Отказ, конечно, меня совсем не расстроил, так как работать там все равно не собирался при таком уровне оплаты. Но зато появились вопросы – законно ли подобное оформление, не уклоняется ли «Самокат» от налогов? Ведь, вроде бы, получается, что они нанимают сотрудника, за которого не платят никаких отчислений, налогов, и подобное оформление прямо запрещено законом.
Вообще Самокат, кажется, нигде не заявляет, что ищет курьеров в штат. Если работник согласен, что и фактически, и юридически он остаётся работать сам на себя, и Самокат ему ничего не должен и может перестать с ним сотрудничать, когда ему заблагорассудится, то никаких проблем нет. Курьер тоже фактически не связан трудовыми обязательствами. Выполнил заказ — получил деньги — свободен.
Вопрос в том, на сколько обе стороны хотят скрыть под договором с самозанятым работу в штате. Я читал как-то на бизнес-онлайн, что раньше они предлагали на выбор договоры ГПХ и как с самозанятым с разной оплатой в час (по ГПХ ниже выплаты, потому что как раз отчислений больше). ГПХ — это тоже договор подряда, а не в штат, если кто не в курсе. Итого, кажется, они не скрывают, что нанимают курьеров как подрядчиков. Получается, что никто никого не обманывает. Хочешь быть курьером, изучи про самозанятость и риски, связанные с этим.
Вот если они всячески намекают на корпоративную культуру и преимущества штатной работы типа карьерного роста, только тогда это обман. На их сайте есть какой-то намёк «Ещё у нас реально получить повышение.». Вот это уже вызывает вопросы.
Плохо, что HR это не объясняет, а уклоняется от ответов и блочит коммуникацию. Токсично выглядит и не красит их. Думаю, что всё может быть прозрачно. Вероятно, они боятся, что кто-то будет качать за права работников (как с убером по всему миру), говорить про мед. страховки и пр. обязательства работодателя.
Если отвечать на вопрос в конце статьи, то получается так:
Сотрудников так нанимать нельзя. Но кто говорит, что курьеры Самоката — это сотрудники Самоката? Если сам Самокат так заявляет, это обман и уклонение от обязательств. Если не говорит, то всё законно.
Не углубляясь в законы и тонкости:
меня в таких схемах смущает то, что типа "самозанятые - получают за заказ", но при этом есть четкое расписание в какие дни и в какие часы ты должен работать - быть "на базе" чтобы по первому требованию везти заказ. Как-то это в моей голове не очень согласуется с "получает за каждый заказ и не наш сотрудник". Это не в такси работать, когда "есть время - включил приложение, довез, все, можешь домой ехать".
Да, наличие рабочего графика может являться одним из признаком трудовых отношений при переквалификации.
вот именно, там есть расписание, сотрудники проставляют доступность на 2 недели вперёд и оплата там не за заказ а почасовая и да есть ещё корпоративная униформа
Приведенный закон не имеет никакого отношения к работе курьеров. Никакой агентской деятельности они не осуществляют, оплату от клиентов не принимают.
А вот подмена трудовых отношений договорами ГПХ и через самозанятость - очень плохая тенденция. И удивительно, как до сих пор ФНС не заинтересовалась службами доставки.
А вот подмена трудовых отношений договорами ГПХ и через самозанятость - очень плохая тенденция. И удивительно, как до сих пор ФНС не заинтересовалась службами доставки.Видимо недостаточно признаков трудовых отношений чтобы в суде потом решения устояло.
https://kad.arbitr.ru/Card/d47fff7d-b618-409b-bc58-0a6af6cf0f9c вот ради интереса почитайте апелляцию (примерно с 4-5 страницы постановления начинается) тут казалось бы все признаки трудовых отношений были, но суд посчитал что их недостаточно. Все 3 инстанции поддержали данную позицию. Поэтому для начисления нужно достаточное количество признаков, смотреть как всё оформлено и как всё работает по факту.
Если у курьеров нету рабочего графика, рабочего места, а деньги получают за исключительно выполненный заказ, то большая вероятность что в суде не устоит такое решение о доначислении. Всё зависит от многих факторов здесь. Если что на практике, не в теории говорю. При переквалификации и доначислении не всё так просто как кажется со стороны.