Рекомендации и сильная команда: как попасть в акселератор Alchemist и что там делать

В ноябре 2021 года прошел очередной набор стартапов в один из крупнейших акселераторов для b2b проектов Alchemist. По данным официального сайта, каждый второй стартап, закончивший его программу, получает финансирование. А за девять лет существования акселератора через него прошли больше 300 компаний — при условии, что в каждый набор попадают не больше 25.

В Alchemist появляется все больше стартапов с российскими фаундерами: в 26 наборе, который был зимой 2020-2021 гг, их насчитывалось 40% — 8 из 20. Выпускники Alchemist есть в сообществе Heg.ai. В этой статье они рассказали, что дал им акселератор и поделились своими историями поступления.

Рекомендации и сильная команда: как попасть в акселератор Alchemist и что там делать

Что такое Alchemist

Alchemist — это топовый американский акселератор, созданный в 2012 году и привлекающий технологические b2b стартапы. В 2017 году он вошел в топ Forbes, попав в число Platinum-акселераторов. В 2016 году его назвала лучшим CB Insights — отталкиваясь от уровня финансирования его выпускников.

У акселератора два хаба: в Сан-Франциско и в Мюнхене, но участие в программе из-за пандемии сейчас виртуальное. Сам акселератор сообщает, что нет необходимости прилетать, хотя такая возможность не исключается. Компании, уже присутствующие в США, могут получить место в коворкинге в Сан-Франциско во время участия в программе. Соответственно, все встречи, конференции, воркшопы и другие мероприятия проводятся по часовому поясу США.

Что он дает

Alchemist предлагает полугодовую программу, в рамках которой помогает стартапам с привлечением капитала, знакомствами, наставничеством, комьюнити, доступом к глобальным рынкам и экспертизе, образовательным компонентом. А также предоставляет начальные инвестиции победителям в размере $36 000. Программа составляется персонально под каждый стартап — фаундеры могут выбирать, в чем участвовать и чем заниматься.

Помимо этого во время участия в программе стартапам компенсируют стоимость вступления в Alchemist — это чуть больше $10 000. Также есть скидки и кредиты от партнеров акселератора на маркетинг, юридические услуги и многое другое: в среднем суммарно эти льготы оцениваются в $175 000.

В рамках акселератора инвестиции предоставляют свыше 15 международных венчурных фондов. Среди них Cisco Systems, Sapphire Ventures, GE Ventures, Salesforce, Johnson Controls (Tyco) и другие. Помимо этого стартапы могут получить деньги от организаций-партнеров — Accel, Bain Capital, Andreessen Horowitz и других.

Кроме того, есть шансы на M&A сделки: за девять лет существования акселератора 35 стартапов были приобретены крупными корпорациями — например, в 2016 году Cisco купила Synata: сервис локального и облачного поиска.

Главное преимущество Alchemist — высокие шансы на привлечение денег после акселератора. Из более чем 300 стартапов, которые прошли через Alchemist, 150 проектов получили инвестиции от $500 000. А средняя сумма средств, которые привлекли выпустившиеся из акселератора компании, находится на уровне $1,2 млрд.

Второе важное преимущество — доступ к сети выпускников, инвесторов, клиентов и наставников акселератора. В рамках программы стартапам доступны как индивидуальные, так и групповые встречи с экспертами. Групповые представлены в основном Alchemist Feedback Summits: однодневными саммитами для сбора инвестиций. Также по четвергам проходят еженедельные «собрания алхимиков», где можно пообщаться с другими фаундерами. После собрания зачастую проходят воркшопы и лекции.

Кого берут в акселератор

Акселератор принимает любые технологические стартапы, которые работают с фокусом на b2b или enterprise, но в приоритете пять направлений: Industrial IoT, FinTech с упором на Cybersecurity, Climate Tech, Digital Health и Diversity. Не имеет значения, на какой размер компании-клиента ориентирован стартап, по какой бизнес-модели работает. Как и не играет роли наличие или отсутствие успехов у проекта до вступления в программу.

Команда — наиболее значимый момент для Alchemist.

Несмотря на то, что официально у стартапа может быть только один фаундер, и такие истории есть среди выпускников программы, поэтому технически это не причина для отказа, на сайте акселератора указано, что в приоритете проекты с двумя или тремя людьми в core-team. При этом идеальной командой Alchemist называет вариант, где один или два технических соучредителя и один бизнес-соучредитель.

После подачи заявки в течение двух недель фаундеру приходит приглашение на онлайн-интервью. В течение недели после него комитет принимает решение и в случае согласия высылает на почту документы для вступления в программу. Акселератор отбирает 25 проектов, находящихся на начальном этапе. В финале они проходят через Demo Day — мероприятие, на которое приглашается около 200 венчурных инвесторов. В ходе Demo Day стартап может привлечь средства.

Истории стартапов

Илья Никольский

Основатель Particle.one

Наша команда прошла в Alchemist в весенний поток 2019 года. Было много сомнений, потому что бизнес уже был прибыльным, имелись клиенты в Америке. Но в итоге решили, что Alchemist поможет нам с привлечением клиентов и инвесторов для нового раунда в США. Поток стартовал в конце марта и только в конце февраля мы решили подать заявку. Наш инвестор познакомил нас с выпускником Alchemist из России, который сделал интро сразу управляющему партнеру акселератора. После зума с Рави Белани (основатель Alchemist) нас взяли.

Где-то между этими тремя звонками еще была заявка. Заполнение заявок — это отдельный навык: было время, когда мы каждые пару месяцев кидали заявки во все топовые американские акселераторы, так что неплохо набили руку. Я считал и считаю видео самой важной частью заявки — после теплых интро, конечно.

Илья Сергеенко

Основатель Geecko

Мы подавались в три акселератора, а прошли только в Alchemist. У нас было несколько рекомендаций от разных проектов, и это самое важное. Как оказалось, у Alchemist существует реферальная программа. Акселератор очень подробно спрашивает у других компаний, знают ли они, что за проект подал заявку. Если кто-то говорит, что знает, его начинают расспрашивать, что он думает про этот стартап. После, если стартап проходит в программу, фаундер, который его рекомендовал, получает 100-300 акций в нем. Это не очень много, но хорошая мотивация.

Интервью с комитетом акселератора проводилось ночью по Москве, мы с кофаундерами проходили его дистанционно по Zoom, потому что это было ковидное время. Всего отводится 15 минут: восемь на питч проекта и семь на защиту — вопросы и ответы. За 15 минут комитет собирает достаточно информации, знакомится с фаундерами и уходит думать. Дальше по регламенту в течение недели должен прийти ответ, но мы получили его только спустя три недели. В онлайне подписали документы, которые пришли на почту, а потом на новости о попадании в Alchemist собрали у бизнес-ангелов $500 000.

Дмитрий Никитин

Я вижу много статей о том, как выбрать правильно акселератор из тех, что дают. Но по факту, это выбор из тех, которые тебя принимают. Мы попали в Alchemist в 2020 году, и прежде чем пройти в него, моя коллега Ольга подала штук 50-60 заявок в разные акселераторы. А в итоге мы прошли фактически только в один голландский и в Alchemist. Выбрали последний, потому что он себя называет лучшим для b2b, а у нас проект именно в этом направлении.

После финального интервью нам пообещали, что свяжутся с нами в течение недели, но уже на следующий день на почте лежали документы на подпись. Поскольку это был май 2020 года, разгар пандемии, нас предупредили, что акселератор будет проводиться в онлайн-формате, прилетать в Сан-Франциско необязательно. Но мы рекомендации не послушали и отправились в США — единственные из 25 проектов, прошедших в программу.

Там нам дали место в коворкинге, где обычно проходили встречи фаундеров и инвесторов, партнеров и остальных от акселератора. Однако в пандемию мы мало с кем пересекались и живого взаимодействия сильно не хватало. Особенно на контрасте с предыдущим опытом в Startup Lab.

Во время пандемии четверговые встречи с лекциями и обменом опытом и знаниями проходили по расписанию, с 9 утра до 13-14 часов дня, но через Zoom. Вовлеченность в таком формате, конечно, сильно ниже, чем если бы это было вживую. Плюс, были какие-то огрехи в организации, но я это списываю на пандемию и неотработанную практику проведения этого всего через видеосвязь.

Как повысить свои шансы

Для Alchemist очень актуальна значимость рекомендаций, причем их дать могут как инвесторы-партнеры, так и другие фаундеры, уже проходившие акселератор. Это становится дополнительным шансом попасть как минимум на отборочное интервью. Ключевое требование акселератора: инвестор должен советовать только тех, кого готов менторить самостоятельно.

Поэтому просто найти чье-либо предложение и понадеяться на получение рекомендации за пять минут не выйдет: нужно установить хотя бы минимальный контакт и пообщаться. То же самое касается фаундеров других проектов — они должны не просто знать о существовании вашего стартапа, но и понимать, чем он занимается, почему интересен.

Главная рекомендация для стартапов, желающих пройти в Alchemist и в целом в любые акселераторы — это развивать нетворк.

Через посещение отраслевых и профессиональных мероприятий, знакомства в социальных сетях, участие в сообществах. Это помогает найти людей, уже имеющих опыт участия в таких программах, узнать у них особенности прохождения конкретного акселератора, попадания в него, и возможно получить рекомендации.

Развить нетворкинг и сформировать качественное окружение также помогают сообщества. В Heg.ai состоят фаундеры и предприниматели из самых разных областей, а само сообщество помогает стартапам с выходом на международный рынок.

Больше экспертных статей об участниках сообщества и их опыте в нашей колонке на vc.ru. Узнать подробнее про нетворкинг можно в блогах Инстаграм и Телеграм.

3030
15 комментариев

Прошли в этом году Alchemist тоже – замечательный опыт. Очень насыщенная программа на полгода, дельные советы и менторы, отличное комьюнити.

В конце акселерации получили почти сотню интервью с венчурными фондами. Замечательная возможность со всеми познакомиться и рассказать о продукте.

2
Ответить

Что у вас за продукт?

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

И попасть в партнерскую инвест воронку самого alchemist.
За этим туда и идут.

2
Ответить

Очень полезный материал!

1
Ответить

Классная статья, интересно почитать мнения тех, кто непосредственно прошёл акселератор)

1
Ответить

Спасибо за статью! В этом году после финального интервью алкемист нас не взял. Прорвёмся в следующем)

1
Ответить