Откровенная история основателя NRG Ventures. Про ценности и личном пути к созданию венчурного фонда

Основатель венчурного фонда NRG Ventures Роман Тян делится своей историей о пути к созданию фонда со всеми взлётами и падениями.

<i>Берлин, 2019</i> <i>Роман Тян</i>
Берлин, 2019 Роман Тян

В своей первой статье (и вообще первой статьей на vc.ru) я больше расскажу про то как я пришел к идеи запуска своего фонда и какие ценности я решил в него заложить исходя из своего опыта.

I. Как я пришел в венчур

Весной 2014 года, я работал старшим бизнес-аналитиком в крупной американской FMCG компании в Москве. Тогда мне было 23 года, я взял «больничный» и полетел из Москвы на конференцию про стартапы в Нижний Новгород по приглашению моего научного руководителя из РЭШ. Тогда я заканчивал магистратуру РЭШ программы Masters in Finance и, возможно, будет удивлением, но моей выпускной работой тогда был свой IT стартап (4й из 12 моих стартап проектов) - Almahub. Про удачные и неудачные свои стартап проекты могу рассказать в отдельной статье. По возвращении из конференции, при выходе из самолета, заметил, что один из инвесторов с конференции панически искал свой рюкзак, видно было, что ему требовалась помощь, так как он был еще немного под шафе. У меня был выбор – успеть на последний аэроэкспресс или помочь человеку. Я решил помочь и мы благополучно нашли потерянную вещь, но, опоздав на аэроэкспресс, я поздно вернулся домой. На следующее утро пятница – проспал работу и остался работать из дома. Обычно, я приходил рано на работу и в 6 вечера приходилось уходить два три раза в неделю на обучение в РЭШ (с 7 до 10 вечера). Эта была негосударственная платная программа, что-то типа MBA, на которую тогда предоставлялся «льготный» кредит (10% в usd на 11 лет) в несколько десятков тысяч долларов. У нас были исключительные преподаватели тогда – от иностранных профессоров американских бизнес-школ (Stanford, Yale, LBS и др) до действующих топ-менеджеров крупнейших западных корпораций, и всё обучение было на английском языке. Возвращаясь к моей тогдашней работе — на меня в отделе давно смотрели «криво», из-за того, что я не ходил по десять раз пить чаю в день, не кокетничал с нашей руководительницей, не ходил со всеми на обед по расписанию, потому что приходилось много работать почти без перерывов, чтобы успеть на обучение в РЭШ вечером. В итоге, через несколько дней после моей конференции HR-ы нашли лазейку (прогулы больше одного дня без уважительной причины) и вынудили меня написать «по собственному желанию».

Тем временем, так случилось, что за месяц до этого я участвовал в финале бизнес-инкубатора ВШЭ с этим же стартапом, куда меня приглашали почему-то трудоустроиться, а не инвестиции в стартап. После ухода из FMCG-компании, я сразу перешел работать в управление инноваций ВШЭ на позицию «руководителя инновационных проектов». Мне нравилась работа в ВШЭ (я занимался коммерциализацией научно-исследовательских проектов, курировал работу бизнес-инкубатора), но понимал, что с октября мне предстоит выплачивать кредит за обучение в РЭШ. С кредитом в долларах, который тогда начинал свой взлёт с ~35 руб/$, и оплаты аренды квартиры, у меня почти ничего не оставалось с зарплаты в 60 тыс руб (это 2014г).

<i>День открытых дверей Бизнес-инкубатора ВШЭ, 2014</i>
День открытых дверей Бизнес-инкубатора ВШЭ, 2014

Поэтому, мне пришлось искать более высокооплачиваемую работу. Подавал заявки в консалтинг и инвест банки, но все было тщетно, не доходил даже до этапа интервью, хотя на тот момент уже успел, параллельно с учебой, поработать в Deloitte и Citi. Я не понимал вообще как с таким образованием в РЭШ, бакалавриатом в МФТИ и ВШЭ с хорошим средним баллом и опытом работы я не мог найти нормальную работу.

Вдруг, мне неожиданно звонит тот самый инвестор, которому я помог в аэропорту и предлагает пройти собеседование в венчурном фонде его знакомых. Это был август 2014, доллар достигал все новых рекордов, а я тогда мало чего знал про венчур и не понимал что это может быть круче инвест банкинга или консалтинга. Интервью было сразу с партнером фонда из Израиля по скайпу, достаточно неформальное, а в конце интервью меня спросили про ожидания по зп, на что я по-еврейски переспросил какой обычно диапазон на такой позиции – это было 150-180 тыс руб, почти в 3 раза выше моей текущей! Я даже на минуту выключил камеру и звук, чтобы перевести дух. Потом дали задание, к счастью, не те странные тесты на зубрежку как были у меня в ib или консалтинге.

А доллар, тем временем, стоил уже почти в 2 раза выше того курса, по которому брал кредит и через месяц у меня бы случился кассовый разрыв (деньги закончатся), а родственников, кто смог бы выручить финансово не было. Звонок.. Свершилось! Мне сделали оффер на позицию Associate! На радостях, взял себе дорогой кофе, который ранее не мог себе позволить и, с красными глазами и с большим моральным облегчением, прогуливаясь по китай-городу, я пытался осознать как такое вообще могло произойти.

Какие выводы я для себя извлёк:

  1. Ситуации, которые кажутся неудачами, вовсе не являются таковыми. Со временем понимаешь для чего была такая ситуация и что благодаря ей ты открыл новые возможности.
  2. Продолжать помогать людям бескорыстно.
  3. Образование ничего не гарантирует, а окружить себя качественным нетворком – это инвестиция на долгие года.
  4. Не боятся рисковать: параллельно с работой, участвуя со своим стартапом, я нашел себе две работы, интересных партнеров на долгие года и новых друзей.
  5. Не забывать про «черный лебедь» (для меня это был курс доллара) – быть готовым ментально к любым неожиданностям, принимая мантру «всё, что со мной происходит – это единственно правильный путь».

Из этого опыта у меня сформировалась первая основополагающая ценность.

Ценность № 1 – Быть полезным, помогать людям бескорыстно. В NRG Ventures это проактивно помогать стартапам с привлечением клиентов, «умных» инвесторов, сотрудников, по бизнес-развитию и другим любым вопросам и за это мы не берем ничего взамен. Это философия ума, в Долине ее называют Giving Back.

II. Работа в венчуре

Венчурный фонд, куда я устроился, занимался инвестициями в фармацевтику и биотехнологии в США, Европе и Израиле. Мы с партнером отвечали за рынок Израиля. Забавно, что я не понимал ничего в фармацевтике и биотехнологиях, но мне сказали, что я разберусь. Первой моей сделкой была израильская компания, которая изобрела инновационную внутриматочную спираль. Всю первую неделю разбирался в рынке внутриматочных спиралей, пересмотрев сотни картинок женских полостей маток. Сделку мы успешно закрыли и сегодня сотни тысяч женщин в 30 странах мира пользуются этой технологией. В 2015 году ужесточились санкции против России и нам пришлось приостановить инвестиционную деятельность фонда. Меня временно переаллоцировали на аффилированную организацию заниматься бизнес-моделированием выпуска дженериков («бюджетных лекарств») на территории РФ. В этом же году мой одногруппник из РЭШ знакомит меня со своим руководителем из крупного банка, который искал себе финансового директора, который бы в идеале понимал как работать со стартапами. Меня схантили, и мне нужно было вести работу с несколькими командами стартапов, созданными инвестором с нуля. Сейчас, это бы назвали венчурной студией. В одном из проектов мне даже предложили стать генеральным директором. Через полгода мой руководитель пригласил работать с ним в его венчурный фонд. Я стал первым наёмным сотрудником в фонде. Это был тогда для меня самый большой вызов в жизни – работать в 24 года директором в венчурном фонде размером в более $100 млн и параллельно быть финансовым директором в порядка шести стартапах ранних стадий. Это был очередной скачок вверх и я искренне благодарен своему руководителю за такое доверие и возможность. Я занимался практически всем – анализом входящей воронки стартапов, проверкой юридических документов, операционкой (отчетности, аудиты, ir), работой с портфелем и новыми сделками, где были выдающиеся компании, которые сейчас являются уже публичными или «юникорнами» (стоимостью больше $1 млрд), и даже HR — поиском и обучением стажеров (сейчас, они уже менеджеры в хороших фондах, приятно). В этом фонде я проработал чуть больше двух лет и даже поучаствовал в фандрайзинге второго фонда. Со временем, активности стали повторяться, новых вызовов уже не было, а система мотивации имела потолок в зарплате.

<i>Член жюри на Web Summit 2016 вместе с его основателем <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FPaddy_Cosgrave&postId=304834" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Paddy Cosgrave</a>, Лиссабон</i>
Член жюри на Web Summit 2016 вместе с его основателем Paddy Cosgrave, Лиссабон

В конце 2017г я решил уйти из фонда и решил попробовать запустить свой фонд. Тогда был первый бум криптовалют и блокчейна, и казалось правильным занять нишу венчурного инвестирования в блокчейн проекты (без ico). Несколько месяцев формировал концепт, юридическую структуру, команду и назвал фонд Jaguar Crypto Fund (презентацию загрузил здесь). Если кому интересно почему Jaguar, то вдохновение пришло от первого успешного криптофонда в штатах – Pantera Capital, только ягуар быстрее пантеры, и не ест людей)) Удивительно, но многим зашло название фонда и по сей день гуглится название и приходят письма. Возвращаясь к фонду, необходимо было найти партнера, который разбирается в технологиях блокчейна, в отличие от меня. Нашёл сразу двух таких партнеров – знакомых из своих университетов (ВШЭ и РЭШ). Один был успешным трейдером в криптоактивах, а другой – директором в блокчейн компании, которая профинансировала наше участие в конференции в Лас-Вегасе, где мы провели ряд встреч с управляющими богатых американских семей, каждый из которых управлял капиталом от $500 млн. Мы ничего не привлекли здесь, так как наше предложение сильно выделялось (не в лучшую сторону) от предложений других, кто предлагал сильно более консервативные предложения с инвестициями в недвижимость и рынок ценных бумаг, а «отличная доходность» для них была, как потом выяснилось, 8-9% годовых вместо предлагаемых нами 78% (доходность реального портфеля моего партнера). Это выглядело как скам. А второй аргумент, что мы получали – никто не хочет заходить в падающий рынок (биткоин тогда упал уже в два раза за квартал).

<i>Встречи с инвесторами в Лас-Вегасе, 2018</i>
Встречи с инвесторами в Лас-Вегасе, 2018

Весной 2018 года моя бывшая руководитель из ВШЭ пригласила на блокчейн саммит в Ереван, Армения. Казалось бы, что может быть такого глобального в Ереване, зачем туда ехать? Оказалось, конференция собрала ведущих экспертов в блокчейне и не только. Например, в лобби отеля я случайно познакомился с основателем Hyperloop TT (тот самый суперпоезд со скоростью 760км/ч, который скоро запустится между Дубаи и Абу-Даби) – он сидел один на диване и ждал со всеми автобуса, который отвезет всех вип-гостей на мероприятие. Не придумав как он может быть полезен для фонда, я решил просто подойти познакомиться, ну а вдруг что-то будет полезное. Так и произошло, оказалось, он несколько лет уже инвестирует и менторит стартапы. В итоге, мы встретились потом в Питере за день до его ужина с ВВП на ПМЭФ и он согласился быть в нашем Advisory Board. Помимо него, удалось схантить еще двух топовых Advisors уже из блокчейн сферы. В итоге, у нас в Jaguar Crypto Fund сформировалась дрим-тим команда, трекшн (релевантное портфолио с хорошими результатами), проработанная юридическая структура с FCA регуляцией. Осталось найти инвесторов. Пару моих знакомых из Сингапура подписались на $15 млн в Term Sheets (предварительное соглашение), и удалось пройти отбор и получить письмо с одобрением инвестиций на $100 млн от одного арабского фонда. Биткоин еще больше упал, никто уже не верил в восстановление крипторынка и все наши инвесторы стали пасовать. В итоге, фонд мы так и не запустили.

Какие выводы я для себя извлёк:

  1. Нет ничего невозможного
  2. Уходить из зоны комфорта и начинать с нуля – очень сложно, но со временем я понял, что начинаю каждый раз не с нуля, потому что опыт все время накапливается
  3. Постоянное развитие вперед – это безумно интересный путь, а создание «своего» еще более интересный путь, после которого сложно возвращаться в корпоративные рамки

Этот опыт заложил вторую ценность в основу фонда NRG Ventures.

Ценность № 2 – Проактивное развитие. Мы постоянно развиваем себя и наших партнеров. Мы ценим проактивный подход и постоянное движение вперед во всех наших коллегах, стартапах, партнерах, инвесторах.

Если для вас эта история была полезной, поддержите в комментариях или репостом статьи и я поделюсь следующей увлекательной историей про опыт погружения в стартапы, из которой следует третья ценность и запуск фонда NRG Ventures.

Спасибо за внимание.

#венчурные_фонды#карьера#инвестиции#стартапы#своедело

99
4 комментария

Блин, интересно и захватывающе)))
Будут еще мысли написать статью - пиши обязательно, прочтем))
Успехов)))

1
Ответить

Спасибо, Даниил! Это ещё я прошёлся по верхам) историй очень много происходит, к счастью)

Ответить

Согласна, захватывающе и очень вдохновляет!Желаю не останавливаться в развитии!!

Ответить