Как мы создавали интернет-магазин виниловых пластинок во время пандемии

Когда у нас появилась идея создать свой интернет-магазин виниловых пластинок, никакой пандемии ещё не было. Мой знакомый трудился маркетинг-директором в компании, которая продавала дорогую аудиотехнику и очень дорогую аудиотехнику. Подспудно компания торговала пластинками. Появилась мысль о том, что можно создать отдельный магазин, так как по его мнению на рынке не хватало продавцов винила. Мысль, как это часто бывает, начала превращаться в действия не сразу. Появление Vinylmarkt совпало по времени с первой волной пандемии. Далее о том, как всё происходило и что у нас вышло.

Как мы создавали интернет-магазин виниловых пластинок во время пандемии

Страхи старта

Казалось, что риски достаточно велики, ведь люди, которые часто и много слушают пластинки - это далеко не всегда модные хипстеры или продвинутые миллениалы. Для меломанов, которые помнят Брежнева — это дань традиции и или непоколебимой вере в то, что пластинки звучат лучше. Нам казалось, что интернет магазин — спорный формат для такой аудитории и что эти люди могут из принципиальных соображений не покупать в интернете.
Ведь одно дело аукционы виниловых раритетов, где такие люди ограничены небольшим количеством специфических площадок, и совсем другое — место с новыми пластинками. Значительная часть наших потенциальных покупателей, как нам казалось, скорее захочет приехать в офлайн магазин. Такое предположение возникло ещё и потому, что для многих наиболее притягательным в грамзаписях является вещественность носителя, способность им обладать. Отсюда тяга к реальному в противовес виртуальному.

Пандемия и предвзятость подтверждения

Вопреки нашим представлениям, эта спорная часть аудитории оказалась одной из самых активных. Возможно, отчасти, нам помог внезапно объявленный локдаун, показавший многим, что покупать в сети удобно. А возможно, эта часть аудитории была не настолько склонна к традиционализму в покупках, как нам казалось. Но дело пошло почти сразу.
Немного SEO и немного контекстной рекламы, старые связи с вендорами и желание минимизировать риск заражения сделали своё дело. За первый месяц мы продали столько, сколько предыдущая компания моего знакомого продавала за полгода.

Много контента

В процессе развития сайта постоянно рос ассортимент, а новые пластинки и поддержка сайта в поисковой выдаче потребовали много контента. Именно в этот момент к команде присоединился я, в качестве главреда.
Мой аналитический опыт в ИТ едва ли пригодился бы в этом бизнесе, между тем, во мне ещё не совсем умер критик и музыковед, а за плечами был достаточно приличный опыт ИТ-журналиста и технического писателя. Пришлось воевать с сеошником за каждую букву, чтобы сделать контент для людей, а не для роботов. В итоге, мы нашли общий язык и на сайте стали появляться статьи о группах, альбомах, концертных релизах и исторические очерки о грамзаписи.
Также мы решили делать новости. Это хорошо влияло на позиции в выдаче, а ещё сообщения о свежих релизах было удобно помещать в почтовую рассылку для постоянных клиентов в виде компактной ссылки. До этого проекта я искренне полагал, что почтовые рассылки умерли, как метод наращивания продаж. Я совершенно точно ошибался, по крайней мере с нашей ЦА, E-mail маркетинг живее всех живых.

Отличия с офлайн

Практически вся команда раньше работала в компании, у которой были оффлайн шоу-румы, магазины и прочие инфраструктурные объекты, на которые можно было опереться. Не привычным стало то, что этого всего нет и все процессы нужно выстраивать исходя из того, что есть сайт, склад, а ещё предзаказ. Это наложило отпечаток на логистику, пришлось долго выбирать наиболее удобные форматы доставки.
Специфика товара, сотрудничество со СДЭК и криворукость некоторых курьеров, предполагали что нужна специальная упаковка, так как даже незначительное повреждение конверта при транспортировке вызывает у покупателя острый приступ кринжа. Решение нашлось, и даже первые посылки уже были защищены от всех тягот и лишений в путешествиях до покупателя.
Со временем удалось организовать пункты самовывоза в следующих городах Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Челябинск, Омск, Волгоград, Пенза. В остальные города мы по прежнему доставляем через СДЭК.

Волшебный предзаказ

Одним из факторов, который позволил продавать больше, стал предзаказ. Офлайн магазины не всегда способны предложить действительно большой ассортимент и почти никогда не работают по предзаказу. Мы, напротив, можем позволить себе каталог в 20 000 позиций и оформлять предзаказы на ещё не вышедшие альбомы.

Ад контент-менеджера

Самой большой сложностью для такого магазина является обновление каталога. Позиционирование ресурса с формулировкой "гипермаркет винила" обязывает. И это без преувеличений ад контент-менеджера. Необходимо оперативно обновлять каталог с учетом того, что в неделю выходит порядка 80 -100 новых пластинок, а их отсутствие в каталоге может серьёзно расстроить потенциальных покупателей. Крайне важно сделать это быстро пока они не появились у конкурентов, иначе часть клиентов уйдёт и совсем не факт, что они вернуться.

Организация работы

Большинство сотрудников на удалёнке. Логичным решением казалось использовать CRM. Для организации работы и продаж мы выбрали Битрикс24. И всем нравится, кроме меня. На основной работе привык к экосистеме Atlassian и поэтому предложил использовать Trello для работы по контенту, как наиболее простой и понятный, на мой взгляд, инструмент. В итоге я работаю с Trello, а все остальные по прежнему используют Битрикс24.

Show must go on

Магазин вышел на запланированные продажи даже быстрее, чем мы ожидали, а к сентябрю удвоили выручку. Нам ещё много предстоит и, вероятно, чтобы стать больше, придется многое изменить. Я буду благодарен за отзывы о нашем скромном опыте и радостью отвечу на ваши вопросы.

1414
31 комментарий

Спасибо за статью, хоть и понятно, что это больше для рекламы.
Хотелось бы каких-то цифр. Сколько людей в команде, какие продажи в штуках, как выглядит надёжная упаковка, часто ли заказывают больше одной пластинки. Что такое намеченные показатели и сравнение продаж за месяц как ща предыдущие полгода? Что значит гипермаркет, это все на складе лежит или у вендоров или и так и так? Сколько денег закопали? Это все очень интересно.

Когда прочитал "пришла идея интертен-магазина пластинок" - немного резануло слух, так как идея отправлять пластинки по почте пришла Сэру Ричарду ещё в 70е)) на чем он и поднялся, если не считать факт контрабанды этих пластинок в Великобританию из Европы.

Сайт, конечно, сыроват, а дизайн его прилично отстал от трендов.

Очень странно выглядят товары, особенно на экране даже немаленького смартфона, все названия которых начинаются с "виниловая пластинка", а само название отрезается, почти везде. Это, может и полезно для сео, но абсолютно бесполезно для покупателя.

Плашки типа "акция" на обложках сильно их перекрывают, особенно когда их несколько.

Двигайтесь сразу к наборам пластинки + проигрыватель, на разную ценовую категорию и вкус, приобщайте аудиторию к винилу. Это ещё и как подарок очень круто.

Очень нужны видео и статьи про проигрыватели и винил для чайников.

Нужны разделы Аукционы и Обмен.

Что планируете делать в связи с тем, что уже несколько лет вся онлайн торговля утекает в маркетплейсы? То есть можно пилить свой магазин, а можно наладить работу с маркетами, контролировать это и всю энергию направить на продвижение своей ниши (ютюб-канал, инста, тик-токи, ритмы и вот это вот все). Зачем? Затем, что ваш сайт никогда не станет лучше маркетплейса, аудитория не доберется даже до 0.1% от их аудитории, а продаж будет в 100-1000 раз больше.

6
Ответить

По команде, на текущий момент стабильный штат 14 человек.
"Где лежит?" - часть на складе, часть у вендоров, так как ассортимент в 10 000 пластинок.
Ваша идея с наборами говоря мягко сомнительна. Я не много понимаю вв торговле, но люди которые понимают хорошо не высоко её оценили.
По поводу долгосрочной перспективы маркетплейсов есть сомнения. В битве гигантов останется только один. Магазины которые торгуют всем подряд умрут в долгосрочной перспективе, кроме одного двух мировых монополистов, ассортимент в которых вероятно сократиться. Уже сейчас видно, что некоторые гиганты становятся убыточными, за счет астрономических затратт на маркетинг в жесткой конкурентной борьбе. В краткосрочной перспективе - это да, источник трафика (не очень целевого), который нельзя списывать со счетов. В долгосрочной - провальная ставка. Магазины узкой специализации, где важна консультация компетентного продавца выживут.

2
Ответить

Спасибо за комент и потраченное на него время. Надеюсь, что он не только для тонкой антирекламы)). Больше одной пластинки заказывает порядка 40% покупателей. Часто это те, кто берёт бокс-сеты и всё что выходит нового в одном жанре или у одного любимого исполнителя. Я хотел бы озвучить другие цифры, но команда решила этого делать не стоит, поэтому данные останутся в относительных величинах. Они не астрономические, но вполне приличные, мне приятно то, что они превзошли ожидания.

Про дизайн, это достаточно субъективно. А от каких именно трендов отстал дизайн, поясните? Есть корпоративная стилистика, она вполне современна. Посмотрите на другие сайты торгующие пластинками.

Что планируете делать в связи с тем, что уже несколько лет вся онлайн торговля утекает в маркетплейсы? - проблема известная, у нас есть кастомные решения, которые помогают с ремаркетингом и оценкой метрик лучше, чем любой маркетплейс. И пока нам достаточно трафика, мы никуда уходить не будем. Аудитория маркетплейса не всегда релевантная. Практика показывает, что в случае со столь специфичным товаром на текущий момент лучше собственный ресурс. Перенаправить трафик с сайта на страницу в маркетплейсе легче, чем уходить с маркетплейса и создавать сайт. Мы создали базу, с ней у нас есть пространство для любого манёвра.

"немного резануло слух, так как идея отправлять пластинки по почте пришла Сэру Ричарду ещё в 70е" - мы ведь написали, что нам она пришла первым, поэтому вам зря резануло слух. Мы вовсе не претендуем на новаторство)

1
Ответить

~300-500 уникальных посетителей в сутки, а такие классные рассказы о бизнесе серьезном. Надеюсь ссылочное vc вам поможет)

1
Ответить

Сергей, я не рассказывал о том, что мы гиганты уровня Амазон, я рассказывал о нашем опыте. Вроде я нигде не написал, что мы огромные. У нас всё скромно, 14 человек штата, небольшой склад, маленький офис, но большой ассортимент и много покупателей, часть из которых постоянные. И на конверсию грех жаловаться, значительная часть посетителей целевые, больше трети делают как-минимум разовую покупку, многие возвращаются. Амазон, к слову, тоже начинал с маленького скромного офиса.))

1
Ответить

И все же покупка винила на российских площадках - не дешевое хобби. На сайтах европейских магазинов даже с доставкой выходит дешевле на 30 процентов, нужно только подождать пару недель, что совсем не критично для коллекционера.

У вас за альбом Dark side of the moon цена без скидки 2960 руб. против 2000 руб. из Европы.

А если покупателю нужно срочно купить пластинку, например в подарок, то он, конечно, купит ее в РФ. Но тут уже на помощь приходит Авито с ценами как в Европе. И даже в небезизвестном магазине на Арбате цена на этот альбом без скидки дешевле чем у вас.

Так что можно только пожелать вам успехов на волне популярности винила! Главное, чтобы популярность винила продолжала расти.

Кстати, подразумеваете ли вы замену бракованных пластинок?
В последнее время все чаще приходит кривой винил в форме блюдца, видимо из-за спешки фабрик напечатать как можно больше. В таком случае зарубежные площадки либо высылают заказ повторно либо предлагают небольшой возврат-скидку.

1
Ответить

В нашей практике мы практически не сталкивались с браком. Но возврат денег, скидка и другие формы возмещения за бракованный товар естественно возможны. Если магазин работает в рамках правового поля и лоялен к клиентам иначе быть не может.
Что касается заказов из ЕС, будем говорить прямо это не всегда 2 недели, а часто и не 3. Кроме того, есть люди для которых критично даже несколько дней и это не всегда те, кто хочет сделать подарок. По поводу цен, вы всегда можете сравнить наши цены с конкурентами в России и сразу поймёте по какой причине многие покупатели в первую очередь идут в наш каталог. С Авито сравнивать не приходится, так там проще купить бу винил, кроме того не редко заявленное состояние пластинки не соответствует реальному. Например продавец пишет минт/минт, а по факту в лучшем случае g/g

1
Ответить