаю, не хочу, не помогаю. Я иногда и попрошайке на улице могу дать, но это личное дело.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Должен быть, но этого нет. Поэтому качество услуги будет падать, а пострадаете вы. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Inna Makarenko

На самом деле люди делятся на два типа: заказчики: понимающие (оставляющие чаевые) и считающие, что и так переплатили.
У меня есть знакомая, которая работает в такси в К+, так вот у нее за день чаевые составляют от 20 до 30% от дохода. Но к ней в машину садишься и чувствуешь себя арабским шейхом, хотя у нее обычная кожанная Оптима. Она всегда в хорошем настроении встречает пассажиров, в салоне ненавязчивый свежий запах, ни пылинки, всегда приятная музыка. Чаще всего завязываются беседы на совершенно разные темы: от политики и экономики, до глубокой психологии. За редчайшим исключением ей не оставляют чаевые.
Но знаю также случаи, когда на экономе (тоже в такси) пытаются забиться 4-5 пассажиров неприличных размеров, чтобы сэкономить на метро, потому что одна остановка на метро реально дороже))))) Что от них можно ждать? Какие чаевые?
На экономе вообще бывали случаи, когда (Убер и Яндекс только слились и водителям яндекс делал доплату до минималки, а убер - нет) и стоимость поездки 97 рублей, так пассажиры эти три рубля требовали, при этом экономя на детском кресле и вынося мозг водителю, который вез их с ребенком 7-ми лет.
Много слышала примеров с таксишных "фронтов".

Культура чаевых - это опция, которую нужно вводить в обществе. Да она не быстро запускается, но она очень необходима, потому что если тебе человек оказал качественную услугу, то ты хочешь его отблагодарить, и чаще всего это лучше сделать именно рублем.
Яндекс сейчас допилил свое приложение для таксистов, думаю, что и для доставки доделают, но не быстро, к сожалению.
Но в обществе уже пора вводить эти нормы, на уровне личного ощущения, что ты марамой, который удавится за 5-10% или нормальный адекватный человек.
Хотя у меня есть также пример из Германии, где чаевые норма 5%, выше - дурной тон, обычно они оставляют мелочь, которую дают на сдачу. И, когда я в РФ оставляла бумажные купюры, они очень сильно удивлялись, считая, что со счета в 3-5 тыс, оставить мелочь до 100 рублей - это норма. Для меня это НЕ норма.

Ответить
Развернуть ветку
gavrikss

С чего это должно быть нормой?
Кому будем доплачивать?
Врачу в поликлинике надо? Слесарю в ЖЭУ надо? Или работникам интернет провайдера, от которых сильно комфорт жизни зависит сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Александра Добрушина

Какая-то фигня, а не аргументация, если честно. Давать чаевые, чтобы курьер разговаривал вежливо - то есть грубить - это норма? Приходится долго ждать в макдаке - какое к этому отношение имеет клиент? Работа курьера оплачивается не так хорошо, как он ожидал при трудоустройстве, - а моя работа инженера почему не оплачивается так хорошо, как обещали в вузе? 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Александра, напишите про свою профессию ;-) Здесь про курьера. Про последствия вас предупредил. Если курьер вам нахамит, не удивляйтесь. 

Ответить
Развернуть ветку
H0ttabych .

Мне на моей работе чаевые никто не платит. У меня есть договор и оклад, я обязан выполнять конкретную работу и за это получать конкретную оплату. Условия получения премии также подкреплены бумажками и строго обозначены: хочешь - делаешь А и получаешь оклад, хочешь - делаешь А и Б и получаешь оклад и премию. На чай мне никто никогда не оставляет.  А следовательно я не вижу причины быть обязанным оставлять чаевые тем же таксистам, которые ещё и поболее зарабатывают.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Kva

Чаевые относятся к сфере обслуживания, какое обслуживание, такие и чаевые. С другой стороны какие чаевые, такое и обслуживание.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Forgotten Games

Даю чаевые только когда доставка оплачивается наличными при получении и при условии, что у курьера есть сдача.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Поддерживаю вас. Уже неплохо. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мартынов

Курьерам почти всегда оставляю. Немного обычно 50-100 рублей. У них действительно сволочная работа. Таксистам только если понравилась поездка, ну или если совсем копейки за поездку типа 89 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гарниш

Ничего не имею против чаевых и стараюсь по возможности оставлять 50-100р чаевых курьеру, при условии что и мелочь в кармане завалялась и курьер шёл ко мне не два часа. Тоже самое с такси, официантами. 
Делаю это просто потому что могу и вижу в этом некую пусть крошечную, но помощь людям. И естественно получаю от этого моральное удовлетворение. 
Но с позицией ТС не согласен. Не надо перекладывать проблемы взаимодействия курьера и агрегатора на клиента. Есть проблема - договаривайтесь. Не идут вам на встречу? Ок, уходите от этого агрегатора и идите к другому. Уходите в конце-концов на другую работу и пусть уже агрегатор думает как вернуть курьеров
Ну и как кто-то уже отметил из комментов выше - порог вхождения тут минимален, нужны руки и ноги. Миллионы вам за это платить никто не будет априори тут. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Алексей, спасибо! Главное, вы написали. Если у всех будет такое отношение, будет класс :-)

Ответить
Развернуть ветку
Иоанн Пупков

Автор. А ты чаевые водителю автобуса оставляешь? Или кассиру в метро?  А может ты оставляешь их в банке после обслуживания?
Курьер - обычная профессия. Если у кого то принято это делать - не значит что надо на нас это проецировать.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Был этот аргумент, чуть выше ответил. Также пересилил причины, что не так с доставкой. 

Ответить
Развернуть ветку
Kuper Matiz

По 600 - 1000 рублей на заказы есть на всякую ... А бедному нищему курьеру даже 20 рублей на чай найти не могут. Тьфу. Какое государство, такие и люди. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Спасибо за неравнодушее!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Akadem Akademi

Чаевые личное дело каждого. Я оставляю их только, если все понравилось. Например еду в такси-душевно, все ок. Оставлю. Причём в яндекс есть нынче данная функция.
Но и жаловаться, что мало платят и поэтому давайте чаевые-бред. 
Почему учителя, врачи и прочее у меня чаевые не просят, ведь им мало платят, но у них и образование же есть... Хм... Надо будет и им платить.. 
Как по мне, не нравится работа-уходи. И да, можно искать работу будучи ещё устроенным. 
Стать больше бесит, нежели вызывает желание делиться трудно заработанными деньгами

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Платят норм, если все идёт хорошо. А все не идёт хорошо никогда. Помочь решить проблему могут чаевые. Не давая чаевые, вы вносите свой вклад в ухудшение сервиса. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
amg

Когда крепостные были крепостными - вопросов, зачем оставлять чаевые в ресторациях не возникало.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Stepanova

Наличными сейчас мало кто пользуется. Откуда брать эти чаевые? Неудобно, что нельзя оставить их через приложение или при оплате заказа картой при получении, например. Кидать курьеру на карту по номеру телефона? Долго и глупо как-то. Да и уменьшаешь свой "супер лимит по переводам в месяц". Потом двоюродной тётушке с комиссией деньги переводить будешь. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Плюс один. Надо упрощать возможности оставить чаевые в приложении, а их почти нет, потому что зачастую доставка "сторонняя" между сервисами (например, через Яндекс из Пятерочки). Фактически это корпоративный заказ, а чаевых в таких заказах нет.

Ответить
Развернуть ветку
большой губернатор

Всегда оставляю чаевые, у нас в стране просто люди бедные, а так в Европе везде оставляют.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Супер!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Банников

О, я тоже долгое время рассказывал про проактивность, всё в твоих руках и прочие девизы из книг про успешный успех. И долгое время был ярким примером всего этого. Но потом так жизнь повернулась и форс-мажор за форс-мажором, что никакая ментальность и проактивность не помогли справиться с обстоятельствами. Конечно, если бы было другое мышление, всё было бы намного хуже. Я не опустил руки, продолжаю пахать, искать выходы, но ситуация всё равно понемногу ухудшается. Так что, когда мне рассказывают, что всё в моих руках, я вижу самоуверенного человека, который не попадал ещё в ситуации, когда не всё в руках.

А чаевые — это замкнутый круг проблемы. Я чаще даю чаевые, чем нет, потому что хочется поддержать людей, их труд, отблагодарить. Да и может в данный момент человек в отчаянном состоянии. Я же не знаю. Меня, когда с семьёй оказался в отчаянном состоянии, никто не поддержал. Даже наоборот, осуждали: сам виноват. Было очень трудно. Просто невыносимо. Поэтому хочется других поддерживать.

С другой стороны: труд сотрудников должен оплачивать работодатель, а не покупатель, а чаевые как-то поддерживают сотрудников и они не сильно настаивают на решении своей проблемы. А если не сильно настаивают или не увольняются, то работодатель воспринимает это, как приемлемые условия для сотрудников и, в лучшем случае, не чешется заботиться о людях. В худшем, будет подавлять всякие попытки.

Сложная ситуация. Но я предпочитаю лучше ошибиться в сторону милости.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Отличный подход и размышления 

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Silver

Практически всегда оставляю чаевые таксистам, если поездка была приятной с точки зрения поведения водителя.

А вот курьерами практически никогда, потому как сервис доставки практически всегда отвратителен: если это товары, то практически никогда курьер не звонит за час до приезда, как обычно указано в условиях доставки, а если звонит и говорит, что будет, например, через 20 минут, то появиться может как через 5, так и через час или более, и никогда во время. А ещё, если это, например, "зеленые стройматериалы" или "желто-синяя скандинавская мебель" могут перепутать заказ, при том, что в грузовике нужный заказ обычно в итоге находится, либо пытаться отказать в доставке непосредственно в квартиру, при том, что эта услуга заказана. 
Если же говорить о еде, то Вы правы, агрегаторы и логистика очень далеки от совершенства, но о каких чаевых может идти речь, если ждёшь еду через 40 минут, а приезжает она в итоге только через полтора часа, либо если магазин реально находится через 2 дома, а услуга доставки платная.

Бывают редкие случаи, когда оставляю чаевые курьерам, притом крупные, но это, скорее, исключение, когда все прошло адекватно, в срок или, если мучаешь курьера долгой проверкой товаров и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Никита, очень интересный опыт. Спасибо, что поделились. Могу сказать в оправдание, что не всегда виноват курьер, иногда сервис или отправитель. С другой стороны, не знаешь, что здесь курица, а что яйцо. Возможно, ухудшение качества сервиса уже началось и именно потому, что платят курьерам мало. Об этом как раз статья. 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Tashkinov

Даю чаевые почти всегда. Специально заказал в Альфе выдачу наличных в размере 20 тысяч рублей купюрами по 100 рублей. 😂 Раньше считал, что не дать чаевые — значит быть жлобом. На vc.ru в какой-то ветке озвучил это мнение, был закидан помидорами. 😁 Сам никогда не работал на должности, предполагающей саму возможность чаевых. Из реакций комментаторов понял, что общая норма — это не давать чаевые, нельзя за эту данность осуждать людей, и нарушение этой нормы — чисто мой прикол. Это как с пожертвованиями в различные фонды: считаю, что это нужно делать, но нельзя осуждать тех, кто этого не делает.

Ответить
Развернуть ветку
Hello Pika

Вы не понимаете, если вы будете платить "слишком много" чаевых, то это отразится на ЗП сотрудников. Агрегаторы её тупо уменьшат.
Агрегаторы используют людей, которым некуда деться, и пока те соглашаются работать на их условиях, они не будут их менять. А в России всё, как говорится, гниет с головы.
Про качество сервиса - сервис расчитан на среднего человека, на массы. А массы у нас нищие, какие чаевые, какое качество обслуживания, Алё, люди, оторвитесь от смартфонов (своего мирка).

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Белобородов

Специально чаевые не даю, но обычно оставляю курьеру сдачу с покупки правда если она не превышает 100 рублей. Можно ли это считать за чаевые, не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

по настроению, если это мой постоянный курьер, если с ним удобно работать - даю, если не хочет поднятьв лифте мой товар, хотя доставка да квартиры - перебьется

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Грозовский
Автор

Очень хорошо! Спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav V

Я работал курьером в желтой еде (не рекомендую) и каждому клиенту улыбался, смотрел в глаза и говорил: "Вам понравилась доставка? Буду рад если оставите чаевые в приложении, спасибо!"
Из 15 заказов я получал от 3 до 5 чаевых, суммы были разные от 50 до 300 рублей. Иногда клиенты просили номер телефона, чтобы отправит напрямую. Считаю, что чаевые оставлять нужно и это очень помогает курьерам, поэтому не стесняйтесь.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan the Not So Terrible

А если не понравилась. Давали 100 руб клиенту? :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Грозовский
Автор

Гениально. Супер!

Ответить
Развернуть ветку
Elena Shavlova

Со своей стороны, как покупателя, скажу так - у меня желание продолжить давать чаевые отбил ввод повсюду платных доставок, но говоря уже о том что немало ресторанов в доставку делают свои позиции подороже чем в самом заведении.
Я с радостью платила чаевые, до тех пор пока не начала всюду видеть ценники на доставку от 150-200р (заказывать на 5т.р. ради бесплатной доставки нахожу не рациональным), да ещё и тот же нововведеный сервисный сбор в деливери. :/ 
Итог - заказав продуктов или готовой еды на 1-1.5т.р. я плачу сверху 200+-р, и если ещё и чаевые докидывать, выходит ещё более неприятный прирост в цене..
(Я из той касты, где у людей не так много лишних денег, но экономить время они любят)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Елена, спасибо, что поделились. Ваш опыт очень ценен. Могу только сказать, что по опыту 150 за доставку курьеру очень мало, так как много времени на этот заказ тратишь. В общем, понятно, никому не выгодно. Надо думать, что делать.

Ответить
Развернуть ветку
Kate Pefty

извините, а сколько у вас сервисный сбор Деливери? простоя там заказываю только из Магнита и у нас берут 1 руб сервисного,  это даже пакет большой не отбить, поэтому никак не влияет на желание там заказывать

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Fermata

Смотрел про работу курьером в Яндекс еде на канале "Все работы хороши". Там ещё и пешим курьером. Это вовсе сдохнуть можно за 12 часов смены. И так же могут дать 2-5 минут, чтобы добраться до ресторана/магазина, когда идти 20 минут. А может быть простой и реально работаешь часа 4, не факт что по выбранному графику. Могут даже в выходной выгнать. А когда готов работать, то смену не предлагают. Приложение для курьеров часто тупит и не даёт отметить статус заказа или ещё как-то сходит с ума.

И ох уж это требование носить жёлтый дождевик и в мороз и в зной. На куртку натянуть его это отдельный квест. А за выход без дождевика штраф, соизмеримый с заработком за смену. Неудивительно, что там текучка, как из решета.

В деливери клабе кст, если клиент отказался от заказа, то нельзя его съесть, надо записать на видео, как ты выбрасываешь еду. В Яндексе вроде не требуют этого. Это я к слову о том, когда самому обедать.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Наша служба и опасна, и трудна...

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Бля, выбрасывать еду это вообще позорище. Деливери этим встают в один ряд с теми, кто раскатывает бульдозером продукты только потому, что они импортные.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Волков

Суровая правда в том, что курьеры/таксисты - неквалифицированная рабочая сила и предложение этой силы в данных профессиях избыточно. Никто не обещает даже среднего уровня заработка и комфортных условий с таким занятием.
Давать чаевые за регулярные покупки - это увеличивать сумму чека на 5-10%, (плюс и сама доставка денег стоит) - это огромная переплата и всю привлекательность сервиса доставки сводит на нет.
К тому же само взаимодействие с курьером хочется свести к минимуму, а чаевые в этом срезе выступают как ещё один неформальный канал взаимодействия.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Таксисты зарабатывают норм. Обсуждаем именно курьеров. Услышал вас. Речь не о том, что платят мало. А о том, что обещают заплатить много, а получается мало, причины указал в самой статье. Это недостаток сервис отказывается исправлять, поэтому пока вся надежда только на чаевые :-(

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ol Kva

Бесит, когда привозишь  пиццу, а клиент тебе такой  - ой, как быстро приехали, ой какая пицца горячая и при этом чая ноль. Пока сам в доставке не начал работать, тоже на чай не давал. Всех клиентов, которые дают на чай, мы помним наизусть, им везём в первую очередь, без опозданий и самое горячее. Остальным потом.Такая вот петрушка. Никто никому ничего не должен, клиент чаевые давать не должен, а курьер лететь сломя голову не обязан, все в пределах оговоренного времени и цен. У водителя маршрутки и кассира в магазине выбора нет, кого везти и кому первому чек пробить, а в доставке есть, подумайте об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Маньшина

В одном абзаце весь "наш" менталитет.
"Никто никому ничего не должен"... сюда же "не верь, не бойся, не проси", "человек человеку волк" и так далее.
Нам не культуру чаевых нужно развивать, а культуру вообще.
А выбор всегда есть. Тот же водитель маршрутки может людей, как дрова возить, раз уж чаевых у него нет, да ещё и датчики топлива, GPS-трекер и терминал для оплаты поставили.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Долгое время доставки из-за неправильного расчета времени агрегатором/пробок/негде припарковаться/тяжесть/неправильная логистика, при большом количестве взятых заказов- только злит конечного потребителя и ни о каких чаевых не будет и речи- со стороны заказчика это проблема курьера- он сам не оценил свои возможности и не сопоставил с предполагаемым заработком в час.
Личный кейс:
В тяжёлые времена работал курьером- была доставка подарка на д.р. утром следующего дня. Именинник спал, после бурного празднования и никто не мог ему дозвониться- ни отправитель, ни я, пришлось везти подарок обратно отправителю, в середине обратного пути отправитель всё же дозвонился до получателя и попросил меня ехать обратно. Итог: подарок доставлен, оплачены- доставка + обратный путь + повторная доставка + чаевые от именинника за то, что не плюнул на всю эту кутерьму, а нормально привез.
PS чаевые были в 2 раза больше, чем стоимость доставки туда/обратно/туда, но и получатель был в центре Москвы.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Именно поэтому поднял вопрос. Надо просвещать заказчика. Но трубку все равно надо брать, без этого доставка невозможна. 

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Сходите когда-нибудь в ресторан Гагрипш, в котором чаевые в размере 10% обязательны. Выберите столик возле ресепшена и послушайте что говорят официанты про клиентов, которые, кстати, оставляют им чаевые. Я думаю что после этого мало кто захочет оставлять чаевые😁

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Понял вас. Обсуждаем именно курьеров.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Чиркун

Чаевые оставляю. Мне тяжело тащить пакеты с мукой или картошкой из магазина себе в частник. Знаю людей, который частным образом организовывали доставку продуктов. Так вот дешевые продукты они не хотят развозить: выхлопа мало, это понятно. А вот курьеры Деливери тащут мои картошку с мукой на своем горбу, зачастую не на велике даже, под дождем. С дочкой имела разговор на тему "Ах, почему этот урод так долго тащил мою жвачку из Магнита". Крч, конечно, я за экологичность, благодарность и уважение друг к другу.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Спасибо :-)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Пархоменко

Отписываюсь для статистики =)

регулярно заказываю доставку из Макдональдса и всегда оставляю чаевые (средний чек рублей 800, чаевые - 100-150)

оставляю чаевые таксистам в яндекс.такси не 5%, которые приложение предлагает по дефолту, а сообразно сумме поездки и "шоб было кругленькое число" (получается в среднем ~15-20%).

Не ДС/ДС-2, крупный региональный центр

НО стала так делать только после того, как существенно вырос личный доход
до этого чаевые не оставляла и не парилась совершенно по этому поводу. Денег стало больше - стало психологически слегка неудобно, появилось какое-то желание give back to the community, что ли. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Татьяна, вы божественны. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Mari Sol

У курьеров действительно тяжелый и опасный труд, а платят немного. Неужели жалко дать на чай хотя бы 50 р? Не обеднеете.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Спасибо за отношение!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Tashkinov

В идеале чаевые должны быть анонимными и безналичными. Кто оставляет, продолжит оставлять. Остальным не будет неловко. И так мы не дойдём до ситуации в Штатах, где за тобой может бежать официант и настойчиво интересоваться ситуацией, если его не устроил размер оставленных чаевых.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Тоже аргумент ;-)

Ответить
Развернуть ветку
ManToTheMan

Сам был курьером на протяжении двух недель. Скажу сразу всё как и описал автор, слова правдивы на 100%. В первый день, два как вышел на работу заработок был очень не плохим, не золотые горы, но адекватный. А именно за вычетом проезда выходил заработок 100р в час(из провинции). И пока было норм, но это быстро закончилось, не усрел я даже моргнуть. Всё остальнве дни, а именно 12 дней, я получал за вычетом проезда уже порядка чуть меньше 80 рублей за час в среднем(а это на минуточку начальная зарплата работника в додо пицце, без необходимости бегать по району, лишь тусоваться по стоянно у плиты, зато всегда возле еды и не голоден), изрядно намотав ногами километров. Были и логистически трудные заказы как к черту на куличики со всяки постами, заборами, обходами, вообщем типичные рабочие кварталы. Так и заказы аля приедь на другой конец города или с конца города в центр, чтобы из ближайшего рестарана принести небольшой обед в ближайший дом. Из богатых клиентов мне встречались только дети(из чаевых только фантики в лучшем случае, деньги на заказ пама с мамой дали, поэтому чадо накупило по максимуму а курьер перебьётся), ну либо богатые взрослые хорошо маскировались. За всё время сделанных 30 и более заказов получил чаевые лишь два раза всего 100р(купил колу и сливки - отметил не по детски).В целом могу сказать что даже чаевых равных стоимости олного среднего проезда было большим подспорьем для курьера и вывело бы его из разряда раба в разряд очень не квалифицированного работника который рад работать без еды и воды и без жилья только чтобы выплатить кредит за новый айфон(отсылочка)). А так что всё было без обид минимальные расценки и в целом заработок должен при тех же вводных быть раза в два выше. Тогда можно взять второй айфон в кредит)))).

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Интересно очень... Спасибо, что поделились.

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз

Какой город?

Ответить
Развернуть ветку
Victor Cozhuhari

Курьер - это не функция. Курьер - это человек. В наше время в нашей стране это одна из самых эксплуатируемых профессий. Компании не считают их людьми и всячески экономят на них при помощи штрафов, которые иногда даже и не избежать из-за нереальных требований.
Помогайте людям, если у вас есть такая возможность.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Сегодняшний ихтиандр

Опять один и тот же наброс.
"Давать на чай - не давать" 
" Огрызок или Ведро" 
"Винда говно - эта ваша макось говно" 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Пытаюсь сделать кейс про то, что давать.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Fartesq Winch

Как ни странно - чем больше зарабатываю тем реже оставляю чаевые. Просто потому что накопилось знакомых с живыми рассказами где как работается. В итоге в основном только в любимом баре оставляю чай стабильно. Если курьер любой едальни решил что на третий этаж на лифте - это хорошая идея - в моих глазах он от чаевых отказался априори. Пусть он не знает что у меня лифт явно имеет эстонские корни, и до кучи иногда глючит и вместо третьего этажа с первого везет сперва на шестой, а только потом ко мне на третий, но блин, я с 35кг электровелом поднимаюсь на третий "в сжатые сраки". Курьер, думаю, в состоянии пройти это неимоверное расстояние с целыми двумя кг нагрузки. Учитывая все что все время что он ждет лифт и едет на нем я стою вспоминая армейскую "тумбочку" (ибо идти назад в гостинную или кухню это только присесть на 10 секунд а стоять хоть и рационально но скучно - то чай получают только те курьеры что успели в заявленное время и в состоянии не тратить мое время на вахте у двери, пока там они покатаются на лифте. (А таких меньшинство). 
В конце концов - вы сами пошли на эту работу за эту зарплату, мне за работу неэикто сверху не накидывает, посему я накидываю обычно только если я тупо пьян и всех люблю, или если вижу что курьер натуралтно заебался и спешил как мог - в курсе что им порой заведения подсирают, хотя вот любимое юзает свою доставку, а не яндекс или деливери - и срок доставки за год вырос вдвое, и через раз свои же сроки и просирают. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Очень редко хожу пешком, чаще на лифте. Особенности вашего лифта известны только вам ;-)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ol Kva

Чудак ты на другую букву. У курьеров до 50 доставок в день, я на второй этаж на лифте еду, поскольку вынужден курьерить имея инвалидность. Карма все по своим местам расставит...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Против Спама

Во-первых, у нас совсем другой менталитет, чем у европейцев, которы, наверное, придумали "чаевые" и которые постоянно дают их заграницей. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Вот, пытаемся поменять менталитет!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Kiselev

Несколько раз обедал на юге Франции с французами и не только, причем не самыми бедными (из яхтенной индустрии). Когда пытался оставить на чай в рестике пятерку евро (при сумме чека около 80), лягушатники дико удивлялись и шутили на тему богатых русских, расшвыривающихся деньгами. Вообще европейцы довольно прижимисты, если прислушаться к их разговорам на бытовые темы между собой. Опять же из опыта - сидим в довольно недешевом ресторане в рамках пресс-тура, европейская пресса уплетает что-то с трюфелями и между делом эмоционально обсуждает удорожание пригородных электричек))

Ответить
Развернуть ветку
Сэржэн Булатова

Больше всего радуют люди, которые особенно агрессивно говорят о том, что чаевые оставлять не надо. Говорят, что у курьеров есть зарплата, говорят, что они сами работают за зарплату, но не получают чаевые. Это все выглядит так, как будто они оправдываются то ли перед другими, то ли перед собой. В смысле, они могли бы просто сказать "я не даю чаевые" или ничего не сказать. Но им нужно обосновать свою точку зрения, доказать, что они правы, и что люди, которые дают чаевые - не щедрее, что они просто дураки. Вообще, это частое явление. Например, те, кто сортирует мусор, для таких людей тоже дураки, потому что они тратят время зря и "все равно все уйдет на полигон".

То есть это дело каждого - оставлять чаевые или нет. Никто не вправе никого принуждать или даже намекать. У всех разный уровень дохода и эмпатии. Но странно вот смотреть, как люди пяткой себя в грудь бьют и говорят, что чаевые оставлять не надо. Непонятно, кому и что они хотят доказать. И зачем. Ведь чаевые - это по умолчанию хорошо. Как вообще можно считать плохим желание одних людей поблагодарить других?

Я видела несколько документальных фильмов про мигрантов, но и в принципе не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что работа тяжелая и малооплачиваемая. Условно, заказ стоит 500 рублей, доставка бесплатно. Можно понять, что из этих небольших денег курьеру едва ли достанется значительная часть. Тогда какой у него вообще будет доход за эту доставку? Поэтому не вижу ничего плохого в том, чтобы оставлять чаевые. Раз в месяц-два специально хожу, снимаю сотни в банкоматах. Не перетруждаюсь от этого. Зато курьеры и таксисты всегда улыбаются и никогда не отказываются.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз
 В лучшем случае на чаевые можно рассчитывать один раз из 30 или 40 поездок

Бабам, говорят, больше (по)дают. Не выиграл в генетическую лотерею - таскай и страдай, неча на всру стоны разводить))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Без комментариев ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Саша Кузнецов

Даю чаевые за быструю доставку/хороший сервис. А в чем посыл темы? Узнать процентное соотношение? Не понял, честно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Спасибо за такое отношение. Никто не дает. Посыл, чтобы давали.

Ответить
Развернуть ветку
Lenya

А сколько оставлять? 50? В мск?? Ок, 100 руб? Но это пол доставки... Мелочи насыпать - обидишь, бумаги дашь - дак я не боярин. Вот в чем вопрос. В идеале через эпп оставлять конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Tashkinov

На заправках, если нет купюр, спрашиваю, возьмёт ли заправщик мелочью, не обидится ли. Никто не отказался. В Таиланде нельзя монетами оставлять, у них это с похоронами ассоциируется, монеты на глаза умершим кладут. В России таких поверий нет.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Любая сумма приемлема. Даже мелочь. Ее потом можно использовать для чего-нибудь доброго и полезного. Не важно, сколько дадите именно вы. Главное, чтобы давали многие. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Teplo

Чаевые в наших широтах — это исторически ПОДАЧКА БОГАТОГО клиента в адрес обслуги. «На чай»: чтобы тот чаю себе купил.
    Элемент гордыни, но никак не «компенсация чьих-то дополнительных расходов».
    Чтобы оставлять чаевые в обязательном порядке в кафе — как в Штатах — нужно иметь соотношение «зарплата / стоимость еды в кафе» как в Штатах.
    ↑ это личное оценочное суждение 😉 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Не могу сказать, что мы очень богатые, чаевые оставляем именно из соображений компенсации труда. 

Ответить
Развернуть ветку
Ol Kva

На чаек извозчикам оставляли, чтобы согрелся человек, а не подачка вовсе.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Радищев

Не считаю чем-то плохим не давать "чаевых", у нас не США с их традициями. Если курьерам мало платят, пусть обращаются к начальству за повышением зарплаты, покупателя не должны заботить чужие доходы.
Пусть лучше магазин и мне чаевые начислит за то, что я выбрал их. Это будет действительно хорошая практика.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Обращаются, тишина. Чаевые могут помочь улучшить качество сервиса, иначе пострадает и покупатель. 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Иван М

Я не хочу думать ни о каких чаевых. Курьер мало зарабатывает? это не мои проблемы, пусть другую работу ищет.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Так и будет, не сомневайтесь. Но к вам приедет худший и возможных и без мотивации. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ayka Mustafayev

 Есть страны, где оставлять чаевые оскорбительно. Наверное у нас в обществе это просто просто пока не сложилось

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Был такой аргумент. У нас не оскорбительно :-)

Ответить
Развернуть ветку
Московский Странник

Былобы неплохо брать с курьера античаевые если не понравилась доставка. Если опоздал например, появлялась кнопочка и 50-100 рублей отправлялось клиенту за лояльность.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Банников

А если курьер не по своей вине опоздал? Если паковщике в магазине помяли, разлили и т. п.? Как вообще определить кто виноват?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Штрафы есть, они работают. 

Ответить
Развернуть ветку
Ol Kva

Придется тогда разбираться, кто виноват в опоздании курьера, иногда дают заказ, который уже давно сгорел, и при чем тогда здесь курьер???

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сухов

Девять из десяти курьеров никогда не считают нужным позвонить, когда задерживаются даже по уважительным причинам. Несколько раз оставались голодными на работе, опаздывал  из- за нерадивости курьеров. В остальных случаях чаще всего прибегал кто-то совал пакет в руки и" Привет семье!" Также и в такси на девять среднестатичтических, 1-2 дебила, которые испортят настроение и желание отблагодарить надолго.А поощрять только за-то что ты сделал  абсолютно банально свою работу , не вижу ни смысла, ни мотивации. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Либо же, Сергей, курьера задержали в ресторане... Писал выше об этом. А вообще вы только подтверждаете мой тезис о снижении качества услуг. К великому сожалению!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Елена Пирелли

Я например только в Яндекс.такси докидываю чаевые. и то потому что мелочи нет в кармане, чтоб ровно заплатить. А так и человеку приятно и я не особо обеднела от лишних 10 рублей. При оплате онлайн или заказе еды, естественно, никаких чаевых. У человека есть работа с оговоренными условиями, на которые он согласился, подписав контракт (как я на работе, например, получаю четко по контракту). Чаевым тут вообще не место. В ресторанах оставляю, правда, но это и то не каждый раз,- чисто под настроение.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

В нашем случае, к сожалению, это не так. Причины описал выше. А страдает от этого клиент, потому что качество доставки будет снижаться дальше. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кузнецов

Работнику платят зарплату, я уже заплатил за товар или услугу. Остальное - лирика. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Свои аргументы написал. Курьеру никто зарплату не платит, это сдельная работа. Рискуете получить услугу худшего качества. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сан Саныч

Не понял проблемы. Чаевые - прошлый век. В наше время все эти  чаевые обычно уже "встроены" в прайс какой-либо услуги.  

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

А тут, оказывается, нет :-) Представляете, в 21 веке!

Ответить
Развернуть ветку
gals3409

Кассиры на кассе Пятерочки тоже хотят чаевые! 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Где статью про это почитать? ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Ol Kva

Пусть идут в доставку

Ответить
Развернуть ветку
m

курьер имеет больше, чем вы думаете. возможно, больше, чем заказчик доставки в итоге по зп)))) такчто да, оставляйте, конечно, чаевые, бояре хреновы)))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Вон я на своём примере написал, сколько он имеет ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Раз и навсегда принял решение не платить чаевые никому и ни за что.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Очень жаль, есть профессии, где без этого туго. 

Ответить
Развернуть ветку
Игнат Мартынов

Всегда стараюсь оставлять, если конечно это не мои последние

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Отлично. 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Сафронов

Если заказ за наличные , то сдачу не беру

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Спасибо за отношение. 

Ответить
Развернуть ветку
GoodBuyer

Я даю чаевые, когда на великах привозят заказ, особенно летом в жару. Ну или когда привезли что-то тяжелое и сами занесли на крыльцо. По ситуации. Последний раз из Озона приехала тупящая девушка, которая каталась по улице мимо дома (с номером), хотя все навигаторы показывают дом на карте, но решил даже рейтинг не снижать, явно же не от хорошей жизни идут в курьеры, им наверное важен рейтинг. ))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Правильное отношение, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Askar Samanchiev

Помню как-то раз пьяный, в хорошем настроении дал 1000 рублей чаевых таксисту. Хорошо, что деньги не мои были. 🧐

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Жестко, но метко.

Ответить